Каштановая аллея Пятигорска

Вадим Константинов 2
                Каштанов под ногами
                И не счесть!..

                И жаль, что никому
                До них нет
                Дела...

                Как дела нет
                И до аллеи всей,
                Которая беднеет
                На глазах...

                Но мы идём по Царской
                Улице с тобой...

                И тем довольны,
                Что доныне
                Уцелело...

                И мы украли чуточку
                Тепла...

                И воздух сам
                Каштанами пропах!..
                05.11.2022.



 Примерно до середины 90-х годов город-курорт Пятигорск мог по праву гордиться тем, что на его территории находится самая протяжённая в Европе каштановая аллея. Украшала она главную городскую улицу, в прежние времена называвшуюся Царской, а в годы Советской власти переименованную в проспект Кирова. Центральная улица курортного Пятигорска проходила через весь город, начинаясь в районе Академической галереи и заканчиваясь на привокзальной площади. Краеведы утверждают (и на то у них имеются веские основания), что современный проспект Кирова создавался практически целый век. 

Отправной точкой создания в центре города тенистой аллеи можно считать осень 1827 года, когда посетивший Горячие Воды генерал Георгий Емануель распорядился посередине главной улицы обустроить аллею, в тени которой могли бы укрыться от жаркого южного солнца многочисленные отдыхающие. 

Воплотить в жизнь замысел генерала Емануеля взялись братья Бернардацци, под руководством которых весной 1828 года солдаты высадили первые 400 молодых липок, привезённых из Машукского леса. С течением времени липы были заменены на каштаны, которые не одно десятилетие радовали и местных жителей, и курортников.

Такая идиллия могла бы продолжаться и далее, если бы в конце 90-х власти города не вознамерились превратить самую длинную в Европе каштановую аллею в бесконечную череду бутиков, кафе и прочих торгово-развлекательных заведений. Несмотря на то, что за это время в городе несколько раз произошла смена руководителей, имевших различные взгляды на дальнейшее развитие федерального курорта, в отношении судьбы каштановой аллеи они демонстрировали удивительное единство взглядов. 

Результат не заставил себя долго ждать. Теперь проспект Кирова не только молодёжь, но и люди зрелого возраста именуют не иначе как «Бродвей». И это именно тот случай, когда форма полностью соответствует своему содержанию.

Когда выдавались разрешения на строительство первых двух торговых павильонов в районе пересечения проспекта Кирова и улицы Дзержинского, местные чиновники поначалу сильно сомневались в успешности своей затеи. Но все их опасения оказались напрасными. Выстроилась довольно внушительная очередь желающих получить свой участок на «Бродвее». Пришлось даже сдерживать некоторых инициативных бизнесменов от стремления побыстрее застроить каштановую аллею, предварительно максимально очистив её от этих самых каштанов. Как ни пытались экологи защитить деревья от алчности бизнесменов, это мало чем помогло красавцам-каштанам. 

За прошедшие два десятилетия каштановая аллея на проспекте Кирова заметно поредела. По утверждениям местных экологов, было срублено как минимум полтора десятка деревьев. Но и те, что остались, в настоящее время находятся в удручающем состоянии.

Несколько дней назад мне удалось прогуляться по проспекту Кирова. На участке от пересечения с улицей Дзержинского до привокзальной площади насчитал 139 каштанов, расположенных с левой стороны проспекта (там, где размещены бутики и кафе). Двенадцать из них оказались засохшими. Ещё девяносто деревьев можно смело назвать приговорёнными к смерти, так как значительная часть их кроны усохла, и по всему видно, что они в буквальном смысле задыхаются от вынужденного соседства с объектами общепита и торговыми точками.

Примерно половина из этих каштанов оказались либо внутри построенных зданий, либо их стволы находятся на расстоянии 20-30 см от стен построек. И только тридцать семь каштанов (26 % от общего количества деревьев) пока ещё находятся в относительной безопасности, и их состояние не вызывает беспокойства. По всему видно, что «Бродвей» медленно, но уверенно убивает каштановую