Юрьев день

Александр Суворый
Декабрьский Юрьев день, Егорий,

Победно царит над землёй.

Георгий Победоносец с нами!

Иллюстрация: XV-XVI века. Дворец Генералитета Святого Георгия или Гобелен Сан-Жорди (1872 г.), площадь Сан-Жауме, Готический район, Барселона, Каталония, Испания.

9 декабря (26 ноября по старому стилю) отмечается первый общерусский церковный праздник, внесённый в XI веке в православные месяцесловы, – день освящения храма, построенного в Киеве по указу князя Ярослава Мудрого в честь своего небесного покровителя великомученика Святого Георгия Победоносца. Георгий Победоносец – один из самых почитаемых святых Русского православного мира. В народном календаре этот день закрепился под названиями: Егорий (Юрий) осенний, Егорий холодный, Юрьев день.

Согласно византийскому житию, изложенному преподобным Симеоном Метафрастом, будущий легендарный святой великомученик Георгий Победоносец родился в 280 году в Каппадокии (Римская империя) в семье сенатор-стратилата из Севастополя Армянского Геронтия и Полихронии, богатой владелицы имений вблизи города Лидда, (Сирия Палестинская). Каппадокия – историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель илов Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде). Каппадокия отличается «чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в I тысячелетии до н.э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан».

После смерти мужа Полихрония с сыном Георгием переехала в Лидду, где мальчик вырос, возмужал и поступил на военную службу. Георгий отличался умом, мужеством и физической силой, он стал одним из тысяченачальников и любимцем римского императора Диоклетиана. Когда Георгию сравнялось 20 лет, его мать, Полихрония, скончалась. Георгий стал наследником большого богатства. Он отправился ко двору императора Диоклетиана, надеясь на его покровительство.

Когда в Римской имерии начались гонения на христиан, Георгий, будучи в Никомидии, раздал всё своё имущество бедным и перед императором Диоклетианом объявил себя христианином. Георгия задержали, заключили под стражу и в течение восьми дней подвергли жестоким пыткам с целью его отречения от христианства.

Никомидия (Никомедия) – древний город в Малой Азии, центр области Вифиния. Располагался на подступах к Константинополю на берегу Мраморного моря. Город был основан в 712 году до н.э. и изначально назывался Астакос или Ольвия. После разрушения он был заново отстроен в 264 году до н.э. царём Вифиниии Никомедом I, переименован в Никомедию и стал одним из важнейших городов Малой Азии. Благодаря своему выгодному положению Никомедия процветала. при вифинских царях. Плиний Младший в письмах к Траяну говорит о многих памятниках Никомедии, ходатайствует об устройстве здесь водопровода, об открытии канала между внутренним озером и Никомедийским заливом, о постройке храма Кибелы и сената. В 74 году до н.э. город перешёл под власть римлян и стал столицей провинции Вифиния.

В 286 году н.э., когда император Диоклетиан ввёл тетрархию (четверовластие), он сделал Никомедию восточной столицей Римской империи. Никомедия оставалась восточной (и более важной) столицей империи до того, как император Константин Великий разбил Лициния в 324 году. Последующие 6 лет Никомедия была фактической столицей империи Константина, пока он не провозгласил близлежащий город Византий – «Новым Римом» (впоследствии Константинополь, ныне Стамбул). В это время в Никомедии было построено много христианских храмов и дворцов.

Никомедия приобрела большое культурное значение, её называли «Афинами в Вифинии». Расположенная на путях из Малой Азии на Балканы, она была крупным торговым и ремесленным центром и сохранила своё значение даже после переноса столицы в Константинополь. Никомедия прославилась также своими святыми: более 100 христианских святых именуются Никомедийскими: Трофим Никомедийский, Евсевий Никомедийский, Каллиста Никомедийская, Никомедийские мученики, Вавила Никомедийский и его 84 ученика и другие.

В 1337 году Никомедия завоевана турками и переименована в «Измит». Турки разрушили древние стены города и истребили большую часть городского населения. Остатки городских стен можно увидеть ещё и поныне; в них хорошо различаются две эпохи — римская и византийская. Красноречивыми памятниками древности являются также никомедийские водопроводы. (В этом тексте использованы данные из сетевых энциклопедических источников).

В первый день пыток 23-летнего тысяченачальника римской армии Георгия стали толкать в темницу копьями, но одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. В темнице Георгия привязали к столбам, а на грудь положили тяжёлый камень. В таком положении он провёл сутки.

На следующий (второй) день Георгия подвергли пытке колесом, «утыканным ножами и мечами». Колесо с привязанным к ободу Георгием прокатали. Римский император Диоклетиан, следивший за пыткой, счёл его мёртвым, но «вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины», тогда император понял, что мученик ещё жив. Георгия сняли с колеса и «все увидели, что его раны исцелились». После этого Георгия бросили в яму с негашёной известью.

Негашёная известь (оксид кальция) – высокоопасное едкое вещество, особенно опасное при при смешивании с водой. В виде пыли или капель взвеси раздражает слизистые оболочки, вызывая чихание и кашель. Обладает общетоксическим действием. Действие негашёной извести подобно действию щёлочи (омылении жиров, поглощение из кожи влаги, растворение белков, раздражение и прижигание органических тканей). Негашёная известь сильно действует на слизистую глаз. На слизистой рта и носа появляются поверхностные изъязвления, раны; иногда прободение носовой перегородки. От неё страдают глубокие дыхательные пути. Вдыхание высоких концентраций пыли негашёной извести вызывает отёк лёгких.

Через день (на четвёртый день) невредимому после пребывания в яме с негашёной известью Георгию перебили кости на руках и ногах, «но наутро (пятого дня пыток) они опять стали целыми». Тогда Георгия заставили бежать в раскалённых докрасна железных сапогах (вариант легенды – «с острыми гвоздями внутри»). Всю следующую ночь он молился и наутро (на шестой день пыток) опять предстал перед императором Диоклетианом. Георгий и здесь не отрёкся от христианства. Тогда его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, «но он восстал с эшафота исцелённым».

На 7-й день Георгия принудили выпить две чаши со снадобьями, приготовленными волхвом Афанасием, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но яды не повредили ему. Затем Георгий «совершил несколько чудес: он воскресил умершего человека и оживил павшего вола, что заставило многих обратиться в христианство».

На 8-й день пыток к 23-летнему Георгию в темницу спустился император Диоклетиан и ещё раз предложил истерзанному пытками бывшему командиру его телохранителей отречься от Христа. Георгий сказал: «Отнесите меня в храм Аполлона».

Во времена Октавиана Августа в Древнем Риме Олимпийский бог Апполон стал покровителем императора, а также родоначальником (отцом) императора Августа. Повсеместно продивгали идею наступления «золотого века» и царства Аполлона, гарантами которых выступали олимпийский бог и император. Ранние христиане не считали Аполлона богом, потому что его имя не было римского происхождения, а было привнесено из Греции, потому что у Аполлона было невероятное количество возлюбленных, а также он в ранге бога был всё же только слугой людей и героев мифов. Для раннехристианской традиции Аполлон был языческим демоном и Люцифером, некоей мифической личностью из далёкого языческого прошлого.

Когда на 8-й день пыток Георгия принесли в храм Аполлона, «Георгий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: «Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как Бог?». При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона крестным знамением — и этим вынудил беса (демона), обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме».

Взбешённые содеянным Георгием жрецы кинулись избивать Георгия, а прибежавшая в храм жена императора Александра бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Она была обращена в веру случившимся только что чудом. Диоклетиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы! Обоим отсечь!». Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху. Случилось это 23 апреля 303 года. Вместе с Георгием приняла мученическую смерть царица Александра Римская, названная в житии супругой императора Диоклетиана (реальную супругу императора Диоклетиана звали Приска).

Однако главный свой легендарный подвиг Георгий совершил ранее, когда в городе Берите (современный Бейрут, столица и крупнейший город Ливана) выпал жребий отдать на растерзание чудовищу – страшному змию (крокодилу), обитавшему в ближайшем болоте. Ежегодно по жребию жители города отдавали в жертву этому чудовищу юношей и дев. Начальник тысячи воинов римской армии Георгий на коне приблизился к змию (крокодилу) и пронзил змея длинным копьём, избавив царевну от смерти. Это чудо змееборца способствовало обращению местных жителей в христианство, а слава о Георгии Победоносце разнеслась по всей Римской империи, Ближнему Востоку и Малой Азии, стала поистине всеобщей. Вскоре эта история стала мифом, легендой, преданием, каноническим чудом христианской церкви. Невинная царевна стала образом церкви, змей – язычества, Георгий Победоносец – победителем дьявола – «древнего змия», совратившего Адама и Еву в божественном Раю.

Так Георгий Победоносец (Святой Георгий, Георгий Каппадоки;йский, Георгий Лиддский) стал христианским святым, великомучеником каппадокийского греческого происхождения, наиболее почитаемым святым с таким именем и одним из наиболее известных святых в христианском мире вообще. Существует множество вариантов его жития, подвигов и мученической смерти, как канонических, так и апокрифических. Одним из самых известных сказаний о чудесах Георгия Победоносца является «Чудо о змие».

Легенды о святом Георгии Победоносце излагали Симеон Метафраст, Андрей Иерусалимский, Григорий Кипрский. Георгия отождествляли со святыми воинами Феодорами — Феодором Стратилатом и Феодором Тироном, которые почитались недалеко от Малой Азии и Каппадокии, где почитали святого Георгия. В русских духовных стихотворных произведениях Феодор (без уточнения) — это отец Егория (Георгия Победоносца). В немецкой средневековой поэме братом Георгия Победоносца назван воин Феодор. Латинские тексты легенд о Георгии Победоносце уже сильно отличались от греческих и древнеримских. К пыткам, применённым к Георгию добавились: дыба, железные клещи, огонь, колесо с железными остриями, сапоги, прибитые к ногам, железный сундук, изнутри утыканный гвоздями, который сбрасывали с обрыва, битьё кувалдами, возложение столба на грудь, швыряние на голову тяжёлого камня, возложение на раскалённое железное ложе, обливание расплавленным свинцом, бросание в глубокий колодец, забивание 40 длинных гвоздей в тело Георгия, сжигание Георгия в чреве медного быка). По легенде стойкость и чудеса Георгия Победоносца обратили в христианство 40 900 человек, в том числе и царицу Александру – жену римского императора Дациана (лиатинская версия легенды о Георгии Победоносце). «Когда по приказу Дациана казнили Георгия и Александру, с неба сошёл огненный вихрь и испепелил самого императора». Вот так…

Согласно преданию, святой великомученик Георгий захоронен в городе Лод (в прошлом Лидда), в Израиле. Над его гробницей построен храм Святого Георгия, который принадлежит Иерусалимской православной церкви. В этом храме находится ковчег с частью мощей святого Георгия. Часть главы святого находится под главным алтарём в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. Это не единственная часть главы святого Георгия. Паломник Трифон Коробейников в конце XVI века писал, что в церкви Святого Георгия в городе Лоде находилась глава святого Георгия. В 1821 году де Планси описывает десяток голов, которые хранились в храмах и монастырях и считались главой Георгия Победоносца, они находились: в Венеции, Сан-Сальвадоре, Праге, Кёльне, Ле-Манe, Оверни, Трире, Константинополе, Лоде, Риме и т.д. Также известно, что часть мощей Георгия Победоносца содержится в храме-реликварии Сент-Шапель в Париже. Реликвию сохранил французский король Людовик Святой, после чего она неоднократно служила на церковных празднествах в честь святого Георгия. Другие части мощей — десница, то есть правая рука до локтя, — хранятся в серебряной раке на святой горе Афон, в монастыре Ксенофонта (Греция).

Святой великомученик Георгий Победоносец стал необычайно популярен ещё во времена раннего христианства. В Римской империи, начиная с IV века, стали появляться церкви, посвящённые Георгию, сначала в Сирии и Палестине, затем и на всём Ближнем Востоке. На Западе империи культ святого Георгия появился не позднее V века. Культ святого Георгия был противовесом культу языческого бога Аполлона или Диониса. Храмы, посвящённые святому Георгию строились на месте языческих капищ и базилик, а память Георгия отмечалась в дни дионисий.

В народной традиции, святой великомученик Георгий Победоносец считается покровителем воинов, земледельцев (имя Георгий происходит от греч. ;;;;;;; — земледелец) и скотоводов. В Сербии, Болгарии и Северной Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хидр.

В Православии память святого великомученика Георгия Победоносца отмечают: 23 апреля (6 мая) – день его мученической гибели; 3 (16) ноября – в день обновления (освящения) храма Святого Георгия в Лидде (IV век); 10 (23) ноября – день колесования великомученика Георгия и 26 ноября (9 декабря) – день освящения церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 году. Это празднование Русской православной церкви известно в народе как осенний Юрьев день. В Католической церкви отмечают память святого Георгия 23 апреля и на Западе он – покровитель рыцарства, участников крестовых походов; один из «Четырнадцати святых помощников».

На Руси с древних времён святой Георгий Победоносец почитался под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах великий князь Ярослав Мудрый основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия (Юрьев монастырь) и повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября. Русский святой Георгий Победоносец – покровитель воинов, земледельцев и скотоводов. 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) – «Юрьеваы дни» - весенний и осенний. В весенний Юрьев день крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля. В осенний Юрьев день крестьяне могли свободно уйти от «нелюбезного боярина». Изображения святого Георгия Победоносца издревле печатались на великокняжеских монетах и печатях. В народной русской традиции образ Георгия Победоносца слился со сказочным и легендарным героем Егорием Храбрым и языческим Даждьбогом.

Егорий Храбрый – защитник скота, «волчий пастырь», скотовод и землепашец, хозяин земли, покровитель скота, открывающий весенние полевые работы; он же – святой Георгий – змееборец и христолюбивый воин, устоявший перед пытками и посулами «царища Демьянища (Диоклетианища)» и поразившего «люту змию, люту огненну»; он же змееборец Феодор Тирон («Сказание о подвигах Фёдора Тиринина»), всадник (конунг, князь) и защитник скота.

Со времён Дмитрия Донского святой великомученик Георгий Победоносец считается покровителем Москвы, поскольку город был основан тезоименным ему князем Юрием Долгоруким. Изображение всадника, поражающего копьем змия, с рубежа XIV-XV веков появляющееся в московской геральдике, в народном сознании воспринималось как образ святого Георгия; в 1730 г. это было закреплено официально. В настоящее время фигура святого Георгия Победоносца (Змееборца) в гербе Российской Федерации описывается как «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона», то есть без прямой ссылки на святого Георгия Победоносца, и изображается без нимба.

(Ещё раз подчёркиваю, все данные настоящей статьи цитатами изложены из энциклопедических сетевых источников).

«Герб города Москвы представляет собой изображение на тёмно-красном геральдическом щите с отношением ширины к высоте 8:9 развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьём чёрного Змия».

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый в честь своего святого покровителя святого Георгия основал и назвал следующие города: Юрьев (Гюргев, ныне Тарту) и Юрьев Русский (сейчас Белая Церковь). В 1152 году Юрием Долгоруким был основан город-крепость Юрьев-Польский. В центре крепости, в 1234 году был возведён Георгиевский собор. В 1225 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем был основан город на месте явления ему иконы великомученика Георгия Победоносца. Город получил название в честь святого Юрьев-Повольский, современное название — Юрьевец.

В честь и память святого великомученика Георгия Победоносца учреждены Орден Святого Георгия и Георгиевская лента. Образы-синонимы святого Георгия: Дионис, Добрыня Никитич, Егорий Вешний, Егорий Осенний, Зелёный Юрий, Фракийский всадник, Юрьев день.

Юрьев день 9 декабря (26 ноября) на Руси назывался: Егорий Холодный, Егорий Зимний, день Егория Холодного. Юрий, Егор, Жора считаются производными именами от имени Георгий.

В деревнях к 29 ноября (16 ноября по старому стилю) завершались все полевые сельскохозяйственные работы. К этому времени хозяева рассчитывались с наёмными работниками, чтобы те, получив деньги, могли искать себе нового хозяина (барина, помещика). По русской традиции это был единственный день в году, когда крестьяне могли перейти к другому хозяину. Так как это был традиционный день подведения итогов работ, «чтобы деньги текли рекой», все денежные и хозяйственные расчёты полагалось сделать до Юрьева дня.

В ХV веке крестьяне свободно могли оставить землю, на которой они проживали ранее, и перейти к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом – «пожилое». 6 декабря 1590 года (XVI век) русский царь Федор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. В результате в народе появилась поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».

Утро Юрьева дня 9 декабря (26 ноября) на Руси начиналось с посещения церкви, где в этот день проходили праздничные службы в честь святого Георгия Победоносца. Люди просили у святого Георгия (Егория Осеннего, Егория Зимнего) защиты от злобы, от бед и болезней, содействия в приплоде домашнего скота, защиты от волков, которые в это время нередко искали себе пропитания в деревнях. «Милостивый Егорий, не бей и не ешь нашу скотину, мы тебе коней принесли, их и отведай!», - говорили хозяйки и хозяева, выкладывая на порог или за околицу испечённые лепёшки в виде «коников».

В Юрьев день нельзя было ругаться, обижать стариков и детей, поднимать руку на кого бы то ни было, спорить и ссориться. Считалось, что таких ослушников ждёт суровое наказание в виде тяжёлых болезней и страданий. В Юрьев день запрещалось: отправляться в дальний тяжёлый путь-дорогу; пить крепкие алкогольные напитки, так как идёт Рождественский пост и алкоголь может привести к несчастью (запою); отказывать в помощи нуждающимся («Если нет денег – дай еды. Если нет еды – поищи что-нибудь из одежды. Содеянное добро вернется в десятикратном размере»; есть кислые, едкие или испорченные продукты, так как зима может для таких людей оказаться в «бесконечной грусти и печали»; считать и перебирать мелкие деньги («денежки»), потому что можно было остаться надолго вообще без денег.

В Юрьев день не давали денег в долг, взаймы, так как взятые в этот день деньги, как правило, не возвращались вовсе, потому что должники терялись, уходили, убегали, пропадали либо надолго, либо навсегда, а долги не возвращались. На Егория Зимнего нельзя было бездельничать, надо было решать все хозяйственные дела, потому что «лодыри могут остаться без ничего».

В Юрьев день именины отмечают: Николай, Даниил, Юлиан, Георгий, Василий, Пётр, Назар, Афанасий, Илья, Яков. Людей, рождённых 9 декабря (26 ноября) «природа наделяет внешней и внутренней красотой, трудолюбием, щедростью, смелостью, стойкостью и умением ладить с окружающими».

(По материалам народных календарей и сетевой «Учительской газеты», рубрика «Народный календарь»).