4. Неразгаданная тайна Англетер

Владимир Гусев Тульский
 

И  всё-таки  убийство или самоубийство  произошло  в  ночь  на  28  декабря  1925 года  в  петербургской  гостинице   «Англетер»?
Существуют  2  прямо противоположных  мнения, которые  яростно защищают их   сторонники :

/ Из интернета/
 В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством советского и российского есениноведа Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева).
Версии убийства Есенина считаются поздним вымыслом или «малоубедительными» и другими биографами поэта.
/ Конец  цитаты/

Сергей  Никитин  ведущий  судебно-медицинский  эксперт  страны  писал:
/Из интернета/

"В 1992 году после многих публикаций о расправе над великим поэтом в бюро Главной судебно-медицинской экспертизы Минздрава России (я тогда был командирован в это бюро для участия в идентификации царских останков) официально обратился председатель Есенинского комитета ИМЛИ им. Горького, ныне покойный Ю. Прокушев. Комитет попросил проверить все версии смерти Есенина. Наша экспертная группа, в которую входили три профессора судебной медицины - С. Абрамов, В. Крюков и В. Плаксин, - а также эксперт И. Демидов, уже ответила много лет назад на все эти вопросы. Большую помощь, как специалист в области фотографии, нам оказал криминалист Генпрокуратуры В. Соловьев. Мы изучили массу материалов - копию акта осмотра места происшествия, копию акта вскрытия тела, подлинные фотонегативы, семь гипсовых посмертных масок лица С. Есенина. Чтобы исследовать самую качественную из них, изготовленную скульптором И. Золотаревским на следующий день после смерти поэта и на которой видна каждая морщиночка, я специально ездил в Санкт-Петербург в «Пушкинский дом»..."

/ Конец цитаты/

Не  буду  приводить  всю справку,- она  довольно объёмная.  В   ней дана  убедительная  доказательная  база, что  убийства  не было,  а глубокая вмятина  на  лице  покойного  поэта  образовалась от длительного контакта  повесившегося  с  горячей  трубой  отопительной системы.
 
Но  слухи об убийстве   нашего любимого  поэта  появились  в  90-е  годы не на  ровном месте,  а  после  публикаций  на  эту  тему  инспектора политического управления МВД СССР,  полковника  Эдуарда Александровича  Хлысталова. 
Полковник  Хлысталов  был не  только  заслуженным работником милиции, но и нашим  с  вами  собратом, членом  Союза  писателей,  который старался  разоблачить  все  исторические фальсификации  и рассказать правду  о   жизни и  смерти выдающихся писателей, поэтов и  исторических деятелей  России.
Он  был убеждён, что   Есенина  убили.  И  в  подтверждение  своей  версии приводил  не менее  веские  доказательства.
Так  кому  верить :   солидной  комиссии   судебно-медицинских  экспертов на  которых   могли  давить  вышестоящие  или же  полковнику — писателю,  который  мог   руководствоваться  неподтверждёнными фактами, основанными на собственных  умозаключениях?

Не  буду  идти  по стопам  Эдуарда  Хлысталова,  делая  собственные  выводы.  Буду  всего лишь  задавать  вам  вопросы:

МОГ  ЛИ  ПОКОНЧИТЬ  ЖИЗНЬ   САМОУБИЙСТВОМ  ЧЕЛОВЕК, НАПИСАВШИЙ  ЕЩЁ  В ЮНОСТИ  ТАКИЕ СТИХИ?

«Исповедь самоубийцы» Сергей Есенина.

Простись со мною, мать моя,
Я умираю, гибну я!
Больную скорбь в груди храня,
Ты не оплакивай меня.
Не мог я жить среди людей,
Холодный яд в душе моей.
И то, чем жил и что любил,
Я сам безумно отравил.
Своею гордою душой
Прошел я счастье стороной.
Я видел пролитую кровь
И проклял веру и любовь.
Я выпил кубок свой до дна,
Душа отравою полна.
И вот я гасну в тишине,
Но пред кончиной легче мне.
Я стер с чела печать земли,
Я выше трепетных в пыли.
И пусть живут рабы страстей —
Противна страсть душе моей.
Безумный мир, кошмарный сон,
А жизнь есть песня похорон.
И вот я кончил жизнь мою,
Последний гимн себе пою.
А ты с тревогою больной
Не плачь напрасно
Надо мной.
1912-1915гг

Это  стихотворение     Сергей  Есенин   написал  в  17  лет,  потом много раз  возвращался  к  нему, и  окончательный  вариант  стихотворения  появился  в  1915  году.  Откуда  такая  привязанность к  данной  теме?   Некоторые поклонники  Есенина  утверждают, что это всё  иносказательно, мол, поэт  совсем не то хотел сказать.   Друзья  мои дорогие,  изучите  получше  поэзию  великого поэта:  Есенин  говорил всегда  то, что хотел  сказать, даже  тогда, когда  это  грозило ему  крупными  неприятностями.  Я  не  думаю, что Есенин  с  юных  лет  поставил  перед собою задачу  повеситься,-  у  него  были  более   амбициозные  планы.   Но то, что он не  исключал возможность, что его жизнь  может  оборваться  подобным образом -это очевидно. Но  не  будем  утверждать  категорически, что все  те  комиссии, что  дали заключение  о  самоубийстве   Есенина,  возглавляемые  светилами  нашей  науки, безбожно лгали.   Депрессия, вызванная   нападками  на  поэта  в  прессе, усилившимися  именно  в  1925 году, вполне  могла  стать  причиной  смерти человека  с  легко ранимой  душой. 

В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации мужа  в его клинику.   Этот факт  мы  отрицать не можем, поскольку  он  всем  известен.   А  от  психиатрической  клиники и  до  самоубийства  один шаг.  Защитники  Есенина  тут же  включили бурную свою фантазию:  Есенин в  клинике  не  лечился, а  прятался от  чекистов.
Господа!  Вы  о чём?  Разве  от этих ребят  можно где-то  спрятаться?  Но и  идея, что  наш  любимый  поэт был  «ненормальным» мне тоже почему-то не нравится. Так  что же  он делал в  этой  самой  клинике?


А  чем он  занимался вообще  в  трагический   для  него  год?
В  конце 1924-начале 1925  гг  совершил путешествие  в  Азербайджан. Там выпустил сборник стихов  в  типографии  «Красный Восток», печатался  в  местных изданиях.  Там  же, в  мае  1925  года,  издал  стихотворение, в  котором  бросил   вызов  любимцу  Ленина  и Сталина пролетарскому  поэту Демьяну  Бедному, написавшему  пародию  на  Евангелие.



ПОСЛАНИЕ  «ЕВАНГЕЛИСТУ»   ДЕМЬЯНУ.

...Демьян, в «Евангельи» твоём
Я не нашёл правдивого ответа.
В нём много бойких слов, ох как их много в нём,
Но слова нет достойного поэта...
...И всё-таки, когда я в «Правде» прочитал
Неправду о Христе, блудливого Демьяна —
Мне стало стыдно, будто я попал
В блевотину, извергнутую спьяну.
Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос
Далёкий миф — мы это понимаем, —
Но всё-таки нельзя ж, как годовалый пёс,
На всё и всех захлёбываться лаем.
Христос — Сын плотника — когда-то был казнён…
Пусть это миф, но всё ж, когда прохожий
Спросил Его: «Кто ты? » — ему ответил Он:
«Сын человеческий», но не сказал: «Сын Божий».
Пусть миф Христос, как мифом был Сократ,
И может быть из вымысла всё взято —
Так что ж теперь со злобою подряд
Плевать на всё, что в человеке свято?
Ты испытал, Демьян, всего один арест —
И то скулишь: «Ах, крест мне выпал лютый».
А что б когда тебе Голгофский выпал крест
Иль чаша с едкою цекутой?
Хватило б у тебя величья до конца
В последний час, по их примеру тоже,
Весь мир благословлять под тернием венца,
Бессмертию уча на смертном ложе?
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Своим пером ты не задел Его нимало —
Разбойник был, Иуда был —
Тебя лишь только не хватало!
Ты сгусток крови у креста
Копнул ноздрёй, как толстый боров,
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов!
Ты совершил двойной тяжёлый грех
Своим дешёвым балаганным вздором,
Ты оскорбил поэтов вольный цех
И малый свой талант покрыл большим позором.
Ведь там за рубежом, прочтя твои стихи,
Небось злорадствуют российские кликуши:
«Ещё тарелочку демьяновой ухи,
Соседушка, мой свет, откушай»...


Злые  очень злые  стихи.   Как их  понимать?  Как   обиду  за  Господа, которого  сам  Есенин  называл мифом  или?
Басни и фельетоны  Бедного  очень нравились  Ленину.  Сейчас  мы  ничего  не помним  из  творчества  любимца  вождей.  Они  просто не  выдержали суд времени, в  отличие от  произведений  Есенина.  Но, чтобы  взлететь  на  Олимп  достаточно и  любви сильных мира  сего, которую они  непрестанно  демонстрировали  пролетарскому  поэту. 
Демьян  Бедный  с  не меньшим  усердием  демонстрировал  свою любовь  к   отцам  народа  и к советской  власти.
В  1918   году  он вместе  с  правительством переехал в  Москву и получил огромную квартиру в  Большом кремлёвском дворце.  Первым  из всех  советских  писателей  был  награждён  боевым  Орденом красного знамени.
Советская  власть  подарила  ему  личный  вагон,  в  котором он мог  разъезжать  по всей  стране  в поисках  новых тем за  счёт государства. 
Вдохновения  ради  ему  было разрешено  присутствовать  при расстреле  и  сожжении  тела  Фанни  Каплан.
Он был делегатом и депутатом  всех   коммунистических сборищ.  Его стихами гудели все  центральные  публицистические издания  Советской  России.  С  его  речёвками   комсомольцы  шли  на  трудовой  фронт.  С  песнями на  его стихи  браво маршировали  красноармейцы. 
Есенин  писал:

«...С горы идёт крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Весёлым криком оглашая дол…
Вот так страна!
Какого же рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше ненужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь ненужен…».

Ах, Сергей Александрович!
Не  стоило Вам  цеплять  любимца   большевиков!

 В 1915  году Есенин начал стремительное  восхождение на  русский  поэтический  Олимп. Но, когда  он был уже  почти что на  самой  вершине, произошел  обвал  - крах  российской  империи.  Выбравшись  из под обломков   старого мира,  Сергей  Есенин  обнаружил, что  поэтический  Олимп  захватили  уже  другие люди,-  громкоголосые,   часто бездарные, часто безразличные к  судьбам России  и своего народа,  но умеющие  лизнуть  где  надо и кому  надо.
Бросая  вызов  Демьяну  Бедному , Есенин бросал вызов  и всем тем, кто стоял  за  его спиною.


Но  если б  только эти были  его единственными   «антисоветскими»  стихами.
В  1922-1923 гг  Есенин путешествуя по  Европе,  начинает писать поэму  «Страна  негодяев»  В  этой  поэме  он  смело  вскрывает  все  язвы  новой  российской  действительности:


Там… За Самарой… Я слышал…
Люди едят друг друга…
Такой выпал нам год!
Скверный год! …
Все вы носите овечьи шкуры,
И мясник пасет для вас ножи.
Все вы стадо!
Стадо! Стадо!

...Неужели ты не видишь? Не поймешь,
Что такого равенства не надо?
Ваше равенство — обман и ложь.
Старая гнусавая шарманка
Этот мир идейных дел и слов.
Для глупцов — хорошая приманка,
Подлецам — порядочный улов...

….Люди с голоду бросились в бегство,
Кто в Сибирь, а кто в Туркестан,
И оскалилось людоедство
На сплошной недород у крестьян.
Их озлобили наши поборы,
И, считая весь мир за Бедлам,
Они думают, что мы воры
Иль поблажку даем ворам.
Потому им и любы бандиты,
Что всосали в себя их гнев.
Нужно прямо сказать, открыто,
Что республика наша — blef,
Мы не лучшее, друг мой, дерьмо...

...время! Невозвратное время!
Пью за Русь!
Пью за прекрасную
Прошедшую Русь.
Разве нынче народ пошел?
Разве племя?
Подлец на подлеце
И на трусе трус.
Отцвело навсегда
То, что было в стране благородно.
Золотые года! …

...У меня созревает мысль
О российском перевороте,
Лишь бы только мы крепко сошлись,
Как до этого в нашей работе.
Я не целюсь играть короля
И в правители тоже не лезу,
Но мне хочется погулять
И под порохом, и под железом.
Мне хочется вызвать тех,
Что на Марксе жиреют, как янки.
Мы посмотрим их храбрость и смех,
Когда двинутся наши танки...


Всё  это говорят   герои поэмы.   Но  читатель  понимает, что  эти  мысли  принадлежат самому  автору.

Думаю  и  советские  власти отлично это понимали.
А  ещё  была  едкая эпиграмма  аж  на  самого   Владимира  Ильича!

Он с лысиною, как поднос,
Глядел скромней из самых скромных.
Застенчивый, простой и милый,
Он вроде сфинкса предо мной.
Я не пойму, какою силой
Сумел потрясть он шар земной?..
Он не садился на коня
И не летел навстречу буре.
Сплеча голов он не рубил,
Не обращал в побег пехоту.
Одно в убийстве он любил
Перепелиную охоту».

МОГЛА  ЛИ  РАСПРАВИТЬСЯ СОВЕТСКАЯ  ВЛАСТЬ   С  ЧЕЛОВЕКОМ, НАПИСАШИМ  ЭТИ  СТИХИ?
Ещё как  могла!  Удивляюсь, как  вообще  с  такими  стихами  Есенину  удалось  дожить до   1925  года.  Видно  «Послание  Демьянву  Бедному»   переполнило чашу  терпения  большевистских  властей.
Когда Есенин вернулся из  Азербайджана в  Москву, где  постоянно жил в  то время,   в  центральной  прессе  развернулась  настоящая  травля  поэта. Его обвиняли  в  упадничестве,  в  национализме и  даже  в  патриотизме, который  считался  в 20-годы  проявление мелкобуржуазной  идеологии, антиподом  интернациональной  солидарности  трудящихся  всех стран.
Поднявшаяся  вокруг  него  мышиная  возня  раздражала и  огорчала  поэта. 
Свою депрессию  поэт, пытался  залить водкой, но  напившись  начинал буйствовать, давая  новые  темы  для  своих хулителей. Против  него было заведено несколько уголовных  дел.
От ареста  его спасает  личное  заступничество  наркома  просвещения             А.В. Луначарского, который  убеждал  разгневанных  вождей,  что  арест  поэта  будет  всюду  воспринят как  желание  новых  властей  уничтожить народную русскую  культуру.
В  последний период своей  жизни Есенин был эмоционально неуравновешенным, но не психически  больным.  Думаю, что  Софья  Андреевна  Толстая  вряд ли  вышла  бы  замуж  за  психически больного  человека.
Их  свадьба  состоялась  18 сентября  1925  года. Свадьбу  Есенина и  его  лечение  в   частной  психоневрологической  клинике профессора  Ганушкина  я  воспринимаю  как  стремление  поэта  начать  новую жизнь,  свободную от  старых  нездоровых привычек. Он  искренне  хотел  излечиться  от пьянства О  стремлении начать  новую  жизнь  может  свидетельствовать  и решение поэта  переехать  из  Москвы  в  Ленинград.  Он всё  ещё  охвачен мечтою  издать  полное собрание  своих  сочинений .
ЗАЧЕМ  ЧЕЛОВЕКУ  ЖЕНИТЬСЯ,  ЛЕЧИТЬСЯ И  ПЕРЕЕЗЖАТЬ  В  НОВЫЙ  ГОРОД, ЕСЛИ  ОН  СОБРАЛСЯ  СВЕСТИ  СЧЁТЫ  С  ЖИЗНЬЮ?
Но  если это  всё-таки  убийство, то   менее   всего  падает подозрение  на  чекистов. Уж  больно  все  как-то  грубо  было сработано: изуродовали  Есенину  лицо, потом  подвесили  на  трубе.  Чекисты  уже  в  те  далёкие годы  умели работать,  не  оставляя  следов.  Да  если бы  на  это была  воля  вождей, его  бы  просто поставили бы  к  стенке.  Можно подумать,  что советская  власть  кого-то  боялась  или с  кем-то считалась.  Обвинили  бы  в  каком-либо преступлении.  Или  просто запретили бы  Есенину  печататься и  изъяли бы  все  его книги, как  это было сделано  после  смерти поэта.  Тогда  бы  уж точно  довели его до самоубийства!   
По  законам  философии,  когда  существуют  2 противоположные версии, которые борются  между  собою, но не могут опровергнуть  друг друга,  ИЩИТЕ  ТРЕТЬЮ.  А что, если направить вас по этому  пути?
Смерть нашего  любимого  поэта  похоже  на  ограбление,    замаскированное под  самоубийство.  В  числе  друзей  Есенина было много   «неадекватных»   людей:  гомосек  Николай  Клюев, террорист Леонид Канненгисер,связанный с  Борисом  Савинковым,  террорист  и авантюрист  Яков Блюмкин,  журналист Георгий  Устинов, исключённый  из партии большевиков  за  пьянство...
Есенин  был  человеком, открытым и доверчивым.  Чтобы  стать его другом достаточно было быть поэтом  или  просто демонстрировать  любовь к  Сергею  Александровичу  и его поэзии.   Вокруг  него всегда  толкалось много  духовных  люмпенов...
Все почему-то валят смерть  на  Вольфа  Эрлиха.  Из  близких друзей  Есенина он  последним  видел  Сергея  Александровича в  вечер  его  гибели. Эрлих  всегда  убеждал всех, что Есенин - его  кумир. Сам был неплохим   поэтом, подражавшим своему кумиру. Именно  с  его  слов  все  узнали  о «страшной депрессии»  поэта и о «желании»  Есенина уйти из  жизни. И он  передал  сотрудникам ОГПУ, приехавшим на  место гибели поэта ту  самую записку,  написанную кровью:


До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

21 декабря, когда  поэт  покинул  клинику профессора  Ганушкина,  он получил расчёт  в  Госиздате и аннулировал  свои доверенности.  Снял  со сберкнижки  все  или  почти все  свои сбережения.  Сумма  была  не маленькой.  Через день   уехал  в  Ленинград.   Поселился  в  5-м  номере гостиницы «Англетер» и попросил  Эрлиха подыскать ему  большую квартиру.
Николай  Клюев,  Вольф  Эрлих  и многие  другие, кто  навестил  Есенина  перед  смертью, наверняка  знали, что  Есенин  при  деньгах, и что деньги у  него  немалые.  Кто-то мог  навести на  него бандитов.
Нигде  не упоминается, что  деньги эти были  найдены  в  номере после  гибели  поэта.
Советскую власть  смерть строптивого  поэта  вполне устраивала. Потому  чекисты  и не рыли глубоко, приняв  самоубийство  за  основную  версию.
Когда  меня  спрашивают  люблю ли я  Есенина, говорю,  что люблю, имея  в виду, что люблю стихи  его.  Что касается  Есенина -человека?   
Люблю его  христианской  любовью-жалею за  то   что  не  нашёл он семейное счастье,  не вырастил  детей  своих, рано ушёл  из жизни. Куда?

Куда  может  уйти человек, считающий  Господа  мифом,  сомневающийся  в  Нём?:
«Пусть миф Христос, как мифом был Сократ,
И может быть из вымысла всё взято»

Дорогие друзья!
Я, конечно, не  эксперт.  Но когда-то  давно  во время  моей  службы был аттестован как  инструктор рукопашного боя.  Посмотрите  на  вмятину  на  посмертной маске Есенина.  Это под каким углом  надо  висеть  по отношению к  трубе  парового отопления, чтобы  прожечь такую? Повешенные так не висят.  И  головы  у  них всегда опущены. Если бы  и был какой  ожог, то   только вертикальный, выше  на  лбу. Это  какой  температуры  должна быть  труба, чтобы  оставить  такую вмятину? 
На  что это похоже?
На  удар  страшной  силы  в  переносицу,  направленный  сверху -вниз и под углом, рукояткой  сжатого  в  руке пистолета или свинчаткой, которой  гопники  убивали  одиноких прохожих на  ночных улицах  послереволюционной  России.

 Начиная  с  90-х годов  прошлого века  в  Казанской церкви  села  Константиново, родины  поэта,  ежегодно  свершается  панихида  по  убиенному  поэту Сергею Есенину. После одной из таких панихид иеромонах Виталий (Уткин)  сказал замечательные слова:
«Великой любовью любил Сергей Есенин родную Россию. Да дарует ему вселюбящий Бог по слову евангельскому: «Кто много возлюбил, тому простится многое». Православные люди знают, что лучшей благодарностью поэту за те утешения и радость, которые приносят нам его стихи, будет наша молитва об упокоении его души в Царствии Божием».
Давайте и мы, дорогие братья  и сёстры, помолимся об убиенном поэте!
Храни  Вас БОГ!