Логика тональностей в Тангейзере Вагнера

Елизавета Судьина
Так если девушка простит -
Так Бог ли не тем паче?
И посох чудо проявит,
Мир пап переиначив.

Два мира: ми и ми бемоль
Мажоры представляют.
Они как сладостный цветок
Все действо обрамляют.

Ми просто - это светлый мир,
Он в гроте у Венеры,
И только в си мажор влекут
Тангейзера сирены.

И тот же водный си мажор -
Тот плач Елизаветы,
Чтоб он к раскаянью пришел,
И обратился к небу.

2 акт. Вера или ВеНЕра?

А в состязаниии певцов -
Обратная измена:
Из ми бемоля в ми мажор
Земное бьется с небом.

Вольфрама песня - ми бемоль,
И фа и в си бемоле,
Но небо высмеет его
Тангейзер в до мажоре,

Сказав, что звезды в небесах,
Не трогали, не слышат.
И в ми мажоре воспевал
Венеру он превыше.

Все ссоры - это ре мажор:
С Венерой и с народом
И просит он покинуть грот -
Все с тем же ре бемолем.

И в си мажоре рыцари -
Его увещевают
Раскаяться, а ключ - с пятью
Диезами-крестами.

Пять чувств очистить - пять крестов,
Взяв троицу в бемолях. (Es-dur)
И меч его иначе ждет,
Пока он грех не смоет.

3 акт

Молитва Лизы - в ми бемоль миноре -
У Девы она просит умереть
От подавленья плоти в час агоний,
Тангейзера - простить. Бемолей - шесть!

Вольфрама песня к небу в соль мажоре
О том, чтоб деву ночью защитить.
Елизавета в ночь одна уходит.
Приходится неравное любить.

Затем борьба меж ми и ми бемолем:
Грехов не отпускает твердость пап,
Раскаянье - зовет Венера в гроте.
Одуматься зовет его Вольфрам.

И вот приносят труп Елизаветы,
И посох, что, простив его, расцвел,
Тангейзер в изумленье видит это:
Он по молитве любящей прощен.

Но в опере он тоже умирает,
И счастье - только Там, в пределах за,
Где есть непостижимость неземная,
Таинственность у Вагнера в глазах.

Покой и искупление - награда,
Прощенье - в сердце любящих людей.
По Лютеру, не прав здесь Римский папа,
Прощай всю жизнь - цветок воскреснет в ней!


Богатейшая гармония

В гармонии так много хроматизмов,
Уменьшенность, секунды, септаккорд.
Букет аккордов, ми-фа-си подвижность,
И музыка как ключ из жизни бьет!

Внезапность, неожиданность, у каждой
Эмоции и группы - лейтмотив,
Под нотами аккорды переходят,
Сверкают и сливаются в один.

Раскаянье, прощенье - в ми бемоле -
Схожденье Духа, в рай двух душ полет -
Бемоля три - Бог в Троице масонов,
Волшебной флейты Моцарта урок.

От ми до ми бемоля - семь шагов. (по квинтовому кругу)
Семь лет он пробыл в гроте у ВеНЕры,
А после Рима в грот опять пришел,
Но Вагнер в мир легенд добавил - Веры!

Еще мне нравится поэма Генрих Гейне. Тангейзер (перевод. Н. Вержейской) 1836 год.