Игра в бисер

Валов Андрей
Пожалуй на Гессе романе,
Клыкам заостриться пора.
Не править архонтом при РАНе,
Избыточна в бисер игра.

Достаточно классики прозы,
Священных писаний - харэ.
Одной философии розы,
Любви расточают амбре.

Легенды, утопии, мифы,
Имея идейный резон,
Иерархий опасные рифы
Таксонно баюкают в сон.

Платоном с Конфуцием варны,
Оформлены в кастовый строй.
Законы господства коварны,
Надзор за наказом - утрой.

СТРЕМЛЕНИЯ Иозефа Кнехта,
Когда то терзали меня,
Но я рафинад интеллекта,
Дерзнул поумерить за яд.

Простор человеческой жизни,
Призванием видел всегда.
Искусства прилипчивы слизни,
В элитке с культурой беда.

Беззубым умам с пиетизмом,
По духу, по крови - съязвим:
Равны квиетизм с солипсизмом,
Бескрыл фидезм - керубим.

«Игра в бисер» (нем. Das Glasperlenspiel) — последний и главный роман немецко-швейцарского писателя Германа Гессе (1877—1962), над которым он работал с 1931 по 1942 год (книга была закончена 29 апреля 1942 года). Впервые роман опубликован 18 ноября 1943 года в цюрихском издательстве «Фретц и Васмут» (Fretz & Wasmuth) в двух томах. В 1946 году Гессе был награждён Нобелевской премией по литературе (в том числе и за это произведение).

*Пиетизм (нем. Pietismus, от лат. Pietas — благочестие) — изначально движение внутри лютеранской и реформатской церквей, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим оком».

*Квиетизм (лат. quietismus от quies — «покой») — мистико-аскетическое движение в католицизме XVI—XVIII веков. Одной из определяющих черт квиетизма является акцент на неактивном, «принимательном» состоянии души в деле мистического единения с Богом.

*Фидеизм (от лат. fids — вера) — философское учение, утверждающее главенство веры над разумом и основывающееся на простом убеждении в истинах откровения. Существенной частью фидеизма является алогизм.

*Эготизм (от англ. egotism — самовлюблённость, от греч. — я) — термин гештальт-психологии, означающий преувеличенное мнение о себе, преувеличенное чувство значения своей личности.

4. - Ассертивность. (СОУстемление с людьми).




Типология читателей из эссе Г. Гессе "Магия книги"

"Выделяя три типа, вернее, три ступени, для читателей книг, я не хочу сказать,
что на данные три категории можно разделить всех на свете читателей...
Каждый из нас в какое-то время относится к одной, а в какое-то — к другой группе".


Читатель первого типа (наивный)


"Этот читатель поглощает книги, как едок блюда, он ест, насыщается, и не важно, кто этот читатель — мальчуган, зачитавшийся приключениями индейцев, или горничная, увлечённая романом из жизни графинь, или студент, изучающий Шопенгауэра. У этого читателя отношения с книгой не такие, как у одной личности с другой, а, скажем, как у лошади с яслями и даже как у лошади с возницей: книга направляет, читатель идёт за нею. Содержание книги он воспринимает как некую объективную данность...
...Описанные в романе события он оценивает по тому, каковы их напряжённость, опасность, их эротизм, их блеск и нищета...
...Такой читатель неколебимо верит, что книга существует лишь для того, чтобы её внимательно прочитали и по достоинству оценили её содержание или форму. Как хлеб — для еды, а кровать — для спанья".


Читатель второго типа (охотник)


"...этот читатель не идёт за автором, как лошадь в поводу, он идёт за ним, точно охотник за добычей...

Этот читатель знает, что каждая вещь может иметь десятки и сотни разных значений. Этот читатель, наблюдая, например за тем, как усердствует поэт или мыслитель, убеждающий и себя самого и читателей в правильности своего понимания смысла и ценности вещей, может с насмешкой усмотреть в мнимом произволе и свободе писателя лишь его подневольность и принуждение. Этот читатель успел постичь то, о чём всё ещё не ведают профессора и литературные критики: что никакой свободы относительно содержания и формы у автора нет...
...При таком взгляде на вещи почти перестают что-то значить так называемые эстетические достоинства и, напротив, величайшую притягательность и ценность в глазах читателя могут иметь огрехи и слабости автора".


Читатель третьего типа (игрок)


"...он, если угодно, сущее дитя. Он со всем играет — а в известном смысле нет ничего более плодотворного и полезного, чем игра со всем на свете...

Он не стремится пополнить свои знания или развлечься чтением, он обращается с книгой не иначе, чем с любой другой вещью, для него она — только отправная точка, она служит лишь побуждением для его собственных мыслей. Что читать ему, в сущности, всё равно. Труд философа он читает не с тем, чтобы поверить автору, согласиться с его теорией, и не с тем, чтобы враждовать с ним, подвергать критике... Он сам даёт миру истолкования...
...Если такой читатель находит в книге прекрасную сентенцию, мудрость, истину, он для начала попробует перевернуть её с ног на голову...
Он давно знает, что всякая идеальная точка зрения — это полюс, у которого есть противоположный полюс, столь же значимый. Он дитя постольку, поскольку высоко ценит ассоциативное мышление, однако он признаёт и мышление иного рода. И поэтому такой читатель может читать всё что вздумается... Газетная реклама может стать откровением сказку о Красной Шапочке можно прочесть как космогонию или философский трактат или как сочное эротическое описание".