ПУТЬ

Юрий Розенштейн
(пьеса в стихах   - 1 действие, 3 акта.)  / акт 1. сцена  1– 4; акт 2. сцена 1 – 3 ; Акт 3. сцена 1 – 4./
 
Действующие лица:
1.Рабби Акива ( он же 3 – ий пастух), предтеча талмудистского  ортодоксального иудаизма , фарисей, кодификатор Мишны. (Устного закона, записанного после Торы).
2. Ракель его возлюбленная, жена; дочь богатого и высокородного саддукея Калба Савуа
3. Калба Савуа (прозвище – «сытая собака» – ивр.)  богатый, высокородный саддукей, филантроп, отец Ракель.
4) Пастух 1.   друг Акивы в юности
5) Пастух 2. друг Акивы в юности.
6) Римский всадник (опытный римский чиновник, посланник римского императора Адриана по особым поручениям).
7) Палач в шлем маске с прорезью для глаз.
8) Прорицательница.


Пролог.

(Женщина в платке, сидящая в позе Сократа,в дальнейшем именуемая  прорицательницей)


"Не знаю, право. Может быть,
Научатся когда-то люди
Инакомыслящих любить?
И о раздорах мы забудем?"
 ( Воробьёва Е .Г.)
   
  (пауза)

-Прорицательница- (1)
 

С тех пор, как Титом был разрушен Храм,
Зал тёсанного камня замолчал… (2)
Поколебалась Вера.  К иудеям
Пришли разброд, шатание. Нищал
Народ, земля его скудела.
И лжепророки были тут и там…
Но и подвижник не сидел без дела.(4)
Он понимал лишь Вера и Закон
Спасут народ, когда он покорён,
Разъединён и по земле рассеян.
И в руку оказался вещий сон!
А толпы  ждали, что Освободитель,(32)
Придёт вот – вот, расставит по местам
Что должно, как им говорит учитель,
Но выбор каждый должен сделать сам…

 ( Зажигает свечу)

Судьба – она ни есть синоним рока.
Свободный выбор предопределён,
Случится всё в назначенные сроки,
А всё-таки никто не отстранён.
    
(короткая пауза)

У пастуха   ни титула, ни сана,
Но не царям, ему споют осанну.   (27)         

(Читает начало ШМА, до слова ЭХАД)

Шма Исраэль Адонай Элоэйну Адонай эхад.
Слушай, Израиль: Господь – Бог наш, Господь один! (3)

Акт 1.

(Сцена 1).

У водопоя беседуют 3 пастуха
(Первый пастух,
Второй пастух,
Третий пастух /Акива/).


(Луг, река.)


- Первый пастух –  (с посохом )

Хозяин наш жестокосердней римлян …
Вот говорят, в земле галилеян
Пророк воскрес, который для землян
На крест пошёл, и отодвинув саван
Опять пришёл к своим ученикам,
Конечно, я не видел это сам,
Но очень уж мне хочется поверить,
Что не закрыты перед нами двери...

- Второй пастух – (с посохом)

Хозяин чтит закон…

- Акива (третий пастух  – с шофаром)/ рожком.) (7)

Лишь писанный, понять не хочет он,
Что зуб за зуб, или за око - око,
Не соразмерно может быть жестоко,
И нанесёт ответчику урон
Непоправимый, коль погибнет он,
От этой травмы… Ведь, Моше не к мести,
А, только к справедливости взывал.
 
(Ракель стоит в стороне, слушает их молча, оставаясь незамеченной)

- Первый пастух –

Хозяин наш ни совести, ни чести
В Законе Моисея не искал.
Ему бы, только, чтобы всё на месте …
Всё неизменно было, чтоб алкал

Богатый быть богатым, нищий нищим,
Трактовки он другие отвергал
И смыслов никаких других не ищет.
По мнению его мир так создал
Невидимый, Предвечный и Всевышний.


- Второй пастух -


Галилеянин, говорят, искал,
И даже обещал царя нам свыше,
Но видят люди – ничего не вышло
Этнарх с наместником лишь подати сбирал (5)

В неурожайный год, как в год обильный.
И говорил   - народ жестоковыйный…
И потому в развалинах лежит,
Наш Храм. Так кто же чудо сотворит?

Повсюду им с народом "не везёт",
И саддукеям глас его не слышен,
В гимнасиях они под римской крышей  (6)
С наместником «томятся» каждый год,
И каждый раз налоги выше, выше…
А глас народа с каждым вздохом тише…

- Акива –

Лоза, она скудеет без воды….
Посевы гибнут, а народ от жажды -
От жажды справедливости и правды
Сегодня ропщет здесь на все лады!
Вы называете себя народом Божьим?
Но вами безраздельно правит Рим …
И ваша знать прислуживает им,
Имперские натягивая вожжи!

Сцена 2
 
Луг.  Акива с шофаром, дочь хозяина, у которого много лет служил пастухом Акива - Ракель.

(Акива играет на рожке, почувствовав пристальный взгляд поворачивает голову).


- Акива -

Зачем ты здесь? И как зовут тебя?

- Ракель –

Услышала рожок, и вот пришла …
Не скрою, что осознано, не всуе,
Единственная дочь Калба Савуа,
Его Ракель. Или твоя - раба!

- Акива -
Тебя не та тропинка привела,
Ступай к отцу, я не приемлю рабства,
И много лет пасу его стада…


- Ракель -

Когда ты лгал, сейчас или тогда,
Когда ты утверждал, что святотатство
Гнать за любовь?  Она тебя нашла!

Когда-то за прекрасную Ракель,
Наш патриарх у алчного Лавана (30)
Был пастухом, но получил в постель
Её сестру, став жертвою обмана.

Но до сих пор любви его осанну
Поют и неприступна цитадель…
Ты мой Иаков, Я твоя Ракель! (8)
И я тебя люблю за добродетель.

- Акива –

Ты знаешь ложь не есть моя стезя-
Я людям правду говорю в глаза.

-Ракель –

Слежу за каждым жестом, каждый взор
Как воду пересохшими губами
Ловлю. Когда не так, то пусть позор
Меня отыщет, где Всевышний с нами.

- Акива -

Пожалуй, ты права.  Что с нами будет,
Что скажет твой отец, что скажут люди?
Простой пастух и дочка саддукея…
Какие зёрна я с тобой посею?



- Ракель –

Мы их услышим, а они о нас.
Не ты ли говорил, что каждый час
Не нам принадлежит, а Провиденью,
А я, во всём твоею буду тенью.
Неужто так уж я не хороша?

- Акива -

Ты хороша – и тело и душа...
В гармонии они живут друг с другом.
И я перед тобою не дыша
Стою… Нет, не стою - лечу над лугом.

   
   - Прорицательница –
 
(на стене освещённый ярким светом Свиток с текстом Шма):

Шма Исраэль Адонай Элоэйну Адонай эхад.
Слушай, Израиль: Господь – Бог наш, Господь один!


И странный сон пришёл к Акиве ночью:
/ не знаю в полудрёме ли, воочью?/

Над пропастью бездонной глубины,
Под небом, где нет Солнца и Луны
В его руке её рука лежала

И не было на том пути начала,
И не было на том пути конца,
Змея в том мире свой же хвост кусала,(9)
Наверное, по замыслу Творца,

Добра и Зла она не причиняла…
(От дня Творения, до дня его конца.
Одна лишь Божья сила освещала
Влюблённых беззащитные сердца
И ненавидящих бессильно оставляла).
Непостижимы замыслы Творца!

Но Книга там, Светила, оттесняя –
Роняла свет на каждого из нас.
Над нужной буквой смыслы сохраняя
Стояли точки твёрже, чем алмаз. (23)



Сцена 3

Римская вила. Её хозяин Калба Савуа сидит в кресле,
 его дочь Ракель стоит рядом.

- Ракель –

Его ты знаешь, он твои стада
Пасёт в горах, я думаю лет двадцать.
Сваты его хотят прийти сюда.
И я хотела б, чтоб сказал ты – да,
Твоей дочурке скоро восемнадцать….

- Калба Савуа -

Ты, верно, бредишь девочка Ракель,
Какой же в этом смысл, какая я цель?            
Какой мираж возник перед глазами?               (вставая…)
С безродным гером хочешь под хупу?  (10) ; (11)      


Когда-то дед его сражался с нами…
А, я? Я должен подписать ктубу?     (12)

Кровиночка моя, я как три сына
Любил тебя и нежил за троих.
Мои на осмеяния седины
Отдать ты хочешь, что тебе до них…

Наш род: с времён Деборы до Гиркана (13)
Мы к Торе подходили лет с пяти.     (15)
И нашим виноградникам цвести
На этих склонах! Только вошь в кармане
У нищего. Да как же ты могла?               
И, как   ты мне о том сказать посмела?

Чем взял тебя безграмотный пастух?!       (гневно)

- Ракель –

Отец, когда ты прав, то девы дух,
Немедля пусть отделиться от тела…

Пускай меня осмотрит раббанит,   (14)    (обиженно…) 
Сегодня в микве, коль тебе угодно.
Но я… Никто нас не разъединит
Душа моя отныне несвободна.

Иакова сошёл в Акиву дух
И   свил гнездо - одно гнездо для двух.(8)

- Калба Савуа –

Пусть лучших заберёт ягнят из стада
И до утра исчезнет с глаз моих!

- Ракель –

Отец ему богатств твоих не надо…
Достанет добродетелей без них…

Ты судишь по приятелям своим,                (с вызовом)
Поэтому не с ними я, а с ним!

Тебя прозвали «сытая собака»,
За то, что ты голодным помогал,
С самим собой ты ныне лезешь в драку…
Ужели ты всё это время лгал?
 

-  Калба Савуа –

Достаточно, теряю я терпенье,
Ослушаться посмеешь ты меня -
Уйдёшь в чём есть … Без тени сожаленья
Лишу наследства до исхода дня!
До дня раскаянья не дам тебе и крошки,
Пусть голод и лишения с тобой
Прибудут на проторенной дорожке,
Когда пойдёшь за ним, а не за мной.               


(Ракель убегает , закрыв лицо руками, Калба Савуа тяжело опускается в кресло)

Сцена 4


(Луг, река)
( Ракель и Акива).


- Ракель –

Отец сказал, что ты не знаешь Торы. (15)

- Акива –
Он прав, мне неизвестен алфавит.
Но знаешь, я сегодня видел горы,
Родник там просочился сквозь гранит.

Вода на скалах, как роса, как слёзы
С камней стекает, овцы воду пьют.
Терпенья нужно и нелёгкий труд,
Тогда - то расцветут на камнях розы.

Я выучу Писанья наизусть,
Когда прочтут мне их уста любимой -
Тернистым и тяжёлым будет путь,
Награда будет невообразимой.

- Ракель –

Как станем жить?  Я лишена наследства…

- Акива –

Любовь, она всегда находит средства.

В горах могу я хворост собирать
Его излишки будем продавать.

Как никогда мне хочется учиться,
И час придёт – моя Ракель гордиться
Мной будет.  Дети наши подрастут!
Потом в ешиву, может быть, пойдут,  (16)
И будут, как отец и мать учиться.
Родителей им незачем стыдиться.


Акт - 2

 
Сцена 1.

Прошло 5 лет.
(Бедное жилище Акивы и Ракель, низкий стол,
Ракель с кувшинов хлопочет возле стола, Акива возлежит возле)

- Ракель –

Хочу, чтоб с сыном ты пошёл учиться
И чтоб, конечно, всех опередил,
Кто прежде там учился и учил.
Невежества лишь следует стыдится!
Я помню ты мне как-то говорил,
Про тот родник, что проложил свой путь
В скале…   Так, вот, он для тебя пробил -
Сей час!  Тебе там будет, чем блеснуть,
Не каждый Тору знает наизусть!
   

- Акива -

А как же ты управишься одна?

- Ракель –

- Как подобает – я твоя жена!

- Акива -

Надолго нам придётся расставаться…

- Ракель -

А я давала повод сомневаться,
В моей любви и верности моей?
Подумай-ка ты лучше о своей!

Там наполняться будет новым смыслом
Всё то, что ты когда-либо открыл
Иль мудрецов других переосмыслил.
Я помню ты про это говорил:

Ученики Заккаю  и Шамая  (17)
Давно ведут непримиримый спор,
Ессеи тех и этих отрицая, (18)
Ушли в пещеры, выставив в дозор
Непротивленье злу и связи с миром
Порвали все. Пришли с кровавым пиром
Зелоты и орудуют везде.    (18)
И множатся ряды девяти палых. (29)
Вдов молодых и их  сироток малых…
Под флаги Рима стали саддукеи,(18)
И только правды нет теперь нигде…
Народ утратил оба наших царства…
Как сохранить его без государства?
Решить, похоже, предстоит тебе.
А, я? Я тень твоя в твоей судьбе.


Сцена 2
через 15 лет

(Луг, река -  у водопоя беседуют

первый и второй пастух с посохами и рожками на поясе).


- Первый пастух –

Ты помнишь, с нами пас овец Акива?

- Второй пастух –

Конечно помню, ныне говорят
В Бней – браке он и учит там ребят….(21)

- Первый пастух –

Учеников за рабби ходят толпы
И не один он написал трактат.

- Второй пастух –

Я слышал, что хозяину он зять,
Когда-то разошлись их тропы…

- Первый пастух –

Хозяин сам к нему направил стопы,
Чтоб давнюю вражду направить вспять
И дочь свою восстановить в наследстве.
Он их к себе приблизить будет рад.

- Второй пастух –

Им грамотным, наверное, виднее,
Ессеи, фарисеи, саддукеи …. (18)
Ну сколько их всего и сколько нас?
 
(короткая пауза)

Бар – Кохбы я недавно слышал Глас!(19)


- Первый пастух –
 
И я себя среди зелотов вижу … (18)
Как он я тоже римлян ненавижу,
И тех, кто вместе с Римом грабит нас!
Я к тем примкнуть намереваюсь тоже,
Кто за народ, кому земли дороже,
Чем эта нет. Бар – Кохба здесь, сейчас…(19)
И в прах готов повергнуть тиранию.
Какого же нам ждать ещё Мессию, (32)
Когда давно он ходит среди нас?!

Как думаешь, а с кем сейчас Акива?


- Второй пастух –

Сегодня он богатый и счастливый,
Бегущие меняют нас года…
Но за народ Акива был всегда.
Не побудили голод и нужда,
Его ещё ни разу к отступленью,
Не победят любые искушенья.
Своим он не изменит убежденьям
Я думаю, до рокового дня!


- Первый пастух –

До этих дней не утихают споры,
Как мог он взять Учение измором
Не зная букв …. Такие  разговоры 
Я слышал здесь , он якобы сказал -,
«Моя Ракель –  вот  истинная Тора!»
А, он ты знаешь никогда не лгал,
И не бросал  слова свои на ветер…
Она его маяк, с ней путь был светел!

 
- Второй пастух -

Ракель - ей нужно должное отдать -
Она было, как Ривка, и как Лея (20)
В одном лице - в нужде его лелея,
Сумела выше облаков поднять,
Потомством наделить и благодатью
И отыскать его дорогу к счастью,
Когда учился он или учил,
Чтоб я так жил, и ты чтоб тоже жил…

-Прорицательница-

Она цветок и  корни, ствол и крона 
Его трудов.  И нет  нигде  короны
Достойной этой женской головы,
Она начало и конец главы
И дух её витает между строчек…

Сцена 3

Жилище рабби Акива и Ракель.

(Ракель с кувшином возле низкого стола, на полках свитки,
 Калба Савуа стоит на входе)


- Калба Савуа -

Моя Ракель, кровиночка моя!
Прости отца, когда ты только сможешь…
Кто б мог подумать? Мог бы… Зять, не я.
Я чувствую вину свою до дрожи.
Он стал большим учёным - твой пастух!
И весь Израиль на него с надеждой
Сегодня смотрит. (Я такой невежда
С ним рядом). Он ведёт, как кормчий дух
Народа нашего к Земле Обетованной
Меж выпавших на нашу долю мук.
Мне следовало петь ему осанну… (27)
А я … Удачу выпустил из рук,
Прошёл мимо с небес идущей манны.(31)


- Ракель –

Отец, погибли оба наши царства,
Нет больше у евреев государства,
Без возрожденья нет клочка земли
Куда бы мы когда-нибудь пришли…

 Да, он переработал всё, что мог
И Санхедрин и Мишну и Галаху …  (22)
За свой народ он голову на плаху
Положит, но не то желает Бог…

Акива не одно десятилетье
Уже не ест нормально и не спит,
Отпущенное Богом долголетье
Использовать иначе надлежит.

К условиям сегодняшним Закон,
Пытается Акива приспособить,
Затем, чтоб понят правильно был он
Народом, и пытается умножить
 Крупицы знаний, а не изменить.
По – прежнему он ближнего любить,
Нас учит, за его учителями
Идёт, и тоже может объяснить
Простыми и доступными словами
 Смысл Торы стоя на одной ноге:
Не делайте другому, что себе,
Не сделали бы вашими руками.

- Калба Савуа –

Ты думаешь ученье будет жить? (34)

- Ракель –

О, да! Отец, Учение бессмертно.
Свет Торы, ярче, раньше света звёзд.
И дочери твоей, признаться лестно
Что муж её поставит никудот, (23)
В единственное правильное место.
В таких, как он находит Бог оплот,
И новое дыхание ученье
Приобретает, разметав сомненья.

Пока в нём дух, народ Его живёт!
Но, если дух истлеет, то умрёт.


- Калба Савуа –

Погибли почти все ученики,
В последний мор… Так говорят, я слышал… (34)

- Ракель –

 Придут другие, и как челноки,
Всему, и даже смерти вопреки
Ученье пронесут. Пока он дышит
И зёрна истины клюют с его руки,
Натруженные не уронит руки,
Какие б испытания и муки
Не ждали, не пропустит ни строки!


-Калба Савуа-

Акива не протянет мне руки,
С тобою мне не выдержать разлуки …

- Ракель -

Тебя сейчас твои обнимут внуки.

Забудь отец, он всё давно простил,
Иначе это был бы не Акива.
И мне не раз про это говорил...
У всех свой путь, будь не своём счастливым!


Акт – 3.

Сцена 1.
(много лет спустя.)

(Вилла Колба Савуа)

Калба Савуа ( возлежит  у  стола, жестом предлагает место  вошедшему  римлянину – римскому всаднику, тот жестом отказывается от  вина и угощения). Располагается на лежанке возле стола.

- Римский всадник -

Я только, что из Рима, квадритера
В Кейсарии убрала паруса,
Прошу вас уделить мне полчаса,
Великая опасность , не химера,
Меня в ваш дом сегодня привела.
Когда-то мы имели с вами дело
И это были славные дела.

Нет времени на праздные слова…
Возможно, мы сумеем что-то сделать,
Восстанья приближаются. Молва
Дошла до Рима, как до сердца стрелы.

- Калба Савуа -  (с вызовом)

Ваш император никогда Восток
Не понимал. Глобальные идеи
Ему туманят взоры. Иудеи
Скорее, как один умрут не в срок,

Чем, примут его странные затеи,
Да можно ль сделать что ни будь глупее? :
Он запретил евреям обрезанье,
И их религиозные собранья… (33)

Как оставаться тут самим собой?
Им не смириться с этакой судьбой.


- Римский всадник – (примирительно)

Ни вам, ни Риму не нужна резня,
Сюда уже идут два легиона.

- Калба Савуа –

Мышиная возня!

- Римский всадник -

Легионеры, поливая склоны
Обильно кровью, могут победить…

- Калба Савуа –

Не отменить им нашего Закона,
А без него нам незачем и жить!

- Римский всадник –

Но он солдат… Внушили Адриану,(28)
Отнимет веру, вот и перестанут
Вести с ним иудейскую войну…

Нам прежде удавалось находить
Нелёгкие, но верные решенья…

- Калба Савуа –

Деньгами бойню не предотвратить,
Влиянье саддукеев стали тенью.

Как только был Второй разрушен Храм.
Ваш император назначает сам
Кого он хочет и когда захохочет.
Нас непростые ждут и дни, и ночи,
Другого я ответа Вам не дам.
Чтоб не случилось - будет  Третий храм!

Сцена 2

Жилище рабби Акива и Ракель.

Ракель хлопочет у стола, рабби сидит со свитком, читает, пишет.

(Ракель и рабби Акива)

- Ракель –

Я слышала ты хочешь поддержать
Кровавого разбойника Бар - Кохбу?

- Рабби Акива –

Пойми Ракель, устали люди ждать….

- Ракель -

Я знаю ты один из четырёх,
(в отличие от этих первых трёх)
Кто удостоен был ещё при жизни
Войти в Эдем. Там  разум сохранить,
Чтобы дела земные завершить
И выполнить своё предназначенье,
Которое тебе вверяет Бог,

И сделал больше, чем ты сделать мог
В условьях новых сохранив Ученье.
Ещё я знаю точно, ты постиг
Четыре уровня доступных постиженью
Всего что обнаружил в Книге книг.

Что цитадель ты для него воздвиг
Такую, что любые злоключенья
Не могут повредить его основ.
И видел ясно много вещих снов…

С вызовом)

Тебе ль не знать -  Бар-Кохба не Мессия,
Не иудейский царь и не звезда?
Таким разбойник не был никогда!
Его удел не Тора, а стихия.

- Рабби Акива –


Я думаю, Ракель, он был предтечей…
Нужны не только звёзды, но и свечи.
Ведь, до освобожденья долгий путь…
И он не захотел с него свернуть.

 (короткая пауза)

Они в бою неравном перебиты.
И не они, а римляне бандиты!

Похоже, он пришёл из темноты….
По слухам голова его обвита,
Была змеёй, когда её внесли
В стан Адриана.  Не дописан свиток …
Нимало бед нас ждёт ещё вдали.

- Ракель-
 
Зачем змею пригрел ты на груди ?

- Акива -
 
Змея...Она сидит у нас внутри,
И погибает, выпуская жало.
Нам наши предначертаны пути,
Тех, что уже прошли недоставало.

Но, как бы долго к Господу ни шли,
Чего бы по дороге ни нашли
Ведут дороги все не в Рим, а к Торе
И будет Храм на храмовой горе.      (ярко освещён рисунок иерусалимского Храма)
На радость Господу и демонам на горе.

Не просто так разрушен пред идущий
И да осилит путь к нему идущий!    (показывает рукой рисунок храма.)

- Ракель –

Акива, тебя римляне убьют!
Тебя ждёт крест, а может быть и дыба.

- Рабби Акива –

Мы все проходим этот скорбный путь
И делаем на нём нелёгкий выбор.


Сцена 3

(темница,Рабби Акива в ритуальном головном уборе древних иудеев,   со связанными руками и палач с большим железным гребнем и крючьями ,  в шлем- маске с прорезью для глаз, Привязывает  Акиву к столбу .)

- Палач –

Мне люди говорили ты святой.
Святой не стал бы помогать бандитам.
Я, как с бананом поступлю с тобой,
Освобожу от кожи с аппетитом.

(Приступает к пытке. Сдирая с рабби кожу…)

Ты, что совсем не чувствуешь мучений?
Раскаяния нет и сожаленья?

(рабби Акива только улыбается и читает « ШМА..»)

Я чувствую, но время чтенья «ШМА…»
Любовь к Творцу я докажу под пыткой.

- Палач –

Похоже, небольшого ты ума,
Что делать с идиотскою улыбкой?

Свой "свет" и здесь несёшь ученикам?
Я за их жизнь и асса то не дам! (35).
 
-Акива- (улыбаясь)

Но у меня есть Судия покруче,
И он низвергнет римлян с горной кручи!
Был Санхерив и был Тутанхамон,
Когда- то процветавший Вавилон ...(36)
По вам я слышу погребальный звон! (38)
Отчётливей, чем прежде с мигом каждым,
И вы его услышите однажды….

(в сторону)
 
Хотя ещё минует много лет,
И много вы наделаете бед.


- Прорицательница -


/ Сияли те же буквы, те же точки
Струился яркий, но не здешний свет/

      (короткая пауза)

И видел Бог, как изнывало тело.
Палач терял рассудок. Рабби нет!

  (короткая пауза)

Сказал:
 
- Рабби Акива -
ЭХАД    (24)


- Прорицательница -
   

- и тут же отлетела
Душа за много верст и много лет.


Сцена 4.

Кейсария, порт.

(Море, колона).

(Римский всадник с мечом и щитом, палач в шлем-маске  с прорезью для глаз.)


- Римский всадник -

Как умер он? Что в Риме мне сказать?

- Палач –

Как фанатичный варвар. Их понять,
Клянусь Юпитером, Юноной и Минервой (37)
Нам не дано. И вы уже не первый…
Так в Риме не умеют умирать!

- Римский всадник –

Но, в Риме, как они и жить не могут…
И мне их приходилось усмирять,
Как правило, признаться, ненадолго.
Опять являлась самозванцев рать,
Пророков нищих, прибывших с Востока…
И не было в усильях наших прока.

- Палач –

Теперь они не смогут бунтовать,
Решился, наконец – то, император
Ешивы их закрыть, а их изгнать…

- Римский всадник –
(в сторону):

(«Да, Адриан привык мечом махать,
При нём его империи пределы,
Растут как на дрожжах, без всякой меры…
Но, как потом форпосты защищать?
Какие тут нужны ещё примеры?
Намеревался он объединять,
Восток и Запад. Крайне неумело…
Расходятся слова его и дело.
Тут наших идолов и знать то не хотят…
Изгнать их можно. Но лишить ли веры?)

(к палачу)

А если будет Пирровой Победа?
Не от мечей империя падёт…
Я думаю, нас ждут большие беды -
Акива видел каждый римский ход.

И, с нами он играл, как кошка с мышкой:
Вора Бар-Кохбу утреней звездой
Назвал и объявил его Мессией
Не просто так. Он проиграв нам бой,
Победу одержал над тиранией!

И для народа сотворил оплот,
На годы или может на столетья.
А мы свой сами «затопили флот» (39)
И не преодолеем лихолетья.

Они своё утратив царство,
Когда-нибудь опять к нему придут…
А мы, утратив Город – государство?
Нас, разве по развалинам найдут!

Он понял - космополитизм от Бога
Единого, у нас их слишком много...
Ты думаешь, что он ошибся? Нет!
Он был единственным кто точный знал ответ.

- Палач –

Но это мы, мы, мы его убили!!!

- Римский всадник –

Мы телу, что могли, то причинили.
Души его не можем мы убить.
Его ученье тоже будет жить
С его народом, с патриархом вместе
Сейчас и присно, и на том же месте.
       
                (эпилог)
 
- Прорицательница -

В темноте зажигает свечу , читает Шма:
 

Шма Исраэль Адонай Элоэйну Адонай эхад.

Слушай, Израиль: Господь – Бог наш, Господь один!


Короткая пауза)

Напрасно каббалисты говорят,(34)
Что от людей, он что там припрятал:
Каких-то странных, тайных знаний воз.

Чего ещё ему там будут сватать?
Он умер на виду, как гладиатор
Без недомолвок и метаморфоз.

За то, что было дорого и свято,
За всё во что он верил и любил,
За Землю, на которой рабби БЫЛ.

Она ему теперь, как пух и вата…
               
    (короткая пауза)

«К свободе, только тот находит путь
Кто знает, что в Гесем не повернуть!» (26)
              -               

И выбрали осознано  дорогу,
Свою прожили жизнь , а не взаймы…
От униформы,  так как от чумы
Шарахались,  и  в лабиринтах тьмы
Не по команде, как солдаты в ногу
Ходили , а свою тропинку -  к Богу
Среди других тропинок предпочли,
С какой бы стороны ни подошли
Не важно, важно чтобы возлюбили…

Как, может быть, Иаков  и Ракель,
Иван да Марья и Рустам с Зухрою…
Так может полюбить из нас любой -
Не  нужен  ни пророк, ни прорицатель ,
Для истины понятной и простой …
И я для вас её не открываю
Я только ваши мысли повторяю,
Ныряя в космос буйной головой.

            -
(короткая пауза, яркий свет)

Пройдут ни мало гор, лесов, равнин... 
Свершится всё, чему учил раввин,
Эрэц hа-иврим встанет из руин!(25)
И по руинам вспомнят «вечный» Рим.   

(короткая пауза)

(читает ШМА до слова эхад)               
 
Шма Исраэль Адонай Элоэйну Адонай эхад.
Слушай, Израиль: Господь – Бог наш, Господь один!


На сцене все действующие лица.
 (яркий свет)

 Акива –

«Любите ближних, как самих себя», -

Ракель -

Учил своих учеников Акива.

- Калба Савуа  –

Нельзя в чертоги Божьи не любя
Войти, не сделав никого счастливым.

 -Римский всадник - 

- Народы все. Ни много и нимало:
Каким бы многотрудным не был путь, 

- Палач -
( снимая шлем- маску)
 
Чего бы на дороге не лежало,
 
- Первый и второй пастух – (хором)

Мечи свои на серпы и орала
Перекуют и к Господу придут.

- Прорицательница -

Как учат все, кто знает верный путь!

Шма Исраэль Адонай Элоэйну Адонай эхад.
Слушай, Израиль: Господь – Бог наш, Господь один!


1.Прорицательница (Считается, что пророков и пророчиц насчитывалось до 1200000), однако из них 40 мужчин и семь женщин были более значимы, чем остальные - имена их известны. Считается , что последняя из великих пророчиц умерла в 7 - ом веке до н.э, менее значимые остались...

2. Зал тёсаного камня - Зал во Втором Храме, где заседал синедрион - фактически законодательный и судебный орган в древней Иудее, назначающий первосвященника и царя,  не функционировал после разрушения Второго Храма в августе  70 г  н. э. легионерами  Тита, который  был сыном  римского полководца Веспасиана и  будущего   императора  Рима.   

3. Шма; — «слушай; внемли; пойми» — три отрывка из Торы о единственности Бога, любви к Нему, верности Его заповедям. Заповедь Торы — чтение лишь одного стиха — «Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь — один».

4.Подвижники – после разрушения Второго храма, синедрион не функционировал. Заккаю и др. создали университет в Явне, частично выполнявший его функции в целях сохранения единства народа, оставшегося без государства, одним из них был рабби Акива, преподававший иудаизм в Тверии несмотря на запреты и угрозу мучительной смертной казни.

5. Этнарх(греч)  начальник, правитель этноса /народа/ - Титул правителя провинции в древнем Риме  и лицо, носящее этот титул, полномочия которого могут быть ограничены метрополией.

 6.Гимнассия. (греч) – Гимна;сий, от др. греч.   «обнажённый», до греч.   - «упражнение, практическое учение, практика») — воспитательно-образовательное учреждение в древней Греции В гимнасии сочетались элементы общеобразовательного курса(обучение чтению и письму) с интенсивным курсом физической подготовки. Практика, заимствованная Римом, эллинизированными иудеями. По мнению И. Флавия И. Маккавей, возглавивший победившее восстание против греко-сирийских завоевателей (в честь этой победы евреи празднуют Хануку, последовательно зажигая 7 свечей меноры /семисвечника/,символизирующих чудесное горение ритуального масла, которого недоставало, но непостижимым образом хватило на 7   необходимых дней для освящения освобождённого от  языческих идолов Храма)выступил против гимнасий, в которых физическое развитие ставили выше духовного.

7. Шофар – музыкальный инструмент- рожок, использующийся и в религиозных целях.

8. Здесь Патриарх Иаков и его возлюбленная и вторая жена Ракель, упоминающиеся в Библии. По версии каббалистов дух библейского патриарха вселился в Акиву.

9. Змея (дракон?)в том мире свой же хвост кусала (Уроборос – дракон, символизирующий круг, вечность). Отношение к этому символу в различных религиях неоднозначное и трактуется по разному.                                                

10. Гер - нееврей, принявший иудаизм. Акива был внуком воина сражавшегося с евреями.

11. Хупа - . Ху;па; — балдахин, под которым еврейская пара стоит во время церемонии своего бракосочетания, а также сама эта церемония.

12. Ктуба -  Ктуба (также ктубба, кетуба; — это еврейский брачный договор, неотъемлемая часть традиционного еврейского брака.               

13. С времён Деборы до Гиркана  -  Дево;ра, также Дебо;ра или Дево;рра ивр - [Двора;] букв. пчела»), четвёртая по счёту судья Израилева (единственная женщина); одна из семи пророчиц эпохи судей  (XII—XI вв. до н. э.);
   Иоханан Гиркан был третьим сыном Симона Хасмонея и племянником Иуды Маккавея. После смерти отца и старших братьев Иоханан Гиркан стал правителем (этнархом) и первосвященником Иудеи, добился полной независимости страны, (к сожалению, ненадолго), что позволяет рассматривать его как первого царя из династии Хасмонеев.

14. Раббанит -  нередко жена раввина , осуществляющая ритуальные омовения женщин в микве ,( Миква — в иудаизме водный резервуар, в котором производится омовение с целью очищения от ритуальной нечистоты.)   

15. Тора – священная книга Иудаизма (в авраамических религиях известна, как Пятикнижие Моисеево - ( часть Ветхого завета).
 
16. Иеши;ва, еши;ва в еврейской истории — название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда. В определённые эпохи иешива выполняла также законодательные и судебные функции.

17. Ученики Заккаю  и Шамая  - ученики лидеров школ саддукеев и фарисеев в до раввинистическом иудаизме

18.  Саддукеи, фарисеи, ессеи, зелоты – направления - секты в иудаизме в 1 в н. э. Условно - Саддукеи признавали лишь писанный закон, представляли интересы элиты. Фарисеи признавали и письменный и устный закон представляли интересы воинов, торговцев, ремесленников, состоятельных земледельцев. Зелоты представляли интересы обнищавших крестьян, не признавали договоренности с римлянами. Рукописи найденные в пещерах близ мёртвого моря по- видимому оставлены отшельниками - ессеями, которых некоторые авторы считают предшественниками христиан.

19. Бар – Кохбы я недавно слышал Глас!   - Бар – Кохба - Вождь зелотов, лидер восстания в Иудее в 135–137 гг н. э. жестко подавленное войсками римского императора Адриана.

20. Она была, как Ривка, и как Лея. Ривка и Лея (Лия) жёны патриархов Ицхака (Исаака), Иакова, отличавшиеся добродетелями и преданностью. 

21.   Бней–Брак местность близ Тель-Авива, в настоящее время в этом районе сосредоточено множество синагог ортодоксального иудаизма. Расположен в пяти километрах от легендарного исторического города Бней – Брак.

22. И Санхедрин и Мишну и Галаху …  -  «Санхедрин» ( ивр) — букв. «совместное заседание» Трактат «Санхедрин» посвящён еврейскому праву ;     Мишна (ивр.) —. букв. «повторение») — древнееврейский религиозно-юридический сборник; древнейший после Библии сборник законов; первый письменный текст, содержащий в себе основополагающие религиозные предписания ортодоксального иудаизма. Согласно еврейской традиции, Мишна является частью устного Закона, преподанного Всевышним Моисею на горе Синай вместе с письменным Законом (Торой) и записанного позднее. ; Слово «галаха» или «халаха» — арамейского происхождения. Происходит от корня (халах) со значением «ходить», которому было придано значение «принятый путь», «закон». 

23. Никудоты - (точки над словами в языке иврит, заменяющие гласные.). Их расставляют только в священных текстах /например в текстах Торы/ и  ещё в особых случаях. В обыденной жизни без них можно обойтись. 

24. Эхад ( ивр) буквально - Один . Слова из молитвы  Шма…. (слушай Израиль), здесь – один Бог)

25.Эрэц hа-иврим -древнее название Израиля - Земля евреев.

26.Гесем — название местности Древнего Египта, отведённой Иосифом (для   поселения    его отца Иакова (Израиля) с разрешения   фараона Египта и с которой начался Исход.

27.Осанна (ивр) — спаси, мы молим — торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва), изначально являвшееся хвалебным возгласом

28. Адриан – император римлян, подавивший восстание Бар-Кохбы.

29. Девяти палые – на первых порах мстители,  вступающие в ряды отрядов Бар- Кохбы , нападавшие на римлян  должны были дать клятву на верность  своему вождю, отрубив себе палец руки. Позднее Рабби Акива вынудит Бар-Кохбу запретить эту практику , на том основании , что членовредительство запрещено иудаизмом. 

30.- Лаван - отец Лии и Ракель, упоминавшихся в Библии. Патриарх Иаков был влюблён в младшую – Ракель, за которую по уговору с Лаваном, служил у него семь лет пастухом, но был обманут им и вынужден был взять себе женой " слабую зрением" его старшую дочь -  Лию. За Ракель пришлось служить дополнительно и взять второй женой).

31. С небес идущей манны (Во время Исхода из Египта в пустыне еврейский  народ голодал, тогда Всевышний послал ему манну.)

32.Освободитель - здесь Мессия. (Мессия - посланник Божий, призванный освободить народ от римского владычества, восстановить Храм законный царь Иудеи и установить царство добра и справедливости.

33. Император римлян - Адриан, питавший глобалистские иллюзии, пытался объединить восток и запад империи на основе его эллинских представлений, пытался заставить евреев признать римских богов, отказавшись от веры отцов. По его мнению Иудаизм способствовал частым восстаниям иудеев, а потому решил закрыть синагоги ( букв - "собрания")и  запретил преподавание иудаизма в ешивах,   исполнение  исконных религиозных традиций.

34 . Ученики  Акивы - более 20000, погибли во время эпидемии. По версии рабби Акивы всё случается не без Божьего участия, поэтому он счёл , что среди них не было должного единства , должной преданности вере . Осталось лишь четверо или пятеро, в дальнейшим успешно развивавшие его идеи, способствующие укреплению остова религии среди народа утратившего почву.( покорённого , изгнанного и рассеянного по свету), в частности основы каббалы( мистическое учение в иудаизме, отношение самого рабби Акивы  к которому не было однозначным.) Он и его последователи пытались разъяснять Писания народу максимально понятным ему образом). Акива  продолжая учить Талмуду даже в темнице,  будучи приговорённым к  мучительной казни.

35. Асс - самая мелкая медная римская монета.

36.Был Санхерив и был Тутанхамон,
Когда то процветавший Вавилон ... - Древние завоеватели земли Обетованной, чьи могущественные  империи только казались несокрушимыми , но пали,  а идея мирового господства оказалась иллюзией ... (Санхерив /ассирийский завоеватель угнавший евреев в рабство и разрушивший Иерусалимский Храм/ ; Тутунхамон - фараон древнего Египта во времена Исхода; Во времена правления  в  новом Вавилоне Навуходоносор разрушил вновь отстроенный Храм.

37.Клянусь Юпитером, Юноной и Минервой ( римские языческие божества) .

38. Изначально колокольный звон в древнем Риме раздавался когда улицы "вечного города" убирали от пыли

39) Ле;та (греч. ;;;;, «забвение») река забвения (первоначально употреблялось - равнины Леты.) . Здесь -  намёк на не вечность римской империи и идей принудительного глобализма,  реализуемого за счёт ликвидации индивидуальных различий.
40) Квадритера - 4 - х палубный древнеримский корабль