Архаизмы. Ч. XII. Предлоги

Петр Анатольевич Полетаев
Архаизмы. Часть XI: предлоги

1.  Примеры архаичных отклонений от современных правил употребления предлога «со» вместо «с»

В оде Державина «Видение Мурзы» (1783)  выделим выражение «со облаков»:

     Сошла СО облаков жена...

Современная литературная норма: с облаков. 

В стихотворении «Водопад» (1791-1794) он писал:

     Свалилась лира С СЛАБЫХ рук…

Современная норма: со слабых.

Вместе с тем, в стихотворении Батюшкова «Мои пенаты» (1811-1812) обратим внимание на следующую строку:

     Со крылышек своих.

В соответствии с современной нормой мы бы написали «с крылышек».
                [504]
Хотя современные правила правописания и стилистики (115) рекомендуют употребление предлога «со» вместо «с» перед словами, начинающимися с двух или более согласных. Вместе с тем особенно строго придерживаются этого правила, если среди следующих после предлога согласных есть «р», «л», «н», «с» (например – со льдом, со шторами, со зла, со всяким, со многими, со мною, со всеми и др.). С другими согласными ,были возможны варианты использования предлогов «с»  и «со», как в рассмотренном выше примере из стихотворения Батюшкова. Как можно предположить вариант с предлогом «со» поэт в данном случае использовал ради сохранения заданного ритма.
Вместе с тем нужно отметить, что в XVIII-XIX вв. указанное правило в отношении предлогов строго не соблюдалось.
Например, Хемницер  в стихотворении «Милостивой государыне Марье Алексеевне Дьяковой» (1779) писал:

     Все басни С СКАЗКАМИ ко мне тут приступили…
     ……………………………………………………
       С СЛОНАМИ…

Из стихотворений Батюшкова приведём ещё следующие примеры:

     Мне ль за призраком гоняться,
     Лавры С СКУКОЙ собирать?
          «К Гнедичу» (1806)

     И землю лобызав С СЛЕЗАМИ…
          «Воспоминание» (1807-1809)

Из произведений Жуковского выделим следующие примеры:

     С СВЕТЛЫМИ глазами,
     Тихо вея, прилетел…
          «Светлана» (1808-1812)               
                [505]
     С СТЕСНЕНИЕМ письмо твоё читаю…
          «Тургеневу, в ответ на его письмо. Послание» (1813)

Такое же отступление от правила применении предлогов, избегающего неблагозвучной вынужденной цезуры или паузы, как в первом примере из Жуковского, находим и у других поэтов:

     Я примчу к тебе с волнами
     Труп казачки молодой,
     С тёмно-бледными плечами,
     С СВЕТЛО-РУСОЮ косой.
          Лермонтов. «Дары Терека» (1840)

     Он нёсся ввысь, всё рос и рос,
     Как будто С СВЕТОМ,  с жизнью милой
     Прощался, в небе утопал…
          Никитин. «Кулак» (1854-1857)

И даже в поэзии XX в., например,  у Маяковского:

     Но странная из солнца ясь
     струилась, -
     и степенность
     забыв,
     сижу, разговорясь
     С СВЕТИЛОМ постепенно.
          «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920).

Отступление от правила применения предлогов, приведённое во втором примере из стихотворения Жуковского, с сочетанием предлога «с» с последующими согласными «ст» также находим и у других поэтов:
               
     От детства я люблю ходить за виноградом,    
          Водиться знаю С СТАДОМ…
               Батюшков. «Странствователь и домосед» (1814-1815)
                [506]
         О-ох,  беда мне С СТАРИКОМ!
           Никитин. «Кулак» (1854-1857)

     С СТЕНЫ оштукатуренной
     Портрет его глядел.
          Его же. «Исповедь» (1861)

И также даже в поэзии XX в. у Есенина:

     С СТАДОМ буланых коней.
          «Иорданская голубица» (1918)

     Тем более С СТАРЫМИ взглядами
     Могла я обидеть мать.
          Анна Снегина» (1925).

И у Пастернака:

     На тротуарах истолку
     С СТЕКЛОМ и солнцем пополам…
          «Про эти стихи» (1917)

В стихотворении Тютчева «День вечереет, ночь близка…» (1851) находим сочетание предлога «с» со следующими за ним тремя согласными «стр»   в заключительной строке следующей строфы:
               
     Кто ты? Откуда? Как решать,
     Небесный ты или земной?
     Воздушный житель, божет быть,
     Но С СТРАСТНОЙ женскою душой.
                [507]
В «Евгении Онегине» Пушкина выделим неблагозвучное сочетание предлога «с» и существительного в выражении «с смертью»:

     Пред вами С СМЕРТЬЮ на челе...
          Глава пятая, XXXIV строфа.
      
У Есенина в стихотворении «Нощь и поле, и крик петухов...» (1917) укажем на неблагозвучное сочетание предлога «с» со следующими за ним согласными «зл»:

     С ЗЛАТНОЙ тучки глядит Саваоф.

К правилу употребления предлога «со» вместо «с» перед словами, начинающимися с двух или более согласных, добавим, что не обязательно искать среди них только «р», «л», «н» и «с», но могут быть и другие, следующие подряд согласные звуки. При несоблюдении этого правила нарушается стройность или благозвучие ритма с ощущением спотыкания при чтении  таких стихов с вынужденной остановкой после предлога «с» или с его проглатыванием при следующем за ним тем же звуком «с» или звонким «з», как в примере из приведённого стихотворения Есенина.
Это правило нужно применять даже если после предлога «с» идут и другие согласные, как, например, в стихотворении  Некрасова «Крестьянские дети» (1861), в котором отмечаем применение предлога «со», вместо «с» перед словом, начинающимся на согласный звук «п» со следующий за ним «ч», хотя в данном случае можно было бы использовать и предлог «с» в выражении «с пчёл», которое является даже более благозвучным, чем «со пчёл»:

     Нет меду СО ПЧЁЛ, урожаю с земли...
          «Крестьянские дети» (1861).
                [508]
Так и в стихотворении Есенина «Табун» (1915) ради сохранения ритма применён предлог «со» перед следующими друг за другом согласными «д» и «н» в выражении «со дней», хотя благозвучным и современным является выражение «с дней»:

     В холмах зеленых табуны коней
     Сдувают ноздрями златой налет СО ДНЕЙ.

Из правила применения предлога «со» вместо «с» возможны и другие исключения. Например, «с плота» пишется с предлогом «с», а не «со». Это чувствуется в произношении, которое становится затруднительным, если бы мы сказали «со плота».
Без исключений предлог «со» нужно употреблять перед всеми словами, начинающимися с двух или более согласных, если первая из них «с» или «з»: со стыда, со смеху, со страху, со слезами, со ста, со сроками, со своими, со стола, со звездой, со сна, со стариком, со стрелой.
Предлог «со» рекомендуется применять также перед словами, начинающимися звуком «щ», например, в выражениях «со щами», «со щукой», «со щенком», хотя можно  встретить написание  «с щенком» вместо «со щенком», что является исключением.

2 .  Примеры отклонений от современных правил употребления предлогов «в» и «во», «к» и «ко»

В оде Державина  «Видение Мурзы» обратим внимание на режущее слух выражение «в вред», употреблённое поэтом вместо современного «во вред»:

     И ты сирен поющих грому
     В ВРЕД добродетели не строй.

В его стихотворении «Водопад» (1791-1794) читаем:
               
     Всё утопает в бездне, В МГЛЕ!
     ………………………………….
                [509]
     Сидит глубокадума В МГЛЕ!

Добавление «о» к предлогам не только «с», но и «в», и «к»  перед словами, начинающимися с согласных букв стало нормой. Это придаёт произношению благозвучие и ритмичность.
Так, у Пушкина в поэме «Кавказский пленник» (1820-1821) читаем:

     ВО ДНИ печальные разлуки
     Мои задумчивые звуки
     Напоминали мне Кавказ.
          Посвящение  Н.Н. Раевскому.

3. Примеры с предлогами «к» и «ко».

     Сошли КО БРЕГУ в тишине...               
          Черкесская песня. Раздел 3.

В настоящее время мы не говорим ни «ко брегу», ни «ко берегу», а говорим «к берегу». То есть добавления буквы «о» к предлогам «в» и «к» перестало соблюдаться, за исключением таких выражений, как, например, «во вред», «во благо» и «ко мне».
Иногда применение предлога «ко» вместо «к» кажется излишним, например, как в следующей строке из поэмы Есенина «Иорданская голубица» (1918):

     Сядь ты ко мне на крылечко,
     Тихо склонись КО ПЛЕЧУ.
               
Употребление предлога «ко» вместо «к» было обусловлено желанием сохранить ритм стиха и избежать в нём остановки или цезуры, что в современной поэзии не обязательно.
                [510]

Примечание: Данный раздел эссе «О литературных нормах в русской поэзии»,  приводится с продолжением нумерации страниц и сносок.

Продолжение следует.