Конкурс - Имена. Вероника Тушнова

Маллар Ме
  Дорогие наши постоянные участники и гости! Рады приветствовать всех!

                Продолжаем проект "Имена".

  Друзья, сегодня у нас в гостях самая красивая женщина русской поэзии ХХ века. Сборники стихов этой поэтессы нельзя было найти в библиотеке или купить в книжном магазине. Все дело в щемящей откровенности ее поэтических строк, которые звучали диссонансом на фоне советского коллективизма.  Она стала популярной гораздо позже, когда откровенные строчки ее стихов положат на музыку, и они зазвучат в эфире радио и телевидения.  Зато ее произведениями пестрели листки девчоночьих дневников, записанные от руки, они западали в сердце, бередили душу и оставались там навечно. И сегодня хорошо известны строки из её стихотворения «Не отрекаются любя…»...
____________

      Итак, друзья, встречайте, у нас в гостях:
               
                ВЕРОНИКА ТУШНОВА

   Вероника Тушнова родилась 27 марта 1911 года в Казани, хотя на ее надгробном памятнике значится совсем другая дата – 1915 год. Такова была последняя воля самой поэтессы, которую исполнили в точности. Отца звали Михаил Тушнов, он микробиолог,  профессор Казанского ветеринарного института. Мама —  Александра Постникова, окончила высшие Бестужевские курсы, прекрасно рисовала, занималась домом и растила детей.

      Вероника хорошо училась в школе, особенно ей давались языки.
В 1928 году окончила в Казани одну из лучших школ города — № 14 им. А. Н. Радищева с углублённым изучением иностранных языков, хорошо говорила по-английски и по-французски.  Вероника обладала неординарными способностями к литературе, и первым это заметил ее преподаватель по литературе Борис Скворцов, который зачастую зачитывал ее сочинения перед классом, в качестве примера для подражания. Вероника также любила поэзию и живопись, ее стихи и рисунки украшали школьную стенгазету. В Казани семья жила в доме на Большой Казанской улице (ныне — Большая Красная), затем на улице Миславского. Летом — на Волге, в Шеланге. Память о родных волжских просторах всю жизнь питала творчество Вероники. Увлечения её детства и юности — животные и цветы.

    Однажды в Казани побывали С.Есенин и В.Маяковский, и это событие наложило отпечаток на ее биографию – девушка видела в них ориентиры своей творческой деятельности.

                Начало карьеры

      Несмотря на любовь к литературному творчеству, Вероника стала студенткой медицинского факультета Казанского университета – так настоял отец, отличавшийся властным, деспотичным характером. в семье всё подчинялось его желаниям и воле, вплоть до распорядка дня, подачи на стол обеда или ужина. Доучиваться ей пришлось в Ленинграде, куда семейство перебралось в 1931 году, так как отцу предложили работу во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. Вскоре после этого отцу дают квартиру в Москве, на Новинском бульваре, и семья переезжает в столицу. Тушнова продолжила обучение в аспирантуре на кафедре гистологии того же института, где трудился отец.

       Несмотря на большую загруженность, девушка успевает заниматься живописью, много времени уделяет поэзии. Она показывает свои стихи знакомым поэтам и те советуют ей продолжить образование в этом направлении. В 1941 году, прислушавшись к рекомендации Веры Инбер, Вероника стала студенткой Литературного института. Однако война внесла в ее планы свои коррективы. И учиться там не довелось...

   После начала войны Тушнова переезжает обратно в Казань, устраивается на работу в военный госпиталь в качестве палатного врача. Именно тогда, в обстановке всеобщего горя и страданий, начинает оттачиваться ее поэтическое мастерство. Ее называли «доктор с тетрадкой», Вероника записывала на ходу родившиеся в ее голове строки, наполненные болью и страданиями ее пациентов. В 1944-м в журнале «Новый мир» появилось ее произведение «Хирург», а «Комсомольская правда» напечатала цикл стихов поэтессы «Стихи о дочери», который сразу нашел своего читателя. Вся дальнейшая жизнь Вероники Тушновой была связана с поэзией - она в её стихах, в её книгах, ибо её стихи, предельно искренние, исповедальные порой напоминают дневниковые записи.

                Настоящая поэтесса

    Дебют Вероники Тушновой в литературе состоялся в 1945 году, когда она выпустила сборник «Первая книга». Редактировать и составлять дебютный сборник поэтессе помог Павел Антокольский. Стихи Тушновой пользовались большим успехом, они очень понравились популярному в те годы актеру Василию Качалову. Однако,  по мнению многих коллег и критиков,  грусть ее произведений производила впечатление манерности и камерности, и такая характеристика не сулила ничего хорошего.

       Нет ничего удивительного в том, что в свете таких характеристик, поэтесса сумела выпустить свою вторую книгу только в 1954-м. Тушнова не спешила раскрывать свои чувства, она боялась показывать свои переживания, боялась быть не понятой современниками.  Темы для своих стихов она привозила из многочисленных поездок по стране, она писала в дороге, но и этот сборник тоже критиковали недоброжелатели. По их мнению, поэтесса «не обрела свое творческое лицо, не имеет своего голоса».

    У Тушновой была одна удивительная особенность – самые сложные моменты жизни описывать просто и доступно, но так, что ее слова просто рвали душу. Поэтесса никогда не прославляла власть имущих, не воспевала советский режим, она писала свою любимую лирику на простом языке, понятном любому смертному. В ее стихах практически нет упоминаний о символах власти, а если и встречаются, то как бы мимоходом, невзначай, как что-то несущественное, не стоящее особого внимания.

                Песни

     Стихотворение, принесшее поэтессе наибольшую популярность – «Не отрекаются любя», Тушнова сочинила в 1944-м. В 1976 году оно стало романсом, музыку к которому написал Марк Минков. Этот романс впервые прозвучал в спектакле под названием «Мужчины, носите мужские шляпы», но настоящая слава ждала его спустя год, в 1977-м, когда он прозвучал в исполнении Аллы Пугачевой. Сама певица позже сказала, что эта композиция стала самой главной частью ее репертуара, она сама едва сдерживает слезы, когда исполняет ее в очередной раз.

   Композитор Марк Минков положил на музыку еще один стих Тушновой – «А знаешь, все еще будет». И опять эта песня прозвучала в исполнении Пугачевой и понравилась миллионной армии поклонников творчества Вероники Тушновой.

                Личная жизнь

     Первым мужем поэтессы стал врач-психиатр Юрий Розинский. Они поженились в 1938 году, и вскоре в этом браке родилась единственная дочь поэтессы – Наталья.

    Однако семейная жизнь дала трещину, Юрий бросил жену и дочь. Вероника очень надеялась, что он когда-то одумается и вернется.   Расставание с первым мужем Тушнова переживала очень тяжело, и именно в те дни у неё и родились проникновенные строки, на которые в последствии написал музыку популярный композитор-песенник Марк Минков.

Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трех человек у автомата.
И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам…
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
За это можно все отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.

    Из дневниковых записей мы узнаём, что муж оставил её, но подрастала зеленоглазая, похожая на отца, дочь, и Вероника надеялась, что он вернётся: «Ты придёшь, конечно, ты придёшь, в этот дом, где наш ребёнок вырос». И он действительно пришёл. Но всё произошло совсем не так, как она себе это представляла долгие годы, мечтая о его возвращении. Пришёл, когда заболел, когда ему стало совсем плохо. И она не отреклась… Она выхаживала его и его больную мать. «Здесь меня все осуждают, но я не могу иначе… Всё же он - отец моей дочери», - сказала она как-то Е. Ольшанской.

    Второй муж Тушновой — физик Юрий Тимофеев. Подробности семейной жизни Вероники Тушновой неизвестны — многое не сохранилось, потерялось, родственники тоже хранят молчание. он был ее коллегой по литературному цеху. Однако и в этом браке женщина не была счастлива по-настоящему, супруги часто ссорились на фоне взаимного непонимания. После десяти лет брака они решились на развод, протекавший долго и болезненно.

  Зато последняя её любовь, пришедшая в зрелом возрасте, «стихов не считала».

    В личной жизни Тушновой появился литератор Александр Яшин, и поэтессу захлестнули настоящие чувства. Влюбленные не могли пожениться —  Александр был женат и воспитывал четверых детей. Положение усугублялось тем, что у его супруги диагностировали душевное расстройство, и оставить её в таком состоянии он не мог. Тушнова прекрасно понимала, что их ситуация безвыходная, но готова была пожертвовать чем угодно, лишь бы сохранить эти отношения. Их встречи носили тайный характер, влюбленные снимали номера в гостиницах других городов, выезжали в Подмосковье полюбоваться природой. Встречи были достаточно редкими, но именно они стали смыслом жизни поэтессы в последние годы.  Вскоре их отношения стали предметом сплетен, и влюбленным пришлось расстаться.

     Сборник под названием «Сто часов счастья», ставший последним в жизни Тушновой, буквально пронизан этой глубокой, но такой несчастной любовью.

     Рассказывают, что именно Александр Яшин дал рекомендацию в Союз писателей Булату Окуджаве.
    Так кто же он — «один единый», который стал воздухом и небом для Вероники Тушновой?
   АЛЕКСАНДР ЯШИН. (настоящая фамилия — Попов) Александр Яковлевич (1913–1968), поэт, прозаик. Родился 14 марта (27 н. с.) в деревне Блудново Вологодской области в крестьянской семье. В годы Отечественной войны ушёл добровольцем на фронт и в качестве военного корреспондента и политработника участвовал в обороне Ленинграда и Сталинграда, в освобождении Крыма.  Именно Яшину во многом обязаны своим становлением в русской литературе поэт Николай Рубцов и прозаик Василий Белов.  После выхода рассказов «Рычаги» и «Вологодская свадьба» для лауреата Сталинской премии закрылись двери издательств и редакций. Многие его произведения остались недописанными.
      Неизвестно, при каких обстоятельствах и когда точно познакомилась Вероника Тушнова с поэтом и писателем Александром Яшиным (1913-1968), которого она так горько и безнадежно полюбила и которому посвятила свои самые прекрасные стихи, вошедшие в ее последний сборник «Сто часов счастья». Безнадежно — потому что Яшин, отец семерых детей, был женат уже третьим браком. Близкие друзья шутя называли семью Александра Яковлевича «яшинским колхозом».
    Поэтесса, с чьими стихами о Любви под подушкой засыпало целое поколение девчонок, - сама переживала трагедию - счастье....

     Чувства, озарившего своим Светом последние ее годы на Земле и давшего мощный поток энергии ее Творчеству: Любовь эта была разделенной, но тайной, потому что, как писала сама Тушнова: "Стоит между нами Не море большое - Горькое горе, Сердце чужое." Александр Яшин не мог оставить семью, да и кто знает, смогла бы Вероника Михайловна, человек все понимающий, и воспринимающий обостренно и тонко, - ведь у поэтов от Бога "нервы на кончиках пальцев", - решиться на столь резкий поворот Судеб, больше трагический, чем счастливый? Наверное, нет. ;Они родились в один день — 27 марта, встречались тайно, в других городах, в гостиницах, ездили в лес, бродили целыми днями, ночевали в охотничьих домиках. А когда возвращались на электричке в Москву, Яшин просил Веронику выходить за две-три остановки, чтобы их не видели вместе. Сохранить отношения в тайне не получилось. Друзья осуждают его, в семье настоящая трагедия. Разрыв с Вероникой Тушновой был предопределен и неизбежен.

    Красавица с выразительным лицом, глазами необыкновенной глубины. Умница. По воспоминаниям друзей, она была очень светлым и теплым человеком. Умела дружить. Умела ЛЮБИТЬ.... Старая, как мир история. История любви двух немолодых, людей. Счастливая и трагическая. Светлая и грустная. Рассказанная в стихах. Вся страна зачитывалась этими стихами. Влюблённые советские женщины переписывали их от руки в тетрадки, потому что достать сборники ее стихов было невозможно. Их заучивали наизусть, их хранили в памяти и сердце. Их пели. Они стали лирическим дневником любви и разлуки не только Вероники Тушновой, но и миллионов влюблённых женщин.
Последняя, вышедшая при жизни Тушновой книжка «Сто часов счастья» — вся о об этой огромной, сжигающей любви......

Хмурую землю стужа сковала,
небо по солнцу затосковало.
Утром темно, и в полдень темно,
а мне всё равно, мне всё равно!
А у меня есть любимый, любимый,
с повадкой орлиной, с душой голубиной,
с усмешкою дерзкой, с улыбкою детской,
на всём белом свете один-единый.
Он мне и воздух, он мне и небо,
всё без него бездыханно и немо…
А он ничего про это не знает,
своими делами и мыслями занят,
пройдёт и не взглянет, и не оглянется,
и мне улыбнуться не догадается.
Лежат между нами на веки вечные
не дальние дали — года быстротечные,
стоит между нами не море большое
— горькое горе, сердце чужое.
Вовеки нам встретиться не суждено…
А мне всё равно, мне всё равно,
а у меня есть любимый, любимый!

                <Вероника Тушнова>

Казалось бы, всё было у Яшина до встречи с Тушновой, но чего-то не хватало:

Что-то мешает
Работать с охотой.
Всё не хватает
В жизни чего-то.
Днём не сидится,
Ночью не спится...
Надо на что-то
Большое решиться!
С кем-то поссориться?
С чем-то расстаться?
На год на полюсе
Обосноваться?
Может, влюбиться?
О, если б влюбиться!
Что-то должно же
В жизни случиться.
Если б влюбиться,
Как в школе когда-то,
Как удавалось
В седьмом
И в десятом
- До онеменья,
До ослепленья,
До поглупенья,
До вдохновенья!
Снова стоять
На морозе часами,
Снова писать
Записки стихами.
Может в этих
Наивных записках
Вдруг обнаружится
Божия искра.
И превратятся
Мои откровения
В самые лучшие Стихотворения......

                <Александр Яшин>

        И случилось. В жизнь ворвалась любовь. Его любит удивительная женщина, талантливая, красивая, тонко чувствующая… Длительные, очень неровные, бурные отношения любящих друг друга людей, к тому же поэтов, выплёскивались на страницы поэтических сборников.

   «И превратятся мои откровения в самые лучшие стихотворения», — писал Яшин в 1961-м году. Воистину это так, потому что в последние годы жизни его буквально прорвало, и если сравнить сравнить ранние и поздние его стихи, то можно всё увидеть.

    Любовь была тайной. Любовь была грешной. Вероника, видимо, не позволила себе разрушить его семью, потому что, как мудрая женщина, понимала: на чужом несчастье счастья не построишь. 

                Смерть

    Весной 1965-го у поэтессы диагностировали онкологию. Ее положили в больницу, где она умирала в муках, причем, не только физических, но и душевных. Александр постоянно навещал ее, и эти встречи возвращали Веронику к жизни, она просто светилась счастьем. Тушнова чувствовала, что скоро умрет, ей хотелось остаться в памяти Яшина такой, какой он ее помнил. Поэтому последние несколько дней до ухода она попросила больше его не пускать.  А на прощанье написала:

Я стою у открытой двери,
я прощаюсь, я ухожу.
Ни во что уже не поверю, -
все равно напиши, прошу!
Чтоб не мучиться поздней жалостью,
от которой спасенья нет,
напиши мне письмо, пожалуйста,
вперед на тысячу лет.
Не на будущее, так за прошлое,
за упокой души,
напиши обо мне хорошее.
Я уже умерла. Напиши!
*                <Вероника Тушнова>

      7 июля 1965 года Вероники Тушновой не стало. Местом ее упокоения выбрали Ваганьковское кладбище в Москве.
____________________

   Остались рукописи в столе: недописанные листки поэмы и нового цикла стихов.

     Через три года следом своей Любимой умер, тосковавший, и мечущийся в этой холодной тоске до последних дней, Александр Яшин. Диагноз звучал ещё зловеще - "рак". Как тут не вспомянуть классическое: "Бывают странные сближенья!"

   В 1973 году Эдуард Асадов написал стихотворение «Веронике Тушновой и Александру Яшину» («Я не открою, право же, секрета…»). Его можно прочитать в книге: Эдуард Аркадьевич Асадов, «Избранное», Смоленск: Русич, 2003. — 624 с.

     Эдуард Асадов - Веронике Тушновой и Александру Яшину:

    Сто часов счастья,
    Чистейшего, без обмана...
    Сто часов счастья!
    Разве этого мало?
                /В. Тушнова/

Я не открою, право же, секрета,
Коль гляну в ваши трепетные дни.
Вы жили, как Ромео и Джульетта,
Хоть были втрое старше, чем они.

Но разве же зазорна иль позорна
В усталом сердце брызнувшая новь?!
Любви и впрямь «все возрасты покорны»,
Когда придет действительно любовь!

Бывает так: спокойно, еле-еле
Живут, как дремлют в зиму и жару.
А вы избрали счастье. Вы не тлели,
Вы горячо и радостно горели,
Горели, словно хворост на ветру,

Пускай бормочет зависть, обозлясь,
И сплетня вслед каменьями швыряет
Вы шли вперед, ухабов не страшась,
Ведь незаконна в мире только грязь,
Любовь же «незаконной» не бывает!

Дворец культуры. Отшумевший зал.
И вот мы трое за крепчайшим чаем.
Усталые, смеемся и болтаем.
Что знал тогда я? Ничего не знал.

Но вслушивался с легким удивленьем,
Как ваши речи из обычных слов
Вдруг обретали новое значенье,
И все — от стен до звездного круженья —
Как будто говорило про любовь!

Да так оно, наверное, и было.
Но дни у счастья, в общем, коротки.
И, взмыв в зенит и исчерпав все силы,
Она, как птица, первой заплатила
За «сто часов» блаженства и тоски...

А в зимний вечер, может, годом позже
Нас с ним столкнул людской водоворот.
И сквозь беседу ну почти что кожей
Я чувствовал: о, как же не похожи
Два человека — нынешний и тот.

Всегда горячий, спорщик и боец,
Теперь, как в омут, погруженный в лихо,
Брел как во сне, потерянный и тихий,
И в сердце вдруг, как пуля: — Не жилец!..

Две книги рядом в комнатной тиши...
Как два плеча, прижатые друг к другу.
Две нежности, два сердца, две души,
И лишь любовь одна, как море ржи,
И смерть одна, от одного недуга...

Но что такое смерть или бессмертье?!
Пусть стали тайной и она, и он,
И все же каждый верен и влюблен
И посейчас, и за чертою смерти!

Две книги рядом, полные тепла,
Где в жилах строк — упругое биенье.
Две книги рядом, будто два крыла,
Земной любви живое продолженье.

Я жал вам руки дружески не раз,
Спеша куда-то в городском трезвоне,
И вашу боль, и бури ваших глаз,
Все ваше счастье, может, в первый раз,
Как самородок, взвесил на ладони.

И коль порой устану от худого,
От чьих-то сплетен или мелких слов,
Махну рукой и отвернусь сурово.
Но лишь о вас подумаю, как снова
Готов сражаться насмерть за любовь!

Дочь Вероники Тушновой, Наталья Юрьевна Розинская, упоминается в различных изданиях книг матери в качестве составителя, принимает участие в различных литературных мероприятиях.
__________________________

 Итак, на столе ведущей сборник стихов "Вероника Тушнова. Лирика", Москва. Эксмо. 2009 год

В сборнике стихов следующие разделы:

Счастье ходит за мной по дороге любой .............  15 - 82 страницы

Живи, цветам и песням рада, смеясь, горюя и любя.... 85 - 156 страницы

Не отрекаются любя ....................................  159 - 365 страницы
   

На странице до 28 строк!!! Текст каждого произведения идёт с начала страницы! Внимание! Есть страницы с фотографиями.

Для участия в конкурсе необходимо:

1) написать рецензию с заявкой, где указать страницу (будьте внимательны, страницы указаны в списке!), номер строки по счёту снизу или сверху (например, "с 7 снизу" или "с 5 сверху") можно заказать ДО 4 строк (из полученных можно использовать любое количество, даже одну), но идущих подряд.

  Две цитаты с одной страницы разным авторам не выдаются. Смотрите внимательно - страниц в сборнике достаточно, а участников - не более 20! Каждому участнику полагается цитата с отдельной страницы! Если выпадет страница с фотографией, то заказанные строки будут взяты со следующей после фотографии.
 
 Ведущая приводит вам заказанные строки в замечании к вашей рецензии. Замена строк возможна неограниченное количество раз! Но, внимание!!! ПО УСЛОВИЯМ КОНКУРСА:

 ПРИ КАЖДОЙ ЗАМЕНЕ ЦИТАТЫ, если она не понравилась и не вдохновляет, ПРИ подведении итогов БУДУТ ВЫЧИТАТЬСЯ ИЗ СУММАРНОЙ ОЦЕНКИ ПО 2 БАЛЛА!
ЦИТАТЫ НА ВКУС ВЕДУЩЕЙ ВЫДАВАТЬСЯ НЕ БУДУТ! ВСЕ УЧАСТВУЮТ В РАВНЫХ УСЛОВИЯХ!

2) Из указанных строк любое количество (1-4) процитировать в любом порядке в своём произведении. Произведение принимается объёмом от 6-32(+2 строки)! Можно также использовать цитату в качестве эпиграфа и в тексте, а также только в эпиграфе! КАК ВАМ БУДЕТ УГОДНО! Желательно соблюдать предложенный стихотворный размер, но не обязательно. Строки из цитаты могут быть включены в текст стихотворения в произвольном порядке.

3) написанное на конкурс произведение опубликовать на своей авторской странице и заявку оформить в виде строки в замечании под своей рецензией с заявкой на строки строго по образцу:

Имя автора "название" ссылка на публикацию.

4) принимается одна заявка от одного автора. Всего на конкурс принимается не более 20 произведений! От 20 участников 20 заявок. Замену цитат  можно запрашивать неограниченное количество раз.

После 20 заявок от 20 участников приём будет закрыт, но останется время для написания стихов.         Будьте внимательны!

1 участник - 1 стихотворение!  Каждую из цитат можно заменить с потерей итоговых баллов (минус 2 балла)!

*
   Если на странице в поэтическом сборнике окажется меньше строк, чем номера заявленных, будут взяты последние 1-4 строки, как закажет участник.

 Приём заявок и новых произведений до 5 НОЯБРЯ 2022, включительно!!!

  Затем будет объявлено голосование. А после подведены итоги по выявлению лучшего стихотворения по строкам поэта.

  А вот самое первое стихотворение в сборнике, не попавшее ни в один раздел, для настроения и вдохновения. По нему цитаты выдаваться не будут:

Открываю томик одинокий —
томик в переплёте полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.

Пусть он думал и любил иначе
и в столетьях мы не повстречались…
Если я от этих строчек плачу,
значит, мне они предназначались.
*
                1948 г.

----------------------------

  Всем удачи и вдохновения на пути открытия творчества имён известных, и не очень, поэтов, достойных внимания, наших современников и творящих поэтическое слово в далёкие и не очень времена!

ВАКАНСИЙ НА ЗАЯВКУ: нет! (может появиться при отказе одного из получивших цитату)

Ведущая и автор проекта "Имена" Татьяна Игнатова.