Моей любви безумное волненье...

Александр Сичанин
"Моей любви безумное волненье..."
Александр Сичанин
25 СЕНТЯБРЯ В  МУЗЕЕ-УСАДЬБЕ«АРХАНГЕЛЬСКОЕ» СОСТОИТСЯ КОНЦЕРТ «МОЕЙ ЛЮБВИ БЕЗУМНОЕ ВОЛНЕНЬЕ…»
Музыкально-литературная композиция на стихи Александра Сергеевича Пушкина!
«Из наслаждений жизни одной любви уступает музыка, но и любовь – мелодия» –  эти слова великого  поэта можно смело поставить во главу  угла   этого значимого  события для любителей классической музыки и поэзии!
 Услышав в 1823 году романс на свои стихи, Пушкин был так очарован музыкой, что под влиянием её посвятил стихи исполнительнице – княгине Марии Александровне Голицыной — внучке великого полководца Суворова — великосветской  даме, музыканту и певице:
«Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине.
Её минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обворожённый,
Мой стих — унынья звук живой,
Так мило ею повторённый,
Замеченный её душой.
Вновь лире слёз и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки.
Довольно: в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем.
Я славой был обязан ей,
А, может быть, и вдохновеньем»…
Многогранный пушкинский талант с присущим ему разнообразием идей и жанровых форм, изобразительностью и музыкальностью стиха  всегда вызывал  глубокий резонанс во всех  видах искусства, а музыкальная жизнь произведений Пушкина настолько значительна, что заслуживает особого разговора.
        Музыкальность пушкинского стиха была отмечена и высоко оценена его современниками. Великолепно чувствуя звуковую красоту русской речи, Пушкин средствами обычного обиходного языка сумел создать недосягаемые шедевры поэтической легкости и благозвучия.
      Уже первые лицейские стихи Пушкина были положены на музыку :
«Роза»  муз. М. И. Глинки
«Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Вот жизни радость!
Не говори:
Так вянет младость!
Вздохнув, скажи:
Увы, жалею!
И на лилею
Нам укажи».
 «Пробуждение» («Мечты, мечты») муз.  А. А. Алябьева
«Мечты, мечты,
Где ваша сладость?
Где ты, где ты,
Ночная радость?
Исчезнул он,
Веселый сон,
И одинокий
Во тьме глубокой»…

«Веселый пир» муз. К. П. Вильбоа.
«Я люблю вечерний пир,
Где веселье председатель,
А свобода, мой кумир,
За столом законодатель,
Где до утра слово пей!
Заглушает крики песен,
Где просторен круг гостей,
А кружок бутылок тесен».
И с тех пор этот процесс не прекращается…
Высокий настрой души поэта, апофеоз дружбы и любви в его лирике получили такой отзвук в русском вокальном творчестве, какой можно сравнить разве что с многократным горным эхом.
        Пушкин-сказочник отозвался в оперном творчестве М. И. Глинки. Поэма  «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году. Пушкин назвал её  «Мое игривое творение». Увертюра к опере звучит как музыкальный фейерверк. Опера прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через три года после гибели поэта.

 Романтические поэмы Пушкина, рисующие исключительную личность в исключительных обстоятельствах, легли в основу музыкальной драматургии многих оперных и балетных спектаклей. Лучшие из них – «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» (балеты Б. В. Асафьева).

Живая и ясная поэзия А. С. Пушкина вне времени и  пространства!  Строки любовной лирики выстраиваются в череду событий, обстоятельств жизни поэта и удивительным образом становятся созвучными ощущениям и душевным переживаниям нашего времени и вот  уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов.
Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

«Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского; «Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского.
Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.
 «Трагедия «Борис Годунов» была написана поэтом в 1825 году. Опера была написана Мусоргским через сорок четыре  года, т.е. в 1869 году и поставлена в Петербурге.
Опера «Евгений Онегин» (семилетний труд Пушкина — 1823—1830 гг.). Появление ее в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве.

Велика роль либреттистов Петра Ильича Чайковского и Константина Степановича Шиловского, которые, прикоснувшись к творению Пушкина, сумели так органично включить в превосходную ткань оперы отдельные стихотворные тексты: арию Гремина,  ариозо Ленского и др.
Образ Татьяны — собирательный. Изумительный дуэт Татьяны и Ольги — не что иное, как стихотворение «Певец», написанное Пушкиным еще в лицее:
«Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?
Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Встречали вы?
Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?»
Повесть»Пиковая дама» написана поэтом в 1833 году (в течение одного года). Чайковский трудился над оперой сорок один день. Трудно себе представить, что за такой короткий срок Чайковский создал произведение, которое является одним из величайших достижений мирового музыкального искусства…

Следует отметить, что опера «Пиковая дама»  была впервые поставлена в Париже в 1850 году, на сорок  лет раньше, чем в России.
По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер: «Мазепа», музыка Чайковского; «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок», «Моцарт и Сальери» — композитор Римский-Корсаков; «Дубровский» — композитор Направник; «Русалка», «Каменный гость» — Даргомыжский; «Скупой рыцарь», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин» написаны Асафьевым; «Пир во время чумы», «Капитанская дочка» — композитор Кюи; «Алеко» — дипломная работа Рахманинова; «Медный всадник» — балет Глиера; «Барышня — крестьянка» — композитор Минкус.
Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта Сергей Лифарь поставил в Париже балет «Пиковая дама», пользовавшийся в течение нескольких сезонов бешеным успехом у взыскательной французской публики…
«Музыка – это следы, по которым можно вернуться в разное время жизни»…
Имя Пушкина навсегда вошло в историю русской музыки. Его поэмы, драмы и  повести, его народные сказки и лирические стихотворения пленили воображение более 1000 композиторов. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.
 Весь XIX век в русской музыке почти неотделим от имени А. С. Пушкина. Гений Пушкина  не только сопутствовал национальной музыкальной культуре, – он активно участвовал в её строительстве, направляя и вдохновляя русскую музыкальную мысль.
Все мы наслаждаемся и вдохновляемся великолепными шедеврами! И надеемся, что  музыкально-литературная композиция на стихи Александра  Пушкина «МОЕЙ ЛЮБВИ БЕЗУМНОЕ ВОЛНЕНЬЕ», которая состоится   25 СЕНТЯБРЯ В  МУЗЕЕ-УСАДЬБЕ«АРХАНГЕЛЬСКОЕ»  станет настоящим праздником для меломанов и любителей  поэзии!


АЛЕКСАНДР   СИЧАНИН
Член Союза  писателей Москвы
Действительный член Петровской Академии наук и искусств  (ПАНИ)
Член-корреспондент Академии Поэзии


Художник Елена Шипицова