Стрижет ли Бог ногти

Вартимей Сынтимеев
СТРИЖЕТ ЛИ БОГ НОГТИ.
Сейчас считается тонким богословским психологизмом сочувствовать неразумным девам и старшему сыну. Перед нами открываются бездны страдания, сломанные жизни, кровь и масло вопиет об отмщении. Целый хор семян, упавших в терние и на каменистую почву вторит несчастным. Такую какофонию вызывает смешение языков. Как говорил однажды мудрый тунгус, встретивший ангелов, начинающему миссионеру: " Как я тебе объясню? Я буду одно говорить, а ты другое поймешь". Я буду говорить на языке притчи, а ты переведешь на язык психологии. Я буду говорить библейскими и культурными образами, понятными Моим слушателям на рубеже эр в Палестине, а ты будешь искать в этом абьюз дев и младшенького любимчика. "Мы говорим о Творце, что Бог сотворил мир «десницею Своею» – вот такой антропоморфный образ. Ясно, что это метафора. Конечно, мы можем изобразить, и художники так изображали, Бога-Творца как какого-то дедульку с длинной бородой, который своей рукой что-то творит – Микеланджело, например. Но мы прекрасно понимаем, что это символика, что это аналогия, что продолжать эти аналогии, расширять их мы не в состоянии. Мы не можем, это может привести к кощунству. Потому что, если я буду говорить о «деснице Божией», то я не могу дальше спрашивать, сколько пальцев у Бога, стрижет ли он ногти на этой деснице – это была бы глупость и кощунство. Это ясно. Такова природа аналогий и метафор, природа символов" - часто говорил библеист, профессор архим. Ианнуарий (Ивлиев). Ключевая тема противостояния "избранного народа святых" и отверженных, которая уже была отражена в фарисейской притче, с концовкой, между прочим, вот такой: "И сказал отец ему: ты избрал жизнь свинскую, к свиньям и иди". Это нам непонятно уже, что блуд в библейском языке - это не сексуальная распущенность. Образ крайней распущенности и неверности - это, напротив, как раз символ неверности Богу. Богу неверны язычники, свиньи и собаки, как их называли набожные иудеи. Вот и иди к язычникам, ты, неверный сын. Ты сам стал язычником. И удивленно и злобно глядит на другую версию старший сын, избранный народ, и вместе с ним злобятся фарисеи, желая убить Проповедника, который так ярко и понятно для всего простого народа, но в то же время так искрометно-остроумно изложил, просто переставив образы, великую весть о Боге и Его невероятной милости.
Неверно, не соответствует жанру притчи разворачивание её в психологизм, вырывание её из языка символов и метафор того мира, где она была рождена. Так рождается перевертыш, где все наоборот, и старшего сына обидел любимчик младший. Это тема индивидуальных встреч с психотерапевтом и работа над травмами.
А неразумные девы - это не оставшиеся в девках невзятые взамуж (в какой-то суперполигамный брак) дурочки. Это веселая история. Но я потом про неё напишу.
#Вартимей_Сынтимеев