Скок-перескок

Галина Жолонковская
Стихотворения для сообразительных детей.
Этот стишок хорош для тех детишек,
кто слова учит и стихосложение в литературных кружках.
Слов много рифмованных подобрано.

СКОК–ПЕРЕСКОК

Скок-перескок*, чернил глоток,
И мыслей радужных виток,
Он – рифмоплёт, не водосток,
Отправил рифму на каток,
Одев на голову платок,
Глаза напучив на восток,
В карман засунув молоток,
Проговорив слова: «Тик – ток».

Познав душою слов исток,
Измазав кляксами листок,
Раздул поэзии виток,
И книги кинул на лоток,
Чем увеличил глаз поток,
И стал певучести цветок,
Соорудив из фраз мосток,
Загнав безвкусицу в куток.

Он стал оранжевый желток,
Испив бессонницы глоток,
И стал, как вычурный росток,
Как безупречности свисток,
В чулан отправился пяток,
Звук есть поэтов лепесток,
Стихосложения щиток,
И злата звонкого браток.

И судеб вытканных моток,
И умных смыслов завиток,
Надежд разумных лоскуток,
И неразумных хоботок,
И острых звуков ноготок,
И ударений лапоток,
И неурядиц локоток,
Скок-перескок*, остряк, знаток.

01.12.2022г.
Автор: Галина Жолонковская (Белая Волчица).
___________________________________________
Скок-перескок* (авторское слово, неологизм) – заяц (дух-рифмоплёт).
Текст, образы, неологизм – принадлежат автору Галине Жолонковской.
Эксклюзивное произведение,
отобрано для изучения стихосложения в литературных кружках,
рекомендовано для изучения на литературных курсах.

Стихотворение «Скок-перескок»
Произведение написано в стиле монорим (АААААААА).
МОНОРИФМА ПО СХЕМЕ:
1 - 8 - АААААААА.
2 - 8 - АААААААА.
3 - 8 - АААААААА.
4 - 8 - АААААААА.
ИТОГО: В ТЕКСТЕ УПОТРЕБЛЕНО 32 СЛОВА В РИФМУ.
Тип текста ямб с вероятностью 100%
Слоги: 8/8/8/8. Рифма – мужская.

Картинка из интернета.

-------------------------------------------

МОНОРИМ -
стих, построенный на одной рифме - монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…),
редкий вевропейской поэзии,
но широко распространённыйв классической поэзии Ближнего и Среднего Востока.
К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард...
Пример фарда:
Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.

Монорим
(также — монорифма. фр. monorime — однорифменный, от греч.) —
стихотворение или часть его, использующее одну рифму
(или с «однозвучной рифмовкой» по определению А. П. Квятковского).
Монорим был широко употребителен в поэзии средневекового Востока
(используется в некоторых твёрдых формах восточной поэзии, например, газелле)
и в ряде европейских средневековых поэтических традиций (например, в валлийской).
Сравнительно краткие моноримы встречаются в народной поэзии, в том числе в русской.
Как указывает М. Л. Гаспаров,
монорим был наиболее ранним способом регулярного употребления рифмы,
а затем, с появлением более сложных схем, «моноримы стали редкостью,
и употребление их обычно мотивировалось содержанием стихов».
В русской литературной традиции моноримы писали Александр Сумароков, Афанасий Фет,
Алексей Апухтин, Фёдор Сологуб, Николай Асеев, Владимир Высоцкий и другие.
Нередко используется в сатирической, иронической, юмористической поэзии.

Монорим – стихотворение, в котором все строки рифмуются на одну рифму. Самым известным примером,
печатаемым фрагментарно во всех литературоведческих справочниках,
является шуточное стихотворение
Алексея Николаевича Апухтина (1840–1893)
«Когда будете, дети, студентами…» (1860-е годы).
Приведём его полный текст.
https://art-storona.ru/monorim/
«Когда будете, дети, студентами…»
В ТЕКСТЕ УПОТРЕБЛЕНО 27 СЛОВ В РИФМУ.

Считается, что первый монорим в русской поэзии
был написан Александром Петровичем Сумароковым (1717–1777):
«Двадцать две рифмы» (1774).
Строго говоря,
в том стихотворении монорим представлен не в чистом виде,
а в качестве сквозной рифмы
(взгляду – досаду – вертограду – младу и т.д.).
Такая рифма напоминает сквозную рифму,
широко представленную в восточной поэзии.

Разные поэты обращаются к монориму
как способу передачи неотвязной и настойчивой мысли.
Особенно нам нравится стихотворение
Николая Николаевича Асеева (1889–1963)
«Оставаться самим собой»:
https://art-storona.ru/monorim/
В ТЕКСТЕ УПОТРЕБЛЕНО 28 СЛОВ В РИФМУ.

--------------------------------------------