Учитель и Ученик

Брущенко Алёна Бруна
Сказка для взрослых
Произведение в авторском прочтении можно послушать по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=Nn6D2WtIhCc&ab

21.11.2022.

В одной далёкой стране, в давние времена жил-был мудрый Учитель. Вокруг мастера образовалась община людей, которые внимали его мудрости, следовали его советам и почитали его, как просветлённого, знающего Истину.
Среди приближённых к мастеру был и один юноша, который больше всех любил Учителя, и которого мастер не выделял среди других, однако наедине с собой считал самым любимым Учеником. Ничем особенным молодой человек не отличался, однако мудрец, пристально наблюдая за учеником, прозревал в нём потенциал.

Однажды, когда все внешние дела были закончены, Учитель пригласил к себе в хижину Ученика и спросил:
- Кто ты?
- Я – твой ученик.
- А чему ты учишься?
- Всему, чему ты учишь нас, Учитель.
- А чему я вас учу?
- Истине.
- А как я вас учу?
- С любовью к каждому.
- И долго ты учишься?
- Скоро будет 10 лет, о, Учитель, как я нахожусь рядом с тобой, имея счастье, ходить по одним с тобой тропам, слушать твои просветлённые речи, учиться практикам погружения во внутренние миры и служить тебе всей своей жизнью.
- И ты нашёл ответ на вопрос: что же такое «истина»?
- Нет, Учитель. Мне достаточно того, что ты знаешь истину, а мой разум слаб, чтобы постигнуть её так, как постиг её ты, о, мастер. Я – обыкновенный человек. Но я всегда готов быть в тени своего учителя и посвятить тебе свою никчемную и бессмысленную жизнь.
- Ты – глупец. За десять лет ты умудрился не только ничему не научиться, а наоборот, облениться и перестать искать самое существенное, что есть в каждом человеческом бытии, - свет.
- Но почему, Учитель? – вскричал огорошенный Ученик.
- Вот именно: почему? Почему ты отрёкся от себя, растворив собственный опыт жизни в моём опыте? – словно гром среди ясного неба, пророкотали слова мастера.
- Потому что я абсолютно доверяю тебе, мой Учитель, следую за тобой во всём, повторяю беспрекословно все тобой утверждённые практики, не спорю и подчиняюсь твоему закону. – подобострастно отвечал Ученик, пытаясь умилостивить гнев Учителя.
- Потому что так приятнее и спокойнее, не так ли? Не нужно брать на себя ответственность: делай, что кто-то другой сказал, поступай, как другому угодно, все сомнения и драмы пусть переживает другой, все решения и ошибки совершает другой, а тебе и так хорошо: я – не я, и дорога сути – не моя.
Ученик слушал, потупив взор, не в силах вымолвить ни слова. А Учитель продолжил, смягчившись:
- Когда я смотрю на небо, я вижу Свет. Когда я смотрю на землю, на которой живу и по которой хожу, я вижу Свет. Днём я вижу Свет, и ночью, при звёздах и луне, или когда небо скрыто облаками, я всегда вижу только Свет. Когда я смотрю на людей, я вижу Свет. И в тебе я тоже вижу Свет. Как ты думаешь: почему?
- Потому что всё есть Свет? – робко ответил Ученик.
- И это тоже, конечно. А ты видишь Свет всегда и во всём, когда смотришь вокруг?
- Только когда я нахожусь рядом с Вами, Учитель, я тоже вижу…
- А наедине с собой?
- Увы, но нет. Не вижу. Только когда смотрю на мир Вашими глазами, тогда всё словно бы просветляется, проясняется и приобретает черты истинного. А стоит мне уйти к себе в хижину, удалиться в себя, всё снова становится мрачным и хмурым, теряет ясные очертания и глубокие смыслы. И мне жизненно необходимо снова видеть Вас и находиться рядом с Вами. Потому что Вы и есть Свет для меня. И другого Света мне не нужно.
Учитель нахмурился, потом глаза его засверкали жестким огнем, и он грозно произнёс:
- Ты не только глупец, но и лентяй. Уходи прочь и не возвращайся, пока твои собственные глаза не увидят Свет.
Эти слова, словно обухом по голове, ударили Ученика. Они ранили его в самую суть. И в душе ничего не осталось, кроме тотального мрака отчаяния. Но спорить с Учителем он не мог. На следующий день Ученик собрал свои немудрящие пожитки в наплечную суму, взял немного еды и ушёл из общины. Учитель даже не вышел проводить его. Так начался долгий и не простой путь Ученика к собственному Свету.

… Сначала Ученик был полностью обезоружен гневом от наказания Учителя, не в силах понять: за что тот прогнал его? Юноша так и эдак пытался анализировать всю свою жизнь рядом с мастером, предполагая самые логичные и самые нелепые объяснения поступка Учителя. Чтобы доказать себе, что он может прожить и без Учителя, и что нужно скорее найти ему замену, Ученик пришёл в мир городов и стал посещать других учителей и мастеров, пытаясь найти оправдание самому себе и опровергнуть правильность учительского отношения. Он наблюдал, как другие мастера надменно и высокомерно учат слабые души своему образу мыслей, а за это те полностью подпадают под власть первых, становясь рабами.

Мысль о потере себя возмутила Ученика, и он ушёл от псевдо учителей. Однако подвергнув мысленно своего Учителя этой проверке, Ученик разозлился настолько, что сам стал гневаться, обвиняя внутри себя гуру во всех смертных грехах. А будучи окружён со всех сторон самыми разными искушениями и соблазнами, Ученик пустился во все тяжкие, познавая внешний мир на практике собственного погружения в его вязкие и страстные объятия. В этом угаре Ученик провёл несколько лет, пока однажды не обнаружил себя на дне социума, а внутри себя обнаружил полнейший мрак.

Ночью в кошмарных сновидениях к Ученику стали приходить демонические сущности из мрачных глубин тех миров, о которых он даже не догадывался. Монстры угрожали, нападали, подчиняли своей вымороченной силе, издеваясь и изгаляясь над слабой душой Ученика. Просыпаясь в холодном поту и страхе, тот боялся заснуть. В таком крайне тяжёлом состоянии, молодой человек блуждал по городу, падая, где придётся от усталости и изнеможения, и забываясь тревожным сном.

И вот однажды, в очередной раз упав от усталости под забором и погрузившись в очередной ужасный сон, Ученик вдруг очнулся от лучика света, щекоткой пытающегося пробраться под ресницы. Юноша с трудом разлепил болезненные веки, и почувствовал прикосновение солнечного зайчика, который осторожно продвигался по его лицу. Видимо ребятишки, ловя луч солнца в зеркальце, решили подшутить над сонным бродягой, лежащим у обочины их дома. И в этот момент Ученик словно бы прозрел: он с неистовой силой души потянулся к этому случайному лучу в тёмном царстве его безумия, веря, что тот обязательно выведет его к Свету, о котором он тосковал. Так же, как и тосковал об Учителе. И эта мысль впервые была благостная и светлая.

Словно в противоположность всему пережитому ранее, Ученик впал в экзистенциальный транс и погрузился в приятные, хотя и грустные воспоминания по тому райскому времени, когда он жил беззаботной и упорядоченной жизнью рядом со своим Учителем. И эти образы вернули Ученику смысл, а вскоре и человеческий облик.

Молодой человек пошёл к реке, вымылся и выстирал всю свою одежду, приведя себя в более или менее приличный вид. Потом стал ходить по городу в поисках работы и жилья, которые могли бы обеспечить ему такой досуг, чтобы посвятить его упражнениям, которые он помнил со времен жития в общине рядом с Учителем.

В скорости, юноше повезло, и он был нанят одним богатым купцом к себе в помощники. Предприимчивый торговец давно присматривал себе такого человека, который был бы трудолюбив и скромен, грамотен, но при этом не слишком много мнил о себе, умел бы держать себя с достоинством среди разных людей и в разных обстоятельствах, а также умел бы в трудную минуту помочь словом и делом.

С первого взгляда, пришедший наниматься на работу заинтересовал купца. Когда же он выслушал историю молодого человека, задавая каверзные вопросы и получая ёмкие, не без иронии, ответы, то сказал, что берет его в помощники с испытательным сроком, который предполагает работу в течение полугода только за крышу над головой, приличную его положению одежду и за еду. Пришелец не стал спорить, а, наоборот, с радостью согласился, попросив только какое-нибудь уединённое место для собственного обитания, чтобы иметь возможность заниматься духовными упражнениями. Эта просьба еще больше укрепила купца в мысли о том, что ему исключительно повезло с новым работником, потому что вместо развлечений для тела и отвлечений на соблазны мира, тот в свободное время будет заниматься самосовершенствованием души и укреплением духа. А это в любом случае полезнее для любого предприятия, и как разумный человек, предприниматель это очень хорошо понимал.

…В работе на купца и помощи тому во всех его делах, Ученик провёл сначала полугодие, а потом следующие десять лет. Купец, который жил одиночкой и у которого не было наследников, через какое-то время стал относиться к юноше, как к сыну. И тот отвечал интересному и разносторонне просвещенному человеку взаимностью. Ученик сопровождал своего работодателя везде и всюду, они бок о бок занимались многочисленными делами: вели торговые предприятия по законам страны, отправляли товары на кораблях в разные края и принимали товары отовсюду, занимались заказами, хранением и доставкой по месту назначения, налаживали связи с покупателями и полезными людьми в высоких кругах власти, чтобы держать нос по ветру, получать прибыль и не иметь убытка.

Ученик несколько раз, сопровождая грузы на кораблях своего работодателя, отправлялся в дальние края. Он дивился огромности океанов и морей, сражался со стихией ветров и воды во время штормов, несколько раз прощаясь с жизнью. Он повидал экзотические страны и девственные острова, где природа была одной лишь обитательницей безлюдного пространства. Ученик увлекся изучением непривычных слуху и произношению языков других народов, искренне удивляясь и восхищаясь всему, что происходит на белом свете.

Отовсюду в дом купца доставлялись разные диковинки. Но больше всего Ученик был пристрастен к книгам, которых в библиотеке купца было немало, и коллекция пополнялась с каждой торговой сделки. Ученик много и запоем читал. А потом вечерами он пересказывал прочитанное купцу, и размышлял над словами, то соглашаясь, то споря с автором, выдвигая собственные аргументы и ведя дискуссии на темы, предложенные книгой.
Купец, слушая своего подопечного, диву давался его разумности и выводам. И смотря на него, как на самого близкого и родного человека, видел в его глазах Свет. И погружаясь в это свечение разума, всем сердцем благодарил небо, что послало ему такую душу.

Между тем Ученик, возмужавший и помудревший, и уже совсем не молодой, сам того не замечая, стал видеть во всём окружающем Свет. И стал излучать его, а люди стремились к нему, словно рядом с ним было мёдом намазано. Друзья купца, покупатели, все окружающие ощущали рядом с этим человеком необычайное вдохновение и радость, как будто на душе становилось яснее, чище и светлее…

…Как-то раз купец призвал к себе помощника и объявил, что они отправляются в паломничество к одному просветлённому мастеру, о котором он услышал в одном уважаемом доме. Ученик не привык спорить, потому приведя все текущие дела в порядок по распоряжению купца, снарядил повозку с вещами и провизией для долгого пути, усадил в неё старого купца, сам сел на лошадь, и они отправились.

Чем дальше они удалялись от города, в котором Ученик провёл последние годы своей жизни, чем дольше они продвигались по равнине, чем выше поднимались в горы, тем сильнее внутри вспыхивали воспоминания: Ученик как будто бы снова переживал путь. Только теперь он возвращался туда, откуда был изгнан давным-давно Учителем.

Когда они прибыли на место общины, там было много паломников, которые прибывали отовсюду, чтобы побыть рядом с просветленным, слава о котором разнеслась далеко. Огромная толпа всегда окружала Учителя, каждый старался дотронуться до него и получить благословение, которое, как считали многие, излечивало болезни, умиротворяло и приносило удачу. Учитель целый день принимал людей рядом со своей хижиной, терпеливо и благостно. Ученик отстал от своего благодетеля-купца, который тоже стоял в очереди, чтобы припасть к стопам гуру. Весь день он хотел и не мог приблизиться к своему Учителю, ибо не был уверен, что достоин этого. Он сомневался в себе и не знал: правильно ли его возвращение, примет ли его мастер?

Наступила ночь. Все паломники устроились на ночлег и счастливо заснули в атмосфере этого чудесного места. И только Ученик не мог заснуть. Он неслышно приблизился к хижине Учителя и стоял на пороге, боясь зайти и не в силах уйти прочь. И вдруг раздался голос:
- А я-то думаю: что за солнце целый божий день светит рядом со мной? Чего же ты стоишь на пороге? Заходи вместе со своим Светом!
Ученик зашёл в хижину и поднял глаза на Учителя. Тот, улыбаясь радостной и довольной улыбкой, смотрел на него своим светлым взглядом. Их глаза встретились, и Свет соединился со Светом, отчего вся хижина словно бы осветилась изнутри, и всё пространство стало переливаться всеми цветами радуги.

В этот момент паломники проснулись от ярчайшего Света, который разбудил их, и наблюдали удивительное явление: хижина мастера сияла и светилась, и будто бы не было ничего, кроме Света. И всё было Светом. И во всём был Свет. И каждый видел только Свет и был внутри этого Света. И это длилось безвременный миг вечности.

После этого чуда, паломники все, как один, снова заснули и продолжали даже во сне видеть Свет. Свет, который ласкал и нежил, который пел и танцевал. Свет, который окружал каждого, который кружил в своих легчайших объятьях и качал на своих сияющих волнах.

Утром, когда все проснулись, то обнаружили, что хижина исчезла. И Учитель пропал. И еще не досчитались одного паломника, о котором сообщил, как о пропавшем, старый купец. Все решили, что мастера вместе с хижиной Свет забрал с собой. А про паломника никто, кроме купца, и знать не знал, и думать не думал: еще один не приспособленный к горам потерялся и возможно упал с обрыва или волки загрызли, мало что бывает в дикой местности.

P/S
- Кто ты?
- Свет.
- Что есть жизнь: наказанье или дар?
- Путь к Свету, во всём и всегда.
- Где ты?
- Там, где Свет.
- Зачем всё то, что было с тобой, и что случится с каждым рано или поздно, так либо иначе?
- Чтобы Свет встретился со Светом и в зеркале Света увидел собственный Свет…