9 рассказов Анны Матвеевой

Юлия Ви Комарова
Истории о попутчиках – так обозначили для нас суть сборника. И в аннотации упор делается на дороге и людях, которые встречаются на нашем пути. Но для меня это скорее рассказы об авторе. И не потому, что половина из них написаны от первого лица. Просто именно через общение с другим автор раскрывается лучше всего.

Спрятанные реки
Истории о попутчиках

Автор: Анна Матвеева

Возрастное ограничение:16+

Дата написания:2019

Объем:200 стр.

Издательство АСТ

В сборнике 9 рассказов

Вот рассказ "Камин Святого Якова". Героиню зовут Ольга, но я нисколько не сомневаюсь, что половина её души - Анна. Это для меня самый затягивающий рассказ, самый жизненный и фантастический более, чем "Настоящее прошедшее".

Ольга идёт в пешее паломничество к католической святыне не потому, что верит, а потому что надеется. Ей хочется найти какой-то устоявшийся ритуал, который поможет примириться со смертью матери, почувствовать себя снова не одинокой, найти утерянный смысл жизни.

И, как ни удивительно, но она его и правда находит!

"Я долго наслаждалась тем, что слушала разговоры пилигримов, чужих людей с чужими проблемами, – они давали мне ощущение какой-то странной безопасности. Я как будто терялась среди них, размывалась, как дорога под дождём, и в то же самое время была важной частью, которой нельзя найти замену."
Каждый человек в какой-то момент обязательно должен понять свою важность и самодостаточность, потому что завершить жизненный путь или даже одну дорогу нам всегда приходится самостоятельно.

Рассказ "Четвёртый кот" рисует нам целую жизнь старого человека, которого любили только коты. Но если так, значит, было, за что? Да, старик кажется и навязчивым, и раздражающим, но в какой-то момент его становится по-настоящему жалко.

"Спрятанные реки" – это рассказ-метафора. Как маленькие реки, закатанные под асфальт большого города, в глубине души женщины живут чувства, заставляющие её идти наперекор мужу.

"Между волком и собакой" - это не только рассказ о приблудной собаке, ищущей хозяйку, но и притча о том, что каждое наше движение вызывает последовательность удач или неудач. И мы действительно в ответе не только за тех, кого приручили, но и за тех, кого не хотим приручать.

"Улица девочек" неожиданно рассказывает нам вовсе о мальчике. И о том, как страшно может быть проклятие. И о том, что существуют на свете чудеса.

А "Кресло справа" заставляет вместе с героем вспомнить юность и неожиданно пожалеть о не сделанном, как о той второй дороге, по которой мы когда-то не пошли.

."Хаос, как я теперь думаю, в жизнь приносят не чрезвычайные ситуации, регламентированные – или нет – инструкцией. Хаос – это когда ты потерял все пройденные уровни разом, откатился к самому началу игры и теперь думаешь: правильно ли я жил до сих пор? Может, где-то рядом была другая возможность, маячило другое решение – то, которого ты не заметил, или заметил, но счёл уж слишком неказистым или, наоборот, сложным. А сейчас вдруг видишь, как всё могло бы получиться, имей ты лишь чуточку больше смелости."

Единственный рассказ в сборнике в жанре фантастике - уже упомянутый выше "Настоящее прошедшее". Женщина неожиданно перенеслась в прошлое на сто лет назад и пишет письмо своим детям, которые по мере написания становятся далёкими потомками.

"Грибы по-узбекски" – история о человечности, старости и дружбе. Это самый сумбурный из всех рассказов, пожалуй, и самый непродуманный, на мой взгляд. Как говорится, из него мог бы получиться роман, а для рассказа он слишком аморфный. Но при этом добрый и душевный.

А вот "Ида и вуэльта" снова возвращает нас в Испанию, и снова героиня должна понять для себя что-то важное о счастье и о себе.

– Поверь в то, что нет никакого счастья, – говорит Ида. – И сама не заметишь, как тут же станешь счастливой.

В общем-то, за этим знанием и мы отправляемся в каждое книжное путешествие: мы тоже хотим стать счастливыми, побороть хаос внутри себя и снаружи, найти единственно верный путь, который не заставит нас пожалеть о выборе.

Мне очень нравится мимолётный юмор Матвеевой, ненавязчивый и как бы подсмеивающийся сам над собой. А ещё импонирует доверительная интонация. Читая книги Анны, я узнаю её саму, будто сто лет с ней знакома, будто она всё это рассказывает мне лично.



Читали этот сборник? Будете?