Декадентская Мадонна

Клуб Слово
Твоя печальная звезда
Недолго радостью была мне:
Чуть просверкнула, — и туда,
На землю, — пала тёмным камнем.
Твоя печальная душа
Любить улыбку не посмела
И, от меня уйти спеша,
Покровы чёрные надела.
Но я навек с твоей судьбой
Связал мою — в одной надежде.
Где б ни была ты — я с тобой,
И я люблю тебя, как прежде.

• Она всегда писала от лица мужчины. Не потому ли и мы говорим
о ней только в мужском роде: поэт, прозаик, критик, драматург, редактор.
Её стихи становились событием, романы выходили в лучших издательствах,
пьесы шли в Александринском Императорском театре и не сходили со сцены
даже после - уникальный случай в истории театра! - её бегства из СССР.

О златокудрой представительнице серебряного века Зинаиде Гиппиус говорили,
что Бог удостоил ее «ручной выделки», выпуская  людей "пачками"
 У юриста Николая Романовича Гиппиус и его жены Анастасии Васильевны
(Степановой) родилась 8 ноября 1868 года дочь, её назвали Зинаидой.
Семейство проживало в Белеве Тульской губернии, где Николай Романович
проходил службу после окончания юридического факультета.
Постоянного места жительства Гиппиусы не имели. В детские годы Зинаида
успела пожить и в Харькове, и в Петербурге, и в Саратове.-И вот семья
снова переезжает:, в этот раз на родину Николая Гоголя – город Нежин.
Поскольку в маленьком городке не было женской гимназии, Зину отдали
в Киевский институт благородных девиц, но уже через полгода забрали
обратно: девочка так тосковала по дому, что все шесть месяцев провела
в институтском лазарете. Огромным потрясением стала смерть отца,он
в марте 1881 года умер от туберкулеза.
Оставшись без средств к существованию, Анастасия Васильевна с дочерьми
Зинаидой, Анной, Натальей и Татьяной переезжает в Москву. Там Зину
отдали в гимназию . Спустя полгода учебы у девочки также диагностировали туберкулез.
Мать опасалась, что все дети, унаследовавшие от отца
склонность к чахотке, долго не проживут, и поэтому уехала в Крым.

После Крыма семья переехала на Кавказ. Там жил брат матери –
Александр Степанов. Его материальное благосостояние позволило им провести
лето в Боржоми. На следующий год семейство поехало в Манглиси, где
Александр Степанов скончался от воспаления мозга.
Гиппиусы вынуждены были остаться на Кавказе.
Златовласой красавице удалось покорить молодежь Тифлиса. Дьяволица
с русалочьими глазами влекла к себе взоры, мысли, чувства всех, кто с
нею сталкивался. Зинаиду прозвали «поэтессой», признавая ее литературный
талант. Её любили и осуждали за эпатажные выходки, смелость
и острый язык. Она была неповторима и уникальна. Ещё при жизни её
возвели в ранг значимых поэтов Серебряного века.
Многие литераторы называют её гением русского символизма.
Сегодня её стихами зачитывается как молодежь, так и зрелые люди Таких,
как она, не было. Да и не могло быть,целью её существования было стать
"не как все". Отказалась от титула (говорят, была из рода баронов
фон Гиппиус), не желала, будучи немкой, учить немецкий, подписывалась
мужскими псевдонимами, отбирала у влюбленных в неё обручальные кольца
и вешала их в изголовье кровати.
В литературных кругах Петербурга Гиппиус была на передовых позициях.
При её содействии состоялся дебют Александра Блока, она вывела в
"люди" начинающего Осипа Мандельштама, ей принадлежит первая рецензия
 на стихи тогда ещё никому не известного Сергея Есенина Еще при жизни
о любовных похождениях белой дьяволицы слагали легенды.
Женщина, имевшая огромное количество поклонников, была замужем лишь однажды.
Ее мужем был небезызвестный философ и поэт – Дмитрий Мережковский.
Их союз неоднократно называли фиктивным: Зинаиде приписывали романы
со всем литературным бомондом Санкт-Петербурга, а Дмитрию – мужскую несостоятельность.
Только близкие друзья знали, насколько сильно эти
два неординарных человека любили друг друга.

Стихи Зинаиды Гиппиус, как и проза Дмитрия Мережковского, не вписывалась
в рамки общепринятой литературы. Поэтому издатели печатали их произведения
 на свой страх и риск.
Гиппиус оказалась у истоков зарождающегося в России символизма.
Наряду с Федором Сологубом, Валерием Брюсовым,  Константином Бальмонтом,
Иннокентием Анненским ее возвели в ранг «старшего символиста»
еще при жизни.
Основные мотивы ранней поэзии Гиппиус – проклятия скучной реальности
и прославление мира фантазии, тоскливое ощущение разобщенности с людьми
и в то же время жажда одиночества..
.
Встретив враждебно Октябрьскую революцию 1917 года, Гиппиус вместе с
мужем эмигрирует в Париж. Эмигрантское творчество Зинаиды состоит из
стихов, воспоминаний и публицистики. Она выступала с резкими нападками
на Советскую Россию и пророчила ей скорое падение.
Обосновавшись в Париже, где у них еще с дореволюционных времен осталась квартира,
Мережковские возобновили знакомство с цветом русской
эмиграции: Николаем Бердяевым, Иваном Шмелевым, Константином Бальмонтом,
Иваном Буниным, Александром Куприным ....
.Достоверно известно, что интимных отношений между супругами не было.
Гиппиус в принципе не интересовали плотские утехи. Женщина не мыслила
жизни без двух вещей: рефлексии и интеллектуальной работы.
Все остальное она либо презирала и отрицала, либо высмеивала.
Безусловно, Зинаиде льстило внимание мужчин. Декадентская Мадонна умела пользоваться своей красотой.
Ей нравилось очаровывать и нравилось быть очарованной, но дальше
переписок дело никогда не заходило.
Семья Мережковских сблизилась с публицистом Дмитрием Философовым.
Литераторы не только вместе творили, но и жили. В глазах общества
«тройственный союз» писателей был верхом неприличия. Люди осуждали
Гиппиус, говоря, что столь недостойным поведением она опозорила и себя,
и мужа.Поборники морали забывали, что с Дмитрием Философовым у поэтессы
не могло быть никаких порочных отношений хоты бы потому, что публицист
был нетрадиционной сексуальной ориентации, и от одной только мысли о
физическом контакте с женщиной его «выворачивало наизнанку».

Какие бы слухи не ходили о ней, сколько бы романов в действительности не
было на ее счету, все это в итоге не имело значения, ведь душа ее не
признавала никого, кроме Дмитрия Мережковского, с которым Зинаида
Николаевна прожила полвека.
После смерти мужа Гиппиус начала писать книгу «Дмитрий Мережковский»,
но из-за того, что у Зинаиды перестала функционировать правая рука,
закончить работу она не смогла.Лишенная возможности творить, постепенно
теряла рассудок. ПисательницаОна хотела как можно быстрее воссоединиться
с мужем, поэтому периодически предпринимала попытки уйти в мир иной
раньше положенного срока. После череды неудач все еще неплохо работавшая
ее фантазия создала мир, в котором Дмитрий Сергеевич был еще жив.
Единственной отрадой сходившей с ума женщины была кошка. Ни на секунду
не отходившее от хозяйки животное покинуло женщину только однажды –
в день ее кончины. Умирая, Зинаида Николаевна тщетно пыталась нащупать
руками спутницу ее последних лет.
Вечером 1 сентября 1945 года отец Василий Зеньковский причастил Гиппиус.
Она мало что понимала, но причастие проглотила. Легенда серебряного века
ушла в небытие 9 сентября 1945 года в возрасте 76 лет. Ее похоронили
на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с супругом.
Литературное наследие  поэта сохранилось в сборниках стихов,
драм и романов.

Любовь - одна
Единый раз вскипает пеной
И рассыпается волна.
Не может сердце жить изменой,
Измены нет: любовь - одна.

Мы негодуем иль играем,
Иль лжём - но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна - любовь одна.

Однообразно и пустынно,
Однообразием сильна,
Проходит жизнь... И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна.

Лишь в неизменном - бесконечность,
Лишь в постоянном - глубина.
И дальше путь, и ближе вечность,
И всё ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа - верна,
И любим мы одной любовью...
Любовь одна, как смерть одна.
***

При жизни Гиппиус называли ведьмой, поэтому пришедшие на похороны люди,
дабы удостовериться в том, что поэтесса умерла, подходили к гробу и
стучали по нему палками.
Рисуя набросок портрета Гиппиус, Леону Баксту, дабы показать миру
бесконечно длинные ноги поэтессы, пришлось подклеивать к листу бумагу.
Гиппиус приписывали и однополые «связи». Известно, что в стихотворениях

неоднократно признавалась в любви подруге – баронессе Елизавете фон Овербек.
Иван Бунин, никогда прежде не ходивший на похороны (классик панически
боялся смерти и всего, что с ней связано), не отходил от гроба
писательницы ни на минуту.


АВТОР: АЛЕКСЕЙ КОВАЛЬСКИЙ