Галина ВишнЕвская - Вишня. Зигзаги Жизни. е-58

Серж Фико
     //Но Вишня  блажь не замечала
   коммуниста - режиссёра этого зала..:\\

«- И вообще - не морочьте голову, ведь ясно,
что вы боитесь пускать в передачу "Потомков"
     по соображения своим «гумАнным»…
 И чего боитесь? Стихотворение напечатано
в советском издании - значит, прошло цензуру !!
Короче говоря, идите выясняйте, где вам полагается,
   и предупредите, что мы будем исполнять
  цикл только полностью. Всё вам ясно ?!»

Опять побежал куда-то режиссёр программы…
 И на этот раз - надолго. .,- странно…

Вишня=Мстислав подождали, потом оделись,
   послали всех к черту и уехали домой...

  Так передача и не состоялась…
  Не СССР однако…, а КП$$ виновато…

       Из-за "Потомков"*..,-
 это произведение Дмитрия Шостаковича
  несколько лет не издавали в СССР
   и Вишня – Вишневская Галина
долго была его единственной исполнительницей.

    И лишь только после того груза,
как «Потомки» были изданы за границей,
их опубликовали и в Советском Союзе.

Через несколько месяцев после премьеры
    "Картинок прошлого", летом,
  получила по почте Галя Вишневская
  из грубой и мятой серой бумаги
       большУщий  пакет.

     «- Гляди, Слава, какая бумага,
в такую только мясо в магазинах заворачивают!
  Ведь редкая и дорогущая зараза..!»

     Смотрит обратный адрес:
Рязанская область, деревня Солотча и подпись –
 "Д. Шостакович", он там отдыхал.

       Открывают пакет –
    и каково-же было их удивление,
    когда в их руках оказалась
   партитура-рукопись оркестровки
"Песен и плясок смерти" Мусоргского,
    сделанная Шостаковичем !

   Открыв первый лист, она прочла:
  "Эту свою работу по оркестровке
 "Песен и плясок смерти" Мусоргского
посвящаю Галине Павловне Вишневской.
     Дмитрий  Шостакович."

 Да, ради этого стоило жить – трудить !!
Как знать, если-бы в тот вечер Шостакович
  не услышал "Песни и пляски смерти",
 то в Вишнёвом концерте, он, возможно,
 и не оркестровал бы их, во всяком случае,
в те прижимистые  душеДАВИТЬельные  годы !!

     А именно под влиянием его работы
над этим сочинением появилась в следующем году
      Тринадцатая симфония,
  а затем и "Казнь Степана Разина"
и, наконец, Четырнадцатая симфония.

9 августа 1961 года жена сына композитора,-
       Максима,- Лена родила сына,
и Дмитрий Дмитриевич пришёл  с этой вестью
   к Ростроповичу ~и~ Вишневской.

 Конечно, он был рад рождению внука,
 продолжателя рода, но весь вечер
был как-то особенно сосредоточен в себе
       и неразговорчив.

Казалось, какая-то мысль мучает его,
не отпускает от себя. Словно он хочет,
но не может сделать над собой усилие,
чтобы сказать, что же тревожит его.

Он долго не уходил от Ростроповичей
  в тот вечер  их духо-рОдственный.
 Наконец, как всегда,  Шостакович
       неожиданно встал,
быстро попрощался и пошёл к выходу…

 В дверях задержался и со свойственной
  ему манерой выражаться коротко,
 и без всяких обиняков, вдруг сказал:
«- Внука, понимаете, хотят назвать Дмитрием,
     а я не хочу… РАНит разительно..
 Не знаю, как сказать об этом Максиму,
     да он меня и не послушает…
Может, вы, Галя, с ним поговорите..??»

Вишня от неожиданности совершенно обомлела:
      внука от обожаемого сына
     не хочет назвать своим именем…
«- Дмитрий Дмитриевич, но почему же вы не хотите?
  Это-же так замечательно ! Ну что-же вы ?!!
  Будет расти  новый Дмитрий Шостакович !!
   Маэстро новый !! Ваш новый кровный !!!»

   \ Но у него передёрнулось  аж лицо
     В некие лицевые бермУды...!!..:/
«Нет!,- - Не хочу.. Говорят, примета есть..,-
    выживать меня со света будет…»

И пытливо ЭЄтак, быстро глянул на Вишню…
«- Да что-же вы.,- Дмитрий Дмитриевич..!!
   Кто вам сказал такую глупость..??
    Правда, у евреев, кажется,
 принято называть в память 'умерших…,

  но у нас-то, православных, в честь живущих !
      Ведь вас назвали в честь вашего отца,
а вот теперь ваш внук будет Дмитрий Шостакович !
   Понимаете ?! Вы в нём не закОнчитесь !!
 Наоборот-же !,- род ваш продОлжился !!»

Просветлел весь, будто избавился от тяжести
Шостакович, будто открыли ему праздник !!:
     «- Правда?! Ну, спасибо вам, спасибо !!»

 \\  Видно было, что поверил с радостью
 теперь не сжАто-пружинно, а открыто !! //

 \\*//  Шостакович боялся смерти
      и это слышно в его музыке.
  Можно это ясно почувствовать
и по его оркестровке вспЕненной,-
     "Песен и плясок смерти"
композитора Мусоргского в расцвете !

Мусоргский нОтами смерти не боится, -
       в нём смирение верующего
      перед величием её момента,
    когда душа, оставив плоть,
  обретает  ВЕЧНОЕ бессмертие…

А вот у Шостаковича.., - ужас перед Смертью,
       страх перед неизбежностью !!!!
  Он её ненавидит и всеми силами
сопротивляется Косе музыкой всПЕНЕнной !!

Большая роль медных и ударных инструментов
заостряет идеи Мусоргского, ужесточает их !!
И что..??,- Шостакович жёстче превышает их !!

 Смерть "зримо" ощущается в аккордах
холодно звучащей меди, а в "Полководце"*
  зловещий образ смерти подчёркнут
   как бы стуком..,- костей..,
  - для чего композитор Шостакович
использует  для струнных инструментов приём
      @@^^^^>  col legno*, <^^^^@@
то есть удары по струнам древком смычков !

А вскоре Дмитрий Дмитриевич пришёл
снова к  Вишневской –и- Ростроповичу
и выглядел он необычайно смущённым…
 
За обедом  выяснилось всё-всё-всё...

              {{{{{{{{{^^*^^}}}}}}}}}}
БоевОй ДонбАсс–Боевая ГОРловка–НовоРУСЬ   
                *ДНР – НовоРОСсия*   
П\с – 1:
Все части поэмы Зигзаги Вишни на 2022-й
     http://stihi.ru/2022/10/30/774
Аида - опера к поэме Вишневская-Вишня.
  http://stihi.ru/2022/10/21/7540
Баттерфляй - опера к поэме Вишневская-Вишня.
  http://stihi.ru/2022/10/21/7731
Композиторы дирижёры к поэме о Галине-Вишне
  http://stihi.ru/2022/10/21/8053
Как Лев Лещенко отвоевал песню День Победы!!!
   http://stihi.ru/2021/12/25/708
    Иосифу КобзОну ЧеловЕчищу!!
  http://stihi.ru/2018/08/30/6590
    Играет Валентина Лисица!!!
http://stihi.ru/2022/09/30/8024