Андреев день

Александр Суворый
Первый из тринадцати. Он видел всё:
И Миссию, Учение, Распятие и Крест.
И воскресение своё в Андреев день.

13 декабря (30 ноября) день апостола Андрея Первозванного (Андреев день) – одного из первых четырёх учеников Христа, младшего брата апостола Симона Петра Ионинова, друга апостолов Иоанна и Иакова Зеведеевых. Андрей, его брат и два друга, были родом из городка Вифсаида, расположенного на северо-западном берегу Галилейского озера. Все они были рыбаками, как и их отцы.

Какими были эти первые четыре ученика Христа, хорошо повествует история их родной местности - Галилеи. Галилея (ивр. ;а-Галиль, «область, округ, местность»; араб. аль-Джалиль) – историческая область Ближнего Востока, Средиземным морем на западе, Изреельской долиной на юге и Иорданской долиной на востоке. Традиционно делится на Верхнюю и Нижнюю Галилею.

Более 3000 лет до н.э. Галилею заселили хананеи. Более 2000 лет до н.э. эти земли заселили хурриты, хетты и египтяне. В 722 году до н.э. Галилея вошла в состав Ассирийской державы, местное население было выселено. В 539 году до н.э. Галилея перешла под власть Персии. В 333 году до н.э. Александр Македонский отвоевал Галилею у персов и началась колонизация земель греческими и македонскими колонистами. После этого Галилея несколько раз попадала под власть эллинистических династий Птолемеев Египта и сирийских Селевкидов. В 63 году до н.э. Галилея была завоёвана Римской империей.

В I веке н.э. Иуда Галилеянин (Иехуда бен Хизкия; Иуда из Гамалы) – выходец из города Гамла (Гамалы), софистес (учёный), основатель «философской школы» и галилейский повстанец, сын Хизкии (бен Хизкия), который был лидером галилейских мятежников и которого казнили по указу царя Ирода Великого. После смерти Ирода Иуда Галилеянин увлёк толпу евреев-галилеян и захватил царский арсенал в городе Сепфорис. Иуду Галилеянина поддержали местные фарисеи во главе с Саддуком, которые протестовали против переписи населения, устроенной римским прокуратором Квиринием.

Восстание в городе Сепфорис спровоцировали приход римских войск в Галилею и её полное опустошение. Большинство местного населения Галилеи было перебито, а остальные проданы римлянами в рабство. Иуда Галилеянин был убит. «Во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлёк за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались». (Деян. 5:37).

Сыновья Иуды Галилеянина, Яков и Симон, были распяты Тиберием Александром в 46 году; другой сын, Менахем бен-Иехуда, сделался предводителем сикариев и во время Иудейской войны захватил на короткое время Иерусалим. Внук Иуды Галилеянина, Эл‘азар бен-Яир, руководил обороной Масады. Вероятно (гипотеза Робера Амбелена) Иисус Христос был старшим сыном Иуды Галилеянина.

(Такова реальная история Галилеи и её исторических представителей - автор).

Название «Галилея» имеет несколько значений (переводов названий): «катиться», «волна», «округ», «окрестность», «удаление», «рассеяние», «округ народов» или «место, где рассеяны разные народы». Ко времени Иисуса Христа у евреев-галилеян было особое от жителей Иудеи наречие (Мк. 14:70).
 
Большинство апостолов были галилеяне (Деян. 1:11). Главными галилейскими городами были Вифсаида (родина апостола Андрея, Петра и Филиппа — Ин. 1:44), Кана Галилейская (родина Нафанаила — Ин. 21:2) и Назарет (город, в котором Иисус Христос провёл детство — Мф. 2:23; Мф. 21:11). Галилеянином почитали иудеи Иисуса Христа (Мф. 26:69; Ин. 7:41). Согласно евангелисту Матфею, после воскресения сначала ангел (Мф. 28:7), а затем Иисус (Мф. 28:10) направили апостолов в Галилею. В эпоху апостола Павла в Галилее существовали церкви (Деян. 9:31).

(Здесь и далее данные из сетевых и книжных энциклопедий, из соответствующих теме источников Википедии)

Галилея отличалась плодородием и живописностью, а жители её – добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей – греческое и в переводе значит «мужественный». Вот почему местные галилеяне из Вифсаиды, в том числе братья Андрей и Пётр, сыновья Ионины, а также братья Иоанн и Иаков, сыновья Зеведеевы, (все – будущие апостолы, ученики Христа) были предрасположены к вольным философским традициям. 

Когда Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча – Йоханан бен Зехарья - «сын Захарии»; Йоханан ѓа-Матбиль (Хаматвил) –  «совершающий ритуальное очищение водой»; по-гречески - Иоаннис о Ваптистис; Иоаннис о Продромос; по-латыни - Baptista; по-арабски - Ya;y;, Y;;anna, живший в 6-2 годы до н.э. и умерший около 30 года н.э., согласно Евангелиям: «ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии», жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения (окунания в воду) для очищения от грехов и покаяния иудеев, которые впоследствии стали называться «таинством крещения», омывал (крестил) в водах реки Иордан Иисуса Христа и совершил его ритуальное погружение в воды реки Иордан, слух об этом облетел всю Галилею.

Андрей вместе со своим земляком Иоанном Зеведеевым последовал за пророком Иоанном Крестителем. Тогда многие думали, что, может быть, Иоанн Креститель и есть всеми ожидаемый Мессия – освободитель от мук римского режима, но Иоанн объяснил людям, что он «не Мессия, а послан только приготовить Ему путь». В то время Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю на Иордан для Крещения, и тот, указывая на него, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грехи мира».

Услышав это, Андрей с Иоанном Зеведеевым последовали за Иисусом. Увидев их, Иисус Христос спросил: «Что вам надобно?». Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?». «Пойдите (со мной) и увидите», – ответил Иисус, и с того времени они стали его учениками. В этот же день апостол Андрей пошёл к своему старшему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию». Так будущий апостол Пётр присоединился к ученикам Христовым.

Однако братья Андрей и Симон Пётр Ионины и братья Иоанн и Иаков Зеведеевы должны были вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой – рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Иисус Христос, проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал им: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети, и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.

(Здесь и далее цитатное изложение произведения "Подвиги и страдания святого Апостола Андрея Первозванного", святого Димитрия Ростовского).

Иоанн Креститель считается исторической фигурой; он упоминается во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия. Последний из пророков прихода Мессии Иоанн Креститель (в исламе Яхья или Йахья,  в христианских арабских церквях – Юханн) был обезглавлен по волевому изъявлению иудейской царицы Иродиады руками её дочери – Саломеи (Мф. 14:8, 9), а святой Андрей Первозванный, после Сошествия Святого Духа на апостолов – учеников Иисуса Христа – отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны.

Андрей Первозванный прошёл Малую Азию, Фракию, Македонию, дошёл до Дуная, прошёл побережье Чёрного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест.

Помолившись, он поднялся ещё выше по Днепру и дошёл до поселений славян, где был основан город Новгород. Отсюда апостол прошёл через земли варягов в Рим для проповеди и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь. Имя святого апостола Андрея связывает мать – Церковь Константинопольскую с её дочерью – Русской Церковью.

На своем пути апостол Андрей Первозванный претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нёс людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола совершались чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда в 62 году н.э. пришёл апостол Андрей Первозванный, и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры, расположенный у Коринфского залива (Греция).

Святой апостол Андрей Первозванный Андрей успешно склонил к христианству большинство жителей Патры, но языческий правитель Патр – Егеат не поддался на проповеди апостола и приказал казнить Андрея мученической смертью на кресте, как в свое время казнили его учителя Иисуса Христа. Только крест по приказу Егеата был сделан в виде буквы «Х». Андрея распяли на нём, не прибивая руки и ноги гвоздями, а крепко привязав верёвками, чтобы он дольше мучился на жарком солнце. Андрей висел на кресте несколько дней, и всё это время он беспрерывно читал молитвы и проповедовал жителям Патры.

Люди, слушавшие святого апостола Андрея Первозванного, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея с креста, руки им не повиновались. Распятый апостол произнёс: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Яркое сияние осветило крест и распятого на нём святого мученика. Когда сияние исчезло, дух и душа святого апостола Андрея Первозванного покинула его тело. Максимилла, жена правителя Эгеата, сняла со креста тело апостола и с честью погребла его.

Косой крест, на котором принял мученическую смерть святой апостол Андрей Первозванный, со временем получил название «Андреевский», примерно в X веке, когда такие кресты вошли в применение во Франции, но тепреь уже в христианской, а не в языческой вере.

Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея.

Русская Православная Церковь торжественно чтит память святого апостола Андрея Первозванного. Русский император Пётр I Великий учредил в честь святого апостола первый и высший орден Андрея Первозванного, который давался в награду сановникам государства, а петровский Андреевский флаг, начертанный его рукой на белом фоне голубой крест формы «X», стал флагом Военно-Морского Флота России.

Кондак (краткая церковная песнь) апостолу Андрею Первозванному, глас 2:

Му;жества тезоимени;таго Богоглаго;льника
и Це;ркве возсле;дователя верхо;внаго,
Петро;ва сро;дника восхва;лим,
зане; я;коже дре;вле сему;, и ны;не нам воззва;:
«Прииди;те, обрето;хом Жела;емаго».

Перевод кондака: Соименного мужеству (от др.греч. ;;;;;;; — мужественный) Богопроповедника и призванного первым из учеников Спасителя, родственника Петра восхвалим; ибо он, как некогда ему, и ныне нам возгласил: «Придите, мы нашли Желанного!» (Ин.1:40-41).

На Руси Андреев день или день Андрея Зимника, как многие подобные памятные дни, получил своё название по имения святого апостола Андрея Первозванного, но изначально это был обычный день народного (природного, языческого) календаря, наполненный символическим и приметным содержанием. В этот Андреев день или в Андрееву ночь, второй раз после Юрьева дня, слушали воду в прорубях и в колодцах: если тихая – то зима будет тоже тихой, если журчит-шумит, издаёт разные звуки, то зима будет шумной, метельной, с трескучими морозами и заливными оттепелями.

Андреева ночь была для гаданий девушек на суженого-ряженого. Девушки, мечтающие о замужестве, обращались к святому апостолу Андрею Первозванному с молитвой о помощи во встрече с хорошим, добрым и достойным человеком, женихом. От ужина девушки тайком брали кусочек хлеба и клали себе под подушку, приговаривая: «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать». При этом, как правило, девушки во сне видели фигуру и одежду суженого-ряженого, но не его лицо…

На Андреев день, несмотря на Рождественский пост, полагалось накрывать разнообразное застолье из разных постных кушаний. При этом к такому богатому толу гостей старались не приглашать, чтобы «не быть голым, босым, простоволосым».

В Андреев день запрещалось: выполняя тяжелую работу по дому, иначе будут проблемы; заниматься рукоделиям (шитьем, вязанием, вышиванием), так как в этот день можно уколоться и заболеть; ругаться с родственниками, особенно с супругами, потому что в Андреев день любая ссора может быть плачевной, долгой во времени, с продолжением.

В Андреев день полагалось вести себя достойно, милосердно, но не шумно, без разухабистого веселья и пьяного застолья. Злословствующих, ябедников, мстительников, интриганов, распространителей слухов и наветов ждут неминуемые несчастья, беды, серьёзные проблемы с денежным благополучием.

В Андреев день именины отмечают: Андрей, Фёкла, Василий, Илларион, Анатолий, Иван, Иосиф, Григорий, Исаакий, Владимир, Арсений. Эти имена считаются удачными, несущими их владельцам удачу, потому что у таких людей, как правило, лёгкий характер; они добры и отзывчивы.