***

Татьяна Хлебянкина
Духовные истоки Н. Щедрина и новохристиан

Татьяна Хлебянкина

 Старообрядческие и духовные истоки жизни и творчества Н. Щедрина и новохристианских поэтов (С.Клычкова, Н.Клюева, С.Есенина)

    На самом севере нынешнего Подмосковья, там, где до революции сходились границы трех губерний (Тверской, Ярославской, Владимирской), лет четыреста тому назад появилось село Спасское на Углу, о чем в писцовых книгах Дмитровского уезда за 1627 год показано: «За дмитровцом за Тимофеем Тимофеевым сыном Салтыковым старое его поместье село Спасское, а в селе церковь Преображения Спасова древяна клетцки без пения да в селе ж двор помещиков».

По преданию, поведанному автору потомками Салтыковых, село Спас-Угол взяло свое начало от святых источников, обнаруженных на атом месте. Потом вокруг них построили церкви и часовни и поселились люди. Легенду эту подтверждает не так давно вновь обнаруженный здесь и расчищенный святой источник Иорданка, известный своей целебной водой не одному поколению россиян.
Вот в этом святом месте и появился на свет божий 15 (27) января 1826 года шестой ребенок в семье помещиков Салтыковых - Михаил (что в переводе с еврейского означает «кто, как Бог»), названный в честь деда но матери московского купца Михаила Петровича Забелина, сделавшего во время войны с Наполеоном 1812 г. значительные пожертвования на армию и получившего за это потомственное дворянство и чин коллежского асессора.
Видимо, от отца и унаследовала Ольга Михайловна Салтыкова (1801-1874) природную жилку и предпринимательскую хватку, позволившую ей впоследствии так умело распорядиться своим хозяйством (а всем своим детям дать достойное образование), за что она получила от соседей почтительное прозвище «Министр в юбке».
Не подвели и предки по линии отца Евграфа Васильевича Салтыкова (1776-1851), который самолично занимался составлением генеалогического древа и заказал старинное панно с гербом рода Салтыковых. В описании герба указано: «На щите одноглавый орел с короною, с правой стороны у него "рука" в латах с мечом. По обе стороны от щита - мифические животные - единороги. Щит увенчан шлемом и короною со страусовыми перьями». Очевидно, такая символика подтверждала достойное служение предков Салтыковых России - от Невской битвы 1240 г. до должности стольника у царя Петра I. А за верную службу были Салтыковы и поместьями жалованы (при царе Алексее Михайловиче) и чинами - за участие в дворцовом перевороте 1726 г., возведшем на престол Екатерину I.
Впрочем, и отец писателя удостоился аудиенции у государя императора Павла 1 в 1708 году. Получив незаурядное для той поры образование и зная четыре языка, он служил в Коллегии иностранных дел сначала в Петербурге, потом в Москве, общался с известным стихотворцем Д.И. Хвостовым, пробовал свои силы в литературе.
Выйдя в отставку, И.В. Салтыков в 1816 году женился, но продолжал заниматься литературными и научными трудами, даже писал стихи, причем, сатирически-обличительного характера (!). Промыслительно, что на его надгробии оказалась начертана стихотворная эпитафия, возможно, собственного сочинения...
Остались потомкам и многочисленные труды... Часть рукописей Евграфа Салтыкова (на 63 листах) вместе с другими материалами родового архива (всего 1801 лист!) была передана в 1931 г. из Талдомского музея во временное пользование в Пушкинский дом в Санкт-Петербург, да так и осела там...
Во время работы с этим архивом в мае 1991 г. автору удалось впервые обнаружить планы усадебного дома Салтыковых (1859 г.), где родился писатель. Среди прочих помещений были отмечены детская, кабинет, часовня (в которой, по преданию, был крещен Миша Салтыков)... Из всех детей Ольга Михайловна особенно боготворила Михаила за его ум и способности и гордилась им. Сохранился портрет Миши Салтыкова в раннем детстве, примерно 1827 г., написанный крепостным художником Львом Григорьевым. С четырех лет Мишу начали обучать иностранным языкам, а азы русской грамоты преподал будущему писателю крепостной живописец и садовник Павел Дмитриевич Соколов. Домашнее образование, в котором приняли участие наряду с родными священник села Заозерье И.В. Преображенский, студент Троицкой духовной академии М.П. Салмин и другие, позволило Михаилу поступить после успешной сдачи экзаменов сразу в третий класс Московского дворянского института, в котором  учились многие известные писатели - Жуковский, Грибоедов и где даже выходил рукописный журнал, в котором помещали свои первые литературные опыты юные воспитанники.
На развитие творческого начала будущего писателя Щедрина повлияло, несомненно, и раннее увлечение чтением русских поэтов и прозаиков, и приобщение в возрасте восьми лет к Евангелию, «благодаря которому все, что до тех пор в скрытом виде складывалось и зачиналось в тайных изгибах моего детского существа, вдруг ворвалось в жизнь и потребовало у нее ответа...» И далее писатель вспоминал: «таким животворным лучом было для меня Евангелие», «страстное чтение» которого «очень кстати случилось как раз во время Великого поста... оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести...» Способствовало этому пробуждению совести и общение с крепостными крестьянами...
Несомненно, религиозное начало пробудило и поддерживало в писателе и отношение к Богу его родителей и предков. Дошедший до нас каменный храм Спас-Преображения, построенный в конце XVIII века (также как и предыдущие деревянные храмы), был всецело обязан своим появлением и благоукрашением роду Салтыковых. «Храмы божии» были гордостью матери писателя, Ольги Михайловны, как строительницы, а Евграфа Васильевича как «духовного пастыря» - так писал известный журналист В.П. Саватеев в очерке «Жизнь Салтыковых по месяцесловам».
Из этих месяцесловов, хранящихся ныне в фондах Талдомского историко-литературного музея, можно узнать немало интересных подробностей о жизни и быте трех поколений Салтыковых, в частности, их «подорожную», - записи, рассказывающие о поездках по родным местам, в том числе - в Москву и Подмосковье. Оказывается, уже в возрасте пяти с половиной лет Михаил впервые едет с матерью и старшим братом Дмитрием и Москву, а по дороге они заезжают в Cepгиев Посад, чтобы побывать в Tpoице-Cepгиевой Лавре. И затем писатель неоднократно посещал ее, а также Покровский женский монастырь в Хотькове. Эти впечатления нашли свое отражение в творчестве писателя. особенно в «Губернских очерках», «Господах Головлевых», «Пошехонской старине», а многие их герои (как и матушка писателя) мечтают уехать к «Сергию Троице» и найти там смысл жизни. Ищет смысл жизни и юный Салтыков, попавший в числе двух лучших воспитанников на обучение в Царскосельский Лицей, где в 1838 г. все еще помнило поэта... Став в своем курсе «преемником Пушкина», М. Салтыков публикует свои первые стихи в журналах «Библиотека для чтения» в 1841 году и «Современник». Наряду с переводами из Гейне, Байрона и описаниями природы, появляются у автора размышления о творчестве - в стихотворении «Лира» и о бренности темного бытия в «Двух ангелах»:

В дом подзвездный над мирами
 Дух твой вольный воспарит,
Счастлив ты под облаками!
Небо Бог тебе дарит!..

Но с каждым годом все больше крепнет сатирический дар писателя, несмотря на запрет его первых повестей «Противоречия», «Запутанное дело» и ссылку в далекую Вятку. Вышедшие в 1857 г. «Губернские очерки» были поддержаны Н.Г. Чернышевским и Н.А. Добролюбовым и показали, что их автор идет «по пути, проложенному Гоголем», является «хранителем правды России». Обращает на себя внимание и то, что М.Е. Салтыков-Щедрин одним их первых выступил в защиту родной природы, отметив ее хищническое истребление после отмены крепостного права.
Вот как пишет он об этом в очерке «Опять в дороге», впервые опубликованном в журнале «Отечественные записки» №10, 1873 г. и отразившем впечатления Салтыкова от поездки в родные места: «Нехороши наши места стали, неприглядны, говорит мой спутник... покуда леса были целы - жить было можно, а теперь словно последние времена пришли. Скоро ни гриба, ни ягоды, ни птицы ничего не будет. Пошли сиверки, холода, бездождица: земля трескается, а пару не дает. Шутка сказать: май в половине, а из полушубков не выходим!»
Беспокоило писателя и нравственное состояние человека и современника, о чем говорят христианские мотивы в прозе сатирика. Уже в «Губернских очерках» появляются «христианские персонажи»: в разделах «Богомольцы, странники и проезжие», «Праздники», «Юродивые», «В остроге», «Казусные обстоятельства». В качестве примера приведем отрывок из очерка «Христос Воскрес!»:
«Христос Воскрес!» - думал я. - Он воскрес для всех; большие и малые, иудеи и еллины... мудрые и юродивые, богатые и нищие'' - все мы равны перед Его Воскресением, пред всеми нами стоит трапеза, которую приготовила победа над смертью... Обнимем же друг друга и всем существом своим возгласим: «Други! братья! воскрес Христос!»
Интересны в этом плане и поздние произведения Салтыкова-Щедрина, особенно сказки «Христова ночь» и «Рождественская сказка» (1886 г.). В них писатель подтверждает правду проповеди Христа и его заповедей: «Прежде всего, люби Бога, и затем люби ближнего как самого себя. Заповедь эта, несмотря на свою краткость, заключает в себе всю мудрость, весь смысл человеческой жизни...» Эту же мысль писатель развивает и далее: «Люби Бога - ибо он жизнодавен и человеколюбец, ибо в нем источник добра, нравственной красоты и истины. В нем - Правда».
Мучает писателя и вопрос о совести - «вести о Боге» - начиная от его одной из первых сказок «Пропала совесть» и кончая последним горестным заветом - о том же - в ненаписанных «Забытых словах»: «Были, знаете, слова... Ну. совесть, отечество, человечество... другие там еще... А теперь потрудитесь-ка их поискать! Надо же их напомнить...»
Профессор Московской духовной академии М.М. Дунаев отмечал, анализируя творчество Щедрина и его «Сказки»: «Он раскрывает двуединую заповедь Христа о любви к Богу и ближнему, призывая следовать ей всегда: “Итак, будем любить Бога и друг друга - таков смысл человеческой правды. Будем искать ее и пойдем по стезе ее... Ложь посрамится, а Правда останется и будет согревать сердца людей. Вот где источник силы Щедрина... Именно... “Эта правда разрывает сердце Дитяти...” “Но во имя Моего Воскресения я и перед вами открываю путь к спасению. Этот путь - суд вашей собственной совести... Идите же и знайте, что слово Мое истина!'' (“Христова ночь")».
Пытаясь найти свою «землю обетованную», Салтыков-Щедрин немало поколесил по России - и как писатель, и как государственный чиновник. Вятка, Рязань, Тверь, Пенза. Тула, Москва, Санкт-Петербург хранят память о нем в своих краеведческих и литературных музеях, так же, как и Подмосковье. Талдомские и подмосковные места неоднократно упоминаются в произведениях и переписке писателя. Кроме Сергиева Посада и Хотькова, бывал Щедрин в Покровском-Стрешневе у поэта A.Н. Плещеева на даче, где виделся с Л. Толстым., Н. Некрасовым; в Москве общался с А.Н. Островским, С.Т. Аксаковым, А.М. Жемчужниковым и другими литераторами. Принимал в своем подмосковном имении Витенево (куда ездил по Ярославской железной дороге)  Тургенева, Некрасова. Плещеева...
На склоне лет Щедрин говорил, что «с самых ранних лет я тяготел к Москве, чувствовал себя сыном ее. Здесь я получил впервые впечатления бытия...» и надеялся «ежели болезнь хоть несколько отпустит... навсегда переселиться в Москву». Но не забывал Щедрин и свою малую родину. «Я люблю эту бедную природу может быть потому, что... она сроднилась со мной точно так же, как и я с ней...» писал он впоследствии. Проведя в родовом поместье 10 лет в детстве, писатель неоднократно приезжал сюда в годы учебы на каникулы, будучи взрослым - в отпуск, навестить родных, устроить семейные дела. Последний раз Щедрин приехал в родные края на похороны матери в декабре 1874 года. Прах Ольги Михайловны Салтыковой и поныне покоится у храма св. вмч. Георгия в Станках, неподалеку от ее любимого владения - усадьбы в селе Ермолино.
А неподалеку, в Спас-Угле, на родовом кладбище Салтыковых, покоится отец писателя, дед с бабушкой, два брата и две сестры...
Может быть, оглядываясь на жизнь и деяния своих предков и соратников по перу, Щедрин написал: «Я люблю Россию до боли сердечной» и завещал похоронить себя рядом с Тургеневым...
До последней черты пытался писатель обрести в душе Бога, так же, как и его герой Имярек в одноименном рассказе, диалог-прение которого с Богом - огромной силы человеческий протест против божественной несправедливости, но этот протест не исключает веры в Бога...
Возможно, поэтому одними из последних душевных движений уже умирающего писателя была встреча его со святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским и - в последние часы - высказанное знаком желание, чтобы его подвели к образу, висевшему в углу комнаты...
И для нас, его почитателей, по-прежнему звучат пасхальные колокола со страниц произведений Салтыкова-Щедрина, надо только внимательно вслушаться в них неравнодушным, любящим сердцем, как сделал это один «читатель-друг», назвавший писателя «святым стариком» в письме, полученном сатириком незадолго до праведной кончины.
Промыслительно, что несмотря на все гонения и репрессии, сохранилась на родине писателя родовая церковь Спас-Преображения господ Салтыковых, в которой 27 июля 1986 г. был открыт музей М.Е. Салтыкова-Щедрина, а с начала 1990-х начались регулярные богослужения. И не случайно, что в год смерти писателя была обновлена роспись храма Спас-Преображения, о чем говорит дошедший до нас «автограф» живописца: «Писал А.М. Стрельников, 1889 год»...
   А совсем недавно, в юбилейный Щедринский год - год его 175-летия со дня рождения - 16 сентября 2001 года в храме Спас-Преображения произошло чудо обновления почти всех сохранившихся фресок и икон начиная от Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы... Событие эго совпало с выходом в свет сборника духовной поэзии Талдомского благочиния «В начале было слово», где на стр.5 в предисловии "От составителей" указана та же дата 16 сентября как дата основания в городе Талдоме ЛИТО имени И.С.Романова в 1965-м году (впоследствии выяснилось, что ЛИТО собиралось и ранее, начиная с марта 1955 года - впервые почти в день, который ныне празднуется как Всемирный День поэзии!)... В этот сборник вошли и первое опубликованное стихотворение Салтыкова-Щедрина «Лира», и рассказ о духовном пути писателя... По одной из версий, свой литературный псевдоним Н.Щедрин М.Е.Салтыков взял по фамилии старообрядца, с которым общался в ссылке в Вятке, что нашло отражение в его творчестве...
     Щедрин и Клычков- отдельная тема... "Я не дам в обиду мужика..."- писал наш великий сатирик, а писатель и поэт Сергей Антонович Клычков погиб в годы репрессий, выступая в защиту "мужика" и крестьян...
     "Говоря о духовных истоках творчества С. А. Клычкова, необходимо отметить, что он так же, как и Сергей Есенин, и Николай Клюев, относился к новокрестьянским поэтам — такое название получило одно из наиболее значительных течений русской поэзии начала XX века.

А объединило этих поэтов в первую очередь то, что они были выходцами из крестьян, были христиане — от этого корня и происходит слово «крестьянин» и, пожалуй, правильнее было бы сказать, что они — новохристианские поэты, поэты нового, XX века, христианской и православной Руси, так как одной из ведущих тем их творчества была тема православия.

Православными образами пронизано все творчество новохристианских поэтов. Вслушаемся в строчки Есенина:

Гой, ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа,

в строчки С. Клычкова:

Тихий свет, лесные зори,
Как оклады у икон...

в строчки Н. Клюева:

Сосны молятся, ладан куря,
Над твоей опустелой избушкой...
 
И совсем не случайно по своему вероисповеданию предки их были староверами (как подтверждают документы и как утверждали сами поэты), Так, С, Есенин в январе 1918 года рассказывал Александру Блоку, что происходит из «богатой старообрядческой семьи», потом говорил литературоведу И, Розанову, что его дед был «старообрядческим начетчиком», который знал «множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них».

Учитель и наставник С. Есенина поэт Николай Клюев писал своему ближайшему другу Сергею Клычкову: «Я сгорел на своей «Погорельщине» (так называется поэма Н. Клюева), как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском. Кровь моя волей или неволей связует две эпохи...»

   К сожалению, Сергей Клычков воспоминаний о своих предках-старообрядцах нам не оставил. Но вот что удалось установить, работая в архивах ЦГАДА, РГИА, собрав воспоминания односельчан С. Клычкова и жителей Талдомского края: «Первое упоминание о Дубровках (в то время деревни Калязинского уезда Тверской губернии, где родился поэт) мы находим в Кашинской переписной книге 1677 года как о селении из 5 крестьянских и одного бобыльего двора. Проживало в ней тогда 22 человека. По преданию, первыми поселенцами - старообрядцами, пришедшими из Сибири, был посажен и могучий вяз на краю деревни. В начале XX века в Дубровках насчитывалось 5 старообрядческих семей: Михаила Васильевича и Павла Васильевича Голубковых, Петра Филипповича, Владимира Филипповича и Антона Никитича Клычковых. В «Тверских епархиальных ведомостях» в конце XIX — начале XX века упоминается о старобрядцах, живущих в окрестностях Талдома, к которым относились и Дубровки. Сохранились воспоминания о старообрядцах брата поэта Алексея Антоновича Сечинского (Талдомский историко-литературный музей, о. ф, 872): «Наши родители принадлежали... к старообрядцам, а в деревне нас звали «столоверами», поп был из своих же верующих — полуграмотный, но хорошо знающий церковные обряды,

Старообрядцев в Талдомской волости было не более 30-40 семей. В нашей деревне старообрядцев было пять семей.

Наша церковь находилась в селе Талдоме, деревянная, маленькая... Внутренний вид нашей церкви обращал на себя внимание своей строгостью икон. На большинстве этих икон изображения лиц были совершенно затуманены, очевидно, вследствие своей древности...»

В своем творчестве Сергей Клычков неоднократно обращается к православной теме, размышляя о смысле жизни, о Боге и о человеке. Где с трагизмом и болью, как в последних стихах, где — с мягким юмором, как в романе «Чертухинский балакирь», рассказывая о «столоверах». (гл. 3 «Непомерная плоть», «Два брата».) «В то время плохо совсем приходилось мужикам, отбившимся от православного стада...

Все веры, кроме единой, — вера — венец государства, — были неправые, и всякий, без особой различки, кто не по леригии шел, прозывался столовером, хотя и был христианского роду и за столом трапезовал, как и не все же... только со своею посудой... Да экая важность!..

Это уж больше так — столоверы! — для ради насмешки и перекобылили мирские попы...

Дело не в прозвании: сами столоверы тогда были другие!..

Теперь-то у них все сошлось, можно сказать, к пустякам: что правильнее — двуперстие али щепоть, и как угоднее Богу возглашать — веков али веком?.. Правду сказать, пустая это и зрячная штука. Что же Бог те выходит — дурак?!

Из-за одного из-за этого нечего зря лезть на рожон.... Вера в человеке гораздо глубже сидит!.. Как перекрестишься и как возгласишь — не все ли равно... Вон теперь как пошло: совсем лба не крестят... И тоже, пожалуй, что и это не в счет, потому в делах веры важит больше не то, что в рот, а... что изо рта...

Сказано же: аще Бога любит, а брата... норовит за воротки... Что тому бывает?.. То-то!..

Вера в человеке — весь мир. Убить ее никогда ничем не убьешь!.. Разве вот сама она сгаснет, как гаснет лампада, в которую набьются с ветра глупые мухи, летя из темноты на лампадный огонь... как сгаснет, может, и... мир!» "
 ... Приведенные выше сведения были в расширенном варианте опубликованы почти четверть века тому назад в сборнике "Мир старообрядчества", выпуск 4, Москва, 1998, стр.226 - 232. За это время их удалось допонить новыми изысканиями...
     Из воспоминаний сестры поэта С.А.Клычкова Веры Судник "О нашем доме" (см. газета "Клычковский вестник" № 1, стр.3): "Сергея два года возили из Дубровок на лошади в Талдом - там он учил детей купца Волкова..." Нам удалось отыскать дочь купца Д.И. Волкова - Марию Дмитриевну (Россову)(05(18).06.1906 - 03.04.2000), которая поведала о том, что с Клычковыми они были в родстве и тоже принадлежали к старообрядцам австрийского толка. Это нашло своё подтверждение в дневнике её отца, опубликованного в печати (журнал "Октябрь", 3 2, 2003, стр.141-171): "Я родился в семье зажиточного крестьянина Ивана Сидоровича Волкова в селе Талдоме Тверской губернии 10 мая 1862 года. Отец мой занимался башмачным мастерством и состоял старообрядцем Австрийского согласия...".
    Затем это нашло ещё одно подтверждение..
Работая в Центральном историческом архиве г. Москвы, мне удалось ознакомиться с "Делом канцелярии по студенческим делам Императорского Московского Университета" 1908 года, заведенным на Сергея Антоновича Клычкова (ф. 418, оп. 322, д. 796) на 39 листах, временные рамки 1908-1913 годы.
Приведу из него два наиболее интересных, на мой взгляд, документа. Первый документ - это прошение (лист 22) на имя "Его Высокопревосходительства г. Ректора Императорского Московского Университета... /от/ окончившего в Реальном училище при Реформаторской Церкви 7 классов Сергея Антоновича Клычкова.
Прошу зачислить меня в действительные слушатели на естественный факультет, для чего прилагаю все необходимые документы: 1) аттестат, 2) свидетельство, 2)* метрики, 3) свидетельство по латинскому языку, 4) свидетельство о благонадежности, 5) свидетельство о звании, 6) свидетельство о призыве к воинской повинности, 7) фотографическую карточку и 25 рублей.
1908 г. 5 июня. Сергей Клычков, ст. Талдом по Савеловской ж.д."
  * Нумерация и пунктуация оригинала.

Второй документ - на листе 27. Приводятся, очевидно, метрики С. Клычкова:
  "Свидетельство № 95.
Дано сие из Калязинского Уездного Полицейского Управления крестьянину Талдомской волости, деревни Дубровок Сергею Антоновичу Клычкову живущему в деревне Дубровки для представления по принадлежности на предмет поступления его в Университет в том, что он, Клычков, как видно из произведенного дознания и копии посемейного списка родился 5-аго июля 1889 года. Родители его крестьяне деревни Дубровок Антон Никитич Клычков и жена его Фекла Алексеевна, оба старообрядцы Австрийского толка.
Июня 25 дня 1908 года. Подпись (исправника). И. Д. секретарь. Регистратор. /Печать/.

Таким образом, если считать датой рождения С. А. Клычкова 5 июля по старому стилю, то по новому это 17 июля (почти в канун открытия Дома-музея С. А. Клычкова - 19.07.!). Необходимо, конечно, принять во внимание, что записи ранее (в других документах называлось 24 июня) велись по старообрядческому календарю... Но это предмет отдельного исследования...
И, наконец, на листе 23-м "дела" - фотография С. А. Клычкова (публикуется впервые) с его автографом "Сергей Клычков" и с приложением печати "Калязинского уезда пристава...", сделанная в Москве, на Тверской улице, в фотографии "Отто Ренаръе". На обороте - текст: "Означенную на сей карточке личность крестьянина д. Дубровок Талдомской волости Калязинского уезда Сергея Антоновича Клычкова пристав... с приложением печати свидетельствует".
Так девятнадцатилетний юноша Сергей Клычков становился студентом и поныне всем известного знаменитого МГУ (Московского государственного университета).
    Отдельного внимания заслуживают экспонаты, связанные со старообрядчеством, и размещённые в экспозициях и выставках Дома - музея С.А.Клычкова. Так, на открытии музея были представлены иконы Божией Матери "Троеручица", Казанской, св.блгв.кн. Анны Кашинской...старообрядческие крестики,календари, журналы и иллюстрации из них (например, песнопение "Кому повем печаль мою..." - духовный стих "Плачь Иосифа Прекраснаго"):

  Кому повем печаль мою

 Кого призову к рыданию,

Токмо тебе Владыко мой

 Известна тебе печаль моя.

Моему Творцу Создателю

 И всех благих подателю...

    В 1995-м году на выставке "В гостях у журавлей" ( "Экология Души"), выполненной в виде киотов с журавлями, появились иконы с ликом Спасителя, Боголюбской Божией Матери, протопопа Аввакума (работы И.В.Кочанова) и др....
А в юбилейнй год столетия С.А.Клычкова прекрасная выставка "Родился я и жил поэтом..." открылась в ГЛМ, из фондов которого был представлен даже старообрядческий лубок как ликами святых мучеников за веру, так и библейскими и народными персонажами...Всего экспонировалось около 150 экспонатов, из них около трети - впервые...

   Неисповедимы пути господни...Поехала автор в Москву в июне 2016 года в Музей меценатов продлить срок имеющихся у нас в ДМК их экспонатов, а в тот же день оказалась там на музейном вечере – презентации книги Александра Михайловича Путина «Род президента В.В.Путина. Основные материалы исследования 1986-2002 гг.».

     Оказалось, что род Путиных, также, как и Клычковых – крестьянский и тоже с земли Тверской. Автор вёл изыскания около 30 лет и проследил историю рода с 15-го века!.. Возможно, корни рода уходят и глубже, а также связаны со старообрядцами Урала: стрельцы из староверов основали там сёла Путино и Старый Посад…..
    Один из Путиных был активным благотворителем старообрядческой общины - см. Старообрядческие календари до 1917 года издания.
  Интересно, что по легенде, наша деревня Дубровки - родина С.Клычкова – была основана выходцами из Сибири также, возможно, белокриницкого согласия. В начале 20-го века предки Клычковых и Путиных могли встречаться в Питере, где занимались отхожими промыслами. Соответственно башмачным (Клычковы), а трое крестьян Путиных работали: один - поваром ресторана «Астория», другой – портным в  ателье на Гороховой улице, а третий -  столяром - краснодеревщиком…

   Интересно, что сам Владимир Владимирович Путин родился через 15 лет после гибели С.А.Клычкова  7 октября и жил в Питере неподалёку от Литейного проспекта, где в доме № 60 провёл последние годы жизни М.Е.Салтыков-Щедрин и бывал Ленин…
   
     Окрестили Володю в Преображенском соборе Ленинграда на улице Рылеева…
   Дочь В.В.Путина Мария родилась 28 апреля 1985 г. в Ленинграде в день смерти М.Е.Салтыкова-Щедрина (по старому стилю)…

   По воспоминаниям одноклассников, В.Путин уже в 5-6 классе читал на уроках литературы Гоголя (любимый писатель С.Клычкова!) так лихо, что они удивлялись…  А дома была этажерка с книгами и даже собрание сочинений Чехова…

  Теперь эта книга «Род президента В.В.Путина» переведена на многие языки мира и её презентации состоялись на разных  континентах земли…  А я бережно храню свой экземпляр, приобретённый в главном московском книжном магазине «Библио – глобус» с надеждой ещё раз встретиться с автором и получить долгожданный автограф…
   О Талдомских староверах вспоминал и старожил д.Дубровки Константин Алексеевич Голубков (1920 г.р.): "Главу семьи Антона Никитовича Клычкова помню как старого, справедливого главу семейства. Очень работоспособен, упорен, всегда начатое дело доводил до конца...Дружил с моим дедушкой, тоже старовером, "и все разговоры шли на башмачную тему" , как говорил мой отец...Он же (К.А.Голубков)в 1992 - 94 годах записал воспоминания Гавриловой Евдокии Макаровны (1900 г.р.): "Помню похороны т.Авдотьи - бабушки С.А.Клычкова, она была похоронена на староверском кладбище ( место - район Дома культуры совхоза Талдом - где было это кладбище)...
    
    Духовные истоки творчества поэта - это и страсть к путешествиям, которая была у Клычкова в крови и передалась по наследству от деда, Никиты Родионовича Клычкова, который частенько уходил в святые места, на богомолье, и даже бывал на святой горе Афон.
Известно, что Клычковы были из старообрядцев австрийского толка, белокриницкого согласия. Их духовный центр, основанный донскими казаками, в селе Белая Криница, находится ныне на Украине, а до революции он располагался на территории Австро-Венгрии. Возможно, туда-то и уходил дед поэта.
Сам Сергей Антонович мечтал побывать на Новом Афоне, «поплакать в ту землю», это исполнилось только в 1929 году.
Ранее со своим другом Петром Алексеевичем Журовым (выходцем из старообрядцев), летом 1911 года, Клычков совершил пешеходную прогулку по Волге: Савёлово - Кузнецкое (ныне Конаково) - Клин. А в июне 1913 года с ним же отправился по «Батыевой тропе» в град Китеж (на озеро Светлояр).
До этого, весной 1913 года, С. Клычков с Г.Забежинским совершил паломничество в старинный Николо-Пешношский монастырь под Дмитровом. Похоже, что именно об этом монастыре писал Клычков в романе «Князь мира» в 1927 году, называя его Николонапестовским, «построенном будто ещё во времена Калиты, сожжённом в татарское иго и обновлённом уже Иоанном... словом - Сергиевскому не уступит!».
Бывал Сергей Клычков и в Италии, служил во время Первой мировой войны в Финляндии, затем - на Западном фронте и в Крыму (в Балаклаве).
После революции с первой женой Евгенией Лобовой жил в Алупке, в Ялте, а в начале 1930-х годов побывал поэт на севере, пытаясь найти следы вогулов как переводчик их эпоса под названием «Мадур - Ваза победитель».
Но больше всего, конечно, Клычков путешествовал в юности по родной тверской глубинке Калязинского уезда.

В очах - далёкие края,
В руках моих - берёзка,
Садятся птицы на меня,
И зверь мне брат и тёзка...
Мне вешний ветер - поводырь,
Попутчиками - тучи,
И я крещусь, как богатырь,
Среди полей могуче...

В очерке-воспоминаниях «О родном крае, поэте - писателе - переводчике Клычкове Сергее Антоновиче» брат поэта, Алексей Сечинский, рассказывает о своих походах с Сергеем на Дубну, к Боровой мельнице у д.Гусенки, на охоту за тетеревами, утками, глухарями. Упоминает он дубровские места: Чертухино, Потапиху, Осинник, Казенник, Малый мох, Большой мох, Светлые болота, речку Куйменку и др. Многие из этих мест стали литературными топонимами и попали на страницы книг С.Клычкова, особенно трёх его романов (из жизни российского крестьянства) - «Князь мира», «Чертухинский балакирь», «Сахарный немец».
В них упоминает С. Клычков о поповом доме неподалёку от лужайки рядом с «Дубной на пологом уклоне», о «немудрёной церковенке, стоявшей на отшибе, деревянной, главный колокол весил всего сорок пудов». Похоже это по описаниям на близлежащие от Дубровок храмы Казанской Божьей Матери (с. Стариково), преподобного Сергия Радонежского (Зятьково), деревянную Георгиевскую церковь с. Веретьева на р. Дубне (построенную в 1778 году). Напоминают наши сёла по описаниям Клычкова вымышленное им село Чертухино: «на дубенском зелёно-муравном крутом берегу встанет в полночь наше большое село Чертухино, разойдутся избы перед глазами по берегу... По-за селом, в стороне из-за ветел и лип, в берёзах вся, в тополях, поднимет к небу высоко- высоко наша сельская церковь...синих пять куполов, и звёзды на них смешаются с звёздами в небе...»
И даже сравнивается «тёмный грудной звон нашего чертухинского колокола и заливистый на бабий лад шалтай-болтай гусёнской колокольни...».
Среди персонажей С.Клычкова, связанных с православными местами, - «рыжий дьякон с Николы-на-Ходче», так назывался в народе один из старейших и обширных храмов в нашем районе - храм Воскресения (известный с 1628 года).
Другой персонаж, барин Бачурин, основал Александровский женский монастырь в селе Маклаково, куда «богомольцы... сходились в Петровки в старое время без счёта».
Уездный город Чагодуй напоминает нам во многом город Талдом, где есть «Музей местного края», в котором «чего только не собрано с нашей округи... Будешь в Чагодуе, зайди непременно, всякая диковина и пустяковина, а главное - медведь налицо!..».
Пишет Клычков и о кладбище, которое в третьем (1923?) году превратили в парк - действительно, около нашего районного Дома культуры было местное кладбище, а у ДК «Колос» - староверское кладбище. На нём похоронены предки поэта и бабка Авдотья, попавшая под поезд вместе с лошадью у д. Рассадники.
Бывал, конечно, С.Клычков частенько и в Талдоме, особенно в базарные дни. Заходил в храмы (староверский и православный)-оба - Архангела Михаила!!  и в  гости к своей сестре на улице Красина, к знакомым купцам Волковым, Киселёвым и их детям, общался с врачом Жардецким, с духовенством и талдомской интеллигенцией, сиживал в трактире Ф.Киселёва, поднимаясь туда по тридцати ступенькам на 2-й этаж (ныне это здание районной библиотеки), рядом с которым располагается памятник С.А.Клычкову (работа скульптора Дениса Стретовича)...
    Автором в начале июля 1992 года был проведен опрос местных жителей в поисках староверов, о чем сохранились записи в рабочей тетради.
    А через три года с помощью научного сотрудника истфака МГУ Елены Александровны Агеевой в июле 1995 года прошла археографическая разведка в г.Талдоме и районе, п.Вербилки и в г.Кимры, о чем сохранился отчёт на 8- ми страницах с выводами и рекомендациями по дальнешей работе, где отмечен и вклад сотрудников музея в данной поиске.
   И в завершении статьи позвольте пожелать найти всем свою духовную тропу к творчеству наших земляков, а особенно к Сергею Клычкову...

Тропа к поэту Сергею Клычкову
(по мотивам его произведений)

Эпиграф
"Видел голубочка я
 Али даже двух..."
С.Клычков "Помело" ("В праздник Вознесения")

Под Тополем старинным
 Расцвёл Чертополох...
И дырку здесь в заборе
 Проделал, видно, Бог!..

Тропа народной стала:
Тут Памятник стоит...
Да больно неказистый
 Уж у Поэта вид...-

Бетон поизносился
 Почти за 20 лет...
А мрамора Поэту
 И после Смерти - нет,

Как нет средств у культуры
 Усадьбу возрождать...
Не зря пред ликом светлым
 Рыдала горько Мать...

Ну, что ж, что расстреляли! -
Подумаешь, Герой...
Хотя погибнуть мог он
 На Первой мировой...

Не раз его "Косая"
Встречала на Руси...
О, Господи, помилуй
 И всех от бед - спаси!!

   ...А к дню рожденья Сергия
 Случилось чудо вдруг:
Три голубя слетелися
 На Поэтичный луг...

С любовью ворковали...
Стихи читали вслух
 Три друга, три Поэта:
Сергеи, Николай

 И дружно прославляли
 И Русь, и Отчий край!

16-18 июля 2021 год