О пожалованных часах. версия. строфа

Владимир Смирнов-Антипушкин
   И даже, - каюсь я, - пустынник согрешил.
   Простите мне мой страшный грех, поэты,
   Я написал придворные куплеты,
   Кадилом дерзостным я счастию кадил.
          ПУШКИН, "К Шишкову" (черновые строки)

Братишке своего Убийцы,                1
в сортире сидя, Од воздать, -              2
и уж с ЧАСАМИ суетится
счастливая Царица-Мать:
ВЕКА лишь из Сортиров оды
подходят для "Тюрьмы народов"!
ОН ВИДИТ ВСЁ, но Кореша
не смыслят в одах ни шиша:
- Писать придворные куплеты
в Лицее нашем - страшный грех,
Француз, ты нас подставил всех, -      3
но всё ж простят его "поэты":
ЧАСОВ Он об каблук на спор
КРУШЕНЬЕМ искупил позор!
___
1. Происхождение Дантеса темно: очень уж охотно официальный Отец "переуступил" его Геккерену, очень уж охотно Геккерен занялся его усыновлением, вопреки всем голландским правилам усыновления, очень уж охотно голландские власти пошли ему навстречу (не для того ли, чтоб Д получил голландское подданство и герб) и очень уж весомые были у Дантеса рекомендации от коронованных особ при поступлении на русскую службу. Пушкин ошибался, когда писал, что двух шуанов (контрреволюционеров) приняли в гвардию сразу офицерским чином: в гвардию приняли одного - Дантаса, а второго - в армию!
Версии происхождения бытовали разные, но самая логичная: Дантес - сын тогдашнего короля Нидерландов Вильгельма 1 и, соответственно, сводный братишка Принца Вильгельма, в честь свадьбы которого П и накатал оду.
2. ода "Принцу Оранскому" написана незадолго до праздника в честь последнего, состоявшегося 6 июня 1816.



3. Француз - одна из лицейских кличек Пушкина.
___
ПОСЛЕСТИШИЕ:
Самый красочный (не значит достоверный) рассказ о написании оды, предшествующих и последующих событиях нашли мы в книжке А.Б. Галкина "Человек с предрассудками", его и процитируем:
"Судьба тогда сыпала Пушкину дары, как из рога изобилия. Нелединский-Мелецкий, толстенький розовощекий старичок с вечно плачущей миной, тоже приехал в Лицей и просил П написать хвалебную оду в честь бракосочетания (есть версия - в честь его отъезда, - В.С.) Вильгельма Оранского и великой княгини Анны Павловны. Сама императрица Мария Федоровна заказала эту здравицу Нелединскому, как придворному поэту. /.../
Нелединский спохватился, когда уж было поздно, ибо оставалось 2 дня до венчания. Бросился к Карамзину - тот сочинять для приятеля стишки не стал, но все-таки спас, отправив к П. Нелединский дал П тему: В.О. ранен при Ватерлоо. За час, начав в сортире (он тогда отравился проклятой лицейской тушеной капустой), П накропал придворные куплеты, правда больше о Наполеоне, чем об Оранском, но финал был хорош - как раз для свадьбы, с намеком на дурную болезнь:
Его текла младая кровь,
На нем сияет язва чести:
Венчай, венчай его любовь!
Достойный был он воин мести.
Когда Нелединский увез стихи, П дня 3 подряд хохотал, вспоминая эту строфу. Он предполагал, что Оранский спустит ТАКИЕ стихи в отхожую яму, где они и зародились, ну а П-у публично вымоют голову. Ничуть не бывало: императрица наградила П золотыми часами. Он на спор при Пущине и Каховском разбил их каблуком (есть версии, что именно ОБ КАБЛУК, как то исхитрившись попасть, КАБЛУКОМ-ТО всякий разобьет, например, в книжечке Новикова "Пушкин" малая ЖЗЛ: "Ходили слухи, что эти часы он нарочно разбил о каблук", - В.С.), хотя жалко было ужасно." Существо спора Галкин оставляет на усмотрение Читателя - то ли спорили, что П слабО, то ли, что не попадет по каблуку, то ли спорили о чем-то постороннем, а целостность часов была ставкой - ?....
Дальнейшая судьба этих часов темна: самое вероятное были они тут же, не отходя от кассы, с Корешами проданы и пропиты. Возможно, что позднее проиграны или еще как утеряны, но предположить, что П их до самой смерти трепетно  не представляется возможным: след этих часов теряется сразу по получении!
В книге Щеголева "Злой рок Пушкина" есть инфа по теме:
"В 1836 году Александрина дала П для заклада свое столовое серебро и БРЕГЕТ. Вещи не были выкуплены и пропали. Опеке пришлось возместить А.Н. Гончаровой часть ее убытков."
Сомнительно, чтоб П часы свояченицы закладывал, а свои берег...
Еще инфа в книге Старка "Наталья Гончарова" ЖЗЛ:
"Н.Н. дарит на память о покойном кое-что из его вещей: перстни, ЧАСЫ, трости. Так Жуковскому достался перстень-талисман, который был подарен П-у графиней Воронцовой."
Якобы Ж какие-то часики притырил, остановив их в момент смерти П, и потом они достались Гоголю (Г ни в чем и никогда верить нельзя, а Большим Другом П он стал спустя много лет после смерти последнего!). Какие-то часы П есть и в его музеях. Но - если есть в музеях, значит точно - не золотые и не настоящие (перстни П в музеях - Копии Копий!).
Какими-то простенькими часиками нищеброд П, наверное, пользовался... Они-то у Гоголя и могли оказаться... На этом и помиримся с Коллегами, муссирующими в интернете тему пушкинских часов...
___
КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ:
Пушкин, "Принцу Оранскому".