Проблемы и пути развития потребительских кооперати

Лина Хачиковна Усепян-Овсепян
Проблемы и пути развития потребительских кооперативов региона

Л. Х. Усепян
Научный руководитель: к.э.н., профессор Мороз Андрей Васильевич
Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск, lina_24_87@mail.ru, lina_24_87@inbox.ru

В настоящее время в развитии экономики региона происходят интенсивные качественные позитивные изменения, выражающиеся в осознанном стремлении к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы. Таким образом, уровень концентрации экономики повышается благодаря формированию очень сильных торговых систем, сосредоточенных, как правило, в областном центре. Чрезмерная концентрация обуславливает отток всех видов ресурсов из сельской местности, что, наряду с другими известными факторами, приводит, в свою очередь, к убыточности сельскохозяйственных товаропроизводителей. В решении указанной проблемы значительную роль играет система потребительской кооперации. Обслуживая в основном сельское население, она берет на себя основные функции обустройства села, формирования торговой и производственной инфраструктуры, экономической и социальной защиты населения, посредством согласованного взаимодействия хозяйствующих субъектов во всей воспроизводственно-технологической цепочке. Это, в свою очередь, создает предпосылки для сбалансированного функционирования экономики сельской местности.
Потребительская кооперация как одна из старейших организационных форм некоммерческого сектора экономики до сих пор не потеряла своей значимости в силу того, что ни одна существующая организационная система не ставит своей целью помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в развитии их экономики и повышении эффективности производства, а также решение социальных и экономических проблем жителей сельской местности.
Определяя место потребительской кооперации в системе некоммерческого сектора экономики, прежде всего хотелось бы отметить, что существует целый ряд взглядов, позиций, точек зрения на саму природу некоммерческого сектора. Не ставя основной целью данной статьи рассмотрение существующих теорий, следует сделать одно важное замечание. Суть его сводится к тому, что потребительская кооперация, как организационно - правовая форма, скорее исключение для некоммерческого сектора, нежели его закономерный продукт. Сделанный вывод вытекает из того, что потребительская кооперация в большей степени подпадает под критериальные признаки коммерческого сектора экономики (извлечение прибыли и распределение её между участниками производства). Однако целевые функции потребительской кооперации и механизмы её управления, реализуясь в системе некоммерческих интересов (оказание помощи пайщикам, безработным, пенсионерам и т.п.), а также основанные на принципах демократического управления, конечно же, позволяют считать потребкооперацию некоммерческой структурой. Такой двойственный характер приведенной организационно-правовой формы позволяет считать кооперацию потребителей пограничной переходной формой от коммерческой к некоммерческой структуре экономики, соединяющей в себе признаки обеих структур, находящихся в своем единстве и противоречии [1,  42 с.].
В настоящее время процесс формирования и развития кооперации идет в направлении расширения и многообразия ее институциональных элементов и развития социально-ориентированного характера их деятельности. Она функционирует в соответствии с рыночными экономическими законами, которые предопределяют как особенности кооперативной сферы расширенного воспроизводства, так и специфические моменты, так как будучи многоотраслевой хозяйственной системой, потребительская кооперация участвует не только в реализации конечного продукта и услуги, но непосредственно в их создании. Таким способом потребительская кооперация способствует сокращению времени обращения продукции и всего воспроизводственного цикла. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается в доведении материальных благ до потребителя. Этот основной процесс в его непрерывности и определяет функциональное содержание потребительской кооперации. Формирование и развитие взаимоотношений между потребкооперацией и отраслями агропромышленного комплекса опосредуется кооперативными связями. Они отражают совокупность организационно-экономических и социально-экономических отношений в процессе взаимодействия кооперирующихся хозяйств. Организационными формами кооперативных связей являются предприятия и организации системы потребительской кооперации.
Основными функциями потребительской кооперации на современном этапе являются:
- создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их реализацией;
- производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; - оказание членам потребительских обществ производственных и непроизводственных услуг;
- совершенствование переработки, хранения, доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя;
- поддержание сохранившихся крупных сельскохозяйственных предприятий, которые нуждаются в оптимизации отношений с различными предприятиями и организациями.
Потребительская кооперация в каждом регионе выступает надежным союзником местных органов власти в реализации программ социальной защиты населения, а именно: оказание поддержки и содействия безработным, малоимущим. Представители регионального и местного самоуправления признают благородную миссию потребительской кооперации и начинают видеть в ней партнера и создавать условия для ее свободного и самостоятельного развития.
Таким образом, чтобы обеспечить экономический рост и поддержать социальную стабильность на селе, необходимо сконцентрировать усилия на тех направлениях, на которых потребительская кооперация имеет конкурентные преимущества. Их реальное наличие позволяет оптимистично оценить будущее потребительской кооперации России.
Практическая значимость выполненного научного исследования для обследуемой организации – Раздольненского сельского потребительского общества – состоит в том, чтобы провести комплексный финансовый анализ деятельности, оценить степень финансового устойчивости, деловой активности, платежеспособности и проанализировать наличие или отсутствие банкротства по системе оценке У. Бивера. А также выявить существующие проблемы и выбрать наиболее эффективные механизмы и методы улучшения финансового состояния потребительской организации.
На основе проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности можно сформулировать следующие выводы. Финансовое состояние потребительской кооперативной организации  является стабильным. Деятельность Раздольненского сельпо в 2007 г. и 2008 г. была прибыльной. По сравнению с 2007 г. в 2008 г. показатели прибыли увеличились.  Увеличилась величина основных средств на 66,89 %. Операционные доходы в 2007 г. превышали операционные расходы на 618094 руб. по сравнению с 2008 г. Это означает, что с каждым годом эффективность деятельности предприятия вырастает. Соответственно, первоочередной задачей является дальнейшее привлечение покупателей, поставщиков и пополнение базы продавцов.
Для достижения этой цели необходимо разработать и провести маркетинговую кампанию. Однако на предприятии отсутствует соответствующее подразделение и специалисты. Считаю целесообразным введение в штатное расписание должности маркетолога.
Кроме того, необходимо поддерживать величину основных средств, так как имеющиеся находятся в отличном состоянии, что способствует привлечению покупателй.
Важно отметить уменьшение доли заемных средств в финансировании организации, как свидетельствует коэффициент финансовой зависимости. В 2007 г. на 1 руб. собственного капитала привлекалось 0,29 руб. заемного капитала, а в 2008 г. – 0,13 руб. заемного капитала. Такая тенденция считается благоприятной в условиях невысокой рентабельности активов.
Данное предприятие в достаточной мере не обеспечено  всеми видами источников формирования запасов и затрат. В такой ситуации привлеченные средства используются не по назначению, т.е. для формирования запасов используется кредиторская задолженность.
Проведенный нами анализ говорит, что финансовое состояние Раздольненского сельпо в  2008 г. по сравнению с 2007 г. заметно улучшилось.  Рассчитанные относительные показатели финансовой устойчивости соответствуют нормативным значениям.
Одним из индикаторов финансового положения предприятия является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. В целом можно сказать, что выполняется три из четырех условия абсолютной ликвидности баланса. Для выполнения всех условий Раздольненскому сельпо целесообразно ускорить возврат кредиторской задолженности, а в случае невозможности – продать запасы и вырученные денежные средства направить на погашение наиболее срочных обязательств.
Говоря о  деловой активности Раздольненского сельпо можно указать, что все рассчитанные коэффициенты оборачиваемости увеличились, кроме скорости оборота собственного капитала, среднего срока погашения дебиторской задолженности, среднего срока возврата долгов организации по текущим обязательствам.
По системе оценки У. Бивера организация Раздольненского сельпо по большинству рассчитанных показателей можно отнести к первой группе «Благополучные компании», что свидетельствует об отсутствии угрозы банкротства данного предприятия в пределах пятилетней перспективы. Хотя данному предприятию необходимо стремиться к тому, что бы два показателя (коэффициент покрытия активов собственными оборотными средствами и коэффициенту текущей ликвидности) соответствовали нормативам 1-ой группы «Благополучные компании».
Целенаправленное развитие потребительской кооперации, в т.ч. кооперативов и сельских кооперативных обществ, возможно на основе разработки детальных программ, в которых будут учтены выявленные перспективные направления деятельности. Это, в свою очередь, требует более детального анализа, что является предметом дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Гутман Г.В., Дигилина О.Б., Чукин Н.И. и др. Формы кооперативного движения в условиях рыночных реформ: Монография. М.: Дашков и К°, 2003. С. 42-43.
2. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации области за 2004 год. Материалы Владимирского областного союза потребительских обществ. Владимир, 2005.

2010 г. 1 год обучения в аспирантуре