О любви к себе

Владимир Федоров 5
Себя не полюбив, другого не полюбишь,
Только любовь к себе, есть к счастью ключ,
Без этого любовь любую ты погубишь,
Сколько себя любимого не мучь...

(Пролог)

Такое мненье в обществе единодушно,
Что надо людям всем любить себя,
Любить ещё кого-то тоже нужно,
Нельзя же жить, лишь одного себя любя!

Поверь – жить без любви, нельзя ни дня,
Чтоб полюбить вокруг тебя весь мир,
Любовь ты обрати сначала на себя,
И лишь потом смени любовный ориентир!

Любить себя — быть честным сам с собою,
Не принимать от близких похвалу и лесть,
Быть как солдат – всегда готовым к бою,
Жить не в мечтаньях, жить сейчас и здесь!

Любить себя — не значит восхищение,
А это значит – всё в себе принять,
Все личные свои несовершенства,
Простить себе, чтоб не бессмысленно страдать!

Немногие этим похвастать могут,
Любить себя таким, каков ты есть,
Не презирать себя, собою не стыдиться,
И крест судьбы с достоинством свой несть!

Любить себя, значит спокойно относиться,
К тому, что в нас имеет место быть,
И несмотря на это найти силы,
Чтобы себя по настоящему любить!

Зачем любить себя, коль ты себя не любишь,
Пороков, что внутри тебя не перечесть,
Зачем ты каждый день себя сурово судишь,
Даёшь в любви к себе другого предпочесть…

Любовь к себе для многих недоступна,
Они себя не в состоянии полюбить,
Пока беднягам этим не помогут,
В согласии полном, сам с собою быть!

Чтоб одарить любимого любовью,
Сначала стань собой любимым сам,
И до тех пор, пока такое не случится,
Любви взаимной, никогда не видеть вам!

Я всё люблю себя сильней, день ото дня,
И потому, открыт любви мир для меня…

13.12.2022г


Примечания:

*  - О любви к себе написано много. Есть русская поговорка - "Если себе не мил, то  кому добр будешь?".

Научившись понимать и принимать себя, научившись любить себя, мы научимся понимать, принимать и любить других людей. Это и есть любовь и сострадание к ближнему.
Как мы можем полюбить другого человека, если не знаем, как любить себя?..
Как мы можем помочь другому человеку, если не сумели помочь себе?..
Как мы можем дать ближнему то, чего не имеем сами?..
Как мы можем понять, что нас любят, если не знаем, что такое любовь и уважение к себе?..

О любви к себе писали многие мыслители. Вот что писал об этом индийский философ и духовный учитель Раджниш Ошо:

Ваша любовь к себе - это основная потребность для вашего развития.
Стань сначала светом для самого себя, а потом уже для других!
Любовь выглядит как отношения, но начинается в глубоком одиночестве. Любовь выражает себя как бытие вместе, но источник любви не в бытии вместе; источник любви в медитации.
Когда ты абсолютно счастлив в своём одиночестве – когда тебе совершенно не нужен другой, когда другой не является потребностью – тогда ты способен к любви. Если другой является твоей потребностью, ты можешь только эксплуатировать, манипулировать, доминировать, но не можешь любить.
Я учу вас сначала любить самих себя. Это не имеет ничего общего с эго. Фактически, любовь – это такой свет, что темнота эго вообще не может в нём существовать.
Человек, который любит себя, делает первый шаг к настоящей любви.
Если ты любишь других, если твоя любовь сфокусирована на других, ты будешь оставаться в темноте. Обрати свой свет сначала на самого себя, стань сначала светом самому себе. Пусть этот свет рассеет твою внутреннюю темноту, внутреннюю слабость. Пусть любовь сделает тебя огромной энергией, духовной силой.
Любовь к себе не подразумевает эгоистической гордости, совсем нет. Фактически, она подразумевает прямо противоположное.
Любовь расплавляет замороженное эго. Эго подобно кристаллу льда, а любовь – утреннему солнцу. Теплота любви... и эго начинает таять. Чем более ты любишь себя, тем меньше находишь в себе эго, и тогда эта любовь становится великой медитацией, великим скачком в божественность.
Если каждый будет любить себя, заботиться о себе, его интеллект достигнет пика, его любовь будет переливаться через край. По моему мнению, философия себялюбия позволит человеку стать по-настоящему альтруистичным, потому что у него будет так много, чем делиться, что давать, и процесс отдавания станет радостью, разделение станет празднованием для него.  Альтруизм может быть только побочным продуктом себялюбия. Потому что, если ты не любишь себя, то чувствуешь себя слабым – любовь это пища, это твоя сила.
Люби себя",- говорит Будда.
И это может трансформировать мир. Это может разрушить всё уродливое прошлое. Это может провозгласить новую эру, это может стать началом нового человечества.
Будда: "Люби себя - ты сам не менее, чем кто-либо другой во всей Вселенной, заслуживаешь своей любви. "
Окружи себя энергией любви. Люби тело, люби ум. Люби весь свой механизм, весь свой организм. Под "любовью" подразумевается: прими его как он есть. Не пытайся подавлять. Мы что-то подавляем, только когда это ненавидим, мы что-то подавляем, только когда мы против этого.
Когда у тебя есть счастье, ты можешь им поделиться; когда у тебя его нет, как ты можешь им поделиться? Прежде чем чем-то делиться, нужно это иметь. Не заботящийся о себе человек всегда серьёзен, глубоко внутри болен, тревожен. Он упустил собственную жизнь. И помни, каждый раз, когда ты упускаешь собственную жизнь, это делает тебя более убийственным, суицидальным. Каждый раз, когда человек живёт в страдании, ему хочется разрушать.
Человек, который ненавидит себя, будет ненавидеть всех остальных – он такой злой, насильственный, он остаётся в постоянной ярости. Человек, который ненавидит себя... как он может надеяться, что его будут любить другие?
Если ты не уважаешь себя, не любишь себя, вся твоя жизнь тратится впустую на осуждение других. Именно поэтому люди так хорошо умеют находить недостатки. Они находят недостатки в себе – как они могут избежать того, чтобы не находить те же недостатки в других? Фактически, они их находят и преувеличивают, делают их как можно больше. Это кажется единственным выходом; им приходится это делать, чтобы хоть как-то сохранить лицо. Именно поэтому в мире столько критики и так мало любви.
Любовь – это духовный опыт, не имеющий ничего общего с полами и телами, но связанный с глубочайшим внутренним существом. Сначала будь собой; прежде всего узнай себя, и любовь придёт как награда. Это награда из запредельного. Она изливается на тебя, словно цветы... наполняет твоё существо. И она продолжает на тебя изливаться, и вместе с ней приходит великая жажда ею поделиться.
Те, кто нашёл источник любви внутри себя, больше не нуждаются в том, чтобы быть любимыми – и их будут любить.
И в этом есть таинство жизни: когда человек получает награду только любя людей, многие будут любить его, потому что, входя с ним в контакт, они постепенно начнут находить источник внутри себя. Теперь они знают, по крайней мере, одного человека, который излучает любовь, и чья любовь не из какой-то нужды. И чем больше он изливает и разделяет свою любовь, тем больше она растёт.

Евангельская заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39), — вызывает у христианина вопрос: «Любить себя, видя грязь своих грехов, сознавая в себе множество немощей, стыдясь «окровавленной ризы» страстей? Как с покаянным чувством совместить любовь к себе?» Не зная ответа на этот вопрос, человек не может правильно относиться к окружающим.

Конечно, в заповеди говорится не о самолюбии, угождении себе, самолюбовании и т.п. Это было бы призывом к саморазрушению в духовном смысле. Речь идет о том, что любой человек желает себе добра, ищет милости, понимания. Вот это он и должен с готовностью дать окружающим его людям. При этом мы призваны любить ближних не за то, что они приносят нам пользу, а потому что каждый человек — это творение Божие, Божий образ.

Господь заповедует любить даже врагов (см. Мф. 5, 44). При этом мы не можем лгать себе и утверждать, что все люди добры. Ведь есть и такие как Гитлер, Чикатило и другие, известные своими злодеяниями. У Булгакова Иешуа про всех говорил: «Он хороший человек». И это ошибка писателя в трактовке любви Божией. Злодей — не хороший человек, и Христос не закрывал глаза на зло, живущее в людях. Апостол Иоанн Богослов свидетельствует, что Христос «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2, 25).

Спаситель обличал в людях пороки, но не осуждал никого, оставляя каждому свободу выбора: прислушаться и исправиться или продолжать коснеть в своей страсти и ненавидеть Истину. Господь любит и злодея, но не за то, что он порабощен злом, и не за то, что он будто бы «хороший человек». Бог умирает на Кресте за него, поскольку и злодей — человек. А пока злодей живет на земле, он может измениться, раскаяться и отказаться от зла, как благоразумный разбойник, казненный вместе с Христом (см. Лк. 23, 40—43).

Что выберет досаждающий нам человек, нам не дано знать. На этом основана евангельская заповедь ни о ком не судить (Мф. 7, 1). В данном аспекте апостол Павел называет другого человека «чужим рабом» (Рим. 14, 4). Действительно окружающие нас люди за свои прегрешения подотчетны не нам, а Богу, который всем дал заповеди и силы на их исполнение. Господь и спрашивает с каждого человека, а не мы, даже если этот человек как-либо от нас зависит. Мы ведь не способны восставить его от греха. Только Христос, как победитель греха и смерти, может сделать это.

Кто-то возразит: люди, которые нам не нравятся — не наше творение, а Божие. Пусть Господь их и любит. Разве нам недостаточно просто терпимо к ним относиться: не проявлять враждебности, черствости или презрения к человеку, который раздражает, делает что-то назло? Почему так важно именно любить? Ответ на этот вопрос заключен в другой евангельской заповеди — «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Христос призывает нас уподобляться Богу, который любит всех. Значит, и христианин должен стремиться к тому же.

Достигнуть этого сразу, одним волевым усилием невозможно. Следует начать с терпимого отношения к тем, кто нам досаждает и даже умышленно вредит, а не думать, как отомстить им при удобном случае. Но ограничиваться этим мы не можем, ведь цель у нас другая — возлюбить их. Если Господь одинаково благотворит всем, значит и мы должны одинаково по-доброму относиться ко всем, невзирая на лица. Доброе отношение — это не притворные улыбки и расшаркивания с обидчиками. Любовь чужда всякой фальши. Она должна быть разумной и проявляться в желании человеку блага.

В отношениях с окружающими надо всегда руководствоваться искренней доброжелательностью, а не страстью гнева, зависти, злопамятства и т.п. Но не начнет ли наш ближний злоупотреблять хорошим к себе отношением? О том и речь, что проявление любви должно нести другому человеку благо, а не возможность «сесть на шею». Иначе это будет не любовь, а раболепие, которое является таким же грехом, как самолюбие по отношению к себе.

Надо воспитывать в себе любовь к человеку такую же, какую к нам имеет Христос. Он не занимается человекоугодием. Бог исполняет далеко не все наши просьбы. Человек может просить и то, что для него не является благом, да и явное зло может пожелать по страсти. В таком случае осуществить его желание не будет любовью. Господь подает то, что нам полезно, в первую очередь, для вечной жизни, а потом и для жизни временной. И нам следует проявлять рассудительность, чтобы не скатиться в угодливость.

Желая понять, как обрести евангельскую любовь к людям, надо читать жития и поучения святых отцов и подвижников благочестия. Валаамский старец иеромонах Михаил (Питкевич) советовал своей духовной дочери просить у Бога одного только дара любви, ведь «любовь покрывает все» (1 Пет. 4, 8). Об умножении любви можно и нужно просить Христа, как просили Его апостолы. В дни Великого поста мы сугубо просим об этом, читая молитву святого Ефрема Сирина: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему».

Святитель Григорий Двоеслов, толкуя последние слова господина из притчи о талантах (Мф. 25, 29), писал, что «имеющий любовь получит и другие дарования. А не имеющий любви потеряет и то, что, как кажется, у него есть». Как согласны между собой святые отцы и подвижники веры, даже отделенные друг от друга столетиями! Старец Михаил говорит: «Не проси ничего, но проси любви», — а святитель Григорий словно подтверждает: «Имеющий любовь получит все остальное, о чем и не просил». Ведь если человек имеет любовь к другим, то он будет действовать, исходя из любви. Благодаря этому без вреда для себя и своих ближних он сможет пользоваться любыми дарованиями.