Старухи на фоне исторического процесса. 2действие

Татьяна Ивлева 4
               
                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.   
         
 Следующий день. Та же комната. В комнате прибрано: на полу появился половичок, на лежанке красивое лоскутное самодельное покрывало, на окне герань, на столе ваза с круглым, как шар, букетом, чайная и обеденная посуда, на плите кастрюли с едой, водой, чайник, у стола кресло качалка. На улице перед домом тоже все прибрано. Под окном импровизированная скамейка- два чурбака и доска.      
 Действие начинается в комнате и почти сразу перемещается на улицу.

               
                Явление первое.
               
               Лариса, Ниночка, Тамара Дмитриевна, все соседи.

 Лариса сидит у стола, вяжет, поглядывая на часы и слушает радио.
По радио передают новости. Например, вот такие  :
1) Барак Обама произнёс речь в каирском университете. В ней он призвал к дружбе между Америкой и исламским миром (4 июня 2009 год);
      Лариса ( комментирует) . Не к добру это.
 2) Член правительства Гвинеи-Бисау и кандидат на пост президента страны Бакиро Дабо был убит при попытке арестовать его по обвинению в подготовке государственного переворота (5 июня 2009 год);
3) По заявлению российских силовиков, уничтожен лидер кавказских боевиков Доку Умаров ( 8 июня 2009);
      Лариса(комментирует). Наконец-то. Собаке собачья смерть.
4) Прошло очередное вручение Государственной премии Российской Федерации. В области науки и технологий награда присуждена астрофизикам Дмитрию Варшаловичу, Алексею Фридману и Анатолию Черепащуку (8 июня 2009 год);
      Лариса (комментирует). Молодцы. Можем, когда хотим.
       
 На улице слышен шум подъезжающей машины. Раздается телефонный звонок. Лариса берет мобильник. 
    
      Ниночка. Выходи, встречай.

      Лариса выключает радио, выбегает на улицу. Из-за угла появляется Ниночка. В одной руке у нее три набитых битком пакета, другой она, как ребенка, ведет за руку мать. Лариса целует мать, слегка приобнимает сестру. В соседских домах  все «прилипают» к окнам.


      Лариса. Привет, сестрица.
      Ниночка (отдавая пакеты и уклоняясь от объятий). Здравствуй. Сейчас еще принесу. (Уходит за угол.)

  Лариса   относит пакеты к дому, ставит на лавку, возвращается к матери. Тамара Дмитриевна в светлой вязаной шляпке с полями, вязаных белых перчатках, белых носочках, в платье, с клюшкой и ридикюлем выглядит довольно элегантно. Она сошла с тропки и стоит лицом к старому забору из горбыля. Тамара Дмитриевна испытывает сложные чувства: озлобленность, беспомощность, настороженность, испуг, безнадежность, готовность к агрессии. Эти чувства проистекают из того факта, что она не владеет ситуаций -  ее привезли неизвестно куда ,неизвестно к кому  помимо ее воли.
    
     Ниночка (появляется с двумя пакетами, ставит их на тропку). Кажется все. Принимай гостью. Я поехала -  меня такси ждет. (Обращается к матери.) Тамара Дмитриевна, отдохни тут без меня, а я отдохну от тебя. (Кричит из-за угла.) Будем на связи.
      Лариса (берет пакеты, потом бросает их, идет к матери, разворачивает ее к себе, обнимает, целует). Здравствуй, мамочка!
      Тамара Дмитриевна (холодно принимает ласку, официально спрашивает). Здравствуйте. А вы кто?
      Лариса(растерянно). Я дочь твоя -  Лариса.
      Тамара Дмитриевна. Дочь? (С надеждой.) Сима?(Начинает понимать, что ей ничто не угрожает. Настороженность еще остается, просыпается привычка всем руководить.)
      Лариса. Нет, Сима- это твоя внучка, я Лариса. Пойдем, мама. Что с тобой такое? (Оглядывает мать.) Почему ты отекшая? У тебя же никогда отеков не было! (Задирает матери подол.) Ноги все в кровоизлияниях! (Ведет мать под руку.)
      Тамара Дмитриевна (передвигается с достоинством, но видно, что каждый шаг дается ей с трудом, останавливается, показывает на пакеты клюшкой). Вещи возьмите.
               
                Явление второе.

                Лариса, Тамара Дмитриевна.
   
 Женщины заходят в дом. Лариса помогает матери разуться, снять шляпку, поправляет ей волосы. Клюшку и ридикюль Тамара Дмитриевна отказывается отдать. Лариса усаживает мать в кресло качалку. Тамара Дмитриевна закрывает глаза, начинает медленно раскачиваться. Лариса роется в пакетах, достает тапочки, обувает мать.

      Тамара Дмитриевна (брезгливо сбрасывает тапок). Дайте мне туфли!
      Лариса (достает из пакета туфли на невысоком каблучке, надевает матери). Вот видишь, как я теперь живу? Еще не все сделано. Трудно, конечно, но я ни разу не пожалела, что продала квартиру и переехала. Здесь я смогу прожить на пенсию -  никто меня за неуплату коммуналки не вышвырнет. Моя двушка помогла Никите  ипотеку взять. А я и воду провела, и газ, и интернет даже, и крышу перекрыла, фундамент подняла. (Она говорит и попутно разбирает сумки, вешает тут же на вбитые в стену гвозди платье, верхнюю одежду из пакета, периодически подходит к матери, заглядывает ей в лицо, целует.) Ты что молчишь? Расскажи, как жила, мы с тобой полгода не виделись.
      Тамара Дмитриевна(мрачно). Я это не умею. Я отвыкла разговаривать. Я все время была одна…У вас нет семечек?
      Лариса. Нет, но я куплю.
      Тамара Дмитриевна (показывая клюшкой на пакеты). В сумке есть.

  Лариса находит пакет с семечками, передает матери. Тамара Дмитриевна осторожно берет пакетик и, не снимая кружевных перчаток, начинает их грызть.  Делает это аккуратно, изящно, но без вычурности. Лариса дает ей блюдечко для шелухи, разливает по тарелкам суп, режет хлеб.
      
      Лариса. Сейчас помоем руки и пообедаем.
      Тамара Дмитриевна (пересаживаясь на стул). У меня руки чистые, я в перчатках.(Аккуратно снимает перчатки, стаскивая каждый пальчик по отдельности, убирает их в ридикюль, который потом вешает на свой стул, рядом ставит клюшку, смотрит на свои ручные часы.) Московское время восемь часов ровно. (Мешает ложкой суп.)А у вас нет печенья и конфет?
      Лариса. Нет. Тебе же нельзя сладкое. У тебя диабет.
      Тамара Дмитриевна. Я каждый день ем печенье и конфеты. Мне врач велел.
      Лариса. Так вот ты почему так отекла, несчастная моя. Давай я тебя покормлю. Это вкусно- гороховый суп с мясом. Ты любишь. (Начинает кормить мать с ложки.)
      Тамара Дмитриевна (ест, потом говорит, словно очнувшись). Кто меня сюда привез и воткнул прямо в забор? Вы кто?
      Лариса (устало). Я твоя дочь, Лариса, у тебя еще есть дочь Нина, Ниночка.
      Тамара Дмитриевна (начинает есть сама, взяв у Ларисы ложку). Я знаю- у нее четыре кошки. И она неправильно себя повела. Она все время кричит.
      Лариса. Ей нелегко: на пенсию вышла, а работать приходится - Коля еще на ногах не стоит.
      Тамара Дмитриевна. Откуда вы знаете моих родственников? Вы что, их видели?
      Лариса. Я твоя дочь.
      Тамара Дмитриевна. Дочь…надо же…Я что – тебя родила?
      Лариса. Да, ты меня родила на свет.
      Тамара Дмитриевна(беспечно). Вот ведь как… А я почему-то не помню.
      Лариса. Наверное, потому что ты родила меня маленькую, хорошенькую, а сейчас я старая лошадь. Вот ты меня и не узнаешь.(Протягивает матери морковку.)Может быть, потрешь себе для развлечения? 
      Тамара Дмитриевна. Что вы! Мне нельзя! У меня ладошки будут красные. ( Показывает ладошки.)  У вас букет похож на Пушкина Александра Степановича.(Доедает суп.) Как это вкусно! Какие вещества вы туда положили?(Почувствовав аромат какао.) А какао у вас дают?
      
 Лариса довольно улыбается, ставит перед матерью кружку с какао, подметает пол у стола.

      Тамара Дмитриевна (делает несколько глотков, наклоняется и заглядывает Ларисе в лицо; говорит, как ребенок, который хочет понять свой статус). А почему вы все делаете, а я ничего не делаю? Я что - ваша барыня?
      Лариса (в ужасе смеется). Нет…ты моя … (Помогает матери вытереть рот и руки влажным полотенцем, обнимает, целует, ведет ее к лежанке.) Приляг.      
      Тамара Дмитриевна ( брезгливо двумя пальцами  поднимая с пола волос).Вотттт... Лучше в кресле.
      Лариса (переодевает Тамару Дмитриевну в яркий цветастый халат). Может, снимем колготки?
      Тамара Дмитриевна. А это еще зачем? (Отталкивает руку Ларисы.) Что это вы удумали? (Раскачивается в кресле. Закрывает глаза.) У меня в голове туман. (Ларисе, открыв глаза.) Интересно, это можно вылечить? (Лариса не отвечает, продолжает молча подметать, подтирать пол.) Моей головой можно играть в футбол. (Встает, подходит к окну, выглядывает на улицу.) Надо же, цыган-то сколько стало! Все ходят и ходят…
      Лариса. Это не цыгане.
      Тамара Дмитриевна. Цыгане разные бывают: одни по полям ходят, поют, танцуют, а эти стирают, моют, в магазин ходят. (Отходит от окна, декламирует.) Цыгане шумною толпой по Бессарабии кочуют…(Мечтательно.) Дальше не помню. (Увидев икону на стене, крестится, кланяется, начинает читать молитву.) Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси; и на земли;. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
      Лариса (удивленно разводит руками, качает головой, потом с озорством). Мам, а какая река вытекает из  озера Байкал?
      Тамара Дмитриевна (не задумываясь выпаливает). Волга!
      Лариса. Нет! Ангара!
      Тамара Дмитриевна (мгновенно реагирует, удивляясь своей ошибке, звонко заливисто смеется). Все Байкалы у меня вышли из головы. (Начинает оживленно рассказывать.)У меня была бабушка Кряньшиха, она была такая старенькая !Мы жили в Саранске. И у нее была такая…забыла  как называется…все слова забыла, как называется…(Задумывается.)Кто же это разъединил Саранск и Владимир? (Мрачнеет.)А интересно, где у нас сейчас Ленинград?
      Лариса. Ленинград  как всегда в Ленинграде. Зачем он тебе?
      Тамара Дмитриевна. Меня должны были туда отвезти кажется к врачу. Не знаю, что-то я забыла - у меня голова-то теперь тю-тю.(Стучит себя по лбу.)
      Лариса (складывает посуду в таз и вполголоса напевает романс «В низенькой светелке»). Помнишь, мам, ты пела нам этот романс?
      Тамара Дмитриевна (иронично). О! У вас вокал! ( Берет со стола яблоко и ножик. Садится в кресло, нервно раскачивается.) Принесите мне ваты – я заткну уши! Это же невозможно слушать! У вас голос, как свисток!(Протягивает Ларисе яблоко и ножик.) Почешите мне яблоко.

 Лариса умолкает, берет у матери яблоко и ножик,  усмехается, уходит с посудой за кулисы.

      Тамара Дмитриевна (закрывает глаза, раскачивается в кресле). Зачем вы меня так накормили?  У меня живот торчит! (Гладит себе живот, успокаивается.)         
               
               
                Явление третье.         

            Тамара Дмитриевна, Михаил Максимович, Тамара Дмитриевна из видения, танцоры.

                Видение Тамары Дмитриевны.

 На сцену выходит Михаил Максимович с баяном в темно синем  фланелевом футляре через плечо, он несет стул. Ставит его, достает баян из футляра. Михаил Максимович в военной форме. Из-за кулис со смехом выбегает молодая Тамара Дмитриевна. Она помогает мужу достать баян, вешает футляр на спинку стула. Михаил Максимович садится, играет вальс «Амурские волны». К его исполнению присоединяется хор и оркестр в записи. (Звучание должно быть грандиозным, без тени комизма.) Тамара Дмитриевна стоит сзади мужа и с любовью поправляет ему волосы, гладит по плечам. На сцену выбегают танцующие пары, они вальсируют, вокруг кресла Тамары Дмитриевны пенсионерки, Тамара Дмитриевна из видения присоединяется к ним.
Тамара Дмитриевна пенсионерка продолжает раскачиваться   в кресле, поглядывая на танцующих, на Михаила Максимовича.
За сценой раздается грохот, звон разбитой посуды и голос Ларисы.

       Лариса. Чччерт…недотепа безрукая.

 Танцоры, Тамара Дмитриевна из видения сразу убегают, Михаил Максимович берет стул,  поспешно идет за кулисы впереди кресла Тамары Дмитриевны.
    
      Тамара Дмитриевна (пытаясь ухватить его за руку). Миша, Мишенька, муж мой любимый…

                Явление четвертое.

                Лариса, Тамара Дмитриевна.
      
 Входит Лариса.
      
      Лариса(матери). Я тебя разбудила?
      Тамара Дмитриевна (встает с кресла, зло).Вы знаете, а мне нужен паспорт.  Отпустите меня. У меня есть квартира на втором этаже. Там у меня шуба и муж военный. Он меня очень любит - и за молоком ходит, и за хлебом. Он меня ждет!
      Лариса (прижимая мать к груди). Все будет хорошо, не бойся, моя маленькая. (Пытается увести мать за кулисы.) Пойдем, я тебе постелила. Отдохни.
      Тамара Дмитриевна (рыдая, умоляя, неимоверно страдая). Отпустите меня! ...Пожалуйста! ...У меня же грудные дети!.. Они плачут!...  Неужели вы не слышите?...( Зал заполняет детский плач.)
      Лариса (обнимая мать, увлекает ее за кулисы). (Ласково.)Надо поспать. Надо… (Неожиданно строго.) Врач велел.

 Лариса и Тамара Дмитриевна уходят. Из-за кулис слышен успокаивающий голос Ларисы  и всхлипывания Тамары Дмитриевны.

                Явление пятое.
               
                Людмила, Лариса. 

 Переодевшаяся в красивый костюм Людмила пробирается к дому Ларисы по улице с той же сучковатой палкой и корзиночкой, стучит палкой в дверь. Входит в пустую комнату, выкладывает из корзиночки  на стол несколько яблок, ватрушки. Входит Лариса.
      
      Людмила. Я тут вам с мамулечкой гостинчик принесла. Как она?
      Лариса (жадно ест ватрушку).Ммммм... Спасибо, Людок…Не узнает меня мамка…вообще не узнает. Ниночку свою любимую помнит, Симу помнит, Мишеньку...
      Людмила (перебивая). Какого Мишеньку?
      Лариса (давясь ватрушкой). Папу моего. Квартиру свою помнит, а меня словно и не было никогда.  (Людмила бьет Ларису по спине, помогая прокашляться.) Еще полгода не прошло, как мы нормально общались. И по телефону все это время разговаривали. Что делать-то, Люд?
      Людмила (пододвигает Ларисе еще ватрушку). Сегодня испекла.
      Лариса (отламывает маленький кусочек, устало). Ты рукодельница, мастерица…наелась…все…Спасибо.
      Людмила. Что тут сделаешь? Терпи.
      Лариса. Может, таблетки какие бывают?
      Людмила. Кабы таблетки помогали, всякие Маргареты  Тетчеры с ума бы не сковыривались. Всегда же раньше говорили: старики впадают в детство. Где она у тебя?
      Лариса (гладит белье, показывает рукой за кулисы). Уснула. Иди глянь.
 
 Людмила уходит, быстро возвращается.

      Людмила (искренне, с умилением). Какая она у тебя маленькая! И ножки просто детские! И ручки, пальчики, ноготочки  словно вырезанные!
      Лариса (улыбаясь воспоминаниям). Папа иногда целовал ей ножки. Ему нравилось, что она такая крошечка. Он на Дальнем востоке воевал, считал японок самыми красивыми женщинами. А я всегда удивлялась, что у мамы после огорода ноготки, как после маникюрши -  ни грязиночки, всегда аккуратные, выпуклые.
      Людмила (берет со стола альбом с фотокарточками, листает). Мамулечка работала на огороде? Она же была директором музыкальной школы.
      Лариса. А кто в Союзе не работал на огороде? Даже профессоров и заслуженных артистов   на картошку посылали, или на овощную базу гнилье разбирать. А в войну мама в гальваническом цеху работала, мины в кислоте купала… а ручки красивыми остались.
 
 Лариса отключает утюг, берет телефон, звонит, звонок остается без ответа, с сожалением кладет аппарат на стол, убирает все после глажки.
Людмила вопросительно смотрит на Ларису.
      
      Лариса. Не могу дозвониться до сестры.
      Людмила. Как ты с ней строить-то будешь? За ней глаз да глаз нужен. Такие убегают часто.
      Лариса (махнув рукой). Доделаю потихоньку. (Садится на стул, какое-то время молчит). У нас семья была неидеальная. Отец выпить мог лишнего, мать скандалила. Мне разум ремнем вколачивали. Многие так жили… война за плечами…(Грустно улыбается.)От папки шло тепло, он все понимал…А мать была певица и директриса.(Подумав.)А ведь семью тащила именно она…Семья для нее была главной ценностью, но при этом она оставалась сама по себе… А я…я всегда чувствовала себя нелюбимой.(Усмехнувшись .)Я еще собиралась мамАньке обиды свои детские предъявлять, отношения выяснять… У меня голова кругом идет…Пойдем посидим на улице... Семечки будешь? Мама привезла.
               
 Женщины выходят на улицу.         

                Явление шестое.
               
                Лариса, Людмила, Егор, его жена и старший сын.

 Лариса и Людмила садятся на скамеечку, молча грызут семечки, из дома Егора  слышны крики.
    
      Егор(кричит). Долго ты будешь над уроками сидеть?
      Жена Егора(кричит). Не кричи на ребенка, помог бы лучше.
      Егор(кричит). Я весь день вкалывал! А он что делал?
      Старший сын Егора плачет.
      Жена Егора (кричит). Он тоже вкалывал! Знаешь какая программа трудная!
      Егор (более спокойно). Дай сюда…(Кричит.)Тут ни черта не поймешь!
      Жена Егора(кричит). Ты ничего не понимаешь-  а ребенок должен понимать? Ты десять классов окончил, и то ничего не понимаешь!
      Егор(кричит). Найми ему репетитора!
      Жена Егора(кричит). А где я деньги возьму?
      Егор(устало). Я калымить пойду, только отстаньте от меня с вашими уроками.
      Людмила (с осуждением). Вот оно воспитание-то вылезает.
      Лариса. Все мы грешны. Живем по Черномырдину: хотим как лучше, а получается как всегда. Я тоже поорать была горазда.
      Людмила. Как же можно? Ты же учитель!
      Лариса. Вот так вот и можно. С чужими детьми слова грубого не сказала, а своему доставалось. Все это от бессилия и усталости…. А еще от распущенности   и безнаказанности.
      Людмила. Может   быть …Как книжки почитаешь, так там дворяне тоже на горло не стеснялись нажимать, а то и по уху дать могли каким -нибудь Палашкам или Ивашкам.
    
 Лариса звонит по телефону.

      Людмила. Сестре опять трезвонишь? (Лариса кивает.) Что-то мне сердце подсказывает: мамулечку тебе привезли не на две недели , и сестру свою ты днем с огнем не сыщешь. (У нее в кармане звонит телефон. Людмила сбрасывает звонок.)Мой звонит. Пошла я домой соседка. Поздно уже. И тебе пора отдыхать. Ты сегодня опять уломалась.    
     Лариса (продолжает звонить). Спокойной ночи, куколка. (Машет рукой обернувшейся Людмиле, Людмила машет рукой в ответ.) Спасибо за вкусняшки!
 
                Явление седьмое.
   
                Лариса, Тамара Дмитриевна.               
 Поют птицы. Лариса сидит на том же месте, на уличной скамейке.

      Лариса(расслабленно). Господи, хорошо-то как! (Закрывает глаза.)

 С крыльца бесшумно, крадучись, спускается Тамара Дмитриевна, она в ночной рубашке, шляпке и перчатках, с ридикюлем,  идет, опираясь на свою клюшку и освещая себе дорогу карманным фонариком. Подойдя к Ларисе, направляет свет ей в лицо.

      Лариса (испугавшись внезапности, ослепленная светом, закрывается рукой). Кто здесь?
      Тамара Дмитриевна(говорит, как прокурор). У меня мать была добрая-добрая. (Кричит.) А отец был сволочь! Он нам всю жизнь испортил! До войны был нормальным, а после тюрьмы и плена никакого разговора с ним не было! Только одни крики! И ремнем бил по спине!  Вот так! (Бьет Ларису по спине со всей силы клюшкой.) Гад! Ненавижу!

 Лариса увертывается, перехватывает клюшку, скручивает сопротивляющуюся мать, пытается успокоить.

      Лариса. Ну все, все….Пойдем…Хватит…Все будет хорошо…Успокойся, мама,.. мамочка…Прости его…Тебе обязательно надо его простить!
      Тамара Дмитриевна (совершенно спокойно, с удивлением). Простить? Зачем?
      Лариса. Он твой отец. Он дал тебе жизнь. Он давно умер и не может тебе ответить. Прости его -  и тебе будет легче.
      Тамара Дмитриевна. Да?... Вы так думаете?
      Лариса. Да. Я так думаю.
      Тамара Дмитриевна. А вы кто?
      Лариса. Я твоя дочь Лариса и я тебя люблю.
      Тамара Дмитриевна(удивленно). Любите? (С расчетливым удовлетворением.) Это хорошо…Что-то мне поесть захотелось.
      Лариса. Пойдем, пойдем. Дам тебе ватрушку, вкусную, мягонькую. И  таблеточку дам. И Яблочко.
               
 Женщины входят в дом. Лариса дает матери ватрушку, пытается увести ее за кулисы в спальню.

     Тамара Дмитриевна (достает изо рта вставной маленький мостик, кладет на стол, ест, на вопросительный взгляд Ларисы отвечает).Они к еде прилипают. (Показывает клюшкой на лежанку). Я буду спать здесь.
             
 Тамара Дмитриевна снимает шляпку, перчатки, передает Ларисе, как барыня прислуге, ложится с краю на лежанку. Лариса убирает вещи, ложится рядом у стены, обнимает мать.

      Лариса. Я полежу с тобой, мамочка, приласкаю, пожалею. (Поет, стараясь быть смешной.)Баю баюшки баю, баю мамочку мою ,будет мамка крепко спать, будет сопельки жевать.
       Тамара Дмитриевна (заливисто смеется). Надо же, какая вы добрая женщина. Я же вас раньше не знала, пока сюда не приехала.
       Лариса. Я твоя дочь.
       Тамара Дмитриевна .Какая я старая – даже не помню свою дочь. (Сталкивает Ларису с лежанки.) Уходите. Я уже успокоилась.
 
 Лариса уходит за кулисы.
               
                Явление восьмое.
               
                Видение Тамары Дмитриевны.
               
            Тамара Дмитриевна, Михаил Максимович, Молодая Тамара Дмитриевна.

 В декорациях, в которых встречалась Лариса с Андреем, свет выхватывает сидящего на стуле Михаила Максимовича в штатском. Он с баяном. Рядом, соединив руки у солнечного сплетения, как делают вокалисты, застыла молодая Тамара Дмитриевна. Родители Ларисы исполняют народную песню «Пряха», записанную Новиковым Александром Григорьевичем («В низенькой светелке»). Постепенно музыка затихает и на смену ей приходит тиканье часов, которое звучит все громче и громче. Сцена погружается во тьму.
               
                Конец второго действия.               

               
На фото Тамара Дмитриевна и Михаил Максимович. Выпуск музучилища.(Июль 1950-го года. Саранск.)