Тайны невидимого мира. Глава четвёртая

Мфвсм-Словарь Рифм
ЭЛЕКСИР БЕССМЕРТИЯ. МЕЧТА ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

О том, чтобы жить вечно, люди мечтали всегда. Каждое живущее на Земле поколение искало свой эликсир бессмертия, и эти поиски будут продолжаться до тех пор, пока существует человечество. Свои мечты люди воплощали в мифы и сказки. Вспомните сказку о "живой" и "мертвой" воде, о молодильных яблоках и т.д. В самом древнем из дошедших до нас шумеро-вавилонском эпосе "Сказание о Гильгамеше" написанном на глиняных таблицах (копии этого произведения сделаны еще 3 веке до новой эры) говорится о том, что во владениях бога Энки поднялся из морских волн остров Дильмун. Он был населен племенем бессмертных. Это были, обладающие вечной жизнью. Среди них не было ни больных, ни нищих, ни вдов, ни сирот. Что такое старость и болезни племя не знало. Женщины достигали преклонного возраста, но оставались молодыми и красивыми. Мужчины, прожившие много-много лет, оставались сильными, бодрыми и не чувствовали себя стариками. Но это было племя богов, а не людей и люди не могли с этим примириться. И герой вавилонского эпоса, сын бессмертной богини Нинсун и смертного мужчины Лугальбанды,  Гильгамеш  отправляется на поиски этого острова вечного счастья.
Гильгамеш был на две трети богом и на одну треть человеком, но именно эта одна треть чуть не стала причиной его гибели. Гильгамеш  искал остров бессмертия и своего бессмертного предка Утнапиштима: у кото¬рого он собирался узнать тайну бессмертия.
"О, Утнапиштим! - воскликнул он.- Если ты стал бессмертным, то, быть может, и мне боги даруют вечную жизнь? Чем я могу заслужить их милость?" "Не обольщайся,- ответил  Утнапиштим.- Не станут боги ради тебя собираться на совет. Много людей угождало богам, но, кроме меня и моей жены, никто не был награжден вечной жизнью". И все же боги дали Гюльгамешу один шанс достичь бессмертия: Если ты сумеешь побороть сон, может быть, тебе удастся одолеть смерть. Попробуй не спать шесть дней и семь ночей!" Но что значит бессмертие без вечной молодости! И тогда Утнапиштим посоветовал Гильгамешу опуститься на дно моря и сорвать растущий там колючий терн, что таит в себе сок, освежающий силы и омолаживающий тело. Гюльгамеш достал этот талисман. "Тщательно берег он волшебный куст, хранящий в себе тайну молодости. Решил привезти его в свой родной город Урук и дать отведать самому ветхому старику. Если тот помолодеет, то он и сам вкусит от чудесного растения и вернет себе юные силы. Переплыл Гюльгамеш большое море  и, выйдя на берег, увидел прекрасный бассейн с прохладной и свежей водой. Захотелось Гюльгамешу окунуться в бассейне и смыть с себя пыль странствий, и сделал он это. Но когда Гюльгамеш купался, вы¬полз из кустов хитрый змей и украл волшебный куст, скрывшись с ним в недрах земли. Горько заплакал Гильгамеш. Понял он тщетность своих усилий. И не отвратить ему надвигающуюся старость и не отдалить час смерти, предопределенный самими богами. С горечью в сердце вернулся он в свой город Урук и покорно стал ожидать страшного и неизбежного конца".
Змей, похитивший у Гюльгамеша, с трудом добытое бессмертие, часто появляется в мифах и сказаниях почти всех народов Земли. Это прообраз того змея-искусителя, который соблазнил Адама и Еву и также лишил их бессмертия.
В мифах разных народов бессмертие всегда связано с вечной молодостью. Об этом хорошо сказано в мифе о богине утренней зари Эос и о ее возлюбленном Тифоне.
Розоперстая Эос, богиня рассвета, влюбилась в прекрасного сына троянского царя Тифона. Чтобы никогда не расставаться с любимым, она умолила олимпийских богов даровать ему бессмертие. Коварные боги дали Тифону бессмертие, но не дали вечной молодости. Тифон жил долго. Голова его побелела, тело таяло и ссыхалось, все реже звучал его смех. Молодость исчезла, и любовь Эос остыла тоже. И в один прекрасный день заперла Эос своими розовыми пальчиками свою спальню и Тифона в ней. Нашла себе другое ложе. А Тифон сухой и сморщенный превратился в сверчка и до сих пор стрекочет в этой спальне...
И еще один миф о бессмертии. В Древнем Китае на горе Куньлунь росло дерево бессмертия.  На нем зрел плод, и тот, кто его съедал, жил вечно. Дерево, дарующее бессмертие, цвело и плодоносило только один раз за несколько тысяч лет. Из плодов дерева готовилось снадобье бессмертия, которое хранилось у богини Си - Ванму - Владычицы Запада. Счастливец, проглотивший снадобье, мог жить вечно. Но добраться до жилища Си -Ванму было непросто. Ее владения окружала бурная река, в воде которой тонуло даже перышко. Жилище ее со всех сторон окружали огнедышащие горы. Никому не удавалось достичь владений Куньлунь. И лишь отважный стрелок.   И преодолел все препятствия и достиг заветной цели. Си - Ванму отдала ему снадобье бессмертия. Протягивая стрелку И тыкву-горлянку с волшебным снадобьем, Владычица Запада сказала: "Этого достаточно, чтобы вам с женой получить бессмертие. Если все содержимое примет один человек, то он сможет вознестись на небо и стать божеством, Если его выпьют два человека, то они станут бессмертными на Земле.
Жена стрелка И, прекрасная и коварная У Чанъе, решила обмануть мужа и, выкрав у него тыкву, приняла все волшебное снадобье одна, чтобы стать богиней. Став богиней, она поселилась на Луне в пустынном и холодном лунном дворце. Там был только белый заяц, который круглый год толок в ступке снадобье бессмертия. И чем дольше У Чанъе жила в лунном дворце, тем все печальней становилось ее одиночество. Ей хотелось вернуться в мир людей, повиниться, попросить у мужа прощения. Но все было тщетно и ей ничего не оставалось, как жить вечно в лунном дворце, никогда не спускаясь на землю.
Лишь много лет спустя на Луне появился еще один человек, так же как и У Чанъе, стремившаяся некогда к бессмертию. Это был У Ган, который за свои проступки был послан богами в лунный дворец срубить коричневое дерево. Он рубил дерево, а оно вновь вырастало, и ему не удавалось срубить его целую вечность...
Вообще в древнекитайских сказаниях и мифах очень много говорится о растительных средствах, дающих бессмертие. То это гриб  жоучжи, который давал людям долгую жизнь и отдалял старость (считается, что это жень¬шень), то это дерево, растущее в недоступном для людей месте.
В книге Гэ Хуна "Бао-Пу-цзы" в главе "Снадобья бессмертия" утверждается, что чудесные грибы жоучжи есть никто иные, как карлики ростом семь-восемь вершков. Встречу с ними нельзя упускать. Надо при помощи колдовства молча обойти их сзади ковыляющей походкой и схватить. Затем необходимо содрать целиком с карлика кожу и проглотить его. Вскоре после этого можно надеяться вознестись на небо.
В китайских сказаниях и мифах описывается много стран, где жили бессмертные. Самой любопытной из них можно считать страну Уци - Страну людей без потомков в Северо - Западной пустыне. Люди в этой стране не разделялтсь на мужчин и женщин. После смерти их тела закапывались в землю, но сердце у них продолжало биться. Через 120 лет они оживали и выходили наружу, чтобы снова наслаждаться радостями жизни. За жизнью у них следовала смерть, за смертью - жизнь, а сама смерть была долгим сном, поэтому их можно считать бессмертными. Страна Уци процветала, хотя потомства у ее жителей не было.
Однако самой знаменитой страной бессмертных была страна пяти гор. Горы эти плавали в Восточном море и поддерживали их пятнадцать громадных черепах - по три на каждую гору. На вершинах этих плавающих гор высились золотые дворцы с лестницами из белого нефрита. В этих дворцах жили бессмертные. Повсюду там росли нефритовые и жемчужные деревья, на которых созревали вкусные плоды. Те, кто ел эти плоды, становились бессмертными.
Когда люди на земле узнали, что недалеко в море возвышаются столь прекрасные и таинственные горы, у жителей которых хранится лекарство, дающее бессмертие, многие захотели побывать там. Эта легенда, в конце концов, стала известна правителям и властителям, которые стали снаряжать большие корабли, снабжали их провиантом и посылали в море к священным горам, чтобы любой ценой заполучить самую большую в мире драгоценность - снадобье бессмертия. Из истории Китая мы узнаем, что много великих властителей пытались достать эликсир бессмертия, но все они умерли, как обычные люди, не достигнув своей цели.
Наиболее подготовленные экспедиции на поиски островов бессмертных снаряжались в царствование императора Цинь-Ши-хуанди (259-210 гг. до н.эры). Это был император, который объединил страну и начал строительст¬во Великой Китайской стены, оградившей Поднебесную империю от кочевников. Цинь-Ши-хуанди сосредоточил в своих руках огромную власть, у него было все, и только одна мысль постоянно мучила его - мысль о том, что из этого мира придется уйти. А он хотел жить вечно. И он не жалел ни времени, ни усилий, чтобы найти дорогу, которая привела бы его к бессмертию.
Великий император жил в Запретном городе. Никто не осмеливался даже подойти к стене, ограждавшей его дворец. Любопытных, осмелившихся слишком близко подойти к воротам, стража зарубала на месте. Специально обученные лучники убивали даже птиц, перелетающих запретную границу. Ведь злой дух или оборотень мог принять облик птицы, чтобы приблизиться к особе императора и причинить ему вред. Все подъезды к Запретному городу, все тропинки в царском саду, все дворцовые переходы были проложены так, чтобы нигде не было прямых линий. Считалось, что злые духи могут передвигаться только по прямой линии или сворачивать под прямым углом. Но Цинь-Ши-хуанди знал, что есть одна гостья, которую не может остановить ничто. И он каждый день и каждый час думал о ней.
В Запретном городе император собрал самых умных и знающих людей своего государства. Эти люди знали все, они умели строить, руководить, воевать, собирать налоги, но ни один не мог сказать великому императору, как избежать смерти. Из старинных манускриптов Цинь-Ши-хуанди знал,  что где-то в море есть стран пяти гор, где люди бессмертны.
"Говорят,- писал один древний автор,- что посреди Восточного моря есть три необыкновенных острова. Они не так далеки от мест, обитаемых людьми, но, к сожалению,"едва кто-нибудь попытается пристать к ним, как поднимается ветер, который сносит лодку далеко прочь. Если говорят правду, то в древние времена были люди, которым удавалось достичь этих островов. На этих островах живут бессмертные, и есть состав, который оберегает от смерти. Все живое там, даже птицы и животные, белого цвета".
Император велел построить громадную флотилию и снабдить ее всем необходимым. Несколько лет шло строительство и, в конце концов, двадцать громадных кораблей под командованием Су-Ше, неся три тысячи юношей и девушек, а также большое число различных работников, слуг и мастеровых, были направлены Цинь-Ши-хуанди в Восточное море к островам бессмертия.
Шли дни, недели, месяцы. От Су-Ше не поступало никаких вестей. Многие часы император проводил на берегу, всматриваясь в неясный горизонт. Но ко¬рабли так и не вернулись. Поговаривали, что экспедиция Су-ше нашла все-таки эликсир бессмертия, все три тысячи ее участников навечно остались на чудесных островах, не захотев возвращаться в Поднебесную империю. В одной из старинных хроник читаем: "Су-Ше отправился в плаванье, но открыл земли замечательные своим миролюбием и плодородием. Там он поселился, стал королем и не вернулся обратно (возможно, речь здесь идет о Гавайских островах).
Когда стало ясно, что Су Ше и его люди не вернутся, император стал искать других путей к бессмертию. Он искал людей, причастных к знаниям древних, знающих магию и старинные обряды. Особенно благоволил он к даосским монахам - кому, как не им должна быть ведома эта тайна! В то время многие, в том числе император, верили, что существуют "пилюли бессмертия", и тайна их изготовления держится монахами в великом секрете. О составе пилюль ничего не было известно, лишь в одном древнем манускрипте было сказано: что в состав их, помимо прочего, входят "восемь драгоценных компонентов". Долог и сложен путь изготовления "пилюль бессмертия". "Солнце, Луна и звезды должны семь раз завершить свой круг, и четыре времени года должны вернуться девять раз. Ты должен промывать состав, пока он не станет белым, и сбивать, пока он не превратится в красный,- тогда ты получишь эликсир, который дарует тебе жизнь продолжительностью в десять тысяч эпох".
Часть своего великолепного дворца император отдал монахам. Эти молчаливые странные люди должны были изготовить для своего повелителя эликсир бессмертия. Всем подданным во дворце и в империи постоянно внушалась мысль, что император вечен, а те, кто осмеливался сомневаться в этом, подвергались жестоким преследованиям. Но, жизнь вечной не бывает и, несмотря на все старания монахов и ученых, император все же умер. Царедворцы оказались перед нелегкой дилеммой, что считать более важным  - священную ли волю императора, пожелавшего жить вечно, или факт его смерти. После долгих споров было решено считать императора живым. Его тело водворили на трон. И оттуда, из-за ширмы, он еще очень долго давал молчаливые аудиенции своим советникам, наместникам провинций и дипломатам.
Древнейшие легенды многих народов упоминали про "эликсир бессмертия", который вкушали боги. В разных странах его называли по-разному. Боги древних греков употребляли дарящую вечную жизнь амброзию, индийские боги - амриту, боги иранцев - хаома, боги Древнего Египта - воду бессмертия.
"Живую воду", "эликсир бессмертия" и "молодильные яблоки" всегда искали в далеких странах. И когда Христофор Колумб открыл американский континент, надежду на бессмертие многие стали связывать с этой далекой землей. Итальянский врач Педро Мартир, живший во времена Христофора Колумба, и лично знавший его, писал в одном из писем папе Льву 10 : "К северу от Эспаньолы между прочими островами есть один остров на расстоянии трехсот двадцати миль от нее, как говорят те, кто отыскали его. На острове бьет неиссякаемый ключ проточной воды такого чудесного свойства, что старик, который станет пить ее, соблюдая притом определенную диету,  через некоторое время превращается в юношу. Я умоляю Ваше святейшество, не подумайте, чтобы я говорил это из легкомыслия или наобум; этот слух действительно утвердился при дворе, как несомненная истина, и не только простой народ, но и многие из тех, которые стоят выше толпы по своему уму или богатству, тоже верят ему".
Знатный идальго Хуан Понсе де Лион, как и многие другие, поверил этой легенде. Ему было уже больше пятидесяти лет, когда от стариков индейцев он узнал о стране, расположенной на севере, где есть источник, дающий вечную молодость. Доказательством того, что этот источник действительно существует было то, что многие индейцы с острова Куба, отправившиеся на его поиски не вернулись. А это значит - они обрели вечную молодость! Так зачем же им возвращаться?  И Понсе де Леон на свой страх и риск решил организовать экспедицию на поиски неизвестного острова. Все свое состояние Понсе де Леон вложил на покупку и оснащение трех бригов. 3 марта 1512 года при хорошей солнечной погоде, под гром пушек и крики ликующей толпы экспедиция отправилась в далекий путь.
Погода благоприятствовала плаванию, и уже через две недели мореплаватели увидели зеленые острова Багамского архипелага. Здесь было много удобных и тихих бухточек для стоянки. Корабли бросили якоря, и каждое утро с них спускали шлюпки, направлявшиеся к берегу. Шлюпочные команды участок за участком обследовали берег и протоки. Каждый вечер шлюпки возвращались к кораблю и привозили образцы воды из всех источников, найденных на берегу. Боцман Кривой Хуан принимал добычу - десятки медных фляг, фляжек и бутылок. Потом до поздней ночи в каюте капитана горел фонарь - Понсе де Леон выстраивал на столе все фляги и фляжки и пробовал содержимое каждой из них. Ведь, как говорили, достаточно было выпить всего два глотка "воды долголетия", чтобы стать юношей. Преображение должно было произойти мгновенно, но оно пока не наступало. И снова очередная партия матросов утром сходила на берег искать новые источники. В тиши своих кубриков матросы рассказывали друг другу о прелестях островов, о том, как много здесь дичи и рыбы, какая плодородная, и главное - ничья, земля. О таком рае на Земле можно было только мечтать!
Матросов не прельщала вода "бессмертия", им хотелось благополучия и достатка. И в тишине ночных кубриков начал созревать заговор против капитана. Боцман, кривой Хуан, ждал, как будут дальше разворачиваться события, чтобы в нужный момент, в последнюю минуту примкнуть к победившему лагерю.
Корабли продвигались от острова к острову, и никто из команды не выказывал недовольства, потому что каждый новый остров был прекраснее предыдущего. Но события шли своим чередом и тут, вдруг, произошел эпизод, который смешал все карты. Вечером, после возвращения с берега, кто-то из матросов не отдал боцману своей фляги, как обычно, а оставил себе. Зачем? Капитан этого не заметил и только Хуан был в курсе того, что происходит. На другое утро кривой Хуан знал, кто это сделал.  Матроса звали Родриго Лисенок. Боцман не отправил Лисенка на берег, а поставил подальше от остальных, ближе к корме перематывать канаты. Родриго не сразу заметил боцмана, а заметив, стал еще усерднее перематывать канаты. Хуан подошел совсем близко, так что между ним и матросом почти не оставалось свободного пространства.
- Жарко, малыш?
Только теперь Лисенок решил оторваться от канатов.
- Жарко? Может, найдется глоток воды. - И он протянул руку к фляге, что висела у Лисенка на поясе, протянул левую руку, именно левую.
Он еще продолжал улыбаться, когда тело его едва успело метнуться в сторону, уклоняясь от удара. В то же мгновение его правая рука взметнулась вверх, и выбитый нож выпал из рук Родриго Лисенка. Лисенок бросился к борту, и уже через несколько секунд плыл к заросшему кустарником берегу.
Однако, берег был не близко, и Хуан знал, что долго так плыть Лисенок не сможет. Он успел подумать это в какую-то долю секунды и порадовался, что заставил его работать все утро - теперь из него уже не тот пловец. А еще через долю секунды голос Хуана гремел уже на палубе, и в шлюпку за бортом один за другим скатывались матросы. О фляжке Хуан ре-шил пока не говорить,  пусть сначала его поймают.
За нападение на боцмана, Родриго были обеспечены кандалы и работа на галерах. Он знал это и плыл к берегу изо всех сил. Но шлюпка быстро настигала его. Вот  она  отрезала Лисенку дорогу к берегу, и он вынужден был повернуть в открытое море. Матрос уже выбился из сил и еле взмахивал   руками. Когда шлюпка подплыла к нему, он взмахнул руками последний раз и    ушел под воду. Больше его не видели.
Капитан вопросительно повернулся к Хуану. Теперь тот должен был заговорить либо развести руками. Хуан заговорил и сам выбрал свою судьбу.
- Господин капитан, этот матрос утаил вчера вечером свою флягу. Сегодня, когда я потребовал ее...
Кривой Хуан никогда не видел, чтобы человек мог так мгновенно побледнеть.
- Шлюпку,- разжал пересохшие губы идальго.
Шлюпок на корабле больше не оказалось. Был только двухместный ботик и Хуан сам сел за весла.
Когда они достигли, наконец, шлюпки с ожидавшими их матросами, все вразнобой стали указывать место,  где могла быть фляжка.
- Пятьдесят реалов тому, кто найдет ее.
Пятьдесят реалов по тем временам было целое состояние, и матросы один за другим стали прыгать в воду. Наконец, фляжка была найдена. Хуан только мгновение держал ее в руках и сразу же понял, что в ней. А поняв, испугался, что капитан догадается, что он - знает. Но капитан ничего не заметил.
Утром, когда капитан приказал сниматься с якоря, на всех трех кораблях вспыхнул бунт. Команда не хотела плыть дальше. Матросы хотели обосноваться здесь, на этом благословенном берегу, выращивать пшеницу и виноград - каждый здесь станет богатым синьором. Пусть, кто хочет, плывет с этим безумным капитаном, только не они. Кривой Хуан знал, что он останется с ними. Но не для того, чтобы пахать землю и выращивать виноград. Ведь в то мгновение, когда он взял вынутую из воды флягу, он сразу понял, что вода во фляге не могла весить столько - во фляге было золото!
И еще понял Кривой Хуан, что настало его время. У этих людей не было предводителя, через минуту он станет им. И тогда, перекрывая шум и крики, доносившиеся с палуб кораблей, он закричал зычным боцманским голосом:
- Капитана на рею!
Сначала все смолкли, потом несколько госов подхватили:
- Капитана на рею!
И тут уже закричали и заревели все:
- Капитана на рею!
Но капитан, которого уже успели поставить на бочку под петлю, не потерял самообладания и заговорил:
- Пусть тот, кто хочет ковыряться в земле, остается здесь,- говорил он.- Значит, он не заслуживает ничего лучшего.
- Матросы, я, Понсе де Леон, сделаю вас богатыми. В мире не будет людей, богаче, чем вы. Пусть принесут флягу, что у меня в каюте...
- Смотрите,- он поднял флягу над головой,- это золото...
И со своего возвышения он стал швырять мелкие самородки под ноги матросам, стоявшим на палубе.
- Я бросаю его потому, что придет день, когда вы также бросите его, как ненужную вещь. За каждый глоток воды, возвращающей молодость, вам будут платить золота больше, чем поместится в ваших карманах...
- Ура капитану! - раздался чей-то голос, и этот крик подхватили матросы всех трех кораблей.
Через несколько минут Кривой Хуан был уже в колодках в глухом и темном трюме. Потянулись дни и ночи, неотличимые друг от друга. Хуан уже ни на что не надеялся и ничего не ждал. Выбор был невелик - виселица или галеры.
А в это время матросы прочесывали один остров за другим, ища "воду бессмертия" .Капитан уже не мог, сидя на борту, ожидать результатов и сам, вместе с матросами, обходил все источники. Все надеялись - ни сегодня, так завтра благодатная вода будет найдена и, затянувшееся, путешествие закончится. Но Понсе де Леон знал, что в случае неудачи команда взбунтуется опять и постепенно избавлялся от всех недовольных и зачинщиков мятежа.
Несколько человек он уже высадил на небольших островках и, наконец, настала очередь Кривого Хуана. Матросы вытащили его из трюма, швырнули в лодку и отвезли на небольшой зеленый островок. Потом, когда лодка уже отплыла, они вспомнили, что не оставили ему ящик с провизией, и, чтобы не возвращаться, швырнули его в море.
Однако, несмотря на все злоключения, Хуан выжил.  Ему удалось даже пережить своего патрона Понсе де Леона.
Корабли же идальго продолжали свой путь, и как-то на рассвете им открылся прекрасный цветущий остров, который оказался лучше всех ос¬тальных. Эту землю капитан назвал Флоридой (день, когда  открыли остров, был Вербным воскресеньем по-испански "Паскуа флорида").
Но коренные жители острова, индейцы, оказали нежданным гостям жесткое сопротивление. Их было мало, но они защищали свою землю и поэтому сражались отчаянно. Многие матросы погибли в сражениях с ними. Сам капитан также был ранен...
Много еще островов и неведомых земель посетили корабли Понсе де Леона. В конце концов, борясь с враждебными  пассатами, они  вернулись  в Испанию, где идальго с выгодой продал свои корабли.
По возвращению в Испанию Понсе де Леон был милостиво принят королем, который назначил его губернатором вновь открытых земель. Теперь он стал "его превосходительством"...
Понсе де Леон умер через 12 лет от раны, полученной при завоева¬нии Флориды.
Кривого Хуана через несколько лет снял с острова, случайно проходивший мимо бриг. Его истории никто не поверил. В дальнейшем он плавал проводником на кораблях, отправлявшихся в экспедиции к островам, которые он когда-то посетил. Конец его неизвестен.
Но на этом не закончились поиски "воды бессмертия". Много храбрецов пытались искать ее в дальних странах, и имена их затерялись в потоке времени.
В наше время также создаются мифы о Вечной жизни и Вечной молодости. Источник вечной молодости и древо жизни живописно описывает в своей книге "Роза мира" Даниил Андреев.
Подражая богам, люди также пытались приготовить эликсир бессмертия. Во многих старинных рукописях есть рецепты приготовления этого эликсира. Но все эти рецепты или невозможно приготовить, или в них нельзя разобраться. Они написаны таким эзоповским языком, что расшифровать их не представляется возможным. Примером могут служить следующие прописи:
Взять жабу, которая прожила 10000 лет и летучую мышь, которая прожила 1000 лет, высушить их в тени, растолочь в порошок и принимать внутрь - тогда можно прожить до 40 000 лет. Или: "Надо взять человека рыжего и веснушчатого и кормить его плодами до 30 лет, затем опустить его в каменный сосуд с медом и другими составами, заключить этот сосуд в обручи и герметически закупорить. Через 120 лет его тело обратится в мумию". После этого, содержимое сосуда, включая то, что стало мумией, можно будет принимать в качестве средства, продлевающего жизнь.
Личный врач папы Бонифация восьмого (1294-1303) составил свой рецепт долголетия: Надо смешать в измельченном виде золото, жемчуг, сапфиры, изумруды, рубины, топазы. Добавить белые и красные кораллы, слоновую кость, сандаловое дерево, сердце оленя, корень алоэ, мускус и амбру".
Особенно увлекались поисками эликсира бессмертия китайские импе¬раторы. Так, император У-ди (династия Хань. Правил 141-88 г. до нашей эры) окружил себя магами, кудесниками и знахарями. Они постоянно готовили ему различные лекарственные снадобья. У-ди мечтал найти чудотворную ро¬су, которой якобы питались бессмертные, или вырастить чудесные персики, отведав которых, человек приобщался к сонму бессмертных.
Другой китайский император ушел из жизни намного раньше положенного ему срока только потому, чо имел неосторожность выпить элексир, приготовленный его придворным лекарем.
Рассказывают, что при династии Хань в городе Хуайнани жил князь Лю - Ань, увлекавшийся учением о бессмертии. Он сам сделал пилюли бессмертия, выпил одну и среди бела дня поднялся на небо. Пилюли он оставил в кувшине на дворе и их склевали куры и съели собаки. Все они тут же исчезли. Только с неба доносился лай собак и куриное кудахтанье. Это,  конечно, просто легенда. История говорит о том, что Лю -Ань покончил с собой, перерезав себе горло, так, как испугался наказания за измену.
За всю историю человечества никому не удалось открыть тайну эликсира бессмертия, но в истории время от времени появляются загадочные личности, которым якобы удалось достичь заветной цели. Одной из таких таинственных личностей был философ пифагорейской школы Апполоний Тианский, родившийся на три года раньше Христа. Апполоний посетил многие страны античного мира и Востока, изучал секреты жрецов Индии и Вавилона и, как утверждают современники, совершил много чудес. Он пережил десять императоров и, после долгих скитаний, вернулся в Рим, где был отдан под суд императором Домицианом за чернокнижие. Апполонию грозила смертная казнь, но во время суда на глазах у всех он таинственно исчез. Долгое время считалось, что Апполонию удалось приготовить эликсир бессмертия, и он продолжает скрываться среди людей. В 12 веке жил алхимик и чародей, называющий себя Артефиусом, от которого до наших дней дошли два таинственных труда, полные загадок и недомолвок. Некоторые современники полагали, что Артефиус и Апполоний одно и то же лицо.
Многие мифы Средневековья посвящены Агасферу - Знаменитому Вечному Жиду. Как говорят религиозные сказания, Христос во время своего скорбного пути с крестом к месту казни, в крайнем изнеможении прислонился к стене одного из домов. Дом принадлежал купцу Агасферу. Жестокий купец не дал Христу ни секунды отдыха и прогнал его. Тогда Христос обрек Агасфера на вечную жизнь и вечные скитания, без надежды когда-либо обрести покой или смерть.
И вот в течение многих веков появляются очевидцы, которые говорят о том, что они, якобы, то тут, то там, встречали Агасфера. Итальянский астролог Гвидо Бонатти утверждал, что в 1223 году он встретил Агасфера при испанском дворе.
Пятью годами позже о нем упоминает запись в хронике аббатства святого Альбана (Англия). Со слов армянского архиепископа, посетившего аббатство, рассказывается о его встречах с Агасфером, находившемся, в то время в Армении. Якобы человек,  выдававший себя за Агасфера, хорошо помнил события больше, чем тысячелетней давности, внешность апостолов и многие подробности жизни тех лет, о которых не знает никто из ныне живущих.
Другие факты появления Вечного странника:
- В 1242 году его видели во Франции.
- В 1505 году Агасфер объявляется в Богемии.
- В 1508 году его видят на арабском Востоке.
- В 1547 году Агасфер в Гамбурге.
- О встрече и разговоре с ним рассказывает в своих записках епископ Шлезвига Пауль фон Эйтзен. По его свидетельству этот человек говорил на всех языках без малейшего акцента. Он вел замкнутый образ жизни и не имел никакого имущества, кроме одежды.
- В 1575 году его видели в Испании, здесь с ним беседовали папские легаты Якоб Хольстейн и Кристофор Краузе.
- В 1599 году он объявился в Вене, откуда, по его словам, направлялся в Москву.
- В 1602 году он появляется в Москве, где его, якобы, многие видели и разговаривали с ним.
- В 1603 году он появляется в Любеке, что было засвидетельствовано бургомистром Калерусом, историком и богословом Кмовером и другими официальными лицами.
- В 1604 году Вечный Жид появляется в Париже.
- В 1633 году - в Гамбурге.
- В 1640 - в Брюсселе.
- В 1642 году - в Лейпциге.
- В 1648 году в Великобритании (в Стамфорде).
Когда в конце 17 века Вечный странник снова объявился в Англии, англичане решили устроить ему экзамен с участием самых известных профессоров. Однако познания его в древнейшей истории, в географии самых отдаленных уголков земли были поразительны. Когда ему внезапно задали вопрос на арабском, он без малейшего акцента отвечал на этом языке. Он говорил почти на всех языках, как европейских, так и восточных.
В Англии этот человек , или некто, выдающий себя за него, появлялся еще несколько раз: в 1818,1824 и 1830 гг.
В 18 веке большой известностью в Европе пользовались два человека, якобы владевшие эликсиром бессмертия. Это были граф Калиостро (1743-1784) и граф Сен-Жермен (ориентировочно 1710 - 1784 гг). В отношении графа Калиостро ученые давно пришли к выводу, что это был ловкий авантюрист и мошенник (уроженец Палермо Иосиф Бальзамо), который с юных лет прославился различными махинациями. Бальзамо обладал большими познаниями в алхимии. Самовольно присвоив себе графский титул Калиостро, стал демонстрировать свои магические познания при королевских дворах различных государств Европы. Был он и в России, откуда его выдворили за мошенничество. Бессмертия и вечной молодости Калиостро так и не добился. Когда в 1971 году он приехал в Рим, его арестовали и судили, как еретика и франкмасона. Умер он в тюрьме святого Ангела в Риме, прикованный цепью к стене мрачного подземелья.
Современник Калиостро граф Сен-Жермен был очень загадочной личностью. Сам Калиостро утверждал (и это записано с его слов в протоколах инквизи¬ции), что видел у Сен-Жермена сосуд с магическим эликсиром бессмертия. Граф Сен-Жермен поражал современников своей осведомленностью о делах "давно минувших дней". Часто его появление поражало пожилых аристократов, которые вспоминали, что видели его тридцать и 50 лет назад в салонах своих бабушек и удивлялись, что внешне он совсем не изменился. О детстве Сен-Жермена, его рождении фантастическом богатстве современники (как и мы) не имели ни малейшего представления. Для всех он был просто очень загадочной личностью. Столь же таинственна и смерть его, якобы наступившая в 1784 году в одном из замков Голштиннии. Дело в том, что никто и никогда не видел могильной плиты с его именем.
После мнимой "смерти" графа Сен-Жермена видели еще много раз. Так, Сен-Жермен присутствовал на встрече франкмасонов в Париже буквально через год после своей "смерти".  Еще через три года, в 1888 году, французский посланник в Венеции граф Шалоне встречает Сен-Жермена на площади святого Марка и беседует с ним. Через 30 лет после смерти Сен-Жермена одна престарелая аристократка мадам Жанлис, хорошо знавшая графа в молодости, встречает этого человека, ничуть не изменившимся, в кулуарах Венского конгресса.
Есть сообщения о том, что граф Сен-Жермен появлялся в Европе уже в 20 веке. Его, якобы, видели в Париже в 1934, а затем в Швеции в 1939 го¬ду. Но так как к этому времени не осталось людей, знавших графа, эти сведения нельзя считать достоверными.
В наше время в газетах также можно прочитать странные и фантасти¬ческие сообщения о бессмертии. Одно из них связано с именем индийца Та¬пасвиджи, прожившего, якобы, 186 лет (1770-1956). В возрасте 50 лет, он, будучи раджей в Патиале, решил принять затворничество и удалиться в Гималаи. После многолетних упражнений Тамасвиджи научился погружаться в, так называемое, состояние "самадхи", когда жизнь, казалось, полностью по¬кидала его тело. Он в течение долгого времени мог не принимать ни воды, ни пищи. Однажды, рассказал Тамасвиджи, у отрогов Гималаев ему встретился старик-отшельник. Он питался лишь фруктами и молоком, а выглядел на редкость активным и бодрым. Но самым удивительным было то, что отшельник не говорил ни на одном из современных индийских языков, изъясняясь только на санскрите - языке древней Индии. Оказалось, что с тех пор, как он пришел сюда, прошло 5000 лет! Продлить свою жизнь до таких пределов ему удалось, якобы, благодаря некоему составу, тайной которого он владел.
Много искателей элексира молодости дала миру Европа. Есть, например, сообщение о  епископе  Аллене де Лисле, занимавшемся медициной,- исторические хроники именуют его не иначе, как "универсальным целителем". Ему, якобы, был известен состав эликсира бессмертия или, по крайней мере, некий метод значительного продления жизни. Когда ему было уже много лет, и он умирал от старости, при помощи этого эликсира ему удалось продлить свою жизнь еще на 60 лет.
Роджер Бэкон, известный ученый и философ, тоже интересовался проблемой продления человеческой жизни. В одном из своих сочинений он рассказывает о  некоем  немце, по  имени Папалиус, который, проведя много лет в плену у сарацин, узнал тайну изготовления какого-то снадобья и, благодаря ему,  дожил до 500 лет.
Даже великие люди заражались болезнью поисков эликсира бессмертия. В книге "Иные миры" автор А.Горбовский пишет:
" ...Немецкий провинциальный городок с улицами, мощеными плитами, с традиционными красными черепичными крышами и неизбежной готикой. Под одной из таких крыш в мансарде, в фантастическом окружении колб, реторт и тиглей сидит молодой человек. Он занят делом не менее фантастичес¬ким, чем обстановка вокруг него,- поисками эликсира вечной жизни. Однако самое удивительное, что этот человек - ни кто иной, как Гете, молодой Гете, несколько лет своей жизни посвятивший упорным поискам эликсира бессмертия. Не желая повторять те же ошибки, попадать в те же тупики и блуждать в тех же лабиринтах, что и его предшественники, он тщательно изучает работы алхимиков, разыскивает самые забытые и скрытые их труды.
"Я тайно пытаюсь, - писал он в те годы, - почерпнуть хотя бы какие-то сведения из великих книг, перед которыми ученая толпа наполовину преклоняется, наполовину смеется над ними, потому что не понимает их. Вникать в секреты этих книг составляет радость людей мудрых и отмеченных тонким вкусом".
Пример, более близкий к нам по времени. Один из русских журналов начала века сообщил о долгожителе, которому было более 200 лет. Один старик обратился в больницу в г. Томске, и врачи поинтересовались, сколько ему лет. У пациента оказалось с собой метрическое свидетельство и другие документы, удостоверяющие его возраст. Среди них был и паспорт, выданный в 1763 году. Старец рассказывал, что он видел в лицо Петра 1 и Екатерину Великую. Был сам долгожитель в это время очень слаб, но" умственные способности его не пострадали".
В числе немногих, о которых мы знаем, что они, приняв эликсир, считали себя бессмертными, был один богатый барин, живший в Москве в прошлом веке. Звали его Андрей Борисович. К 60 годам он стал искать различные пути изготовления эликсира молодости. В своих поисках Андрей Борисович больше полагался на интуицию, чем на науку. Он был уверен в успехе своего предприятия. И в какой-то момент ему показалось, что эликсир молодости найден. Свою находку Андрей Борисович хранил в тайне, и сам настолько верил в чудодейственность своего эликсира, что стал даже посещать танцы и чувствовал себя значительно помолодевшим.
Конечно, нужно признать, что все вышеперечисленные случаи бессмертия являются легендами. Но какие  же пути выбрала современная наука не для достижения бессмертия, что практически нереально, а для увеличения продолжительности жизни. Нужно учитывать, что бессмертие - это не предельное увеличение сроков жизни организма, а сохранение организма в течение длительного времени, как личности.
Одним из интересных и перспективных направлений является пересадка мозга. Так как мозг является носителем индивидуальности человека, то при его сохранении человек не исчезает как личность. В 1963 году ученые проводили опыты по пересадке мозга жабы обыкновенной лягушке. В результате получилась очень странная лягушка с повадками жабы. Вместо того, чтобы прыгать в воду и жить там, лягушка-жаба искала нору, чтобы спрятаться. С момента этих опытов прошло тридцать лет. За эти годы были проведены десятки операций по пересадке сердца, почек, печени. Наука вплотную подошла к пересадке мозга и, можно надеяться, что наше поколение уже станет свидетелем такого эксперимента. Если наука добьется этого, то можно будет говорить о нескончаемо долгой жизни человека. Старые органы будут постепенно заменяться на новые. И человек будет продолжать жить как личность.
Возможно, в будущем ученые смогут сконструировать искусственное тело для головного мозга, хранителя личности. Это будет киборг-робот с мозгом человека. Таким образом, человек может добиться бессмертия за счет потери своего тела. Но, готово ли человечество к таким метаморфозам?
В настоящее время ученые разработали методику клонирования живого организма. Каждая клетка любого живого существа хранит в себе всю генетическую информацию, необходимую для образования нового организма, и эту особенность клетки ученые использовали для выращивания близнецов-организмов. Это значит, что когда человеку исполнится 80-90 лет, можно будет взять у него ядра клеток из любого органа и, вырастив их в клетках, ли¬шенных ядра, получить точную биологическую копию данного человека. То есть можно будет полностью повторить самого себя, но уже в качестве новорожденного. В определенном смысле это и есть бессмертие, поскольку операцию клонирования можно будет проделывать бесчисленное количество раз. Более того, в будущем теоретически будет возможно использовать не только "живой" генетический материал, но и материал "законсервированный" в клетках мумии. Но, получив точную копию человека, мы не получим самого человека, человека-личности. Это будет совершенно другой индивид со своими привычками, своим характером, своими радостями и печалями. Правда, советский ученый П.К. Анохин выдвинул гипотезу о возможности наследственной передачи информации, полученной человеком в течение жизни. В этом случае человек-клон будет носить в себе всю информацию о "своей" прошлой жизни. Тем самым можно будет добиться полной идентичности индивидуальностей и повторять этот процесс до бесконечности.
Третьим перспективным направлением в достижении бессмертия является криобиология (замораживание), наука, занимающаяся изучением жизнедеятельности организма при низких температурах. Основоположником и теоретиком этой науки является американский профессор Роберт Эттинджер, издавший в 60-тых годах книгу "Открытие бессмертия". В этой книге он пишет: "Когда кого-либо объявляют обреченным, ибо современная медицина не всем в состоянии помочь,- человек еще жив на 99 процентов,- пишет
Р.Эттинджер.-Ведь это факт, что многие болезни, некогда считавшиеся смертельными, сегодня излечиваются. Сохраняя тело в холоде, достаточно лишь дождаться, когда новые знания и технологии помогут вам вернуть¬ся...". В настоящее время криогенизация достигла больших успехов. Югославским ученым удалось оживить крыс, замороженных до 6 градусов. Американские хирурги оживили хомяков, находившихся в замороженном состоянии 6 часов. Ученые неоднократно оживляли обезьян, у которых сердце не билось и дыхание отсутствовало.
А сколько фактов возвращения к жизни замерзших людей сейчас известно медицине. Удивительный случай произошел с японским шофером Масару Сайто, который для того, чтобы несколько охладиться, залез в кузов своего рефрижератора и замерз. Кто-то заметил стоящую без водителя автомашину. Когда ее открыли, то обнаружили в кузове "замороженного" шофера.
Тело водителя срочно доставили в больницу. Врачи трудились над ним несколько часов и оживили его! По мнению врачей Сайто вначале отравил¬ся газом, который выделяется при таянии сухого льда и только потом "за¬морозился". Жизнь шофера спасло то, что в атмосфере закрытого фургона было повышено содержание углекислого газа и понижено содержание кислорода.
В 1973 году ученые решились на "заморозку" человека. Профессор Д. Бэдфорд, зная, что умирает от рака легких, согласился на то, чтобы его заморозили в жидком азоте при температуре, близкой к 200 градусам ниже нуля. И возвратили к жизни, когда медицина найдет эффективное средство в борьбе с его болезнью. Сейчас в США уже появились чисто коммерческие предприятия, занимающиеся замораживанием людей. В настоящее время в  Соединенных Штатах работают уже четыре центра криогенизаци и в них, в общей сложности, хранится 26 "замороженных" американцев.
Эти люди ждут. Заживо погребенные в огромном стальном резервуаре на дне глубокой шахты, отрезанные на столетия от всего остального мира, они терпеливо ждут воскрешения. Они надеются, что наступит день, когда медицина, вооруженная новейшими знаниями будущего сможет вернуть их к жизни.
Сначала их было пять. Все они - жертвы тяжелых заболеваний, которые в настоящее время неизлечимых. Они решили, не дожидаясь скорого и фатального исход, уйти из этой жизни, чтобы воскреснуть в новой. Этим людям терять нечего - все они приговорены. Но, разрешив себя заморозить, они имеют шанс, может быть один из тысячи. Но этот шанс есть. Проблематически они могут "прорваться" сквозь тьму времени и взять приз, главный приз. И пусть замораживание стоит больших денег, это неважно,- ведь все равно эти деньги ушли бы на лекарства и больницы.
Как кто же они, эти первые пять пациентов научно-технического центра -"Транс Тайм инк"? Одна из них домохозяйка из Сакраменто, пожилая пара со Среднего Запада и один бизнесмен. Пятая - 15-летняя девочка, жертва убийцы-маньяка. Тело ее было изуродовано, но мозг остался неповрежденным. Как считают специалисты из научного центра, когда-нибудь в будущем с помощью генетического кода, записанного в ячейках ее мозг, ее тело удастся полностью восстановить в прежнем виде.
Для современной науки эта задача пока невыполнима, но настанет время, и медицина научится решать подобные проблемы.
Способ замораживания живого организма, его "консервирования" известен уже много тысячелетий. Древние египтяне подобным способом консервировали мертвых. Но в данном случае, когда счет ведется на тысячелетия, нет большой разницы между мертвым и живым. Ведь человеческая жизнь лишь краткий миг по сравнению с вечностью. Да, и само время субъективно. Для нас оно - только промежуток между  двумя событиями нашей жизни. Саму вечность представить невозможно, но представление о ней можно дать на следующем примере. Допустим, где-то лежит мраморная плита размером 5 х 5 километров. Один раз в столетие приходит человек и проводит по одной грани ее шелковым платочком. Сколько же времени пройдет до тех пор, пока плита не сотрется до основания. Для слабого человеческого ума это, наверно, и есть вечность.
С этой точки зрения "вечный сон" не так уж фантастичен, сложнее обстоит дело с безнадежно больными – ведь, возможно, болезнь может прогрессировать и в состоянии глубокого анабиоза. Но в этом состоянии все процессы человеческого организма сведены к минимуму, почти к нулю, и можно надеяться, что и течение болезни тоже стабилизируется. А так как холод приостанавливает все процессы распада в организме, то можно наде¬яться на лучшее.
Какой именно уровень холода требуется в данном случае? Пациенты "Транс-Тайма" "спят" при температуре около 380 градусов ниже абсолютного нуля, погруженные в раствор жидкого азота, полностью изолированные от всех внешних воздействий. Стены шахты укреплены так, чтобы никакое потрясение, никакой звук не мог потревожить их покоя.
Этот покой, по замыслу медиков, должен быть нарушен только в момент клинической смерти того или иного спящего. Когда тело будет вынуто из саркофага, помещено в специальную камеру, а затем полностью очищено от всей жидкости, которую заменят особым химическим  составом. Это будет сделано для того, чтобы лучше предохранить разрушение клеток и способствовать более интенсивному замораживанию организма. Стоимость всей опе¬рации -  50 000 долларов. Каждый год пребывания в анабиозе вплоть до клинической смерти обходится пациентам в 180 долларов...
В настоящее время особого наплыва желающих на "заморозку" нет, их всего 26 человек, но в случае даже небольшого успеха это цифра возрас¬тет в сотни раз.
А вот что говорит д-ор Пол Сегал, имеющий диплом доктора физиологии и анатомии Калифорнийского университета:
- Я убежден, что мои клиенты в будущем смогут вернуться к активной жизни. Тут нет ничего невероятного. Для тех, кто сомневается в успехе дела, полезно было бы сравнить уровень медицины 200 или 300 лет назад с теперешним. И посмотреть, что имели тогда и что сейчас. Надо полагать, что за ближайшие 300 лет наука сделает не меньший скачок вперед".
Для того, чтобы подкрепить свою теорию, Пол Сегал в своей лаборатории поставил интересный эксперимент. Он подверг  испытанию  своего  пса  по кличке Милс. По  утверждению  Сегала  Милс был помещен в камеру, где его искусственно усыпили, а затем откачали всю кровь  и  жидкость  из  тела, заменив ее  химическим раствором. После  этого Милса заморозили на 20 минут. Он пролежал в "ледяном" ящике без признаков жизни, пока его снова не разморозили, не согрели и не влили кровь обратно в вены. Собака ожила и, по свидетельству хозяина, операция совершенно не повлияла на ее  здоровье.
Сейчас для "замороженных" времени не существует. Они ждут своего часа. Главное, чтобы не отказали приборы и различные датчики. А это уже забота обслуживающего персонала, который будет меняться бесчисленное количество раз. Доктор П. Сегал говорит: "Мы не просто хотим вернуть наших пациентов к жизни через много лет, мы хотим вернуть им молодость! И я надеюсь, что мы справимся с этой задачей. Слишком обидно было бы для тех людей, которым сейчас за 70, ожить в прекрасном будущем опять стариками, пусть и без смертельной болезни. Они должны проснуться двадцатилетними".
Конечно, криогенизация - дело очень дорогое и поэтому первые 40 французов, решившихся подвергнуться "замораживанию -  миллионеры. В  США желающие подвергнуться "заморозке" должны заплатить 125 000 долларов, а за "заморозку" только головы - 50 000 долларов. Однако, надо заметить, что американское общество крионики гарантирует дорогу только "туда", а насчет возвращения "обратно" гарантий нет. Ведь при размораживании могут возникнуть такие серьезные проблемы, которые современная медицина решить пока не в состоянии.
У проблемы бессмертия есть два основных аспекта: научно-биологический и философско-нравственный. В биологическом смысле возможно  когда-нибудь с прогрессом науки добиться каких-либо результатов по дости¬жению бессмертия. Но нужно ли нам это? Готово ли человечество к достижению бессмертия?
Рассмотрим этот вопрос с различных точек зрения и, в первую очередь - с демографической.
По расчетам специалистов, в 2010 году население Земли достигнет 7 миллиардов человек. Будет ли предел росту человечества, и на каком уровне установится его планка хотя бы в 2005 году?
Количество первых людей, появившихся на Земле, скорее всего, не пре¬вышало нескольких десятков тысяч человек. Открытие огня, и, как следствие, улучшение условий жизни людей, повлекли за собой увеличение численности населения, которое 200 000 лет назад составляло около 50 000 человек. К 40 000 году до нашей эры люди уже рассеялись по всем континентам, и их количество достигло 5000 000 человек. К началу 4 тысячелетия до нашей эры все население Земли составляло, примерно, 50 миллионов человек, а к эпохе Карла Великого - 200 000.
В 1900 году население Земли достигло полутора миллиардов человек, к 1950 - 2,5 миллиарда. В 1987 году человечество перешагнуло цифру в 5 миллиардов. А дальше? По самым лучшим прогнозам, в том случае, если все женщины  Земли придут к решению иметь не более двух детей, мировое население стабилизируется к 2100 году и составит 11 миллиардов человек.
Существенное увеличение продолжительности жизни может сильно из¬менить этот сценарий. Если люди Земли не придут к соглашению о сокращению количества детей в каждой семье, максимум до двух, а продолжительность жизни резко увеличится, то Земле грозит перенаселение, и, как результат  этого, на нее обрушатся голод, эпидемии, войны за передел собственности.
Однако, возможен и другой ход течения событий: уменьшение населе¬ния развитых стран вызовет приток населения из стран большого демографического взрыва. Народы, находящиеся в неблагоприятных условиях, но на подъеме роста населения  могут присвоить себе силой земли и ресурсы богатых народов, находящихся на демографическом спаде. Эти последние будут постепенно смешиваться с пришельцами, пока не потеряют свою индивидуальность. Они исчезнут, как исчезли уже многие народы, попав в подобную ситуацию.
Какое же влияние на изменение демографической ситуации может ока¬зать достижение наукой бессмертия? Самое непредсказуемое. Ученые этого даже не просчитывали всех вариантов такой ситуации. Вероятнее всего бессмертие людей невероятно мучительно и пагубно скажется на жизни об¬щества. Ведь прогресс состоит в смене поколений, и каждое поколение при¬носит в общество что-то новое.
Опыт истории показывает, что прогресс науки всегда обгонял нравс¬твенное развитие человечества. Не исключением является вопрос о бессмертии. Возможно, что его загадку удастся решить уже в этом тысячелетии. Но к чему это приведет? Кто будет обладать правом даровать бессмертие? По какому принципу? По принципу партийности, национальной принадлежности, классовым или расовым подходам?  И как выбрать кристально чистых людей, обладающих правом давать бессмертие? Вопросов много, ответов нет.
И может случиться, что вопрос бессмертия окажется пробным камнем, о который может споткнуться современное человечество.

http://stihi.ru/2022/12/22/7923