Безумие толпы. Закон серой слизи

Геннадий Москвин
«…и придет в Украину зима, и поставит Господь овец по правую свою сторону, а козлов — по левую. И будут стричь с овец купоны, а с козлов шерсть на валенки».
(Комментарий Толкований на Евангелие от Матфея, Мф. 25:33, Свт. Иоанн Златоуст)



Почему Господь уподобляет праведников овцам, а грешников козлам? По сходству свойств: овцы – животные чистые, кроткие, незлобливые, покорные, терпеливые, каковыми по свойствам бывают праведники; а козлы – животные нечистые, злые, горделивые, каковыми по свойствам бывают грешники. Об овце кроткой, смирной, снабжающей тем, что служит одеждой и покровом, Божественное Слово говорится, что она поставлена будет одесную Бога. О грубом же всепоедающем и диком козлище - что прогнан будет ошуюю, означая сим, что различные образы жизни наследуют сообразное им состояние. Посему, возненавидев один из них, будем неослабно держаться другого.

Писание не указало нам трех стран, но что говорит? Когда придет Сын человеческий в славе Своей… и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. Не три наименовал сонма, но два - один одесную, другой ошуюю. И разделил пределы различных обителей их, сказав: И идут сии, то есть грешники, в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф. 25:46); просветятся яко солнце (Мф. 13:43). И еще: от восток и запад приидут и возлягут на лоне Авраамовом в Царствии Небесном: сынове царствия изгнаны будут во тьму кромешную, где плач и скрежет зубом (Мф. 8:11-12), что страшнее всякого огня. Не уразумел ли ты из сего, что состояние, противоположное горней степени, и есть самая мучительная геенна?

С овцами сравниваются праведники по своей кротости, покорности и плодовитости относительно добродетелей, как овцы – относительно молока и шерсти, а с козлами сравниваются грешники по своей дикости, непокорности и бесплодия, можно еще присоединить, что по причине зловония греха, а также нежелания ходить прямым путем, старания уклониться от него и ходить по стремнинам. Конечно, животные эти все, что имеют, имеют от природы, а праведники и грешники – по свободной воле; поэтому одни из них награждаются, а другие наказываются. Разделяет их, не нуждаясь в свидетелях, потому что Сам Он и Свидетель, и Судья.

Самая великая тайна всякого поведения — это общественное поведение. Кто умнее - муравей или муравейник, пчела или пчелиный рой, отдельная птица или птичья стая, отдельная рыба или рыбный косяк, отдельный человек или общество в целом? А кто разумнее? Для чего нужна оптимальность, рациональность, целесообразность, здравый смысл? Какой толк от таланта и гениальности? Может ли общество быть талантливым и гениальным? А надо? Как известно из жизненного опыта проб и ошибок, разум социума состоит из личного и коллективного безумия.

На что опираться - на архетипы или на фракталы? В чем общее и различие? Фрактал можно нарисовать, а архетип можно только вообразить себе, так как это абстракция, которая не существует.  Фундаментальные виды архетипов общества как бы состоят из "эго", "персона", "душа", "тень" и "самость". Для разборки души на составляющие параметров будет вполне достаточно, если сюда добавить еще понятия среднего арифметического, объема выборки и интуицию. Готово.

Какой смысл копаться в чужих мозгах? Хотя бы для получения ответа на два вопроса: почему возникает толпа и как ею управлять? Зачем управлять толпой? Чтобы спасти её от безумия. А кто может её спасти? Автор, конечно. А то кто ещё? Не вы же.

Итак, слушайте сюда. Здесь вам лапшу не навешают. Её тут стругают. На строго научной основе. Можно, конечно, возразить. Если сможете. Как известно психологическая наука утверждает, что среднеарифметическая толпа как вид и выборка человеческой общности стремится к низшему уровню психологии ее членов. Точно так же, как в математике ошибка среднего арифметического уменьшается с увеличением объема выборки. Не только более точный, но и неизбежный результат! Особенно, если считать людей за козлов и баранов и считать особей не по головам, мослам и рогам, а исключительно по копытам. Такой результат подсчета будет более достоверным. Закон такого множества мог бы называться законом серой слизи. Это общество посредственностей: что является общим для всех, измеряется аршином тех, кто обладает меньшим.

Как работать с объемом выборки, здесь именуемой "толпой"? Или стадом парнокопытных козлов и баранов. При моделировании процесса разница в результате будет небольшая. В процессе моделирования поведения толпы путем тестового внушения необходимо обеспечить подопытному субъекту следующие начальные условия:

а)Полностью игнорировать применение логики. Никакого здравого смысла. Полностью  переключиться на абстрактное мышление. Выводы исключены.

б)Попытаться расколоть рациональное и иррациональное в человеке, внутреннее и внешнее его жизни, оборвать связи с реальностью и внушить отсутствие веры в себя. Перевести человека в состояние гражданской войны с самим собой, войны, которая сталкивает его индивидуальное «я» с его «ты» социальным.

в)Растворившись в толпе, субъекту следует забыть про свои личные интересы, игнорировать всякую критичность и способность принимать осмысленные решения. Тогда поведение толпы подменит охоту выбора и принятие собственного решения. При этом отпадает необходимость самостоятельно думать. Это так утомляет! Потом всем вместе смело можно идти хоть на расстрел. Люди обладают удивительной предрасположенностью верить тому, что им говорят, они понимают язык, минующий разум, обращенный к чувству.

г)Убедиться, что люди в толпе подчиняются приказам вождя. Без инстинкта стадного поведения толпы нет и не может быть апофеоза величия ни у вождя дикарей, ни у президента.

д) Исключить процесс восхождения абстрактного к конкретному. Включить осязание и обоняние, нюх. Напрочь выключить мозги. От собственных ощущений сразу переходить к умозаключениям вождя. Книги Гегеля - в печку.

д)Если все начальные условия моделирования выполнены, то собравшаяся толпа успешно ниспровергнет все основы демократии и утвердит "осло-кратию" — власть отупевшей толпы.

Что-то новенькое? Да нет, все это было. И не раз. Проанализировав труды Г. Ле Бона, Г. Тарда, 3. Фрейда, С. Московичи можно построить довольно стройную концепцию психологии поведения современной толпы. В науке существует три ответа на вопрос о природе толпы. Первый: толпы — это асоциальные, временные скопления людей, соответствующие понятиям чернь, сброд, люмпен. Второй: толпы безумны, они вбирают в себя обезумевших фанатиков, пришедших в восторг от спортивного матча или выступления кумира. Третий: все толпы преступны. Люди, собравшиеся в толпу, с легкостью совершают преступления разной тяжести. Толпа — это все: вы, я, каждый из нас. И еще этот, что еще тот. Как только люди собираются вместе, они становятся толпой. И соображают как минимум на троих. Наука утверждает, что «человек-индивид» и «человек-масса» представляют собой два разных проявления психики индивида.

Психологически толпа — это не просто скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью. Психология индивида и психология толпы - это не одно и то же. Мышление индивида — критическое, логическое, использующее идеи-понятия и абстракции. Мышление толпы (точнее, человека в толпе) — автоматическое, где господствуют стереотипные ассоциации, клише, конкретные образы.

Существуют два и только два типа мышления. Первый нацелен на идею-понятие, второй — на идею-образ. Первый действует по законам разума и доказательства, второй взывает к памяти и внушению. Первый присущ индивиду, второй — массе. Вот и вся наука.

Толпа консервативна, несмотря на их революционный образ действий. Она рано или поздно, но всегда кончает восстановлением того, что она низвергла, так как для них прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.

Толпа нуждается в поддержке вождя, как алкоголик в пол-литре "эликсира счастья". Он убеждает их с помощью тренированного рассудка, а не добивается подчинения силой. Он пленяет их как гипнотизер своим авторитетом, риторикой, юмором, мимикой, жестами, театральностью. Вождь должен учитывать смысл, который имеют слова в данный момент. Некоторые слова могут со временем существено обветшать (например, вера, достоинство, бог, честь) и утратить свою побудительную силу. Другие слова еще чересчур новы, чтобы пробудить в толпе отклик. Надо найти «говорящие» слова, сжав их в краткие формулировки.

Вождь должен обладать как минимум тремя качествами. Первое — быть человеком своей личной веры - до крайности и коварства, упорно верить в себя и в свою личную идею. Пусть даже бредовую. Второе — преобладание смелости, но лучше - наглости над интеллектом. Третье — объединение этих двух качеств (твердой убежденности и упрямой отваги) создает ему авторитет, его «харизму». Вождь должен уметь обольщать толпу, то есть переносить ее из разумного мира в мир иллюзорный, где могущество идей и слов пробуждают воспоминания и сильные чувства. В чем состоит причина могущества вождя? Толпа подчиняется превозносимому ими индивиду и высказываемым им идеям. Причина могущества, с одной стороны, личная, с другой — коллективная бессознательность. Тут против психологии от К. Юнга не попрешь.
 
Слабость "мозгов толпы" - в иррациональности элементов психики особи. Пропаганда, воздействие на толпу должны иметь чисто иррациональную основу, использовать язык аллегорий — энергичный и образный, с простыми и повелительными формулировками. У толпы нет ни времени, ни необходимых условий, чтобы изучать и взвешивать все аргументы, уточнять все факты. Толпе необходимы лозунги, сведенные к формуле. Они захватывают воображение, часто и долго повторяемые, они воздействуют на глубинные пласты нашей психики, автоматически запускают поведение человека.

Лучший способ управлять толпой, как и животными, - это внушение. Потому политика, целью которой является управление массами (партией, классом, нацией), должна опираться на какую-то высшую идею (революции, родины), которую внедряют в сознание каждого человека посредством внушения.

Современная психология выдала главный постулат своей науки: «Все, что является коллективным, — бессознательно. Все, что бессознательно, является коллективным». Первая часть постулата принадлежит Г. Ле Бону, вторая часть — 3. Фрейду. Толпа, являясь коллективной формой поведения, пробуждает в человеке бессознательное. Прорыв бессознательного в сознание побуждает человека к коллективным формам поведения.

Отсюда растут ноги проблемы глобализации. Мы сегодня присутствуем при глобализации бессознательности масс, при создании бессознательной биомассы мирового масштаба.  Вот почему протесты против одурачивания человека имеют в последнее время такое широкое распространение. Дурачат толпу глобально - от глобального потепления до влияния Путина на цену нефти и газа.

В толпе стираются различия между людьми. Все становятся тупыми козлами и баранами. Закон серой слизи! Именно эта особенность поведения толпы проявляется при организации оранжевых революций, которые определяют главные события современности. Украинские события и выборы шута горохового в президенты - наглядный пример со всеми вытекающими для стада толпы последствиями.