Не удерживай Меня

Вартимей Сынтимеев
НЕ УДЕРЖИВАЙ, НЕ КАСАЙСЯ.
Зерно прорастает и становится Древом жизни посреди сада. Древо жизни – Живое Древо. Это Сам Господь, Сам Иисус, которому Бог даровал «Имя, превыше всякого Имени», Богочеловек, Бог воплощенный, распятый, умерший, воскресший.
Он стоит посреди сада. Это – новый «рай, посреде имеющий Древо Жизни – Господа». Христос Воскресший творит все новое.
Новотвориши земных, Создателю, смертен быв…
И Мария Магдалина созерцает это, как Новый Моисей – ибо во Христе нет мужского пола, ни женского, ибо во Христе исполнилось желание Моисея – «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них! (Числ 11:29).
Она присутствует при творении нового мира, хотя сначала и не понимает, что происходит. Как и Моисей, она не успела увидеть творения ангельских сил: ангелы сидят у гроба, у главы и у ног того места, у начала и конца мира ветхого, у места, где лежало тело Иисуса. Но она видит тайну великую и выше слов. Здесь, на ее глазах, восходит ко Отцу Иисус, воздвигается из мертвых погибший в мучениях крестных мир, здесь он новотворится в Воскресшем Христе. Реки и птицы, трава и облака – все возрождается в негибнущее, непоколебимое, жизненосное бытие во Христе. Он – Альфа и Омега, Он – Начало и Конец мира, все от Него, и Им, и к Нему. Он восходит ко Отцу, вознося Собой и в Себе воскрешенный мир, лишенный отравы смерти.
Мир теперь  – не только макроантропос, но и Антропос, Феантропос, Богочеловек. Он – Новый Мир, в котором есть все для нас, обители многи, что Он, пойдя, уготовал нам, как Раб ЯХВЕ. Все исцелены Его страданиями.
Проснувшийся от смертного сна Новый Адам узнает свою горюющую церковь, которая родилась от Его ребра, и зовет ее по имени. Она – плоть от плоти Его, она – скиния Его с человеками.
Не касайся! Сияние мандорлы – как сияние купины на горе Хорив. Древо жизни сияет огнем Божества. Все можно начать заново. Все вернулось в ту точку, откуда началась древняя порча, та гниль, та ржавчина, которая разъедает человека и мир, не разбирая правого и виноватого.
На иконе из росписи храма в монастыре Грачанице (Косово, 1325 г) Христос Воскресший окружён необычной внутренней мандорлой, «зубчатой», в отличие от «гладкой» внешней. Очертания Его фигуры читаются по-разному и одновременно: это и прекрасный Иона, выходящий из разорванного, потерявшего форму и силу кита-смерти «смерть лежит, окаянная, без дыхания», как поется в одном из православных гимнов о Воскресении); но его фигура напоминает и прорастающее таинственное Зерно, упавшее в недро земное (Зерно двоерасленное естественножизненное, / в бока земная сеется со слезами днесь: / но прозябше мир радостносотворит)(1)  Зерно вырастает на наших глазах в Древо.
- Почему не сгорает в сиянии Древо? – подобно Моисею удивляется Магдалина. – Что здесь делает садовник?
Но это Тот Самый Садовник, что насадил сад мира и Древо – Себя в своей осязаемой для человека тайне пищи, тайне рая сладости.
И Христос Бог зовет ее по имени, как позвал Моисея.
«Когда же Господь увидел, что Моисей идет посмотреть, Он воззвал к нему из горящего куста: «Моисей! Моисей!» «Да, Господи!» - откликнулся тот.  Бог остерег его: «Не подходи ближе. Сними обувь свою, ибо место, на котором ты стоишь, свято! Я Бог отца твоего, - сказал Он Моисею, - Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Моисей закрыл лицо свое, боясь взглянуть на Бога» (Исх. гл 4).
Но она уже не боится – ей открыто больше, чем Моисею. Она не просто в страхе смотрит на Бога сзади, она смотрит в Лицо Его – и остается в живых.
И Она постигает Его Имя, что превыше всякого имени, ибо Бог дал Свое Имя Сыну Своему Воскресшему.
 «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числ 11:29)
На росписи Мария Магдалина в ризах синих и красных, ризах Христовых – она есть образ Церкви Его, что будет странствовать по земле. Двенадцать колен Израилевых – все новое человечество, начиная с апостолов и рожденных их проповедью во всем мире, по числу языков сияющей мандорлы, подобно языкам Духа.
- Мария! – называет ее Бог, Христос Воскресший, по ее имени. Это имя ее новое, которое никто не знает, кроме того, кто получает.
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». (Откр. 21: 1-4)
На другой росписи Магдалина отворачивается от Ангела, восседающего на гробе, за ним – пещера, тьма небытия. Ангел рукой показывает Марии на Того, кто вызывал из небытия мир.
«Учитель!» - восклицает Мария.
«Не прикасайся ко Мне!» – говорит Христос Воскресший.
Не вкушай таинственную Евхаристию одна – это пища всех братий Моих. Самарянка не имела мужа, и позвала всех жителей города. Магдалина не имеет мужа, и должна позвать апостолов, и дать им, и они будут есть – не в гибель, как плод, поданный Евой, ел Адам, но в жизнь вечную, божественную, чтобы стать воистину как боги, как братия Сына Божия.
Он пришел избавить нас.
«Я вижу, давно уже вижу, какие муки терпит народ Мой… слышу его отчаянные вопли под ударами надсмотрщиков, ведомы Мне страдания народа Моего;  Я сошел, чтобы избавить его от гнета…и вывести его из той земли в землю плодородную, с лугами пространными, в ту, что источает молоко и мед…Вопль сынов Израилевых побуждает Меня ныне действовать… и Сам Я вижу, как жестоко египтяне угнетают их.  Поэтому Я посылаю тебя к фараону: иди и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых!»
Поэтому иди и расскажи апостолам! Да, они не поверят тебе, но не будет чудес, не изменится твой посох в змея. Я Сам приду и стану посреде, как в древние дни – Я, Я Сам буду посреде их, и узнают, и поймут, и воскликнет Фома: Господь мой и Бог мой!»
...Се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном (Откр 21: 5-7).
Ибо Я восхожу в Богу Моему, который и ваш Бог, и к Отцу Моему, который и ваш Отец – навеки, навсегда. Не удерживай Меня, не касайся Меня в одиночестве.
Созови всех, Мария!

___

(1) Зерно двухприродное, животворное / в недра земли сеется со слезами в сей день, / но, произросши, оно наполнит радостью мир. (Статии в Великую Субботу на утрени)

Фрагмент росписи храма в монастыре Грачанице (Косово, 1325 г)