21. Абхазия. 1984год От Рая до ада

Владимир Гусев Тульский
В  21 веке,  разбогатев, наш народ устремился  на отдых в  самые престижные и не самые престижные уголки земного шара:  Канары, Мальдивы, Таиланд... и, конечно же, в Турцию.
Как написал один мой друг, позволить это могут себе не все. Но, согласно информации Ростуризма, 13 000 000 россиян в  2015 году, отдых за границей себе позволили.               
               

В Советском  Союзе наших  дней простые  граждане по заграницам разъезжали не часто. Никакие   Сейшельские острова им даже не снились .               

А снилась им солнечная Абхазия: Гагры,Пицунда, Сухуми.   Если ты  побывал в Гаграх, пил  вино «Букет Абхазии» и закусывал конфетами «Озеро Рица» ,значит  соприкоснулся с жизнью  нашего высшего общества тех дней.               

«О  море в Гаграх! О Гагры в море!»- пели вожделенно  подростки  60-х годов, аккомпанируя себе на расстроенных гитарах.

Поселившись  на туристической базе Министерства обороны в  Кудепсте и ознакомившись с достопримечательностями Сочи, мы отправились исследовать Абхазию.
Первая наша поездка, несомненно, в  Гагры!
Этот кусочек абхазской земли  переходил  из рук в руки и  попеременно превращался то в рай, то в ад.


 КОЛХИДА.


/  В незапамятные времена  на Черноморском побережье  Кавказа существовало царство, в котором, по  мифологии греков,  хранилось золотое руно, приносившее людям счастье.
Именно туда  некогда отправился легендарный греческий герой Ясон со своею командою аргонавтов.
Путешествуя от Сочи до Сухуми мы были счастливы  не потому, что нашли золотое руно.  Мы просто были молоды и энергичны.    Разве этого мало? /


Древней Парижа,  Лондона, Мадрида
Красивым мифом ставшая давно,
Была здесь  легендарная Колхида,
Хранившая волшебное руно.

В морскую чашу с гор  сбегают реки,
Даров природы всех не перечесть...
А,может быть, не зря считали греки,
Что ключ от счастья спрятан где-то здесь!

Всевышний людям дал места святые:
И море, и сокровища земли...
Народы Понта, Рима, Византии
Здесь чередою длинною прошли.

Узнаем всё о них теперь едва ли,
Была их жизнь опасна, нелегка:
Трудились много, часто воевали
И стены возводили на века.

От «вечных» стен остались груды пыли,-
Огонь столетий их спалил дотла!
Немногие до  наших дней дожили.
Чтоб рассказать, какой здесь жизнь была!

О прошлом лишь воспоминаний блики,
Иных времён земная кутерьма.
Теперь абхазцы, русские, адыги,
Себе здесь строят новые дома.

Мы  в Гаграх. Не грустим о жизни хрупкой,-
Для нас лишь миф прошедшие века!
Мы уплетаем сладости и фрукты.
Прекрасна жизнь! Мы молоды пока!

Нам счастье наше дорого земное,
Весь мир  душе необычайно мил!
Но шепчет море, мудрою волною:
«Вас смоет время, как и тех, кто был!»


Греки-римляне-генуэзцы-турки...  Наконец,  вместе  со всей  Абхазией, Гагры присоединились к России.
В 1830 году туда был послан русский гарнизон.
В составе гарнизона   находился писатель — декабрист Александр Бестужев-Марлинский.  Он так описывал жизнь в Гаграх в  письме в издательство «Московский телеграф»:
«...впадина среди огромных гор.  Туда не залетает ветер; жар от раскалённых скал нестерпим, ручей пересыхает и превращается в зловонную лужу.   В этом ущелье построена крепостишка, в которую враги бьют со всех сторон в окошки, где лихорадка свирепствует до того, что полтора комплекта в год умирает из гарнизона, а остальные выходят оттуда  со смертельными обструкциями или водянкою...»

ЭТО БЫЛ  АД!

Но в конце века всё в Гаграх меняется   коренным образом:
Родственник царя Николая II, принц А.П. Ольденбургский, загорелся горячим желанием построить  русский образцовый курорт по типу   Монте-Карло. И этот предприимчивый и  энергичный человек успешно осуществил задуманное.  Гагры превратились в небольшой, но исключительно красивый и уютный город с  развитою сферою услуг:  телеграфом, электрическим освещением, водопроводом, лечебницами и ресторанами, театром и роскошными домами знати и богатых купцов. Замок принца Ольденбургского  привлекает внимание туристов до  сих пор.         

На берегу моря  принц разбивает  прекрасный парк, где высаживаются пальмы, агавы, кипарисы,апельсиновые и лимонные деревья.   На оставшиеся деньги открыл субтропический техникум  и построил климатическую станцию.

Сколько может  сделать для государства энергичный и предприимчивый человек,  обладающий чувством долга!  Уверен, что в  отличие от многих  современных мужей, выполняющих гос заказ , Ольденбургский  не прикарманил ни копейки  чужих денег. Воспитание не позволило.  Принц всё-таки!
Гиблое место изгнания и ссылки превратилось  в любимый курорт русской аристократии.
Уже в 1911 году в Гагры приехали  отдыхать и поправлять своё здоровье  немцы.
В 1912 году Гагры посетил  император. Николай  Второй.
А  летом 1984 года  и мы, с моей драгоценной половинкою и с дочкою, нанесли туда кратковременный визит,  чтобы побродить немного по Приморскому парку, полюбоваться его красотами.
Говорят, что, так же как в Крыму, принц  Ольденбургский пытался   поселить попугаев. Так же как и в  Крыму,  их склевали хищные птицы. А вот павлины оказались более живучими.
Воздух в Приморском  парке, как и вообще в Гаграх, был удивительным,-  сказывалась близость  моря и гор. Дорожки  подметали длинными хвостами павлины, гулявшие на свободе. Иногда  мужики-павлины открывали свои хвосты большим, пёстрым веером, чтобы произвести впечатление  на своих дам и на нас.
Нам  казалось, что гуляем по Эдему, -земному райскому  саду:- тихо, красиво, тепло... У встречных людей безмятежные, счастливые лица...

ГОРОД  СТАЛ  РАЕМ!

И всего несколько лет  оставалось  до очередного страшного поворота истории.
Началась перестройка.
Из уст  высшего должностного лица России, председателя Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина, во время его выступления в Казани 6 августа 1990 года прозвучала  знаменитая фраза:
«Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить»
Все на местах поняли, что  центральная власть  вмешиваться в  дела  местных властей не будет, что бы они не творили.   Во многих регионах к рычагам правления на местах устремились  бандиты и политические авантюристы.  Начался кровавый передел и развал страны.


Во время грузино-абхазского конфликта  1992-1993 годов город попал в зону боевых действий и сильно пострадал.  3 месяца Гагры были оккупированы  головорезами  Басаева, которые якобы  пришли на помощь абхазскому народу.   Басаевские бандиты, по воспоминаниям генерал-полковника Геннадия Трошева, расстреливали, резали, насиловали всех без разбора: грузин, армян,русских,греков. Были вырезаны сотни семей.  Всё это бандиты с  удовольствием записывали на видеоплёнку.

ГОРОД  СТАЛ  АДОМ!

ГОСПОДИ!  КАК  ЖЕ  БЫСТРО  ЗЕМНОЙ  РАЙ  БЕЗУМЦЫ  МГУТ  ПРЕВРАТИТЬ  В  АД!
ГОСПОДИ,  ПОМИЛУЙ!



Святыня нашей православной веры,
В ладонях гор лежит Новый Афон.
В подземных сталактитовых пещерах
Искали мы следы былых времён.
Глаза слепила синевою Рица,
На лапах пальм дремала тишина.
В кошмарном сне нам не могло присниться,
Что в этот дивный край придёт война.
Не отличу грузина от абхаза,-
Мне кажется, что ближе нет родни!
Но демон злобы помутил их разум:
Врагами стали  лютыми они!

Страну лизнуло огненное лихо,
Название которого-война...
Промчались годы, в Гаграх снова тихо,
И нежит берег тёплая волна.
Сбылось ли то о чём мы все мечтали
Там у истоков наших юных дней?
Немножечко богаче жить мы стали,
Жаль, что духовно стали мы бедней!


Что такое может когда-то произойти нам даже не приходило в голову.  Когда  мы слышали  рассказы о  войнах  сотрясавших когда-то эту прекрасную землю, были уверены, что это всё осталось в далёком прошлом.  Мы наслаждались  красотою древней Колхиды,  гостеприимством  её  жителей, последовательно знакомясь с историческим и культурным памятниками  Гагр, Пицунды,  Нового Афона, Сухуми.
Наслаждались безмятежною голубизною озера Рица.
Наиболее яркое впечатление осталось от посещения Новоафонского
монастыря.
В 1874 году в Абхазию   прибыли  русские монахи из  знаменитого  греческого монастыря на горе Афон. В долине реки Псырцха они они начали строительство  Ново-Афонского  Симоно-Канонитского монастыря.  Монастырь строился  в горах на значительном возвышении над уровнем моря. Подъездных путей к месту строительства не было.  Для расчистки площадей под  монастырь необходимо было срезать часть горы  и вывезти десятки тысяч тонн горной породы.  Для нашего времени- задача пустяковая.  Но ведь тогда все работы производились вручную, грунт вывозился  на обыкновенных подводах.  Труд сопоставимый с  трудом строителей пирамид.
Ради чего?
Черноморское побережье Кавказа всегда  было не только ареной  вооружённой борьбы  разных народов, но и  духовной борьбы двух крупнейших мировых религий: Православия и Ислама.  Монахи из далёкого греческого Афона пришли в Абхазию по следам Андрея Первозванного, чтобы быть в авангарде защитников Православия.
Во время русско-турецкой войны 1877-78 года турки разрушили монастырские постройки.  В 1879 строительство было возобновлено.  Россия помогала монахам и денежными средствами и строительными материалами, которые доставлялись по морю.  Но  средств всё равно не хватало и  предприимчивые  люди  нашли решение проблемы, построив 1880 году винодельческий завод, который стал большим подспорьем в хозяйстве монастыря.                Необходимо было решить и проблему  безопасности в столь неспокойном регионе.  И здесь выход был найден.  Трудолюбивая монастырская братия и  помогающие им миряне строят в чреве горы  подземные помещения,  соединяют между собою и  делают пригодными для жизни знаменитые новоафонские пещеры.
Строительство  всего комплекса было закончено к 1896 году.
За 9 лет до нашего посещения Нового Афона к  изумительной по красоте  пещере  в чреве Апсарской горы была протянута ветка узкоколейки.   По этой ветке маленькие вагончики  подземного поезда и доставили нас к пещере.
Пещера была похожа на дворец Горного  короля с многочисленными и отличавшимися друг от друга залами.   Мы  шли по какому-то узкому и длинному мосту, и перед нашими глазами поочерёдно представали, то нагромождения гигантских камней, то подземное озеро  завораживающее  взгляды своей неестественной голубовато-зелёной водой.
В иных залах  глазам представало дивное  Божье творение,- сталактиты и сталагмиты.
Сталактиты свешивались с потолка огромными сосульками, трубочками, гребнями, бахромой.  Снизу к ним тянулись  гигантские оплавленные свечи  сталагмитов. Замерли в неестественных позах  фигуры, напоминавшие  диснеевские приведения.
Сталактиты и сталагмиты были освещены невидимыми источниками света, в основном, красных и  жёлтых тонов.  Мне даже показалось, что я слышу чьи-то приглушённые голоса.  Это не были голоса моих спутников.  Люди идущие по «Мосту грусти»,-так я его  окрестил,-как правило молчат, поражённые картинами, предстающими перед их глазами и размышляют о вечном.
Ну да, конечно, я слышал голоса давно минувших времён.
Я  подумал, что именно здесь рождались греческие легенды о  боге мёртвых- Аиде и его подземном царстве.
В последние дни нашего пребывания на Черноморском побережье Кавказа мы отправились в  Сухуми, столицу  Абхазии.
Главной целью поездки было посещение обезьяньего питомника основанного в 1927 году по предложению наркома здравоохранения РСФСР Н.А. Семашко.  Цель была благовидной: Экспериментируя на обезьянах, создать вакцины против возбудителей человеческих болезней.
Существует правда версия,- документального подтверждения которой я не встретил,- что бедные подопытные обезьянки участвовали и в экспериментах по созданию химического и бактериологического оружия.  Не повезло же им быть похожими на людей!
Кто-то из  современных  интернетовских острословов   переименовал  Абхазский обезьяний заповедник в  Абхазский обезьяний концлагерь.
И, вроде бы,  главной задачей, поставленной  партией и правительством перед учёными, была:
Найти доказательства  подтверждающие теорию происхождения человека от обезьян!
На решение всех этих задач  была ухлопана огромная сумма денег и  угроблено немереное число обезьяньих жизней.
Сначала объект был засекреченным.  Но, когда затраты на содержание  приматов стали  сильно бить по государственному бюджету, решили рассекретить , сделать питомник доступным для посещения за плату всеми  гражданами, мечтающими удостовериться в своём обезьяноподобии.
Определённое сходство в поведении этих животных с человеческим есть:   
Трогательно ухаживают за своими детьми,  отчаянно дерутся за бананы,играют,  проявляют друг к другу дружеские чувства,  обнимаясь и  ловя  блох в шкуре  своих друзей.  Очень позитивно относятся к сексуальным отношениям.
Но главное задание  партии и правительства учёные провалили:
За  90 лет существования питомника ни одна  обезьяна не захотела стать человеком, как бы её не мучили. Гораздо больше людей потеряли  за это время человеческий облик.
После посещения обезьянника  мы с супругою и дочкой долго бродили по улицам Сухуми. А там творились не менее интересные вещи:   Везде и всюду шла бойкая торговля.  В магазинах, в  ларьках, в павильонах и просто под ликующим солнцем Сухуми.  Мы никогда прежде не встречали такого изобилия и разнообразия товаров, если только на базарах Узбекистана. В  европейских районах СССР увидеть подобное было в те времена просто невозможно!
Люди доброжелательные и общительные, смотрели на нас так, словно только и ждали нашего появления на улицах столицы щедрой Абхазии.
В  1992 -93 году под Сухуми развернулись кровопролитные бои между абхазами и грузинами. В конфликте погибли тысячи людей.  Стране был нанесён  тяжёлый урон.
В  конце 80х — 90-е годы прошлого  века шел развал Советского  Союза.
Страна, как некогда Золотая Орда,  распалась на множество самостоятельных  «ханств», где к  власти рвались политические авантюристы и  бандитские кланы всех мастей.  Шел кровавый передел государственной  собственности и власти. Народы оказывались вовлечёнными в  ужасы конфликтов и войн. Братоубийственная резня залила кровью  Нагорный Карабах, Сумгаит, Абхазию, Южную Осетию, Грузию, Таджикистан, Чечню, Приднестровье, Осетию, Узбекистан, Киргизию.  От рук  бандитов и террористов гибли и жители России.
Сегодня один праздник жизни сменяет другой.  Сколько фейерверков, шума, мишуры.
Но слышим ли мы  сквозь рёв медных труб  глас Божий?
Помним ли мы, что  от  адского пекла и до райского сада не такое уж большое расстояние.
Следовательно, и наоборот.

Когда  мы  одержимыми  бываем,
Держать  в  руках  себя  нам  тяжело:
О  совести  и  страхе  забываем,-
Бессилен  Разум  и  всесильно  зло!
Не Божьим, а земным мы грезим раем,
Забыв, что полон терний путь земной
В кумиры словоблудов выбираем,
Давно уж одержимых сатаной.
В  стремленье  к  власти,    славе  и  наживе,
Без  состраданья  к  людям,  без  стыда,
Живут  бесовской  страстью  одержимы
Те,  кто  ушли  от  БОГА    навсегда.

Чтоб сделать нас послушными рабами,
Власть обрести, умножить барыши
Они народы сталкивают лбами,
Придумав  им врагов, кричат: «Круши!»
Смываются все истины простые,
Потоками  красивой, сладкой лжи!
За горы принимаем золотые,
Рождённые мечтами миражи!
Взведённый  фальшью или  клеветою
Кумиров  обезумевшей   толпы,
Народ  громит  и  рушит   всё  святое.
В  плену  эмоций   яростно – тупых.

И  лишь  потом,  очнувшись  от  дурмана
И  заплатив  страданьями  за  зло,
Мы  много  лет  зализываем  раны,
Не  понимая,  что  произошло.
Ещё  мы прославляем  день  вчерашний,
Не  признаваясь,  что  прошли  сквозь  ад,
Но  миллионы,  БОГА  потерявших,
Из  тьмы  могильной  с  нами  говорят:
Страшитесь  безрассудства,  как  проказы!
Вождей  безумных  бойтесь,  как  чумы!
Над    чувствами  главенствует  пусть  Разум,
Чтоб  вновь  не  оказаться  в  царстве  тьмы!

Всецело верьте только Слову БОГА,
Оно важнее нам иных всех слов!
А словоблуды завести нас могут
Туда, где вечный плач и скрип зубов.
…..................................................
Господи, помилуй!