Аввакумов день

Александр Суворый
Зима красна и опасна,
Но всех защитит Аввакум
И верою жив будет праведный.

Во все времена, даже в самые отдалённые, рождаются люди, наделённые даром ощущать окружающий мир как свой собственный, которые могут прозревать сквозь века и время, предрекать будущие события, основываясь на своих инстинктах, интуиции, мироощущении и миропонимании. Таких людей называют пророками. Таким был святой пророк Аввакум, день памяти которого отмечается 15 декабря (2 декабря) – в Аввакумов день.

Аввакумов день ещё только начало зимы, но уже настоящей, снежной и морозной зимы, наполненной всякими опасностями, особенно для детей. Снежные горки и ледяные дорожки манят лихо прокатиться-скатиться. Прозрачные сосульки искрятся на солнце и манят утолить жажду ледяным вкусом воды. Рыхлые сугробы манят поваляться и искупаться в снегу. Всё это радует в игре, но печалит в простуде и травмах. Вот почему в Аввакумов день – день исполнения пророчеств – на Руси все матери традиционно стараются не отпускать от себя детей, берегут своих несмышлёнышей от злых духов – бед и напастей.

Святой пророк Аввакум жил и пророчествовал очень давно – 2672 года тому назад (в 650 году до н.э.). Аввакум, сын Асафата из «колена» (рода) Симеонова, входит в число 12-ти «малых ветхозаветных библейских пророков». Родина Аввакума - небольшое селение Бетзохар (Виезахир) где-то на территории Иудеи того времени. Имя «Аввакум» означает «обнимающий, обхватывающий», но потом имя этого человека приобрело символическое значение – «сильный борец, подвижник».

Во времена Аввакума на заре раннего этапа формирования иудаизма процветала ветхозаветная религия Яхвизм – признание племенного божества Яхве главным богом. При этом допускалась вера, но не поклонение, другим богам западносемитской мифологии:
- Ваалу (Баалу) - «хозяину», «владыке», «богу-владыке», божеству в ассиро-вавилонской мифологии, почитавшемуся в Финикии, Ханаане и Сирии как громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба, солнца;
- Молоху (Молеху, Милхому) – «царственному», верховному божеству моавитян, ханаанеян и аммонитян, которому приносили в жертву детей, так же, как и Баалу;
- Ашере (Асират, Асирту, Асирату; хеттская Ашерту, аморрейская Ашрату) - «воздвигнутой», «счастливой», «награждающей счастьем», угаритско-финикийской и ханаанской богине, праматери и владычице богов, супруге верховного угаритского бога Илу (Эля - «бог»); спутнице Ваала («владыки мира») в виде дерева или древесного ствола (украшенного тотемного столба), символизирующей «Древо Мира», Вселенную, Природу (синодальный перевод слова «ашера» - «роща», «дубрава», «идол дубравный», «дерево» и «Астарта»);
- Астарте (Астарте – греческой богини любви и власти Иштар, заимствованной греками из шумеро-аккадского пантеона через культуру финикийцев), упоминаемой с XIV века до н.э. как — Ашерах, Ашерат, Аштарт, Ашера, Ашират. Атаргатис (Атаргатида), Астарты, Атаргата или Тарата, Аштарот, Ашторет, Аштерт (с X по VIII век до н.э.), главной богини торгового и религиозного взаимодействия и сосуществования народов Древней Месопотамии, Вавилонии и Ближнего Востока.

Яхвизм сопровождался древними ритуалами и обычаями жертвоприношений животных на алтарях перед идолами богов, кропления их кровью и последующее сожжение потрохов и частей животных с целью получения дыма с ароматом амбросии (оливкового масла и жира) для поддержания бессмертия языческих богов. Яхвизм допускал экстатические культы и человеческие жертвоприношения детей-первенцев, поклонение талисманам, чурингам или скрижалям, испещрённых рунами (письменами). Проводниками яхвизма являлись жрецы, совершавшие жертвоприношения, пророки и герои – демиурги и трикстеры.
(Понимание этого текста требует специальных научных исторических знаний).

При иудейский царях Езекии (VIII век до н.э.) и Иосии (VII век до н.э.) Яхве был утверждён как «единственный Бог», Ашера – как жена бога Яхве, а яхвизм, как основа монотеистической религии, из которой затем выделилась религия самарян и иудаизм «Второго храма».

Достигнув «возраста совершенного» (совершеннолетие, 18 лет), «Аввакум, строго соблюдая традиционные заповеди, твёрдо встал на пути добродетели и был удостоен даром пророчества, ревностно выступил на обличение беззаконий». Аввакум жил и пророчествовал после царствования иудейского царя Езекии (716/5 – 687/6 до н.э.), когда на престоле царствовали цари: Манассия, сын Езекии и потом Амон, сын Манассии, то есть с 660 по 611 гг. до н.э.

По свидетельству Священного Писания (2Пар.33:9; 4Цар.;21:2–10), в народе Иудейском при Манассии были постоянные раздоры и злодейства: сильный угнетал слабого, и негде было искать суда справедливого. Сам царь Манассия был первым гонителем невинных: он пролил весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края и до края (4Цар.21:16). По преданию, в числе невинных пострадал в это время и святой пророк Исаия, равно как пострадали многие другие обличители неправд и нечестия царя и народа. Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен Ассирийцами, раскаялся и обратился к Истинному Богу (Яхве). Но зло, посеянное им, пустило уже глубокие корни среди народа еврейского; Манассии же наследовал нечестивый сын Амон, подобно отцу своему преданный грубому идолопоклонству.
(Здесь и далее данные из источника: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010).

Пророк Аввакум глубоко скорбел о развращении своих современников. Не находя нигде правды, он изливал свою скорбь, взывая к Яхве:
– Доколе, Господи, я буду взывать – и Ты не слышишь меня, буду вопиять о насилии – и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствие? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв.1:2–4).

В прозрении Аввакум понял и осознал, что «скоро должно наступить наказание за всеобщее нечестие». Он предвидел страшное событие - разрушение храма и самого Иерусалима, завоевание и Вавилонское пленение своего народа халдеями - народом свирепым и необузданным, «который быстро проходит по пространствам земли, чтобы завладеть чужими селениями». «В трепетном ожидании грозного нашествия», пророк Аввакум предвидел, что «гордые и нечестивые халдеи совершенно истребят избранный народ Яхве».

Аввакум предвидел, что «единственным спасением его народа будет вера, а гордые и необузданные халдеи сами должны будут испытать ту же участь, которую они приготовили побежденным народам (Авв.2:4)».

Чтобы не повергнуть соотечественников в отчаяние от предстоящего им тяжкого испытания, Аввакум произнёс притчу на погибель Халдеев, возвестив пятикратное горе угнетателям (Авв.2:9–19). Пророк, в озарении свыше, предвещал, что Бог грядет для спасения народа Своего от горы приосененные (тенистые) чащи (горы Фарана), для спасения помазанного Своего, и наступит такое время, когда вся земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море (Авв.3:13).

Пророчество Аввакума не только о спасении богоизбранного народа из плена Вавилонского, но и о спасение рода человеческого, то есть это мессианское пророчество. Пророческий дар Аввакума провидел избавление от греховного рабства всего рода человеческого в его религиозном обновлении, в будущем приходе Мессии – «Бога и Спасителя». Такое мессианское пророчество Аввакума принесло ем имя и славу «Богоглаголивого», а «молитвенная песнь Аввакума служит основанием 4-й песни церковных канонов, изображающей всемогущество Бога и непостыдную надежду на него».

Когда между 589 - 587 гг. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор II осадил Иерусалим, столицу Иудейского царства, пророк Аввакум удалился из города. Зная, что бедствие уже неотвратимо, и что сопротивление столь сильному завоевателю будет бесполезно, пророк с горестью оставил своё отечество, чтобы не видеть разорения его и избежать жестокости победителя. Аввакум поселился в земле Аравийской, в городе Остракине, на границе Аравии, Палестины и Египта и жил здесь добровольным изгнанником до самого удаления врагов из его отечества. Иерусалим и Иудея пали после 18-месячной осады, после которой вавилоняне разграбили город, разрушили Первый Храм и увели в плен множество народа.

Когда халдеи удалились из Иудеи, Аввакум возвратился на свою землю и продолжил труд хлебопашца. Здесь с ним произошло чудо мгновенного перенесения его в Вавилон, к львиному рву, в котором томился пророк Даниил. Аввакум накормил Даниила похлёбкой и хлебом, который нёс своим жнецам в поле, и также мгновенно очутился опять на своей земле. Так пророк Аввакум «проразумел, что народ Иудейский возвращён будет из Вавилона в Иерусалим», но случилось это только через 70 лет, и Аввакум не дожил до этого, умер в старости и погребён был с честью на собственном поле, вероятно, в 600 году до н.э.

По свидетельству церковного историка V века Созомена, мощи святого пророка Аввакума были обретены вместе с мощами святого пророка Михея в царствование Феодосия II младшего (408-450 гг.) по боговдохновенному сновидению Зевенва, епископа церкви Елевферопольской в городе Елевферополь (Палестинский, ныне руины близ Бет-Гуврин, Израиль).

Святой пророк Аввакум оставил после себя книгу, входящую в состав Танаха (в разделе Невии - «пророки») и Ветхого Завета (восьмая книга из «Двенадцати малых пророков»). Литургический характер книги даёт основание предположить, что Аввакум (Хаваккук) был либо храмовым пророком, либо левитом-певцом (жрецом храма бога Яхве). Судя по содержанию книги пророка Аввакума, она была написана незадолго до первого захвата Иерусалима халдейским царём Навуходоносором в 597 г. до н.э. во время правления иудейского царя Иоакима.

В первой части книги Аввакум мысленно общается с Яхве и размышляет о причине страданий и зла, причиняемого народу Иудеи. Во второй части Аввакум вопрошает Бога, почему он безучастен к насилию и злу, и несправедлив к богоизбранному народу. Отвечая Аввакуму, Бог, устами автора книги, говорит, что «орудием наказания иудейского народа будут могущественные халдеи, которые опустошат Иудею и будут судьёй народу Божьему» за свои грехи.

Бог Яхве вводит Аввакума в шок и трепет, но при этом даёт универсальное правило жизни людей верующих в Бога: «Праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4). Эта словесная формула веры станет общей для иудаизма и христианства, для всего человечества, независимо от веры в тех или иных богов. Слова «праведный верою жив будет» стали одной из основ христианского мышления. Они трижды цитируются в Новом Завете: в Рим. 1:17, Гал. 3:11, в Евр. 10:38. Вот поему святой пророк Аввакум почитаем и чтим до сих пор…

Кондак пророку Аввакуму, глас 8:

Возгласи;вый вселе;нней от ю;га прише;ствие Бо;жие от Де;вы, Авваку;ме богоглаго;ливе, и на Боже;ственней стра;жи предстоя;нием слы;шания от светоно;сна а;нгела Христо;во Воскресе;ние возвести;л еси; ми;ру,
сего; ра;ди ве;село зове;м ти:// ра;дуйся, проро;ков све;тлая добро;то.

Перевод: Возгласивший вселенной с юга пришествие Божие от Девы, Аввакум Боговдохновенный, и на Божественной страже предстоя (Авв.2:1), ты услышал от светоносного ангела о Христовом Воскресении, которое возвестил ты миру, потому с радостью взываем к тебе: «Радуйся, пророков светлое украшение».

В Аввакумов день на Руси деревенские ведуны, волхвы и знахари проводили специальные обряды, помогающие оградить маленьких детей от злых духов, поэтому в этот день матери с утра и до самой ночи держали детей рядом, не отпуская их ни на шаг от себя.

Аввакумов день начинался с молитв святому пророку Аввакуму, который считается покровителем детей, у которого просили защитить своих чад от болезней, травм, злых духов и недобрых людей. Этот день вообще считался подходящим для очищения дома от всякого неустройства, для чего полагалось выбросить или раздать ненужные вещи. В Аввакумов день женщины занимались рукоделием, так как разрешалось в этот день прясть, вязать и шить. Только не штопать рваньё и не латать дыры на одежде и обуви – удачи не будет.

Аввакумов день полагалось провести в кругу семьи за неспешной беседой, обсуждением семейных и домашних дел, в общении с родственниками и детьми. Идёт Рождественский пост, поэтому угощение должно быть тоже постным, скромным.

В Аввакумов день запрещалось поднимать с земли деньги или любые предметы, особенно лежащие на перекрестке, потому что с такими вещами может быть передана порча. В этот день запрещалось повышать голос в общении и на детей, так как это может привести к тяжкой болезни. Нельзя было что-то ремонтировать по дому с громкими звуками, чтобы не обидеть домового, иначе он может разозлиться и мстить хозяевам, а то уйти совсем из дома. В Аввакумов день нельзя было мыть голову, стричь волосы, делать причёску, особенно, беременным, иначе у них ухудшится настроение.

В Аввакумов день не начинали новых дел, не строили планы на будущее, не отправлялись в дальнюю дорогу, не искали выгоды, но поглядывали на погоду и примечали приметы: если вороны кружат над домами, то близится непогода; если домашняя скотина обильно кушает, то будут холода; если рано утром в Аввакумов день услышать щебетанье птиц, то счастье не за горами.

В Аввакумов день именины отмечают: Степан, Андрей, Иван, Николай, Кирилл, Владимир, Матвей, Борис, Сергей, Маргарита. Как правило, люди с такими именами красивы, умны, образованны, являются героями и лидерами. Они просты по сути, но обладают внутренним достоинством и обижать их не рекомендуется.