Вспоминаю порою с волнением
Времена, что ушли уже вдаль.
Были радости, счастье, сомнения,
Неудачи бывали, печаль.
И душа будто вновь встрепенулась,
Вспоминая весь пройденный путь,
И вернулась (лишь в памяти) юность,
Жаль, что в жизни её не вернуть...
Моя юность пришлась на трудные послевоенные годы, когда страна только
выходила из разрухи, из сплошного дефицита во всём: и в еде, и в одежде,
в жилье...Да ещё на послевоенные годы выпали времена страшной засухи...
Но мы жили, учились, работали, веселились. Юность есть юность.Понятия не
имели о ТВ, тем более об интернете, мобилках, смартфонах. Но зато много
общались, ходили друг к другу в гости, умели отдыхать. И, представьте,
много пели. Просто могли собраться своей компанией и с удовольствием
пели. А какие были военные и послевоенные песни! Какие были поэты,
композиторы, певцы! Жаль, сейчас они не звучат, их просто даже не упоминают.
В школе старались быть в форме. Я сама вязала воротнички и манжетики к
форме, стирала, крахмалила, наглаживала. У девочек были косы, старались быть
причёсанными красиво, завязывали бант, за который так любили дёргать "поклонники".
Даже в старших классах не употребляли никакой косметики, были хороши своей
молодостью и естественностью.
Очень увлекались спортом. Зимой - лыжами.С каким удовольствием спускались
с горок с трамплином! Во дворе школы была спортивная площадка: стометровка,
места для прыжков в длину и в высоту, волейбольная и футбольная площадки. Двор не закрывался допоздна, и после уроков мы там собирались, соревновались, играли в шумные подвижные игры: в лапту, в салки, перебегалки.
И очень любили читать! Хорошие книги передавались друг другу, мы записывались
в очередь в библиотеках, а то просто собирались группами и пересказывали прочитанное...
Помню, как я, готовясь к сочинению, прочитала статью о прозе Некрасова. Я очень
любила его поэзию, а тут увлеклась и прозой. Предо мной открылся новый Некрасов.
Дело в том, что Некрасов в молодости очень бедствовал.Когда он поехал в Петербург,отец настаивал, чтобы он поступил в военное училище (сам он был военным).Но Николая манила литература, и он решил поступать на филфак университета.
Отец был в гневе и отказал сыну в помощи. Некрасов экзамены провалил и остался
вольнослушателем - без крова над головой, без гроша в кармане.Его первый сборнмик стихов - "Мечты и звуки" был критикой разнесён в пух и прах. Да и стихи в то время вышли из моды, их не читали. "Пора стихов миновала", - писал Белинский.Расцветала проза.И Некрасов не по вдохновению, а "для хлеба" пишет рассказы,сказки,фельетоны,сюжеты брал из виденного в жизни.Во многом эта проза была подражательной.
И он постепенно вставал на ноги. Затем вместе с писателем И.Панаевым взяли в аренду журнал "Современник", привлекли туда молодых талантливых авторов. Вскоре вместе с Авдотьей Панаевой он пишет два крупных приключенческих романа: " Три страны света" и "Мёртвое озеро". Увлекательный сюжет, тайны рождения, крутые развязки - всё,чем славились тогда русские и зарубежные романы.Не знаю, как бы они показались сейчас, но тогда я с удовольствием пересказывала их подругам. И представить не могла, какую роль сыграет проза Некрасова в моей дальнейшей судьбе.
Школу я закончила с медалью, и уже в июле отправилась в Ленинград поступать в
университет. В школе моим любимым предметом была математика, и все были уверены,
что я поступлю на матмех. А я в старших классах увлеклась и литературой, поэтому
не знала, куда сдавать документы. В Ленинграде жила моя старшая сестра: там
учился в академии её муж. Мы с сестрой поехали знакомиться с университетом. Когда
побывали в величественном здании Главного корпуса Университета, а потом в
старинном здании филфака на берегу Невы, из окон которого на другом берегу красовался Исаакиевский собор, я как будто оказалась в прекрасной сказке, и сдала документы на филфак.Мне назначили день собеседования. Но когда настал этот день, я удивилась,сколько медалистов претендует на ограниченное число мест! Съезжались ведь со всего Союза! Более бойкие ленинградцы втискивали в очередь всех своих знакомых, и я,скромная провинциалка, оказывалась в хвосте. А когда выходили первые поступавшие,то мы совсем носы повесили: у жюри была задача "резать" эту огромную массу. Сдавать по экзаменам было бы намного легче: по школьной программе, по билетам. А тут могут задать такой вопрос, что не каждый преподаватель ответит. И я уже была уверена,
что завтра надо искать матмех.
На собеседование я попала уже часу в пятом - голодная, уставшая. Комиссия тоже - измученная жарой и огромным количеством поступающих. Общее знакомство, какой-то вопрос о поэзии Некрасова. И я как бы мимоходом упомянула и его прозу. Один из комиссии оживился и попросил подробнее рассказать об этой самой прозе. И Тут я всё выложила. Смотрю, все делают у себя пометки. И спрашивают у меня, где я остановилась. А я уже знала, что рассчитывать на общежитие не приходится, там в основном живут студенты-иностранцы,поэтому кратко ответила: "У сестры".Этот вопрос обнадёживал. И через пару дней я увидела
свою фамилию в списке поступивших! Вот тебе и проза Некрасова! Благодаря ей я стала филологом!
1954 г. 10-ый класс.