1. Есенин. путь на русский Олимп

Владимир Гусев Тульский
 1.ЕСЕНИН.  ПУТЬ  НА   РУССКИЙ   ОЛИМП.

Очень долго  не  решался  писать этот очерк.
Сергей  Александрович  Есенин  - любимец  всего  русского народа.    Да  как  можно  не любить человека, в  стихах  которого  поёт и плачет  душа  нашей  Родины?  Он  наш! Он   свой! Он русский!
Но беда  в  том, что  наша любовь    часто  доходит  до абсурда:  она  стремится  возвысить  до небес  всё  лучшее  и   затушевать всё  негативное  в   объекте  нашего обожания.    Так,  необычайно  талантливый, но  искушаемый  многими  бесами   Сергей  Есенин  в  представлении   наших соотечественников  и в  стихах многих  современных поэтов  превращается  в  скромного,   голубоглазого ангелочка с  крылышками.   Для  создания   собственного  мнения  о  поэте многим  из наших соотечественников  не  требуется  пристальное изучение  жизненного пути  любимца.  Достаточно  прочитать  тоненькую    подборку  его  лучших  стихов.

БЕРЁЗА

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
 Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
 В сонной тишине,
 И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
<1913>

Да  кто из  нас  с  детства  не знает эти  стихи?
Просто, душевно, лирично.  Наполнено дивною красотою.

Или  это:

ЗА  ГОРАМИ, ЗА  ЖЁЛТЫМИ  ДОЛАМИ.

За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною
 Дорога мне зеленая ширь -
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом Спасителя
 За погибшую душу мою.
1916

Написанное  понятным  для  любого  русского  человека  языком , стихотворение передаёт  любовь   к  родному  краю,  удивительную  сентиментальность  поэтической  души.
Ни  у  кого  не  возникает  сомнений, что Есенин — талантище, и что талант его  от БОГА.
БОГ  каждой  душе даёт  что-то в  дорогу, когда  она  идёт  на  землю.  Но  многие этого  Божьего дара в  себе  не находят или,  найдя, зарывают его  в  мусор повседневности.   Сергей  Александрович  обнаружил в  себе  поэтическое  дарование  очень рано.  В  этом  ему , несомненно,  помогла та  поэтическая  среда, в  которой  прошло его детство:  дивная  средне-русская  природа  Рязанского края,   добрые, трудолюбивые  и  одновременно  очень душевные и  талантливые  простые  люди   нашего  дореволюционного  села.   
Вопреки  представлениям, сложившимся  у  нас  в  школьные годы  под влиянием   истории, которую нам преподавали,   значительная  часть  крестьянства  предреволюционной  России была  зажиточной.  Ведь страна  занимала  в  те  годы  ведущую роль  в  мировом сельскохозяйственном  производстве  и  экспортировала  сельхозпродукцию во многие  страны.  Зажиточной  была  и семья  будущего  поэта.
Талант  - талантом, но, не имея  грамотности,  самородок  так  бы  и остался  на  уровне народных сказителей,  типа  пушкинской Арины  Родионовны.   
Сергей  Есенин  получил  неплохое  для  своего  времени образование:  5  лет  учился  в  Константиновском  земском училище.  В 1909 году, в 14  лет,  окончил его  и    поступил в   двухгодичную  церковно-приходскую  учительскую  школу  в Спас-Клепиках.    Что, как  я  понимаю,  дало ему образование  на  уровне  современного  пед училища.  Уже  в  земском училище и  в учительской  школе  Сергей  Есенин  в  значительной  мере  познакомился  с  русской  словесностью.   Так что   «поэт-самоучка»- это один  из  мифов, который  распространял о  себе  сам  Есенин.
 А  дальше и того больше:  В  1912  году  он  уезжает в  Москву, где   работает в  знаменитой типографии И.Д. Сытина  и одновременно  обучается   на  правах вольного  слушателя /студент-вечерник/  на  историко- философском  отделении  Московского городского народного университета   им.  А.Л.  Шанявского.  Одновременно  оттачивал   своё  поэтическое  мастерство   в  Суриковском литературно - музыкальном  объединении.

Вот ведь как!  А  мы  всё  удивляемся:   Откуда  в  стихах Есенина,   наряду  с изумительной  глубиной  чувств,  которую  дарует человеку  БОГ, такая  безукоризненная  техника, стихосложения, которую  можно обрести лишь  обучаясь поэтическому  мастерству.
Вот  вам  и  «поэт от  сохи», каким  нам  его показывали  в  советской  школе.    Соха осталась  в селе Константиново,  Кузьминской волости,   Рязанского уезда, Рязанской  губернии, где  21 сентября  /3 октября/  1895 года  родился  поэт.   А в  1914  году, когда  в  детском  журнале «Мирок»   были    опубликованы  первые  стихи Есенина,  мы  видим  уже  совершенно другого человека:   образованного, амбициозного,  готового  штурмовать   поэтический  Олимп.
Первой гражданской женой  Сергея  Есенина  считается  корректор  типографии   Сытина,  Анна  Изряднова.  С  ней  он  познакомился  в  1913 году.   21 декабря 1914 года Анна  родила сына, названного Юрием. /  Первый  сын  Есенина   был расстрелян по ложному обвинению в 1937 году. /
Последнее  время, перед отъездом  в  Петербург,  поэт  нигде  не работал, жил на  иждивении  жены, постоянно жалуясь  ей на  непонимание   книгоиздателей и  редакторов  Московских  журналов, не  желавших  печатать его стихи.  Гражданская  жена  и  внебрачный  сын  мало волновали  поэта.   Более важным была  собственная  карьера.
Русский поэтический  Олимп находился  в  столице.  Туда,   Есенин  отправляется в  1915 году ловить  за  хвост удачу,  бросив  Анну с  грудным  ребёнком.
В  столице   Сергей  Александрович  появился  очень эффектно, а  главное  вовремя:
Шла  Первая  мировая  война.  И  патриотические  чувства  русских людей  были обострены  до предела.  Даже  аристократия  вдруг повернулась лицом  к  собственному  простому  народу,  почувствовала   интерес  к    мужикам  от сохи,  являвшим теперь  образцы  героизма  на  фронтах.    Всем  слоям  общества  захотелось   духовного единства.  И  тут  в  петроградских  газетах  и журналах,  рядом  с  описанием подвигов   русских воинов , люди читают  удивительные стихи  наполненные  истинным   патриотизмом  и любовью  к  Отечеству.  Новое  имя — Сергей  Есенин!  Кто он?   Поговаривают, что какой-то  простой, малограмотный, деревенский  парень.   Как  говорится,  из  самой  гущи народа!
Он и есть -сам  наш русский  народ!   Удивительно  духовный, чистый,  способный  с  Божьей  помощью    не  только  писать изумительные стихи, но и одолеть любого врага!   
Перед  божками  поэтического  Олимпа   Есенин предстал в  образе  пасторального пастушка:
В  деревенском картузе, в поношенной  поддёвке  и  порыжевших от старости стоптанных сапогах.  Вихрастый  и голубоглазый,  со стопочкой  стихов, перевязанных деревенским платочком, он  покорил прожженных мэтров  своей сермяжной «простотой  и  наивностью» :  Вот, мол,    «Случайно  мы  тут.  В  грузчики  пришли  устраиваться.  Не  подскажите  артель  какую?  А  стихи -это так, баловство...».
Есть  такой  сократовский  метод:   Прикинуться  простачком и  беззащитным, вызывая  потребность  у  слушателя   не  отторгать  тебя, но сочувствовать  и помогать. А  потом  ещё  и поразить  его своей  разумностью.  Годы, проведённые  за  партой  философского  отделения  Московского  народного  университета, не  были потрачены  напрасно.
Александр  Блок  дал  стихам  Есенина  скупую,  но  положительную  оценку  и  отправил  его к Сергею  Городецкому.    Знаменитый  в  те  годы, не менее  Блока,  поэт, пришёл от  Есенина   в  восторг, уговорил  остаться  в  Петербурге  и даже  поселил в  своей  квартире   в  доме  14  по Малой  Посадской  улице.
Позднее,  друг  Есенина, Анатолий  Мариенгоф,  вспоминал:
«…По-хорошему чистосердечно (а не с деланой чистосердечностью, на которую тоже был великий мастер)/Есенин/ сказал: — Знаешь, и сапог-то я никогда в жизни таких рыжих не носил, и поддевки такой задрипанной, в какой перед ними предстал. Говорил им, что еду бочки в Ригу катать. Жрать, мол, нечего. А в Петербург на денек, на два, пока партия моя грузчиков подберется. А какие там бочки — за мировой славой в Санкт-Петербург приехал, за бронзовым монументом…»
Анатолий Мариенгоф. «Роман без вранья» (1927)
Один лишь  Федор Сологуб разглядел в  Есенине то, что не увидели другие и  сказал, что его «крестьянская простота» наигранная, насквозь фальшивая.  Сологуб  увидел в глубине души молодого поэта неистовую жажду славы.
Благодаря  Городецкому и  другому  кумиру  тех времён,- Николаю Клюеву, - молодой  поэт  в  кратчайший  срок обзаводится  широким кругом  влиятельных  друзей, становится  вхожим  во все  литературные  салоны,  востребованный  всеми  самыми модными литературными журналами  того времени.  Слава  его растёт  с  каждым  днём всё  больше.
 М. Горький  писал: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники». / Письмо к  французскому писателю и публицисту Ромэну  Роллану/.
Первая  половина  20-го века  была  сопряжена  с  повсеместной  утратой  духовных ценностей  и  моральной  деградацией   Европы, которые и  создали  почву  для  последовавших  революций  и войн.   Россия старалась от Европы  не отставать  ни в  чём.   Российская  богема  и   теперь  не отличается  строгостью и  чистотой  нравов, а  тогда   извращённость и развращённость  стали  для  значительной  части   творческой интеллигенции нормой  жизни.  Прославлялась и пропагандировалась  мораль  вседозволенности  и свободы  нравов.  В  жизни  народа  всё  меньше  оставалось места   для  БОГА  с   Его  призывами  к  смирению  и духовной  чистоте.
 Новые  друзья  и покровители  Есенина   никаких Заповедей  БОГА  не признавали, считая  их насилием над личностью.
Городецкий  был бисексуалом, а    Клюев,   тот  вообще,   замучил  Сергея  Есенина  любовными  посланиями.  В  числе  лучших друзей  Есенина  в  те  годы  была и такая  одиозная  личность, как поэт Леонид  Каннегисер, который  в  1918  году  убил  председателя Петербургского ЧК,Урицкого,  что стало сигналом  начала  « красного  террора».
Лучший  друг  Есенина, Клюев,   был человеком  с  нездоровой  психикой.  Сергей  Александрович, некоторое  время  живший  в  его  квартирке    рассказывал о нём странные вещи.
 Из интернета:
«Все это время Клюев безудержно ревновал Есенина к любым его увлечениям. Сергей вспоминал, что стоило ему куда-то выйти за порог дома, как Николай садился на пол и выл. Это ужасно тяготило амбициозного поэта, который не питал к невзрачному мужчине, почти на 10 лет его старше, никаких чувств. И все же 1,5 года они были вместе. Потом грянул 1917 год, и пути разошлись»
/Конец  цитаты/
 
Так что   компания  нашего  любимого поэта  была  не очень  отягощена   моралью,  но имела  доступ  в салоны  сильных мира  сего!  Аристократы  не  гнушались  либерально  настроенными клюевыми в  стремлении  продемонстрировать  своё «свободомыслие  и революционные  взгляды»   на  жизнь.
 О  том, что  Есенин  отвечал кому-то  на   « голубую  любовь» - сведений  у  нас  нет.  А , вот, что он  по уши погрузился  в  разнузданность  кабацкой  жизни...  Да  кто же  это  не знает?
В январе 1916 года Есенина призвали на войну.   Но  влиятельные  друзья, как говорится, сумели «отмазать»  его  от окопной  жизни  и  свиста  пуль. Ну  и, Слава  Богу,  давшему    шанс  и время  талантливой  душе.
            Сергея  Александровича  призвали  на  альтернативную  службу  санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны.
Теперь  Есенин , вместе  с  Клюевым, часто читал  свои   стихи  перед  раненными в  госпитале  Царского Села, который был под патронажем императрицы.
А потом  поэты  были удостоены  высочайшей   чести  читать  стихи  самой  Александре  Фёдоровне  и её  дочерям.               


Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.


Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
                /  «Край любимый! Сердцу снятся» 1914 год. /

                Продолжение  следует