Банкет. Первая часть

Алла Гуревич
 Неужели прошло уже почти 20 лет? Даже не верится.
Стас - импозантный мужчина, хороший костюм, приятный парфюм и большие серые глаза, сидел в кафе с чашкой кофе и вспоминал тот день.
Он был приглашен к своему другу, Коляну, на день рождения его жены, "полабать и водочки попить", как выражался его рыжий друган. Колька тоже был из этих новых русских, которые с помощью разных гешефтов умудрились подняться в нищей стране.
Приглашен Стас был не просто так, а с дальним прицелом - развлекать гостей. Стас хорошо играл и на гитаре и хорошо пел - и блатные песни, и Окуджаву, и Шуфутинского - у него был Универсальный голос.
 Стол ломился от закусок, гости были уже хорошо под шофе, их толстые жены с бриллиантами на пальцах и жирных шеях были надменны и полны чувства собственного достоинства. И откуда только они повыплывали - все эти продажные адвокаты, милиция, мэры и замы? На какой благодатной почве были выращены?
 Между столами сновал по залу тощий вертлявый тамада неопределенного возраста - Стас его сразу про себя прозвал Лошариком. У Лошарика была чуть согнутая в поклоне спина и льстивая улыбочка на остром, в мелких оспинках, лице.
Пока гости довольно уплетали мясо, рыбу, икру и прочие деликатесы, Стас, сидя за столиком справа от сцены, тихо наигрывал 3 сентября Шуфутинского. Вдруг как будто все немного напряглись. Стас поднял голову от гитары и увидел ЕГО.
 Он не шел, а как будто бы величественно вплывал в зал, впитывая в себя взгляды разгоряченной уже публики. Это был знаменитый артист М. Стас видел много фильмов с его участием и восхищался игрой и талантом любимого артиста. М вдруг по-театральному раскинул руки и хорошо поставленым голосом произнес: "Здравствуйте, друзья". Зал замер, а довольный эффектом Колян победоностно посмотрел на свою супругу - смотри, кого я тебе привел.
Между тем М  еще раз окинул зал довольным взглядом и почему-то направился прямо к сцене, на ходу сбрасывая дорогое элегантное пальто прямо в руки Лошарика.
Взяв в руки микрофон, М начал с поздравления имениннице.Но тут к нему подбежал Лошарик и что-то зашептал на ухо. Да, да - сконфуженно немного произнес артист, сошел со сцены и сел рядом со Стасом. Стас все понял - видимо к Коляну пришел  кто-то более важный для него, чем какой-то там М. И оказался прав. На сцену в сопровождении телохранителя поднялся здоровенный мужик в малиновом пиджаке и большим золотым перстнем на татуированной лапе. Произнеся какой-то невнятный тост в честь именинницы, он жестом пригласил на сцену следующего. За следующий последовал еще кто-то, потом еще...все они были местная элита - богатые, наглые, сорящие деньгами нувориши.
  Между тем М, окинув скучающим взором публику, повернулся к Стасу и спросил - Вы здесь играете? В его голосе звучало неприкрытое презрение. Ну как можно было ему объяснить, что жить на что-то надо? У М конечно таких проблем не было и не будет. Да - смущенно пробормотал Стас...Иногда.
  Через несколько минут к артисту снова подбежал Лошарик и пригласил его на сцену. Небрежно и как будто немного устало М взял в руки микрофон и сказал - Уважаемые друзья, позвольте поздравить еще раз именинницу..Но его слова потонули в шуме голосов - Поздравляем. Поздравляем. Поздравляем. Артист переждал и начал неторопливо рассказывать байки из актерской среды, делиться мыслями об известных фильмах и премьерах. Но его никто не слушал. Мужчины наваливались на еду и выпивку, а дамы визгливыми голосами обсуждали наряды и бриллианты других дам. Вдруг одна уже хорошо выпившая мадам с двойным подбородком закричала артисту - ТамаНда (именно так, с буквой Н посредине) - лучше расскажи анекдот, а то скучно стало с твоей трепотни. Артист, который в это время читал монолог из спектакля, так и застыл в неудобной позе. К нему подлетел Лошарик, отодвинул его в глубь сцены и неистово зааплодировал. Подвыпившая публика заржала и заорала Лошарику - давай, братан, анекдоты про ментов. Артист, опустив голову, даже как-то боком и неловко, спустился со сцены и вышел из зала. К Стасу подскочил Лошарик и прошептал - через 10 минут твой выход, Николай Сергеевич приказал. Лошарик угодливо заскочил на сцену и начал травить анекдоты, а Стас вышел на улицу перекурить. Его выступление с блатными песнями обещало быть долгим и Стасу захотелось вдохнуть глоток свежего воздуха после спертого прокуреного воздуха в зале.
  На лестнице, ведущей в зал, стоял человек. Стас подошел поближе - это был М. Он как будто побледнел и осунулся, и выглядел почти стариком. Как они посмели, как посмели - только и шептал М. Стас предложил свою помощь, но М отказался. Лишь попросил тихо принести его пальто и вызвать такси. Стас быстро принес пальто и спросил у М - Вам куда? М назвал городишко в двухстах километрах отсюда и спросил, сколько это будет стоить. Услышал сумму, М замер на минуту, а потом сказал - к сожалению, у меня нет таких денег. Я рассчитывал на гонорар. Стас попросил подождать и опять рванул в зал. Выловил Лошарика и потребовал у него свой гонорар, иначе не будет петь. Получив деньги, Стас вернулся к М, подозвал знакомого таксиста, который уже караулил у выхода, договорился о том, что он доставит М куда нужно и сунул ему деньги.
Прощаясь, М почти заплакал, но тут же взял себя в руки и сказал - Стас - я обязательно вышлю Вам все деньги, как только получу гонорар за следующее выступление. Таксист торопил. М сел в машину и такси рвануло с места.
Только потом Стас понял, что М не взял у него ни телефона, ни адреса...И еще понял, что сам остался без денег. Ну и черт с ним - ожесточенно подумал Стас. Это не главное...Направляясь в зал, Стас встретил Коляна. А хде ентот, артист - спросил Колян и заржал. Тоже мне - даже анекдот нормальный рассказать не смог, артист бля. Стас промолчал.

Продолжение следует