Пунктуация в поэзии - вольная птица

Шельпякова Ольга
Цветаева. В каждом стихотворении тире. У неё этот поэтический знак, как хамелеон, приобретает различный смысл в зависимости от контекста: то —распахнутые объятья, то — отстраняющий жест.

"У меня в Москве — купола горят,
У меня в Москве — колокола звонят,
И гробницы, в ряд, у меня стоят, —
В них царицы спят и цари."

Кузмин любил двоеточия: как разделительный знак-ворота, для уточнения смысла, раскрытия его, и для передачи прямой речи.

"Чем ты, луг зеленый, зелен,
Весенними ль травами?
Чем ты, мед янтарный, хмелен:
Какими отравами?"

У Анненского многоточие... прерывистая от волнения поэтическая речь, невозможность понять этот мир.

"С самых тех пор
В горле какой-то комок…
Вздор…
Этого быть не может…
Это — подлог…"

Бродский пользовался точкой, как никто другой. Этот знак похож на вбитый гвоздь. Он утверждает, не оставляет места для колебаний и вопросов, связан с каким-то горьким непреложным знанием.

"Клен выпускает первый клейкий лист.
В соборе слышен пилорамы свист.
И кашляют грачи в пустынном парке.
Скамейки мокнут."

А я грешу запятыми, расставляя их как вешки, и не люблю тире. Для справки: запятая на Руси узаконена с XV века, её название связывают со знакомым нам словом "запинаться" то есть, приостанавливаться. Тире - это "ступеньки", которые приходиться преодолевать вверх или спускаться по скользкой лестнице вниз. Некоторые недостатки во всяком авторе необходимы для существования его в известном роде. Если их уничтожишь, то исчезнет и жизненная мера его произведений... В этом смысле интересно высказывание поэта Е.А.Баратынского: "Я думаю, что в произведениях поэзии, как в творениях природы, близ красоты должен быть недостаток, ее оживляющий."
К слову, с недавних пор, стало модно отказываться от знаков препинания (футуристы и поставангардисты).
"У поэтов есть возможность авторского знака. Не надо забывать, что в стихах происходит постоянное противостояние двух разных интонационных типов, иногда следует сделать уступку стиховой интонации в ущерб фразовой. Корректор, правящий стихотворный текст по законам прозаического, может наломать немало дров, исказив стихи. Знаки препинания в поэзии — это мимика души и запись голоса."/Е.Невзглядова/

***

Мне указали на ошибки,
мол, ставлю много запятых.
Страшнее не придумать пытки
под лупой изучать листы.
Я рецензенту поклонилась
по-русски в пояс до земли:

- Какую Вы явили милость,
припёрлись из такой дали'
мои стихи читать и править
стальной недрогнувшей рукой.
Знать, линзы в роговой оправе
совсем не ведают покой.

А как же авторские знаки,
особый почерк, вольный стиль?
Ну что, корректоры-бедняги...
неграмотное всё - в утиль?
Тире Цветаевой в помойку,
и точки Бродского туда ж!

Но проще Шельпякову Ольку
натыкать носом в стих. Кураж!
Слабо' по смыслу им придраться,
тире и точки - их удел.
Надраят критикой до глянца.
В чужие строки - сотни стрел.

Летят они, конечно, мимо.
Но уважая тяжкий труд,
поправлю всё, что исправимо.
И запятые уберу...
Тире добавлю от бессилья.
Ножами текст не режет глаз?

Не то, чтоб вы меня взбесили.
Мне просто жалко стало вас...

P.S. В этом прои, при всём моём уважении, ничего исправлять не буду. Руководствуюсь советом моей бабушки Настасьи Димитриевны (Царствие ей небесное...) "Лучше перебздеть (с запятыми) чем недобздеть". Извините за мой французский.

*стих - это строка стихотворения
*прои - (сокращ.) произведение
*тезисно использованы материалы статьи "Знаки препинания в стихотворной речи"
(Е.Невзглядова) журнал Звезда, номер 10, 2016