Компенсации дистанционным работникам

Остапенко Татьяна
Компенсации дистанционным работникам  за использование личного имущества для работы.
Или как отдать ползарплаты за последние 3 года.
Или как посадить гендиректора с главбухом на 6 лет.

Еще в начале года Минфин дал разъяснения в Письме от 11 января 2022 г. N 03-04-06/263, из которого следует, что компенсация возможна, но она должна быть ОБОСНОВАННОЙ и ЭКОНОМИЧЕСКИ оправданной.
С одной стороны, это чудесная возможность для работодателя немного снизить налоговую нагрузку. А с другой стороны, ключевое здесь – «немного».  Но хочется, все-таки побольше, тем более, что на первый взгляд, судебная практика не пугает (если искать про компенсацию удаленщикам, а вот практика касательно обоснованности экономической целесообразности совсем не радужна).

Итак, например, у фирмы «Оошка» есть удаленный программист с золотыми руками (мозгом). Платят ему зп 200 рублей, из них 100 рублей официально. Решили провести оптимизацию: платим официально зп 100 рублей + 100 рублей компенсация.
Все будет отлично, пока налоговый орган или арбитражный управляющий не увидит это, потому что:

1. Обоснована компенсация, когда есть документы, подтверждающие стоимость (чек на бумагу, например). Амортизацию ноутбука тоже можно посчитать. Но если в месяц компенсируется  амортизация ноутбука равная его стоимости, то расчет неверный (а расходы у фирмы «Оошка» на это будут признаны необоснованными).
2. Экономически оправданными расходы будут тогда, когда  компании выгодно их производить. Выгодно ли арендовать б/у ноутбук за 100 рублей в месяц, если он новый стоит 100 рублей? В чем выгода? Если выгоды нет, то это необоснованные расходы.
Если размер компенсации явно не выгоден экономически или не может быть обоснован документально, то это не оптимизация, а, скорее, уклонение от уплаты налогов (гендиректору и причастному менеджменту грозит лишение свободы на срок до шести лет по ст. 199 УК РФ).
3. Последствия для налогового учета компании: если необоснованные расходы были приняты к учету для снижения налога на прибыль, то налог на прибыль придется доплатить вместе со штрафами и пенями.
При этом если налоговый орган переквалифицирует содержание отношений (притворная сделка – платить компенсацию вместо зарплаты, чтобы сэкономить на взносах), то последует доначисление страховых взносов с пенями и штрафами. 
4. Последствия для работника (именно для случаев высокой компенсации).
4.1. Сделка, совершенная для прикрытия другой сделки, недействительна, т.к. является притворной (ст. 168, 170 ГК РФ). При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (ст. 167 ГК РФ).
4.2. В случае банкротства работодателя (а на текущий день банкротство – один из нормальных путей завершения цикла жизни коммерческих организаций) могут быть оспорены любые сделки компании за последние 3 года.
Это значит, что:
1) если сделку компенсации работнику признать притворной, то работник ВДРУГ может оказаться должен вернуть компенсацию за последние 3 года.
Допустим, компенсация 50 тыс.р. в месяц, тогда вернуть 1 800 000 рублей; и помним, что порой случаются чудеса взыскания (эти истории достойны печати, но в другой раз).
2) если работодатель в  банкротстве и Вы доказали, что компенсация прикрывала зарплату, то
 А) размер этой зарплаты придется доказать (и не все судьи готовы понять такое хорошее положение  IT-специалистов => утвердить запрошенный размер зарплаты) +
В) потом взыскать обратно доказанную сумму придется во ВТОРОЙ очереди кредиторов (т.е. когда все из в первой очереди удовлетворятся) +
С) расходы на юриста взыскивать тоже с банкрота (во-первых, не факт, что суд утвердит полную сумму, а во-вторых, банкрот по определению не способен заплатить всё и всем).

Каков итог? Компенсация – можно и хорошо, но в разумных пределах.
Предполагаемую сумму высокой компенсации можно донести до работника иначе, но это уже другая история.