Ре Оза 9, Кремлевская блесна или Любовь 1963

Михаил Просперо
Рыбак рыбака обходит издалека,
А то зацепиться может блесна блесною.
Я рад, что ты тоже рыбка этой весною,
А то в одиночку охотиться, ну - никак.

А хочется из тишины кусочек схватить,
Ведь зубы от холода сводит молчания золото.
Вверху веселится мелочь пузатая, зелено-молодо,
Которым ещё не дано познать, как тянет любови нить.

Как трудно срывать с крючка разбитые губы,
Как плохо потом, когда не больно, а пусто.
Да ладно, давай не будем сегодня о грустном,
Луна уже снова растёт, а память идёт на убыль.

8. http://stihi.ru/2022/11/24/7300
 
"...все говорят - нет правды на земле.
Но правды нет и выше. Здесь, в Кремле!" /по памяти из интерпретации "Бориса Годунова", по-моему.

И любви легко доступной тоже не бывает. По крайней мере у Вознесенского было это непросто - "Когда Пастернак предложил мне проводить Анну Андреевну Ахматову, я, сделав вид, что замешкался, уступил эту честь Славе.(Рихтеру)" (На виртуальном ветру, Вознесенский, мемуары, копирайт 2018 года, "наследники" - интересно - кто это у бездетного поэта?). А по возрасту они Андрей Вознесенский и Анна Ахматова, были как Максим Галкин и Алла Пугачёва - но надо ли вообще об этом? Жизнь одно, литература - другое, так ведь?

Как бы и так, и не так. "Художник пишет жизнь, пишет окружающих, ближних своих, лишь через них постигая смысл мироздания. Сангиной, материалом для письма служит ему своя жизнь, единственное свое существование, опыт, поступки — другого материала он не имеет." (НВВ - "на виртуальном ветру" так зашифрую здесь).

Как газетчик согласен с поэтом на все 100 - знать материал необходимо, а вот публиковать надо 5% из того, что знаешь - такова была заповедь опытного газетчика, собкора "Правды" по югу Украины Алика Альперта, который меня обучил газетному делу. Если этому можно обучить.

Но опять о сложностях поэта в любви по "НВВ". Сам Пастернак подкалывал добродушно юношу Андрюшу: "В елке всегда предощущение чуда. Именно на елке стреляет в своего совратителя юная пастернаковская героиня. «Признайтесь, Андрюша, вам хотелось бы, чтобы она стреляла по другой причине, чтобы она политической была», — поддразнивал он меня при гостях." /НВВ

А куда ты денешься от политики в эпоху СССР? Туда же, куда денешься от СВО на Украине в наше время?

Так что прежде чем я покажу вам свою находку - блесну любви - пару слов о политике ретро. Будучи современником этих событий 1963 года, - да, я в те годы уже работал юнкором в газете и даже имел 1 публикацию в республиканской прессе УССР, более того, у меня за плечами был пионерский Артек, то есть как простой советский творческий человек чувствует себя на блесне КПСС знал не понаслышке. За правильную публикацию можно было получить гонораром 25 рублей, столько у нас в Херсоне не каждая публичная девочка в порту зарабатывала.

Почему такое аполитичное сравнение? Здоровый цинизм, у нас в редакции эти события с осуждением Вознесенского и Аксенова обсуждались в кулуарах именно в плане того - как взлетели продажи опальных авторов. Книги этих парней в запале смели с полок в считанные дни и перепродавались за несколько номиналов.

Лично я бегло посмотрел дорогую "Треугольную грушу", сказал, что это нельзя кушать. А по оппозиции... По фото-тассовкам кроме публикуемого нами кулака Хрущёва над Вознесенским, я обратил внимание коллег и на отложенное в архив фото с высочайшим рукопожатием Первого, где при увеличении кадра видна была растерянная улыбка Вознесенского на крючке Руки Партии.

Сейчас перечитал мемуары самого Андрея Андреевича в редакции текста "На виртуальном ветру", копирайт "наследники" 2018 года, удивился, что даже сам Вознесенский не догадался, почему Хрущёв его не уничтожил, наоборот, закрепил его статус ученика оппозиционера Пастернака. А потому...

Но сначала о самом факте и устами уже не шуточника Аксенова, и даже не самого Вознесенского - строго по стенограмме из архивов КПСС:

СТАРТ СТЕНОГРАММЫ:
X(рущёв): Молоко еще не обсохло. Ишь какой. Он поучать будет. Обожди еще! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите, завтра получите паспорт, уезжайте к чертовой бабушке, поезжайте туда, к своим.
В(ознесенский): Я русский поэт. Зачем мне уезжать?
X.: Ишь ты, какие! Думаете, что Сталин умер… Мы хотим знать, кто с нами, кто против нас. Никакой оттепели: или лето, или мороз… Партия не дает вам право на молодежь и всегда будет бороться, чтобы она, партия, представляла старое и молодое поколение. И больше никто. Только одно сейчас — ваша скромность, скромность, если вы не перестанете думать, что родились гением.
В.: Я так не думаю.
X.: Вы думаете. Вам вскружил голову талант, ну как же, родился принц, все леса шумят. Вы считаете, как только родились, то сразу руку подняли, хотите указать путь человечеству. Не хотите с нами в ногу идти, получайте паспорт и уходите. В тюрьму мы вас сажать не будем, но если вам нравится Запад — граница открыта. Вы по своим стреляете…»
ФИНИШ СТЕНОГРАММЫ

Далее по НВВ лично от В. - "Что я «пробормотал» в ответ на самодержавное «вы — ничто»? Я тупо повторял: «Я — поэт». А он продолжал вопить, но уже тоном ниже, видимо выпустив пар: «Вы что руку подымаете? Вы на что руку подымаете? Вы что, нам путь рукой указываете? Вы думаете, вы вождь?»

И тут, бранясь, он, видимо, назло залу или машинально назвал вдруг меня «товарищ Вознесенский». А может быть, за несколько минут чтения он вынужден был помолчать и тут понял, что перебрал?

Взмокший вождь с досадой нацепил свою маску и процедил: «Работайте». Я понял, что пока я спасен, а зал пока не выиграл. Потом меня прорабатывали другие залы.
/НВВ

Далее было рукопожатие Советского Царя Никиты. - Кстати - приписываемую Вознесенскому поэму "Царь Никита" Андрей Андреевич в своих мемуарах не упоминает.

РАБОТАЙТЕ! - спасибо залу, так громко оравшему на Андрея, громче самого Царя. Да какой царь пойдёт на поводу у бояр? У челяди? Зал своей истерикой спас Вознесенского.

РАБОТАЙТЕ! - это была команда не только Вознесенскому, но и залу для других залов. Где Андрея прорабатывали аж до прихода Брежнева - и тут хула на Хрущёва стала востребованной. Но её не было. Может быть потому, что сам уже опальный Хрущёв успел позвонить Андрею и как бы попросить прощения. Любят они Это. Так и Ельцин у нас по ТВ попросил прощения за распродажу СССР, покаяние, мать/тьма...

РАБОТАЙТЕ! - а впрочем - пусть литераторы выпьют да закусят - сам захотел промочить горло после крика Царь Никита.

НВВ: "Тяжелей всего было видеть не торжествующие рожи врагов в зале, а ускользающие улыбки приятелей в фойе во время перерыва, прячущих глаза, будто не узнающих тебя.

В центре фойе, в кругу литклассиков, среди серых пиджаков врезалось в память весеннее салатно-зеленое платье Зои Богуславской, молодого критика и начинающего прозаика. Рядом что-то вещал Лебедев. Заметив меня, она развернулась и демонстративно на весь зал поздоровалась. Подошла. Заговорила. Номенклатура обиженно выделяла адреналин. В этом поступке, рискованном для ее судьбы, озонно проступила чистота и красота ее характера. Странно, вроде гонимым был я, но именно ее хотелось спасти, вытащить из круга вурдалаков.

Орет судилища орда. Я прокаженным был, казалось.
И только женщина одна/ подошла, не отказалась.

Живу меж темени и луж, и черепов, как Верещагин.
И женщина, как желтый луч, мою дорогу освещает.

*
Желтый луч - это блеск блесны, крючок которой способен выхватить нас не только из политики, из жизни вообще. ЗОЮ потом он назовёт ОЗА - от слова ОЗАРЕНИЕ.
*

Люди пошлые не понимают жизни и поступков поэта, истолковывая их в низкоземном, чаще своекорыстном значении. Они подставляют понятные им категории — желание стать известнее, нажиться, насолить собрату. Между тем как единственное, о чем печалится и молит судьбу поэт, это не потерять способности писать, то есть чувствовать, способности слиться с музыкой мироздания. Этим никто не может наградить, никто не может лишить этого.

Она, эта способность, нужна поэту не как источник успеха или благополучия и не как вождение пером по бумаге, а как единственная связь его с мирозданием, мировым духом — как выразились бы раньше, единственный сигнал туда и оттуда, объективный знак того, что его жизнь, ее земной отрезок, идет правильно./НВВ

СЛИТЬСЯ С МУЗЫКОЙ МИРОЗДАНИЯ

ЭТИМ НИКТО НЕ МОЖЕТ НАГРАДИТЬ

...может, и не только Бог, а - на спор?! -

ЖЕНЩИНА

(продолжение следует - 10 http://stihi.ru/2022/11/26/8259