По конкурсу - Пока есть жизнь, есть и счастье

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2022/11/04/1588 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2022/12/10/2674 - Итоги конкурса

Напомню конкурсное задание.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» есть такая фраза: «Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье». Требовалось эту фразу сделать эпиграфом стихотворения и предложить его на конкурс. Мне показалось, что не все участники удачно выбрали стихи - кто-то просто подобрал стихи о счастье, кто-то обратил внимание только на название конкурса, не прочитав весь эпиграф целиком, а именно в его начале коренится главный смысл темы: МЫ ДУМАЕМ, ЧТО ВСЕ ПРОПАЛО, А ТУТ ТОЛЬКО И НАЧИНАЕТСЯ ХОРОШЕЕ. Эпиграф оптимистичен, Толстой говорит о том, что во всяком плохом периоде жизни всегда кроется импульс полезного изменения, начала чего-то другого, путь трудного, но хорошего. Потому что, «пока есть жизнь, есть и счастье».

Должна признаться, что очень часто мои надежды на присылаемые стихи не сбываются, а  мои планы на цель того или иного конкурса ТМА не находят понимания в  участниках. Я своими конкурсами всегда надеюсь подарить авторам три возможности:
Во-первых, захотеть подумать над предлагаемой темой - смыслом задания и попытаться хотя бы мысленно сотворить  маленькое сочинение на эту тему.
Во-вторых, побудить автора к написанию новых стихов, которые стали бы для них  впоследствии предметом любви и гордости.
В-третьих, не просто зарифмовать свои соображения на предлагаемую тему, а  постараться создать именно поэтическое произведение. Потому что рифмовка на тему и стихотворение - это совсем разные вещи! Зарифмовать можно все, что угодно - это не требует ни большого времени, ни сверхусилий. А вот написать хорошую поэзию удается далеко не всегда. Но я все равно пытаюсь в каждом участнике разбудить  желание начать  творческий процесс - создание авторской поэзии, раскрывающей заданную тему своим собственным способом, в своем стиле и в меру своего личного понимания темы. Но только обязательно - художественным, литературным - грамотным  языком!!! Это очень интересное занятие!
 
К сожалению, моя инициатива иногда уходит в песок: наши участники или подбирают для объявленного конкурса что-то из ранее написанного, не заботясь о том, какую именно тему я прошу раскрыть стихами, либо (и именно это - для большинства авторов главное!) просто надеются хотя бы случайно еще раз победить еще и на ЭТОЙ площадке. Особенно, если их стихи уже где-то успех имели, хотя и по другому поводу.

Если у автора нет цели приобрести новый опыт, то я мало что могу для него сделать полезного. Все ошибки техники (типичные) уже давно здесь, в ТМА, мною разобраны и даже описаны в статьях с примерами, а практики мало кто ищет. Ничего, кроме  случайно полученного ЕЩЕ ОДНОГО призового места, большинство конкурсантов не волнует. В лучшем случае - возможность почитать разбор чужих ошибок (что уже очень хорошо!). А вот чтобы самому поучаствовать в процессе - у всех вечно нет или времени, или вдохновения. Кстати, как аппетит приходит во время еды, так и вдохновение в большинстве случаев приходит к нам в процессе работы над заданной темой!

Все сказанное выше - печально для меня. Но я ничего не могу с этим поделать. Не будет ваших вдумчивых заявок - не на чем нам будет учиться, идти вперед, что-то  обсуждать и анализировать в статье, читать там примеры хорошей, небанальной  поэзии, а не разговорные рифмовки, которые авторы напекли, как блины  на завтрак - «экспромтом, словив вдохновение». Вдохновение ими было поймано, а назвать его плод поэзией сложно...

Чтобы не делать резких движений (а они не нужны ни мне, ни вам), я предлагаю в каждом конкурсе отбирать в статью не всё то, что попало в номинацию или даже победило, а лишь несколько стихов, которые  не только так или иначе раскрывают заданную конкурсом тему, но и (и это главное!) написаны литературным и поэтическим языком.  А все стихи с жаргонными словечками, с разговорными упрощениями речи, на которых мы так охотно стали сейчас между собою общаться и даже почему-то называем их "умением  иронизировать", я в свою статью с разбором  стихов намеренно включать не буду, независимо от того, попали они в шорт листы  судей или нет. Дипломы призерам вышлю, а рекламировать всех подряд в статье не стану. Как и все вы, я тоже имею право на свое собственное мнение о достоинстве стихов, не обязательно совпадающее со вкусами и забавами других поэтов.

Предлагаю вашему вниманию сегодняшнюю выборку стихов участников конкурса.

***************************************

1. ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ

Я думала, что жизнь моя пропета –
Последний длится в памяти куплет.
Но вдруг нежданно песенное лето
Пробилось в тишину последних лет.

Но вдруг случайно дрогнуло под кожей
Сердечко, встрепенулось, дало сбой –
И осветился вечер непогожий
Ко мне вошедшим солнышком – тобой!

Прости меня! Я глупости болтаю.
Как девочка, стесняюсь и стыжусь.
И, удивляясь, радуюсь и таю.
И верю, и не верю, и сержусь…

И благодарна искренней минуте,
Что нам глаза открыла, привела
К проснувшейся моей душевной смуте
И к чуду твоего ко мне тепла.

Хорошие стихи - и тема поздней любви не противоречит содержанию эпиграфа, и написаны они хорошим - литературным языком. Пусть не гениально - у данного автора есть и более интересные произведения, но и против этих у меня нет никаких возражений. А фраза «проснувшейся моей душевной смуте» и вовсе очень симпатична!

8. СОННОЕ. ВЛАДИМИР ДЕМИДОВ ПП 

Птичий базар у кормушки... Утро
сонное, солнце в рассветной хмари
медленно движется, словно судно,
что заблудилось в густом тумане.

Воздух прохладный за одеялом
ждёт, притаившись, и схватит сразу.
(Кошка, свернувшись, в ногах дремала,
но наблюдала зелёным глазом.)

Сонное слово дыханьем тёплым
гладит висок, пробираясь в ухо.
Птицы торопят, стучатся в стёкла,
бьётся о стёкла шальная муха.

Тёплая нежность прижалась грудью,
не отпускает, но и не держит.
Вот и лежу я на перепутье
яви и сна, задержавшись между.

На перекрёстке осенне-зимнем
минусом утро морозит лужи
и наряжает деревья в иней.
Тем, кто снаружи, я очень нужен.

Надо вставать, но сопит уютно
лень, примостившись у изголовья.
(Кошка, зарядкой встречая утро,
на подоконнике муху ловит.)

Птичий базар перешёл на ругань.
И, оставляя тепло в кровати,
сонную лень загоняю в угол.
Дел накопилось – и дня не хватит.

Здесь меня очень впечатлил поэтический язык стихов, хотя о соответствии их содержания эпиграфу были сомнения. Но недолго: задала себе вопрос: а о чем эти стихи? Об обыденных вещах, ничем не напоминающих наше представление о счастье: рассветная хмарь, никак не проснуться, "минусом утро морозит лужи", "птичий базар перешёл на ругань", "дел накопилось – и дня не хватит" - все это, казалось бы, совсем не то, чего хочется, но ты знаешь, что именно из этого состоит вся наша жизнь, а стихи эти греют, и из какого то другого понимания говорят нам, что обыденная жизнь и есть наше подлинное счастье, ибо в ней есть и "тёплая нежность", которая "прижалась грудью, не отпускает", и  то, что "тем, кто снаружи, я очень нужен". Разве не о счастье, которое мы не замечаем в суете проблем, говорится в эпиграфе? Я думаю, что задаваемый конкурсным заданием сюжет или образ может каждым автором быть понят и описан совершенно по-разному. Главное, что в каждой строчке присутствует поэзия, а содержание стихов небанально. На мой взгляд, это замечательные стихи!

9. CЕРЫМИ ДОЖДЯМИ ЗАТОПИЛА ОСЕНЬ. НИНА ЦУРИКОВА 

Серыми дождями затопила осень
В охладевшем сердце боль мою и грусть...
На рассвете воздух стал уже морозен,
И кому молиться, я не разберусь.

То ли льдинкам хрупким в лужах под ногами
И продрогшим листьям на скамье в саду,
Золотым рассветам, что простились с нами,
Дням осенним светлым, что вперёд идут,

Оставляя мокрый след на тропах жизни,
Замедляя время, сокращая век.
Выпью за ушедших я бокал на тризне,
Провожает время каждый человек.

А навстречу - ветры, бури и ненастья.
Им молиться будем - пусть зима идёт!
Мир укроет светлым и кусочек счастья
Может быть подарит предстоящий год!

Философская лирика с пейзажем. Здесь понравилось все, кроме разве что последней строки: она, на мой взгляд, немного принизила глубину темы до жанра новогодних стихотворений. Написано выразительным поэтическим языком: «На рассвете воздух стал уже морозен, и кому молиться, я не разберусь» - с этого места становится понятно, что ЛГ проживает не самый лучший период своей жизни, а пейзаж в стихах - не самоцель, а только средство передачи состояния ее души. Сильная строка: «Оставляя мокрый след на тропах жизни, замедляя время, сокращая век», а далее - перелом в настроении: всему что есть в жизни, нужно не печалиться, а встречать как нужное. «Провожает время каждый человек», поэтому, хотя и «навстречу - ветры, бури и ненастья», но им «молиться будем - пусть зима идёт!».

10. ФЕВРАЛЬ. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА

Идти – чуть усталой, слегка рассеянной,
невидимой, запахнувшись плотно,
хотеть – ждать чего-то весеннего,
заглядывать в февральские окна.
Найти, замереть у подснежника,
удивиться: гляди, какой скорый?!               
подмигнуть лучу-пересмешнику,
посмеяться над птичьим сыр-бором…
Согреться в доме... включить «новости»,               
внимать боли миллионов судеб –   
пусть никого не убьют, Милостивый! –
и верить, что так и будет.

И здесь мы видим пример отличной поэтической речи, где мысль доносится нам не в прямую - пересказом, пояснением и поучением - а через описание того, на чём останавливается мысль (и взгляд) автора: «Идти – чуть усталой»,«хотеть – ждать чего-то весеннего», «найти, замереть у подснежника», «посмеяться над птичьим сыр-бором», а далее - главная мысль стихов, ради которой они и написаны: «включить Новости, внимать боли миллионов судеб» и (то самое, о чем и наш эпиграф): «пусть никого не убьют, Милостивый! – и верить, что так и будет». И форма, и содержание стихов годятся для их отбора.

14. ВРАГИ ТРУБЯТ В РОГА НА ГРАНИЦАХ. НИКОЛАЙ ЮРЬЕВИЧ  ЮРЬЕВ 

Враги трубят в рога на границах.
Собаки рвутся, готовы петли,
Они не смогут остановиться.
Я должен выступить, и немедля.

Мы не укроемся под кроватью,
Нам нужно думать сперва о главном:
За твой покой иду воевать я.
Но плачет глупая Ярославна.

Там больше нет друзей, их убили,
Там скачут бешеные фанаты,
Там с каждым месяцем больше силы,
Для них мы всё равно виноваты.

Их нужно встретить вдали от дома,
В степях, где память хранят курганы.
Пойми, ведь это же аксиома!
Но плачет глупая Ярославна.

Победой будут гордиться внуки.
Попытка лучше паллиатива.
На что даны голова и руки?
Пока мы живы, и счастье живо.

Мы будем живы, а враг – повержен.
Не плачь, родная, всё будет славно.
Мне тяжело без твоей поддержки.
Но плачет глупая Ярославна.

Очень интересная композиция - стихи на современную тему написаны с обращением к эпизоду нашей истории, когда Русь тоже вынуждена была сражаться за свои земли - мужчины отправлялись воевать, а их жены, провожая, плакали. Ныне тоже «враги трубят в рога на границах» и «скачут бешеные фанаты», и «их нужно встретить вдали от дома, в степях, где память хранят курганы», а мы так же, как и в те седые времена повторяем: «Мы будем живы, а враг – повержен. Не плачь, родная, всё будет славно». Нравится и удачно подобранный рефрен стихов - «Но плачет глупая Ярославна». Стихи отлично построены, единственное, что мне в них чуточку не хватило - это единообразия стиля речи: современные термины "фанаты", "аксиома" и "паллиатив" несколько вырываются из остального языка стихотворения.

15. ДОБРОЕ УТРО. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ   

Она просыпается и говорит: «Доброе утро»,
Смотрит из под одеяла заспанной мышью,
Слово есть такое... Уютно.
Господи, спасибо! Ты слышишь?

С ужасом думаешь, а если бы мимо?
Если бы врозь и даже не рядом,
Был бы тогда таким счастливым
Или как "Гинденбург"*, горел и падал?

Шёл на дно как "Альберико да Барбиано" **
Черпал пробитым бортом холодную воду,
Сошёл бы с ума, слушал Билана,
Менял алкоголь на покой и свободу.

Наточил бы меч, ушёл в тамплиеры
Гонять сарацинов в походах Крестовых
И был убит, лет в тридцать, примерно.
Лежал бы печальным в морге Ростова.

Скользишь по квартире балериной бумажной,
Ты так прекрасна в старой вязаной кофте,
Теперь всё не страшно, уже всё не важно.
Чайник вскипел. Будешь кофе?

* Немецкий дирижабль, погибший в 1937 г
** Тип лёгких крейсеров итальянского флота времён Второй мировой войны.
 
Я не люблю стихов со сносками, но здесь тот случай, когда их стоит внести для расшифровки употребленных слов либо с самого начала совсем не использовать. Сноски к стихам я добавила сама. Красиво написанные строки, талантливо. По теме ли они конкурса? С большой натяжкой, да. Стихи скорее о том, какое счастье, что наши ЛГ встретились - а ведь могло бы так и не случиться: «С ужасом думаешь, а если бы мимо? Если бы врозь и даже не рядом». И еще стихи о том, что в жизни все нужно считать источником удачи, смотреть на нее оптимистично. Конечно, толстовский эпиграф не совсем об этом, да и стихи эти были написаны не специально к нашему конкурсу. Тем не менее, здесь прекрасный поэтический язык: автор не пересказывает свои мысли, а погружает нас в картинку - создает художественный образ: «Скользишь по квартире балериной бумажной, ты так прекрасна в старой вязаной кофте». Или «Она просыпается и говорит: «Доброе утро», смотрит из под одеяла заспанной мышью»... Выразительно сделано, не правда ли? И главная (как мне кажется) мысль стихов, вполне совпадает с духом эпиграфа: «Теперь всё не страшно, уже всё не важно»... «Господи, спасибо! Ты слышишь?»

17. ЖИТЬ И ВЕРИТЬ. НИКОЛАЙ МАКСИКОВ

Свой первый шаг –
нетвёрдый, неуклюжий,
я позабыл.
Был мал и наг,
и в пору ту к тому же
совсем бескрыл.

Но вот шаги –
порывисты, неловки:
вперёд! вперёд!
Зовут: беги! –
пусть тщетны все уловки
и бьюсь об лёд.

Как больно мне!
Зачем и для чего всё?
Даёшь покой!
Но мир, извне
скрипя могучей осью
звал за собой.

Где то дитя?
И чей помог мне гений
расправить стать?
Ведь я, пройдя
безумие падений,
могу летать!

Еще один пример неявного, не в лоб, раскрытия заданной темы: очень коротко, одними мазками запечатлен жизненный путь человека: ...Был мал и наг, ...совсем бескрыл.... зовут: беги... и бьюсь об лёд... А потом читается главная мысль стихов и главный вопрос: «Как больно мне! Зачем и для чего всё?» Я всегда радуюсь и удивляюсь этому умению поэтов несколькими словами изобразить главное, не утомляя подробностями, обходясь без нравоучений, потому что язык хороших стихов сродни живописи, он не нуждается во множестве слов и разъяснений! Замечательная концовка: «Ведь я, пройдя безумие падений, могу летать!» Наш персонаж и сам удивлен, как и почему он перестал быть слабым, стал способен летать. Значит, «пока есть жизнь, есть и счастье». Пусть и не явно, но данные стихи повествуют и об этом тоже!

18. БОГОМ ПОСЛАННЫЙ ВРАГ. НАТАЛИЯ МЕДВЕДЕВА   

Мой безжалостный враг, ты мне нужен, поверь:
Ради тяжких, лихих, неизбывных потерь –
Тех, что будят от сна в безмятежные дни.
Ненавидящий враг, от покоя встряхни!

Ты врываешься шквалом жестоких атак,
Обличая всё то, что я сделал не так.
Ты глаза мне раскрыл и увидеть помог –
Кем я, в сущности, был, как я грешен и плох…

Освежающий шторм. Я опять у руля
Корректирую курс своего корабля.
Богом посланный враг неизменно со мной –
Для того, чтоб не спал на посту рулевой!

А это совсем другой тип стихов, в них мысли гораздо больше, чем поэтической «живописности». Тема раскрыта верно и оригинально - наши враги и наши препятствия - это то, что нам посылается, что учит нас и благодаря чему мы вынуждены изменяться, поэтому они тоже - «счастье». «Богом посланный враг неизменно со мной» утверждает автор. В этих стихах нет переносного смысла - в них все высказано буквально и точно, языком правильным, литературным, не лишенным образов: «... ты врываешься шквалом жестоких атак, обличая всё то, что я сделал не так», «...освежающий шторм. Я опять у руля корректирую курс своего корабля». Мне понравились стихи, хотя они решены совсем другими приемами - не похожи на  предыдущие. И это тоже хорошо: у каждого автора - своя поэзия, главное, чтобы она была выражена литературной речью и отражала бы душу автора, а не только его убеждения или знания. Здесь все звучит немного пафосно, мне не хватило доверительной интонации и личного откровения, но... жаль, что стихи не отобрали.

19. МОЛОКО И МЁД. ВЕЧНАЯ УЧЕНИЦА

Говори, мой хороший, твои слова -
Медуница и хмель, молоко и мёд...
Сам Господь тебя в маковку целовал -
И Господнее Слово в тебе поёт.

Май рифмует отчаянно "обнимай!",
А июнь навсегда остаётся юн...
За кровавой завесой вервольф-зима
Выгрызает узоры азовских рун,
Белокурые псы поднимают вой...

... Медуница и хмель, молоко и мёд...
Златоглавому Китежу не впервой
Возноситься в глубины небесных вод.

* Вервольф - человек оборотень, волк.

Отличные стихи! Прекрасное владение поэтической речью, способность рассказать  событие, происходящее сейчас в мире - возрождение нацизма, языком поэтических образов: «За кровавой завесой вервольф-зима выгрызает узоры азовских рун, белокурые псы поднимают вой...». А какие богатые и интересные рифмы в стихах,  как точен выбор слов в начале стихотворения, где автор описывает нам мир таким, каким он должен быть по замыслу Творца, каким он был Им сотворен: "Медуница и хмель, молоко и мёд..."!!! Мы испортили наш мир? Да, конечно. Но «пока есть жизнь, есть и счастье» - здесь эта мысль просто выражена другими словами: «Златоглавому Китежу НЕ ВПЕРВОЙ возноситься в глубины небесных вод». Китеж - это символ рая на земле. Это место, куда верующие могут убежать от жестокости и несправедливости современного мира. Это символ чего-то недоступного, но, тем не менее, желанного праведным людям и впускает он только того, кто идет к правильной жизни путем любви к Богу и ближнему. По легенде невидимый Китеж время от времени опускается на глубину и поднимается снова, когда человек побеждает в себе зло. А как интересно звучит у автора этот парадокс:. «возноситься в глубины»! Почти оксюморон!

21. СВОИХ НЕ СДАЕМ. ЕКАТЕРИНА ЧАУСОВА

                Медный грошик, пускай и ломаный,
                Положу под пяту…
                Мой Всевидящий, Многоопытный,
                Отведи беду!

Мальчонка молчал –  словно кем-то потерян;
В себя, будто в омут бездонный глядел…
« – Да что Вы, мамаша, ведь это «растенье»!
Нет шансов, простите… такой уж удел:

Бывает и хуже! А вы его сдайте,
Оставьте: у нас интернат для таких.
Другого родите, а этот – некстати…
Сдавайте! – обуза семье дураки!

Я – мать и профессор: «семашко» со стажем!
Поверьте: такое не всем по плечу.
Ещё молодые, вот вам и не страшно.
Пугаю? Я жизни вас, глупых, учу!»

Мальчонка ходил – херувим херувимом.
А в транспорте выл, колотился в стекло.
И все говорили, что непоправимо…
Врачи да больницы… А время текло –
По кочкам, по каплям, по нервам  невинным…

Они не сдавали, да света – не видно:
По путч, то дефолт; а любить – пустяки.
Диагноз – у всех, остальное – украли…
Лишь в Центре лечебном – одни «дураки»:
Хипок-пацифист, видно, тип аморальный, –
Припёрся из Мюнхена психов лечить!...
(А мог в бундесвере – как люди – полгода…)
Проникся «фашист», но и тут огорчил:
«Спасайте, – сказал, – уезжайте, ей-богу!»

Работа, друзья, стены рухнувших башен…
Делов-то! –  родители, трое детей.
Не все «молодые»… Не страшно, не страшно! –
«Своих не сдаём»! –  значит, надо лететь…
***
Иных уже нет: четверть века почти…
Мой мальчик, историю эту прочти.

Целая история, убедительно доказывающая мысль, изложенную в эпиграфе. Только стиль поэзии здесь другой, потому что это в другом жанре написано, в жанре рассказа в стихах, где очень много разговорных (но все-таки правильных по построению и использованию слов) оборотов речи: «Они не сдавали, да света – не видно: то путч, то дефолт; а любить – пустяки. Диагноз – у всех, остальное – украли…» Заметим, что разговорный стиль идет в авторской, а не в прямой речи персонажа, потому что автор здесь выступает в роли персонажа, рассказывающего читателю реальную историю из жизни. Авторские слова чередуются со словами прямой речи - и все это вместе создает ощущение живого монолога реального человека. Вот вам пример еще одного способа раскрытия темы. Не могу сказать, что эти стихи - шедевр, но они запоминаются, ярко написаны. И в тему.

28. НЕ СТОИТ ГОРЕВАТЬ... НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА

Ты знаешь: день сегодня мил,
Капели звон сменил вдруг стужу,
И облака, чуть приоткрыв,
Он солнце выпустил наружу.

Всего лишь час светило мне
Оно в окно. Какая малость!
Но благодарна я судьбе
За каждый миг, дарящий шалость

И игры солнечных лучей
Сквозь грязь стекла в окне больничном.
Они мне в радость средь смертей
И боли, ставшею привычной.

Бог даст, глядишь, и этот день
В копилку жизни будет брошен.
Не стоит горевать, поверь,
Что мной он в хосписе был прожит…

Такое светлое лирическое начало, написанное простым и ясным языком без вычурных излишеств, и такая трагическая фраза в концовке, которая вынуждает нас перечитать и передумать все стихотворение. Не буду копаться в вопросе - что это: прием или реальность, но очень сильно написано - до озноба! Очень непросто поставить себя на место персонажа и остаться полным любви и благодарности миру. Конечно же, заданию конкурса соответствует. «И игры солнечных лучей сквозь грязь стекла в окне больничном. Они мне в радость средь смертей и боли, ставшею привычной».

**********************************************

А теперь нам осталось почитать, что интересного на этот раз принесли на конкурс наши судьи. Жаль, что мало кто из них предлагает мне свои внеконкурсные стихи. Судьи, пожалуйста, участвуйте в наших конкурсах! Нам всем очень нужны примеры ваших поэтических экспериментов, даже если они кажутся вам не достаточно совершенными. Даже неудачный опыт нам все равно будет полезен.

11. ДВЕ ЖИЗНИ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО.  ВНЕКОНКУРСНАЯ

Боль в стихи. Стихи в печать.
Март. И хочется кричать.
Май. Ты множишь ноль на нуль.
Длинные гудки. Июль.
Ты твердишь себе: не жди!
Ждешь. Сентябрь. Дождь. Дожди.
Спишь, мостов вдыхая гарь.
Просыпаешься - январь...
        *     *     *
...Просыпаюсь. Спускаюсь во двор,
Слепо щурясь от мерзлого света.
Я любила тебя до сих пор,
А теперь еле помню приметы.
Будь ты счастлив! Былое - до дна,
Улыбаясь, уже не пьянея.
Зла, свободна, жива, голодна,
Прошлой жизни ни дня не должна,
Я готова смеяться над нею.

Очень интересный диптих - два стихотворения, которые следует в смысловом и художественном отношении рассматривать как одно. Диптихи писать трудно, это не то же самое, что представить два разных стихотворения и назвать их диптихом. Здесь описаны  два противоположных состояния души одного ЛГ - до и после. До - «Ждешь. Сентябрь. Дождь. Дожди. Спишь, мостов вдыхая гарь» и после - «Прошлой жизни ни дня не должна, я готова смеяться над нею». С нами такие метаморфозы тоже часто происходят, только всякий раз мы не ценим времени - нашего лекаря, и впадаем в уныние. Здорово - живым поэтическим языком в этом диптихе написано про нас всех!

32. КАКОЕ СЧАСТЬЕ, ГОСПОДИ, СПАСЕН! АЛКОРА. ВНЕКОНКУРСНАЯ

/По рассказу Н.Лескова «На краю света», гл.10/

Найти съестного не было надежд,
Но с дерева приходится спуститься.
Я шёл по снегу, пробираясь меж
Высоких елей; шишкой поживиться
Пытался тщетно - мерзок вкус смолы!
Пустой желудок застонал от боли.
Увидел сани, где расстались мы
С проводником -  там в горестной юдоли
Ещё вчера лежал собачий труп -
Видать, его сожрали ночью волки...
Вот так и мой исчезнет поутру
В один из дней без доблести, без толку.

Погибнуть в смрадной пасти молодым?!
Закоченеть от холода и сгинуть?
Стать побеждённым? До конца пустым,
Лишённым сил я все равно остынуть
В глуши безлюдной этой не хотел,
Но всё прозрачней было осознанье
Того, что будет дальше... смерти тень
Меня уже касалась самозванно.

Уйти бы поскорее в общий дом,
К Создателю на Суд, поставить точку
Мучениям, забыться вечным сном
Простившись с прежней бренной оболочкой! -
Увы, я жил. Цепь мыслей порвалась,
Кувшин разбился и лежал в колодце.
Ни веры, ни молитв... Как будто зря
Вся эта жизнь моя и смысл бороться.

«Отец Небесный, мне не донести
Раскаянья к Тебе, но Сам Ты сдвинул
Светильник мой, так Сам же отпусти,
Мои грехи, в которых был повинен», -
Примерно так я думал... Весь тот день
Почти не помню... Пара птиц огромных
С пером лохматым... - были ли? Теперь
Уже не знаю. Может - бред голодный?

За их полётом долго я следил,
Пока в тумане образ не растаял.
И вдруг увидел точку впереди -
Она росла... Она была живая!!
На горизонте двигался... мираж?
Иль добрый ангел мне летит навстречу?
Да нет, же, точно - человек! Когда ж,
Он появился здесь?
                Надежда лечит,
И я вдруг ожил, превратившись в слух:
Как сказочный Гермес, в хитоне белом,
На облаке серебряном сам Дух
Ко мне спешил!!!...
                - На лыжах? Кровь вскипела -
Да это ж...
                - «Лопай, бачка! Вот, принёс!!!» -
Глазам не верю - мой дикарь! Откуда?
В руках медвежья ляжка, клок волос
Торчит из шапки... запыхался... - Чудо!
Я буду жить, и это всё не сон! -
Какое счастье, Господи! Спасён!

Огорчаясь тем, что «как редкая птица долетает до середины Днепра», так и редкий член жюри ТМА вспоминает про мои проблемы и присылает мне свои стихи для внеконкурсного списка - для публикации их в статье в качестве одного из возможных примеров раскрытия темы. Внеконкурсных и в этот раз больше не поступило, поэтому, покопавшись в своем архиве, я нашла кое-что у себя. И удачно нашла: одним стихотворением я убиваю сразу двух зайцев: для конкурса «Пока есть жизнь...» показываю вам еще один пример рассказа в стихах на тему неожиданного спасения, когда, казалось бы, надеяться на него не приходилось. Одновременно с этим напоминаю ВСЕМ о затянувшемся приеме на наш другой конкурс: «По прозе Гоголя». Обратите внимание, как прозаический текст Лескова помог мне написать поэтический рассказ о счастливом избавлении от смерти. Разве я нашла бы столько удивительных наблюдений, зарисовок, описания чувств сама, не следуя за текстом Лескова?  Писатель очень сильно обогатил мой поэтический язык и подсказал мне множество интересных деталей описания. А как интересно было писать это переложение - вы даже не представляете, насколько это не только полезная, но и интересная работа! Так что, не забывайте, пожалуйста, о втором конкурсе ТМА. Кстати, проза Гоголя даст вам заодно и шанс потренироваться в использовании тропов Ирония и Сарказм, по которым я вам теоретические подборки совсем недавно подготовила!

Пишите новые стихи и подавайте заявки! Не ссылайтесь на свою занятость или на отсутствие вдохновения - это всего лишь происки нашей лени. И я тоже не буду отчаиваться: а вдруг и этот, последний конкурс 2022 года http://stihi.ru/2022/11/08/4331 все-таки состоится? Искренне ваша, Алкора. 11.12.22.