3. Есенин. Роза белая с жабой чёрною

Владимир Гусев Тульский
 


 Летом  1925  года  Сергей  Есенин  женился  на  внучке  Л.Н. Толстого, Софье.  В конце декабря того же года  он отправился в Ленинград, чтобы найти квартиру и переехать с молодой женой жить  в город на Неве. И вечером 27 декабря или в ночь на 28 декабря  его нашли мёртвым в  номере гостиницы  «Англетер».
В  течение  многих  десятилетий не  существовало  никаких  иных версий кроме   самоубийства  поэта.   Но в  период  перестройки,  когда  все  усердно клеймили  наше  советское прошлое,  возникли  и другие,  утверждавшие, что поэт был  убит:  чекистами, троцкистами, масонами, сионистами  и прочими.   Все  версии  подтверждались  «свидетельскими  показаниями» бывших чекистов,  троцкистов, масонов и сионистов.   Некоторые  свидетели  ограничивались  лёгкими  намёками на тяжёлые  обстоятельства, другие  в подробностях описывали мученическую смерть  Есенина, словно сами при этом присутствовали. 
Не меньше  было выдвинуто и причин  убийства/самоубийства  поэта.
 И  вот  недавно  прочитал в  интернете  находку  одного  батюшки: «ЕСЕНИН  ПОГИБ  ЗА  ВЕРУ  ПРАВОСЛАВНУЮ!».   
«А  может быть  и  правда?» - подумал я.  Сколько тогда  священнослужителей и простых мирян  погибло  за  любовь и  веру  к  Богу!  Может быть  и  Есенина пора  причислить  к  числу новомучеников?
Нам-то, всё  больше, о  его разгульной кабацкой  жизни рассказывают, а  о  трудах в  лоне Церкви-ничего.
 Об этих  трудах, к  сожалению,  найти  удалось немного.
Отец и мать   Сергея  Александровича  Есенина  были  глубоко верующими    христианами. 
Среди  мифов  о  поэте  есть  и то, что он   из старообрядческой  семьи:  Это потому, что родители  его  придерживались  строгих  житейских правил,  были трудолюбивыми, зажиточными.
 
В отроческие годы Сергей Есенин принимал активное участие в  жизни храма, который  стоял  недалеко от  дома,  даже прислуживал в алтаре, пел на клиросе, звонил в колокола...

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.

Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
(«Колокол дремавший  разбудил поля  1914 год /.

Первым  духовным  наставником  будущего  поэта  стал  настоятель сельского храма,  протоиерей Иоанн  Смирнов.               

Этот  высокообразованный  человек, мудрый пастырь  внёс  большой вклад  в    религиозное  воспитание отрока  Сергея. 
Есенин   проводил  много  времени в  доме  своего  наставника.  Протоиерей   Иоанн  приобщал  Сергея  Есенина  к  чтению  религиозной  литературы, разъяснял ему  евангельские  истины,  развивал  познавательный интерес будущего  великого поэта. 
А  по  окончанию  земского  училища  Есенин  ещё  2  года  обучался в   двухгодичной  церковно-приходской  учительской  школе  в Спас-Клепиках,  где, как я  понимаю, готовили кадры  учителей  для  начальных  церковно-приходских школ. 
Был ли  поэт связан каким-то  образом с  Церковью  в  более зрелые годы?   Об этом  биографы  Есенина  умалчивают.
Кто,  как  не  он, с  его поэтическим  дарованием и  церковным образованием должен  был  обогатить  нашу  русскую  поэзию   духовными  стихами?
В  наше время  на  сайте  «Стихи ру.»  религиозных  произведений  множество.
Это  гимны  и псалмы, прославляющие  Творца и  Богородицу.  Это стихи — молитвы, обращённые ко Всевышнему.  Это  стихи  о  Господе на  евангельские  темы.  Это произведения   о подвигах святых и праведников. Это,  в конце-концов, стихи  об  отношении  человека к  БОГУ  и религии.
Несколько  дней  перечитывал  произведения  нашего гения.  Сколько   удивительных  произведений  о  нашей  природе,  о  жизни русского  народа.  Стихи  необыкновенной  выразительности  и образности, наполненные любовью к  России.  Встречались и  с  нецензурной  лексикой / Стремление  передать  всю многогранность русского языка/...  А  стихи  религиозного  содержания, к  моему  огромному  сожалению, попадались крайне редко.
Поставил  перед интернетом  конкретную  задачу:   «Есенин.  Стихи  о БОГЕ  и вере»   Интернет откликнулся  списком примерно из   60  произведений.
Прочитал все.  Опять же  стихов  религиозного  содержания  нашёл очень мало.   Многие попали  в  список  лишь потому, что  там  промелькнули слова:  «бог», «храм», «молюсь», чаще  всего  написанные  для  рифмы  или  употреблённые как  метафоры.  Сами  же  стихи  совершенно на  иную тему:

О, ПАШНИ, ПАШНИ, ПАШНИ.
И мыслил и читал я
По библии ветров,
И пас со мной Исайя
Моих златых коров.
1917 г.

Некоторые  стихи   напоминают   народные  калядочные  песни :  например «ИИСУС МЛАДЕНЕЦ» -1916  год.
В  других стихах   Силы  небесные  действуют  как  герои  русских народных сказок и былин:
   
            МИКОЛА.

В шапке облачного скола,
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Микола
Мимо сел и деревень.

На плечах его котомка,
Стягловица в две тесьмы,
Он идет, поет негромко
Иорданские псалмы.

Злые скорби, злое горе
Даль холодная впила;
Загораются, как зори,
В синем небе купола.

Наклонивши лик свой кроткий,
Дремлет ряд плакучих ив,
И, как шелковые четки,
Веток бисерный извив.

Ходит ласковый угодник,
Пот елейный льет с лица:
“Ой ты, лес мой, хороводник,
Прибаюкай пришлеца”.

                1915 год.
               
ОТВОРИ  МНЕ  СТРАЖ  ЗАОБЛАЧНЫЙ 

Отвори мне, страж заоблачный,
Голубые двери дня.
Белый ангел этой полночью
Моего увел коня.
Богу лишнего не надобно,
Конь мой — мощь моя и крепь.
Слышу я, как ржет он жалобно,
Закусив златую цепь.

Вижу, как он бьется, мечется,
Теребя тугой аркан,
И летит с него, как с месяца,
Шерсть буланая в туман.
1917 г.

Ангелы, ворующие  коней-это   что угодно,  только  не религиозные стихи.

Незадолго  перед смертью, когда Есенин готовил предисловие  к  полному  собранию сочинений своих стихов  он написал:
: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, Божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии». Герой лирики молится «дымящейся земле», «на алы зори», «на копны и стога», он поклоняется родине: «Моя лирика, — говорил позже Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве»...

Что  это  убеждения  поэта  или всего лишь  сделка  с  советской  властью,  преследовавшей  как  Церковь, так  и  людей  с  религиозными  убеждениями?  А ему  так  хотелось  увидеть  уже   при жизни  своё «полное  собрание»,  что не удалось ни  одному  великому  русскому  поэту!
Но стоит ли  ради этого, пусть даже  формально, отрекаться  от веры.
Буду  не  прав,   если  проигнорирую  по-настоящему  религиозные стихи  поэта.  Они есть, но, к  сожалению,  в  небольшом  количестве.


Я СТРАННИК  УБОГИЙ

Я, странник убогий,
Молюсь в синеву.
На палой дороге
Ложуся в траву.
Покоюся сладко
Меж росновых бус;
На сердце лампадка,
А в сердце Исус.
1915 г.

  ПРИШЕСТВИЕ.

Господи, я верую!..
Но введи в свой рай
Дождевыми стрелами
Мой пронзенный край.
За горой нехоженой,
В синеве долин,
Снова мне, о боже мой,
Предстает твой сын.
По тебе молюся я
Из мужичьих мест;
Из прозревшей Руссии
Он несет свой крест.
Но пред тайной острова
Безначальных слов
Нет за ним апостолов,
Нет учеников.
1917 г.

О МАТЕРЬ БОЖЬЯ…

О Матерь Божья,
Спади звездой
На бездорожье,
В овраг глухой.
Пролей, как масло,
Власа луны
В мужичьи ясли
Моей страны.
Срок ночи долог.
В них спит Твой Сын.
Спусти, как полог,
Зарю на синь.
Окинь улыбкой
Мирскую весь
И солнце зыбкой
К кустам привесь.
И да взыграет
В ней, славя день,
Земного рая
Святой Младень.
1917 г.

Дивные стихи-молитвы  о судьбе  любимой  Родины.  И рядом с  ними:

Облаки лают,
Ревет златозубая высь…
Пою и взываю:
Господи, отелись!

/ «Преображение» 1917/
Или  ещё:

Не устрашуся гибели,
Ни копий, ни стрел дождей,—
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей.

Время мое приспело,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта....

Ныне ж бури воловьим голосом
Я кричу, сняв с Христа штаны:
Мойте руки свои и волосы
Из лоханки второй луны.

/Дальше примерно в  том же  духе. 1918 год.  «Инония.  Пророку  Иеремия»/
Это стихи  глубоко  верующего  человека  или кого?
Представляю, что бы  мне сказали  мои духовные  братья  и  сёстры  в  Тульском  клубе  православных  писателей  «Родник», если бы  я  написал что-то подобное.

Славь, мой стих, кто ревет и бесится,
Кто хоронит тоску в плече —
Лошадиную морду месяца
Схватить за узду лучей.

Тысячи лет те же звезды славятся,
Тем же медом струится плоть.
Не молиться тебе, а лаяться
Научил ты меня, Господь.

За седины твои кудрявые,
За копейки с златых осин
Я кричу тебе: «К черту старое!» —
Непокорный разбойный сын.

И за эти щедроты теплые,
Что сочишь ты дождями в муть,
О, какими, какими метлами
Это солнце с небес стряхнуть?

/"ПАНТОКРАТОР" /



В  1923  году Есенин пишет  своё  знаменитое  стихотворение- исповедь,  в искренности  слов  которого не приходится  сомневаться, в  том числе  и  об отношении  поэта  у  БОГУ:


Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
 Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
 Все сжигает житейская мреть.
 И похабничал я и скандалил
 Для того, чтобы ярче гореть.
 
Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
 Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

 Пусть не сладились, пусть не сбылись
 Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились
-Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
                1923

А   под самый  конец  жизни  он пишет  стихотворение, в  котором  прямым  текстом  отрекается  от БОГА:

         


            РЕЛИГИЯ  РАБА.

Я не из тех, кто признает попов,
Кто безответно верит в Бога,
Кто лоб свой расшибать готов,
Молясь у каждого церковного порога.

Я не люблю религии раба,
Покорного от века и до века,
И вера у меня в чудесное слаба,
Я верю в знание и силу человека.

                1925 год


Так  что, батюшка,  -это  я   тому, который  утверждал, что  Есенин за  православную веру  погиб,- что-то  не  получается  у  нас  с  Вами.  Не  тянет Есенин  на  христианского мученика.   

Правда, в  том же  году  из-под его пера  выходит  яростное  стихотворение, обличающее Демьяна  Бедного, написавшего  пародию на  Евангелие.  Не  убоялся, что  Демьян  был  любимцем  новых властей и  новым литературным  кумиром  трудового народа.

«Послание евангелисту Демьяну».
Когда я в «Правде» прочитал

Неправду о Христе блудливого Демьяна,

Мне стыдно стало так, как будто я попал

В блевотину, изверженную спьяна.

...Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,

Ты не задел его своим пером нимало.

Разбойник был, Иуда был -

Тебя лишь не хватало
 1925 год
…....................................
Странно как-то.  Оба  стихотворения  Сергея  Есенина, а  словно разные люди писали.
«Религию  раба»  вроде  как  сочинил   закалённый  большевик-ленинец,   а  отповедь Демьяну  Бедному  давал    истинный христианин.
Только  не хватайтесь, дорогие друзья  за  мою  идею.  Хватит нам сказок  о жизни  и смерти  нашего  любимого  поэта. Десятки компетентных  комиссий  давно уже  доказали, что  оба  стихотворения  принадлежат перу  Есенина.

Как  же  нам тогда  всё-таки  понять  Сергея  Есенина?   К  чему  стремилась мятущаяся  душа  его?

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.


Похоже  - это в  самую точку.  Всё  было  в  душе  поэта  и  белая  роза,  и чёрная  жаба.   Но православного  смирения  и стремления  жить  по  Заповедям  БОГА в  ней , кажется,  не было.
                С  грустью.