Письмо о соборности

Мария Курякина
Дорогой друг! То, что я называю тебя другом, – это чудо. Потому что все силы ада трудятся над тем, чтобы я называла тебя врагом.

Когда мы встретимся и начнём говорить, то на поверхность мгновенно всплывёт тина разъединяющих нас различий. У нас не совпадут вкусы и мнения, мы огорчим друг друга непониманием очевидного и равнодушием к важному. Нам захочется раздражённо пожать плечами и разойтись по разным углам. Но давай вместо этого встретимся, начнём говорить и нырнём на дно, чтобы достать жемчужинки соединяющих нас похожестей. Я верю, что нам хватит на целое ожерелье больших истин и маленьких правд.

Многие люди живут с ощущением, что рядом – враги. Что каждый встречный, скорее всего, убийца или маньяк. Что среди православных много болящих фанатиков, а уж с неправославными, погрязшими в грехах, не стоит и здороваться. Многие люди живут с чувством, что их не поймут. Что диалог невозможен, а потому зачем пытаться? Что любая свежая инициатива будет задавлена начальством, что подчинённые – вялы и безответствены, а коллеги отлынивают от своих обязательств за наш, разумеется, счёт.

Поступив в семинарию, ты испытаешь радость: «Наконец-то я среди братьев во Христе». Но уже через неделю это чувство может смениться на недоумённое: «Как могут братья во Христе так сильно заблуждаться?» Один однокурсник покажется тебе вызывающе-либеральным, другой – отталкивающе-консервативным, третий – занудно-правильным, а четвёртый – легкомысленно-поверхностным. Кто-то скажет тебе, что это разбились розовые очки. А я скажу: «С твоими очками всё в порядке. Просто они немного запылились серой обыденностью. Держи тряпку, друг».

Ежедневно и ежечасно по телу Церкви бегут трещинки больших и малых расколов. И у нас с тобой есть сотня причин ударить молотом по мрамору несовершенной земной дружбы двух грешных людей. Но давай отыщем сто первую, чтобы не ударять.

По-прежнему твой друг.