Милосердие, цикл

Оскар Хуторянский
ЗА ПОДАЯНИЕМ

Когда открытая ладонь
Протянута за подаянием,
Вам не мешает в сердце боль
Её оставить без внимания?

Не просто руку протянуть
Достоинство схватив за горло,
В глаза боятся вам взглянуть
И ваш отказ сглотнут покорно.

Лишь тот кто сам проголодал,
Мок под дождём и мёрз без крова,
Тот не колеблясь отдавал
Всё что в кармане для другого.

У них не бедность - нищета...
План не на завтра - до обеда...
И может грош кто-то подаст
И вам в ладонь.   Случалось это.



ЯСНА ОТКРЫТАЯ ЛАДОНЬ

„Мы протягиваем Западу руку дружбы. Но почему-то ладонью вверх.“
          —  Никита Богословский


Не понимают нас порой,
Но посмотрите - с расстояния
Ясна открытая ладонь
Протянутая для подаяния.

Понятней жесты чем слова,
Скупее, четче, однозначней.
Сигналами полна война,
И для своих они понятней.

Наверно с жестов начиналось
Потом добавились слова,
И предки жестами общались,
Приматы и сегодня так. 

Обет молчания взял монах,
Но жестами сказать всё может.
И мы поймем его, ведь так
Больные, дети могут тоже. 

Жест может означать успех,
Нести нагрузку как и слово,
Унизить, оскорбить при всех...
Как многим это всё знакомо. 

Немые жестом говорят,
Богатый - жестами с прислугой,
Народы южные не зря
Жестикулируют друг с другом.

Известен семафор на флоте
Кода флажками дан приказ
В разведке жест важнее слова...
Салют и честь - есть жест для нас.




МИЛОСЕРДИЕ

Кость, брошенная собаке, не есть милосердие;
милосердие – это кость, поделённая с собакой, когда ты голоден не меньше её.
                - Джек Лондон

Отвыкли мы от слова - "Милость",
Стыдимся нищих иногда.
Перебороть себя не в силах
И отвернём глаза всегда.

У нас герой кто самый сильный,
Кто при деньгах и на коне,
У власти кто, пусть и дебильный,
Но в жизни он достиг вполне.

Теперь встречают, провожают
Все по одёжке, по деньгам,
Характер твой никто не знает,
Никто не ценит и ума.

Не зря пословица дается:
"Не зарекайся от сумы"
Верёвочка не долго вьётся -
Те кто с сумой - были паны.

Те, кто в немилости сегодня
Быть может лучшие из нас,
Нам пережить то не придётся,
Что в ихней доле про запас.

Не все сидят на героине,
Не все в угаре грез хмельных -
Кому-то пенсию скосили,
А кто остался без родных.

Где те, кто сытые у власти
С крестом нательным, без души...
Нет милосердия кто бесстрастно
Не видит жертв, себя простив.





ТЕ, КТО ИСПЫТАЛ

Для тех, кто знал когда-то голод,
Кто жил в блокаде, в нищете,
Кому огрызок хлеба дорог -
Другие ценности в цене.

Кто испытал Сибирский холод
В бараке жил и мёрз в тайге -
Тому уют домашний дорог
Побольше тем, которым нет.

Кто вырос в лжи стекавшей сверху
И в лицемерии газет -
Тот много больше правду ценит
И демагогам скажет - нет.

Кто был унижен и бесправен,
Кого травили всем двором -
Тому свободы дух так сладен,
Не променяет он его.

Все познаётся нам в сравнении -
Не ценим мы порой добра,
Не знаем цену жизни, мнению
Когда не видели мы зла.


ДОБРОДЕТЕЛЬ

Добродетель опровергается, если спрашивать, «зачем?»…; 
         - Ф. Ницше

На всех поступках есть печать
Причины, замысла и правил.
Хотим мы просто милость дать
Иль ждём - Он «галочку» поставил. 

Подбросить в кружку медный грош,
Пятак в протянутую руку…
Для самолюбия - хорош,
Не добродетель эта штука. 

Отдать, не думая «зачем»,
Без колебаний - сердца глас.
Не вспомнить, не напомнить тем,
Кому помог ты в трудный час.

Делить свой ломоть пополам,
А не крохи от щедрот.
Желательно, чтоб только сам
Знал, что кому-нибудь помог.

Кто знает, в жизненном пути
Бывает всё: тюрьма, сума…
И голод вас возьмёт в тиски.
Всё от души, не от ума.



ДОЛЖНО ДОБРО БЫТЬ БЕЗЗАЩИТНЫМ?

До скольких трупов позволено ошибаться?
         - Ежи Лец

Должно добро быть беззащитным
Или с бойцовский кулаком?
Должно всегда ли быть открытым -
Щекой второй удара ждём?

Должно доверчиво и прямо
Идти наперекор судьбе?
И руки для гвоздей подставить -
В надежде счастья на земле?

Должно оно быть простодушно,
Любвеобильным быть для всех?
Всех подлецов, убийц и хуже -
Кто ненависть несёт в себе?

Нет не добро, а справедливость
Над миром царствовать должна,
Чтоб по заслугам, а не милость
Мог каждый получить сполна.


ДОБРО - БАНАЛЬНО

Добро теперь, увы - банально,
И скучно, очень тривиально.
Не потому ль печать, эфир
Зло прославляет на весь мир.

Любые слухи и намёки
Непросто, с злом ведутся склоки,
Любые сплетни, оговор
Наиболее частый разговор.

Скандал - находка для газеты,
И дикторы мусолят это.
И кажется теперь все мы
Жить без проблем бы не смогли.

Одна лишь радость - где-то хуже,
Сильнее дождь и глубже лужа.
Зачем нам знать, что там-то рай,
Других несчастия подавай.

Завидуем чужому счастью,
И ждём, когда у них ненастье.
И пусть у нас не всё как надо,
У них то хуже - вот отрада.


В КОМФОРТЕ

Когда у нас есть всё для жизни
И мы в комфорте и тепле -
Добро из нас порой так брызжет
И злобы нет внутри, извне.

Теперь допустим нет комфорта,
Нет крыши, хлеба и питья....
Добры тогда для посторонних?
Идёт от нас ли доброта?

Мы знаем точно - бытиё
Идёт фундаментом сознания.
И слово это не моё,
За это Марксу есть признание.

Но в ситуации любой
Остаться нужно человеком.
Задача поважней другой,
Чтоб стыдно не было за это.


ДОБРО ВО ВРЕД

Христос сказал: "твори добро"
Добро сказал он - есть любовь.
Но знаем мы, что как назло
Любовь слепа, хоть бейся в кровь.

Родители любвеобильны,
Любовь так часто безответна -
Над ними дети их всесильны,
Добро ли это неизвестно.

Добра желая мы друг другу,
Совет даем, того не зная,
Что вдруг медвежию услугу
Даем, и к худшему толкаем.

Так что он все ж имел в виду?
Две категории несхожи
И можно ли свести в одну
Как плюс и минус непохожи.

Нет, я не верю в то, что зло,
Что как оно бы ни старалось,
Добром вернулось нам назло
В какой костюм ни наряжалось.
 
А может нету абсолюта
Что есть добро, а что есть зло?
И все зависит почему-то
Как, для чего оно пришло.

--------------
И категории те вечны,
А также очень человечны,
Но с точки зрения удава
Ему не надо юрис-права.




ПРИТЧА О МИЛОСТИ

Один солдат был осуждён
На смерть. Когда к Наполеону
Явилась мать, чтоб приговор
Был изменён его лишь словом.

Наполеон с ней был суров,
Сказал: “Решение справедливо…”
А мать в ответ: “Я не о том,
О милости прошу великой.”

“Ваш сын её не заслужил”
Почти отрезал император.
“О государь, ведь милость в том,
Что заслужить её не надо.

Её оказывает тот,
Кто может всё себе позволить -
Как император или Бог…
Я на коленях прошу стоя.”

Преступник был прощён тогда.
Что выше - милость? справедливость?
Рациональности черта
Или каприз, кто правит миром?

Капризной милости урок
Не объясняется рассудком.
Но чувстом. Ум потом в свой срок
Обидит - милость не разумна.

Обходим разум стороной
И доверяем интуиции,
Где жизнь и смерть стоят порой
Как Бог, Наполеон, традиция.



О ЧЁМ МЕЧТАЕТ БЕДНЫЙ ПУТНИК

О чем мечтает бедный путник
Судьбой гонимый, как изгой?
О хлебе и воде насущных,
И крыше чтоб над годовой.

Затем идет как в мудрой сказке -
"Корыто" - он не то достал,
Даешь позицию, зарплату,
Машину о какой мечтал.

Когда взобрался на ступеньку
Тому что есть уже не рад,
Теперь давай, что у соседей,
И даже больше, все подряд...

Но так бывало и нередко
Что возвращалось все назад,
Когда вода и корка хлеба
Были дороже всех наград.



ПО МИЧУРИНУ И ЛЫСЕНКО

Учили нас, что от природы
Нам милостей не надо ждать,
А надо волею народа
Своё, чужое отобрать.

С доктриной это совпадало:
Ведь всё народное добро,
Что у других в домах, амбарах -
Было украдено давно. 

Социализм на этом строен -
Чтоб раскулачить, отобрать
Валюту, золото с конвоем,
А несогласных расстрелять.

А как нам поступить с природой?
Кого стрелять, кого садить?
А, несогласных с домостроем,
Что Лысенков призвал царить.   (1)

Насильно всех объединили
Твоя корова, мой петух,
Студентов на поле свозили
И кукурузу там и тут...

Когда-то царская Россия
Европы житницей была,
Но постарались, загубили
Все чернозёмные поля.

Теперь на милость уповают,
Стоят с протянутой рукой -
Природа слышать не желает,
Что сделали в стране одной.



(1)  Трофим Денисович Лысенко. Основатель и крупнейший представитель псевдонаучного направления в биологии — мичуринской агробиологии,

Академик АН СССР (1939), академик АН УССР (1934), академик ВАСХНИЛ (1935). Герой Социалистического Труда (1945). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943, 1949).

Автор теории стадийного развития растений. Отвергал менделевскую генетику и хромосомную теорию наследственности. С Лысенко связана кампания гонений против учёных-генетиков, а также против его оппонентов, не признававших «мичуринскую генетику».  В августе 1940 года Н. И. Вавилов был арестован. Вслед за арестом Н. И. Вавилова были арестованы и погибли в заключении его сотрудники.


.