По конкурсу - Вот и лето прошло

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2022/09/01/1609 - Страница конкурса
http://stihi.ru/2022/10/07/5638 - Итоги конкурса

Завершился конкурс новых стихов "Вот и лето прошло", единственным условием приема на который было время написания: это должны были быть стихи, рожденные в лето 2022 года - с 1 июня  по 31 августа. Новые стихи имеют особое очарование - авторы им всегда рады. Они не всегда случаются. Сколько на нашем сайте поэтов, ничего не написавших за последние годы, хотя и имеют на своей странице подборку прекрасных стихов написанных очень давно. Мы бываем так рады своим новорожденным творениям, что не сразу замечаем в них некоторых изъянов. Очень часто только по прошествии  какого-то времени, перечитав их, мы обнаруживаем в себе желание их изменить и удивляемся, почему с самого начала не заметили некоторую несуразицу в тексте.

Стихи данного конкурса - не обязательно описания лета, это скорее впечатления о том, что мы в данное лето передумали и перечувствовали, о чем захотелось поделиться с другими поэтическим языком. Желающих поделиться оказалось много - за всего 3 недели приема 48 авторов подали заявки на участие!

Мой обзор стихов я планировала построить не так, как в недавно завершенном конкурсе "Мастер класс-2022", где пыталась показать вам только образцы мастерской поэзии. В этом конкурсе я столь высокого уровня стихов не ждала и строго судить не хотела, но была приятно удивлена: по настоящему замечательных стихов  обнаружилось куда больше тех 12-и, которые по Правилам судейства в ТМА я могу включить в свой шорт лист. Пришлось с болью в сердце делать отбраковку претендентов на номинацию. Утешало только то, что в этом обзоре я имею возможность опубликовать всё, что мне понравилось и что, на мой взгляд, имеет право на включение в шорт лист.

Кстати, частая причина непопадания стихов ни в шорт лист, ни в разбор в статье, это не только ошибки техники, но и СОЗНАТЕЛЬНО безграмотная их запись автором: без разбивки текста на предложения, без использования  заглавных букв в начале предложений или вообще - одними прописными буквами, запись текста без знаков препинания или с многоточием вместо знаков. Кто-то считает для себя подобную запись особым шиком, выгодно влияющим на восприятие его стихов. Я так не считаю - предпочитаю всегда записывать текст стихов по нормам русского языка, а все эмоции и акценты смысла стремлюсь передавать выразительными средствами поэтического языка, а не записью "по понятиям". При приеме на конкурс всегда предлагаю автору отредактировать запись, но, если он не принимает моего совета, не настаиваю. Это его выбор. Такой выбор, кстати, в "Мастер классе" помешал включению в шорт листы  очень приличных по качеству поэзии стихов, записанных  некорректно. Жаль.

ФАКТ МОЕГО ПРИНЯТИЯ СТИХОВ НА КОНКУРС - ЭТО НЕ ГАРАНТИЯ ТОГО, ЧТО ОНИ ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДУТ НОМИНИРОВАНЫ.

А теперь оценим лучшее из конкурса "Вот и кончилось лето". Познакомимся с тем, что именно тревожило умы и сердца авторов в лето 2022г.

********************************************

2. КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ... ЛЕТО ЛЁЛЯ
 
Потом, когда вернётся тишина,
ты сваришь суп из рыжего пшена.
В тарелки разольёшь и спросишь: « Вить,
тебе полынной стопочку налить?»
И будешь гладить щёки и глаза,
а он сомнёт в ручищах: «Егоза,
постой, не тараторь, иди ко мне»
и солнце занавесит на окне.

И будет так любить, как никогда
до этого. И будет виноград
лиловым глазом щуриться на свет,
и яблоки на пол земной лететь,
расплющивая сочные бока,
и рядом будет мужняя рука.
Слова затихнут, выдохнув тепло –
им станет платье прежнее мало.
И ты замрёшь на фазе полусна
потом, когда закончится…

Мастерская работа! Без всяких предисловий мы целиком погружаемся в авторский монолог. Мне нравится кажущаяся легкость владения рифмованной речью, богатство и  точность подбора слов. Не знаю, как у вас, а у меня возникает ощущение, что автор разговаривает стихами, нигде не спотыкаясь и мучительно не подбирая нужную рифму. Это и есть - мастерство. Но главное, что речь осмыслена, содержательна, естественна: стихи о мечте мирной и спокойной жизни, которая неожиданно оборвалась, и все, что когда-то было просто привычным бытом, сейчас кажется счастьем. Ключевая и главная здесь последняя, сознательно оборванная строка.

10. Я БЫ ПЕРЕЕХАЛА. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО 

Я бы переехала, но кот
Так не любит резких изменений,
Да и кактус вряд ли зацветет,
Переезд - мученье для растений.

Я бы собралась сама  за час,
У меня вещей не много в доме:
Платье "Классик", карандаш для глаз
И стихов моих любимых томик.

Ключ нашла бы под половиком,
Спрятанный тобой на всякий случай,
И своим бы назвала твой дом,
И не стала б ждать, вдруг - кто-то лучше.

Мы б курили вместе по ночам
И гадали на потертых картах,
Я бы собралась сама за час,
Но не бросить мне кота и кактус.

Иронические стихи о том, как мы, женщины, умеем дипломатично отказать мужчине. С тонким юмором и с точно подобранными словами и рифмами написано. Здорово!

13. ЭЛИС. ГАЛИАСКАРОВА ЕЛЕНА   
 
Глупая Элис любила дожди и рыб,
Эльфов дуэли, поэтов шальные песни,
Тропки, ведущей на речку, крутой изгиб,
Ласточек крик, затихающий в поднебесье.
И выходя вечерком на широкий двор
С зонтиком, в платье и бархатной телогрейке,
С белой совою вела каждодневный спор...
Солнца лучи отражались в стеклянной лейке,
Чинно сидели дрозды на ветвях ирги,
Вились капустницы бойкие в огороде;
Летней грозы раздавались вдали шаги,
Элис ругалась, одевшись не по погоде,
Что замерзает... В саду, набирая цвет,
Благоуханием сладким манили липы...
Глупая Элис дала мне на все ответ -
Стало прошедшее пройдено и забыто.

Стильная поэтическая зарисовка. Изысканным слогом она описывает облик, одежду и привычки некоей "глупой Элис", которая то "с белой совою ведет каждодневный спор", то "одевшись не по погоде" "ругается, что замерзает". Очень много деталей, подробностей, над которыми автор стихов иронизирует, внутренне осуждая, но именно это наблюдение за "глупой Элис" и дает ему "на все ответ", помогает тому, чтобы все прошедшее "стало пройдено и забыто". Читатель толком не знает, что там произошло и как, но все равно узнает знакомую для себя ситуацию, когда созерцание поведения некоего "глупого" помогает разобраться со своим "глупым". 

16. ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО. ДАРЬЯ МИХАИЛОВНА МАЙСКАЯ 

Вновь фонари на улице зажглись.
Слабеют звуки запоздалых ног.
Смелеет синева, сползает вниз...
Не видимы деревья вдоль дорог.

И вот на дом мой опустился мрак.
Зал в пурпуре: свет фонаря проник.
Часы тихонечко стучат - тик-так,
Мерцают блики на тисненьях книг.

Мне тишиной навеян странный сон:
В нём города охвачены огнём,
Войска обходят их со всех сторон
И гибнут, словно ночь пред ясным днём.

Но вот качнулся старенький фонарь
И снова город призрачный горит.
Смешалось всё, как это было встарь,
Сигнальщик "К бою!" - истово трубит...

В камине догорают огоньки.
Я их прошу: скажите правду мне -
Зачем приснились эти мне полки?
Зачем мне снятся города в огне?

Ответа нет... Дрожание ресниц
Усиливает мнимость миражей.
И только лики скорбные с божниц -
Сочувствуя, глядят со стеллажей...

Хорошая композиция. Сначала дается описание вечера и наступившей тишины: "слабеют звуки запоздалых ног", "свет фонаря проник. Часы тихонечко стучат - тик-так". Именно эта тишина - отключение от внешней суеты,  родит сон: "Мне тишиной навеян странный сон: в нём города охвачены огнём" гибнут люди, "город призрачный горит"... Автор недоумевает: "Зачем приснились эти мне полки? Зачем мне снятся города в огне?", но ответа нет. Ответ этот читателю нужно найти самому, без помощи других. "И только лики скорбные с божниц - сочувствуя, глядят со стеллажей..." Последняя фраза дает понять, что стихи - не просто рассказ о ночных фантазиях, а нечто большее. 

17. УТЕШЬ МЕНЯ, АВГУСТ... ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА   

Не так, как прежде, я тебя встречаю,
Мой август, ты прости и пожалей...
Отцовский сад в цветах подобен раю,
Но всё не тает грусть в душе моей.

Утешь меня... В саду тенистом этом
Ты нас у самовара собирал,
Здесь проводы устраивались лета,
Но прерван был весёлый ритуал...

Верни нам праздник! Средь бесцветных будней
Давай передохнём от всех тревог -
Вновь к чаю, по рецепту мамы, будет
Румяный пышный яблочный пирог.

Как в детстве над оградой виноградной
Повиснет дыней спелая луна,
И, в такт весёлой песенке цикадной,
Растопит грусть гитарная струна.

Слетят шальные звёзды на кувшинки,
Встревожив гладь заснувшего пруда,
Пропахшие антоновкой тропинки
Дотянутся из прошлого сюда...

Спасибо, друг, за милую прохладу,
За звёзды все, застрявшие в листве,
К утру они рассыпятся по саду -
Ранетом сладким спрячутся в траве...

Ностальгические  стихи о том, что было и ушло - "отцовский сад в цветах подобен раю, но всё не тает грусть в душе моей. Утешь меня... В саду тенистом этом ты нас у самовара собирал".  Красивые стихи, близкие и понятные, написанные отличным поэтическим языком: "Как в детстве над оградой виноградной повиснет дыней спелая луна". Или: "Слетят шальные звёзды на кувшинки, встревожив гладь заснувшего пруда, пропахшие антоновкой тропинки дотянутся из прошлого сюда...". Слово "рассыпятся" (оно имеет право на жизнь!) я бы все же заменила на его более правильный аналог "рассыплются".

20. ПОД ПЕСНИ САЛЬВАТОРЕ АДАМО. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ
 
Под песни Сальваторе Адамо,
Минуя звук рожка и кнут пастуший,
Коровы возвращаются домой,
На васильки в полях садятся души

Ушедших, восхитительных людей,
Шмель так гудит, что стал похож на примус,
А ветер водит жёлудь по воде,
Как маленький, пузатый "Наутилус".

И кажется, что это просто сон,
Одна их тех мистических историй,
Мне никогда не нравился шансон,
Но Боже, как поёшь ты, Сальваторе!

Мой светлый август, частота FM,
Янтарный мёд и золотые сливы,
Индийский чай, смородиновый джем,
Прекрасный шанс стать полностью счастливым.

Остановиться, заглянуть за грань,
Там где-то Янка, Майк. Там Цой и Летов.
Такая бесконечная игра
У эпилога маленького лета.

Поскольку я не являюсь поклонником всех этих "восхитительных людей" - певцов и музыкантов, зацепило меня здесь не содержание стихов, а умение автора передать светлое и радостное настроение летнего дня - "прекрасный шанс стать полностью счастливым, остановиться, заглянуть за грань" - и еще - яркий язык стихов: "На васильки в полях садятся души", "шмель так гудит, что стал похож на примус, а ветер водит жёлудь по воде, как маленький, пузатый "Наутилус"".

24. КАПРИС. ЛЮДМИЛА НИЖЕГОРОДЦЕВА
 (Не музыкальный, но капризный Capriccio)

Огненный клубочек  выверенной тропкой
катится сквозь дымку редких облаков
над тайгой притихшей да рекой глубокой,
добавляя дива в  монохромность  снов.

Вяжут бесконечность  лунной пряжи нити ,
сказки посылая в форточку окна.
Прочертив лекалом выточки событий,
штопает мне память  и чудит Луна...

Утро обезличит страх ночных фантазий,
солнцем отогреет, успокоит дрожь.
Но захочет ливня  мой капризный разум.
И прольётся с неба благодатный дождь.

Хорошие стихи, хотя, на мой вкус, автор здесь немного пересолила  сравнениями природных картин с научными представлениями и видами деятельности, причем, взятыми из разных областей: "монохромность снов", "вяжут бесконечность лунной пряжи нити", "прочертив лекалом выточки событий", " штопает мне память и чудит Луна". Все эти образные описания - "страх ночных фантазий" - наполняют три первые строфы стихотворения, а основа его содержания, видимо, в последней - чего же ждет, чего же ищет ЛГ? Страх его утром рассеется, но "захочет ливня мой капризный разум. И прольётся с неба благодатный дождь". Что касается связи стихотворения с музыкальным "каприсом" - тут я ничего не могу сказать, не моя тема...

28. ВОЗВРАЩЕНИЕ К МОРЮ... НАТАЛЬЯ РАДОЛИНА

Я так мечтала с ним посидеть в тиши,
Слушая каждый вздох его, каждый  всхлип.
Море  возмущено до глубин души
Тем,  что я очень долго была вдали.

Дерзко коснувшись ног моих, мне шепнёт:
Мол, не боишься, если вдруг украду?
Я осторожно делаю шаг вперёд:
Море, ведь ты - не враг? Не таишь беду?

Если решусь в пучину твою нырнуть
И побороть  Perpetuum Mobile волн,
Ты мне покажешь к берегу верный путь?
Не превратишь меня в беззащитный чёлн?

Пусть твои воды часто на вид грозны,
Ты мне ответь: ведь мы на одной волне?
Мне не постигнуть всей твоей глубины,
Но каждый вздох и всхлип твой так близок мне

Стихи написаны нестандартным ритмом, логаэдом (100 10 100 10 1) чередующихся стоп дактиля и хорея. Звучит хотя и сложно, но чистенько... Понравился монолог ЛГ, обращенный к морю, которое ЛГ любит и с которым ждала встречи. Искренне, естественно, хорошим слогом написано. Есть строчки, где интересно обыграно двойное значение слов, что показались мне удачным: "Море возмущено ДО ГЛУБИН души тем, что я очень долго была вдали", "ты мне ответь: ведь мы на одной ВОЛНЕ?". Удачно и обрамление стихотворения рефреном: "Слушая КАЖДЫЙ ВЗДОХ его, КАЖДЫЙ  ВСХЛИП" - "Но КАЖДЫЙ ВЗДОХ и ВСХЛИП твой так близок мне" - это придает законченность и стиль стихам.

30. ЧТО Я МОГУ? ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ 

Вишни поспели. Варенье в розетке.
Где-то сегодня несладко. А тут
Утренний чай в ароматной беседке.
Всё по старинке: соседи, соседки,
Белые лилии в клумбах цветут.

Где-то политика, медиа, сети…
Тут – в тишине, вдалеке от Москвы –
Вечные ценности в приоритете.
Изредка вносит сумятицу ветер –
Треплет порывами зелень листвы.

Где-то проблемы ложатся на плечи,
Войны бушуют – идут стороной.
Выйти смогла бы я смерти навстречу?
В битвах – не знаю. Но точно – отвечу:
«Я – за Россию!» и « Я – со Страной!»

Наша постоянная участница всех конкурсов ТМА всегда не только успешно справляется с конкурсным заданием, но и пишет новые стихи, адекватные реальным тревогам и радостям сегодняшнего дня. Радует ее умение легко и непринужденно облекать свои мысли, рассказы об увиденном и передуманном в рифму, легко находя точные слова. Нет в стихах никакой искусственности - писания ради публикации, ради того, чтобы кого-то удивить своим умением рифмовать. (Очень много стихов на сайте - именно такие: придуманные, трудно сложенные, на тему, какая автору в процессе написания еще была не ясна, потому что вторична.) А здесь все очень живо, искренно и честно: "Где-то проблемы ложатся на плечи, войны бушуют – идут стороной. Выйти смогла бы я смерти навстречу? В битвах – не знаю. Но точно – отвечу: «Я – за Россию!» и «Я – со Страной!»"

31. ЕСЛИ В МЫСЛЯХ ОДИНОКИ... ЛУША СТУПИНА

Задождило... Забренчали
капли звонкие по крыше...
Лепестками вишни вышит
край террасы, на мангале
угли пышут - жаром дышат...
 
Только дождик остужает
разгоревшийся костёр,
и коварный разговор
на минуту замолкает...
Зонтик крылышки простёр,

взгляды - сбоку, не в упор,
и уже слабее жалят...

Если вдуматься - игра
чувства, вздохи и упрёки...
Запишу скорее в строки,
что почудилось вчера -
если в мыслях одиноки,
значит - замуж не пора...

Три строфы, и в каждой своя аллитерация - обыгрывание какого-то согласного с помощью подбора схожих рифм (крыши, выше, дышит, пышут), (костер, простер, разговор, упор), (игра, вчера, пора...). Когда в мелодии стихов присутствует какая-то игра звучания, они вызывают симпатию - это в плюс к стихам, к способу построения их строф, мелодии. С содержанием тоже неплохо: дается описание  картинки - людей, сидящих возле костра, где и "коварный разговор", и "взгляды - сбоку, не в упор", и знакомая всем "игра - чувства, вздохи и упрёки". Автор ничего нам не объясняет, она просто делится с нами неожиданно посетившей ее мыслью  во время созерцания этой картинки: "если в мыслях одиноки, значит - замуж не пора...". Правильный вывод. Мне нравится!

32. НАША ОЧЕРЕДЬ. НИКОЛАЙ ЮРЬЕВИЧ ЮРЬЕВ   

На Россию опять охота,
Только ей ведь не привыкать
По нехоженому болоту
К торжеству прокладывать гать.

Мы – наследники новгородцев,
На Неве разгромивших чудь,
Ополченцев, и полководцев,
И ещё поэтов чуть-чуть.

Каждый век на восток походы
И ответки с востока потом,
Собираются все народы
И наваливаются гуртом.

Не дают нам пожить спокойно,
Каждый век для России лих,
Господа начинают войны,
А Россия кончает их.

Не ходили мы райской кущей
Ни вчера, ни позавчера,
Но дорогу осилит идущий.          лишний слог
0010010010
Наша очередь, нам пора.

Публицистический жанр - это жанр особый, важный и нужный, который сложно рассматривать вместе со стихами жанров "высокой поэзии". Сейчас на сайте много стихов такого жанра, и есть у меня намерение посвятить им на ТМА отдельный конкурс.
Мне стихи понравились. Но не столько темой (я с мнением автора - в одном строю), сколько исполнением. Нравятся идеально отточенные и небанальные рифмы, четкий ритм (2-анапеста, 1 ямб), пусть даже с небольшой сбивкой в последней строфе. Не в восторге только от слова "ответки": для данного жанра его можно принять, но... лучше бы найти более литературное слово. Симпатичен образ "По нехоженому болоту к торжеству прокладывать гать" и вся фраза: "Каждый век для России лих, господа начинают войны, а Россия кончает их".

33. КАК ХОРОШО... ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА АНТОНОВА 2 

Как хорошо сидеть в саду
при свете лампы керосиновой,
смотреть на месяц апельсиновый,
на лопухи и лебеду.
 
Как хорошо горит костёр,
дымок никак не успокоится,
гуляет ветер за околицей,
вовсю щебечет птичий хор.
 
Кто заливается в ночи?
Что ж не уснула пташка певчая?
А голосок звенит и мечется,
и ни секунды не молчит...
 
И вот - забулькал самовар,
душистый чай сейчас заварится;
сирень, весенняя красавица,
уже цветёт как божий дар...
 
Ночь неожиданно светла -
луна ли, лампа, дым ли розовый?..
Давай себя потешим грёзами
вдвоём у чайного стола...

Нежная, задушевная лирика с яркими, не затертыми образами: "при свете лампы керосиновой, смотреть на месяц апельсиновый, на лопухи и лебеду", "сирень, весенняя красавица, уже цветёт как божий дар...", "Ночь неожиданно светла - луна ли, лампа, дым ли розовый?".

36. ЛЕТО. АННА ВАСИЛЬЕВНА САВИЦКАЯ 

Скворец краплёный у ворот
Склюёт ненастье.
А времени невпроворот
Ещё для счастья.

И возвестит, что лето - есть,
Оно в расцвете.
И что всегда благая весть
Нам путь подсветит.

Я обниму тебя сейчас.
Крыло качнётся.
И жизнь исполнится для нас,
А смерть - споткнётся.

Лаконичные и симпатичные стихи, написанные разностопным катреном ямба 4-2-4-2. Не скажу, что это -поэтический шедевр, но на фоне многих объемных и путанных стихов ни о чем, эти запоминаются. Тропов почти нет, если не считать двух, но очень удачных: скворца, который "склюет несчастье" и смерти, которая "споткнется".  Ощущение поэтической речи здесь больше создает небанальный ритм и содержание, стихи дарят нам настрой бодрости и оптимизма - "времени невпроворот ещё для счастья"! В выборе слов многое на грани годности - и не поспоришь, но и вызывает сомнение одновременно, например, эпитет "крапленый" скворец: то ли понимать его буквально - пестрый, то ли здесь оттенок переносного смысла (как в" крапленых картах") - не понять. Так же напряг глагол "подсветит" по отношению к Благой Вести - вроде ясно о чем, но это техническое "подсветит" как-то снижает восприятие местоимения Бога... Не совсем поняла я и смысла фразы "Я обниму тебя сейчас. КРЫЛО КАЧНЁТСЯ" Что за крыло? Чье? Несмотря на это, стихи понравились, они обращают на себя внимание.

38.  МИМО СТАНЦИИ ВЕСЁЛОЙ. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА
 
Переполнены вагоны -
пассажиры, багажи,
кто-то едет за погодой,
кто-то вмиг меняет жизнь.

Разговоры, речи, споры -
нет ответа, есть вопрос.
Мчится скорый, мчится поезд,
тянет, тащит тепловоз:

расставания, разлады,
вздохи о пережитОм,
припечатанные взгляды
к вечным елям за окном,

чады тамбуров табачных
и беседы до зари...
Взять не выйти  - ехать дальше,
говорить и говорить...

Мимо станции Весёлой,
мимо пункта Белых волн
бесконечный мчится поезд -
бесконечный разговор.

Хорошие стихи, которые понравились мне и ритмикой, и обыгрыванием звучанием слов (пассажиры- багажи - жизнь), и рефренами (мчится скорый, мчится поезд, бесконечный мчится поезд, бесконечный разговор).  Звучание стихов и повторы в них слов здесь имитируют атмосферу езды, передвижения того, в чем постоянно идут "разговоры, речи, споры - нет ответа, есть вопрос". Автор не предлагает нам никакого философского вывода, он просто погружает нас в картину движущегося поезда. И читателю хочется "ехать дальше, говорить и говорить...". Вот только фраза "Взять не выйти" немного меня смутила - она туманная и оборванная по форме.

40. БЫЛ ДЕНЬ ПОГОЖИЙ... ВЛАДИМИР ДЕМИДОВ ПП 
 
Был день погожий макушки лета,
а я грустил.
В руке болгарская сигарета
как в юности.
Гремела музыка в парке старом,
но не звала,
а память давний дневник листала…
Слова, слова
сплетались в образы, звук и запах,
рвались ко мне.
Ходили кошки на мягких лапах
по голове.
Лапта стучала, визжали дети,
кидаясь в пруд…
Кружил меня позапрошлый ветер:
я там, я тут…
А, может, это на карусели,
как встарь, лечу,
и, мне неведомой, главной цели
достичь хочу?..
Скатилось солнце с небес за крыши,
спеша домой.
Я мир ушедший сквозь солнце вижу –
он мой, он мой!
Скажу ему я: – До скорой встречи,
не забывай!
И увезёт в неизвестный вечер
меня трамвай…

Сначала о форме. Разностопный логаэд из ямба и одной стопы анапеста в середине длинной строки (01 01 001 01 0 / 01 01) - нестандартное звучание. А еще редко встречающаяся рифма в начале с идентичной графикой, но разным расположением ударного слога -"грустИл - Юности" - используется такое редко, злоупотреблять ею не стоит, но как единичная - становится оригинальным украшением техники. (Мне на память всплывает только одна схожая с этой рифма К. Меладзе: "что тепЕрь - Оттепель") Но стихи понравились не одной формой - нравится их содержание. О чем они? "Гремела музыка в парке старом, но не звала, а память давний дневник листала… Слова, слова". ЛГ интересно описывает свое погружение в воспоминания прошлого, когда он "мир ушедший сквозь солнце" увидел -"он мой, он мой!". А вот и главные строки стихотворения (они здесь не в концовке, как мы привыкли, а внутри текста: "А, может, это на карусели, как встарь, лечу, и, мне неведомой, главной цели достичь хочу?.." Сильные стихи.

41. ДОЖДИ... ОЛЬГА ГРУБСКАЯ 

Едва ли распогодится с утра,
У лета треть до финиша осталась.
Дожди. Июль... И дней в запасе малость,
А где-то — несусветная жара.

Дыханием горячим жжёт и жжёт,
В нугу асфальта толщи превращая,
Всё лжёт прогноз,  осадки  обещая,
Лишь город мой заполонён дождём.

Дожди — стеной отвесной. Краски дней
Смываются на самом пике лета.
Лишь туч густое месиво без цвета,
А было небо синего синей.

А мне бы только капельку тепла,
Янтарного от солнца в чайной кружке.
Оно порой бывает слишком нужным,
Но вновь хандра и сырость по углам...

Чисто пейзажная зарисовка, стихи о погоде с размышлениями автора о ней и с упованиями на наступление той погоды, какой ей хочется. Казалось бы, мелкотемье, рядовой пейзаж, но как же здорово написано! Чувствуется рука умелого поэта. "Дыханием горячим жжёт и жжёт, в нугу асфальта толщи превращая", "Краски дней смываются на самом пике лета. Лишь туч густое месиво без цвета...", "А мне бы только капельку тепла, янтарного от солнца в чайной кружке".

44. ЧАЙ ВДВОЁМ. ГАЛИНА ДОНЦОВА

Волшебный вечер тихо, вдохновенно
Моей мечты коснётся невзначай.
Зажгутся свечи в маленькой Вселенной,
И снова ты напросишься на чай.

Я непременно гостю буду рада,
Исчезнет грусть, напишутся стихи.
Скорей надену лучшие наряды,
Волнуют пусть любимые духи.

Мы возле дома в старенькой беседке
Накроем стол скатёркою "гламур".
Певец знакомый нам споёт на ветке,
И ореол примерит абажур.

Зальёт фиалки месяц светом ярким,
И фонари очертят жёлтый круг.
Совсем не жалко пряников, заварки,
Чтоб до зари хмелеть от нежных рук.

Добавим в чаши пылкой страсти дозу,
Любви флюид, сердец незримый жар,
Свиданий наших жизненную прозу...
И закипит от счастья самовар!

Дашь обещанье, что примчишься снова,
От блеска глаз влюблённых пропаду!
Ты на прощанье с бархата ночного
Как в прошлый раз подаришь мне звезду. 

Довольно редко предлагаемая нам на конкурсы любовная лирика. Хорошо написано, технически чисто, ясным и точным языком, и образы есть хорошие и уместные - "ореол примерит абажур", "закипит от счастья самовар", "хмелеть от нежных рук".  Немного напрягло утверждение "совсем не жалко пряников, заварки" - автором упомянута не та "дороговизна", чтобы употребить в отношении её  фразу "совсем не жалко"! )))

46. А ЕСЛИ. БЕККИ СКВИРРЕЛ

            Вести вереницу растерянных снов
            За грань обличительной яви.
            Десяток не вовремя сказанных слов
            Готовить к суровой расправе.
            Вживлять себя в лето, и лето в себя.
            Снежинки отклеить от стёкол.
            Рассеянно солнечный луч теребя,
            Смотреть, как удачливый сокол
            Вскрывает пространство до самых Антиб.
            На шум побрести к буераку
            И взять на поруки отчаянный гриб,
            С ежом затевающий драку.

Эти стихи нужно обязательно читать, начиная с их названия - они целиком являются продолжением названия: а если... Интересный прием. И стихи отличные, рукой мастера сделанные. Особенно хороши первые пять строк: "а если  вести вереницу растерянных снов за грань обличительной яви, десяток не вовремя сказанных слов готовить к суровой расправе, вживлять себя в лето, и лето в себя...." Чего мне здесь не хватило? Концовки фразы. Сказал человек "а если", значит заверши "то...". А второй части -то в стихах и нет! А может, и не нужно? Просто стоит попробовать жить именно так, как предлагает нам поэт? 

47. СОРОКОНОЖКА. АНАТОЛИЙ СЕМКИН 

Обед на даче. Хлеб. Окрошка.
Щекочет ногу  что-то... Ишь,
Бежит по мне сороконожка.
Куда ж ты, милая, бежишь?.

Остановилась. Подустала?
Иль осознала: не туда
Твой путь лежит... Тревожно стало?
Во мне опасность и беда?

Ты смело лапками по коже.
А я над жизнью твОей Бог...                РУ
Да нет, не Бог я, я такой же,
Вот, разве что, поменьше ног.

Бежал за счастьем: или - или...
Кричал, толкая всех: -  Люблю!
Могли убить, но не убили.
И я, не бойся, не убью.

Пойдем-ка в сад, там на дорожку
Тебя пущу я. Жизнь зовёт.
А сам вернусь, доем окрошку.
Прости, но каждому  своё.

Стихи, где главное - содержание. Оно нетривиальное, с  авторским интересным сюжетом и размышлениями. Годится как для прочтения детям, так и взрослым. Хороший язык с удачно подобранными словами, небольшая ирония в изложении, есть там лучик доброты, который нас согревает. Понравилось  глубина отвлечения  от сюжета с сороконожкой к себе: "Да нет, не Бог я, я такой же, вот, разве что, поменьше ног. Бежал за счастьем: или - или... Кричал, толкая всех: -  Люблю! Могли убить, но не убили. И я, не бойся, не убью". Отличные стихи. Могли бы занять и более высокое место, не случись в них распада ритмического ударения с фонетическим: "А Я над жИзнью твОей бОг". А еще там не совсем удачно выбрано место для  междометия "ишь", которое берет на себя слишком много, так как поставлено автором на место Икта.

********************************************

Здесь же, опубликую для вас две ВНЕКОНКУРСНЫХ работы наших судей, стихи которых (за исключением нескольких особо оговоренных конкурсов) по Правилам ТМА в голосовании не участвуют и потому на победу претендовать не могли:

ДВЕ ТРЕТИ.  ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО.  ВНЕКОНКУРСНАЯ

Плеснула ночь на кофе кипяток.
Чернеет небо в чашке горизонта.
Я обвожу словами мыслей контур.
В строках - лишь треть, две трети - между строк.

Тактична собеседница-тетрадь.
Не задает вопросов неуместных.
С ней можно быть дозированно честной:
Треть - рассказать, две трети - умолчать.

Сегодня потеряла твой браслет.
Слетел с руки. Заметила не скоро.
"Когда б вы знали, из какого сора..."
На треть - случайность, на две трети - нет.

А знаешь, почему я слёз не лью
О навсегда утраченном браслете?
Треть серебра и пластика две трети -
Напоминает мне любовь твою.

В АВГУСТЕ ВРЕМЯ ИДЕТ БЫСТРЕЕ. ИННА ЗАСЛАВСКАЯ. ВНЕКОНКУРСНАЯ

В августе время идет быстрее,
Будто дела завершить спешит.
Вот на отцветших кистях кипрея
Пух серебрится – летучий пшик.
Ветер подует – не станет пуха,
Где-то рассеются семена.
Сорные травы бормочут глухо,
Пыльные гривы склоняя на
Землю, запекшуюся от зноя, -
В этом году перебор жары.
Отвоевались и не трезвонят
Поздние тощие комары.
Солнце ложится созревшей дыней
В сизые войлоки облаков.
Гласом бунтующего в пустыне
Гром громыхнул, да и был таков!
Август по-царски идет: дорогой
Жжет, забавляясь, костры рябин.
День пахнет дымом, а ночь – тревогой:
Что принесет журавлиный клин?
Может, прорвав оболочку сини,
Выпустит воду из всех щелей,
И хлынут ливни по всей России,
Животворящие, как елей.

************************************

На этом все. Мне очень приятно было обнаружить, как много поэтов нашего сайта в это лето не только насыщенно провели время, но и написали множество замечательных новых стихов. Всем вам - спасибо за участие в конкурсе, мне показалось, что он многим понравился. С уважением, Ваша Алкора, 08.10.22.