Архаизмы. Ч. IV Усечения

Петр Анатольевич Полетаев
Усечения частей речи

1. Грамматических форм усечения частей речи

В оде Ломоносова «На взятие Хотина» (1739) мы обращали внимание на усечённые формы тяжки, паляща, орлины, молдавски, вредны, сильну, всходящу, каспийски, татарску, северны, которы, чужи, большу, дневну, использованные поэтом вместо полнозвучных тяжкие и палящая, орлиные, молдавские, вредные, сильную, всходящую, каспийские, татарскую, северные, которые, чужие, большую, дневную Такие усечённые формы были широко распространены в поэзии XVIII – XIX вв.

Томашевский в книге «Стилистика и стихосложение» (203) выделил семь грамматических форм, в которых встречались в русской поэзии усечённые формы прилагательных и причастий, которые он привёл «в порядке их употребительности, начиная с самой частой формы»:

 «1) Именительный и винительный падежи множественного числа:
                [259]
     И мирты ОКРЕСТНЫ алели.
      Жуковский. «Теон и Эсхин» (1814)

     И гимны почестей, ГРЕМЯЩИ над гробами.
      Жуковский. «Сельское кладбище» (1802);

2) Винительный падеж единственного числа женского рода:

Ретивый конь, осанку ГОРДУ
 Храня, к тебе-порой идет;
 Крутую гриву, ЖАРКУ морду
 Подняв, храпит, ушми прядет...
      Державин. «Водопад» (1791);

3) Именительный падеж единственного числа женского рода:

АЛМАЗНА сыплется гора.
      Державин, «Водопад».

Проснись, Пифийского поэта ДРЕВНЯ лира.
     Жуковский. «Мир» (1800)

Как БЫСТРА тень, мелькаешь ты.
      Жуковский. «Человек» (1801);

4) Именительный и винительный падежи среднего рода:

ПРЕМИЛОСЕРДНО, НЕЖНО свойство.
      Державин. «Изображение Фелицы» (1789)

Осталось МРАЧНО вспоминанье.
      Батюшков. «Воспоминание» (1809);
                [260]
5) Родительный (винительный одушевленный) падеж мужского и среднего рода:

 Смерть мужа ПРАВЕДНА прекрасна.
      Державин. «Урна» (1797)

 На крыльях эха РАЗДРОБЛЕННА
 Пленяет песнь твоя весь дух.
      Державин «Соловей» (1795).

Из сердца КАМЕННА потек бы слез ручей.
      Батюшков, «Отрывок из X песни «Освобожденного Иерусалима» (1808).

Помосты мраморны и урны злата ЧИСТА
       Батюшков, «Тибуллова элегия» III. (1809);

6) Именительный и винительный падежи единственного числа мужского рода:

Встречается чаще других форма всяк, но она не аналогична другим. Обычно она употребляется самостоятельно в значении «всякий человек», а не как определение:

     На площадь ВСЯК идет для дела и без дела.
           Батюшков, «Странствователь и домосед» (1814-1815)

          ВСЯК помнит должность, честь и веру,
          ВСЯК душу и живот кладет.
               Державин, «На взятие Измаила» (1790).

          Прелестный юноша пред нею,
     СКЛОНЯЮЩ слух к ее словам
                [261]
          Жуковский, «Могущество, слава и благоденствие России» (1799)

      Сиял при персях пояс ЗЛАТ
           Державин. «Видение Мурзы» (1783);

7) Дательный падеж единственного числа мужского и среднего рода:

      Я видел, я внимал ее СЕРДЕЧНУ стону.
           Батюшков, «Стихи Е. С. Семеновой» (1809)».

2.  Дополнительные примеры усечений прилагательных и причастий

     Я связь миров повсюду сущих,
     Я КРАЙНЯ степень вещества;
     Я средоточие живущих,
     Черта НАЧАЛЬНА божества.
          Державин. «Бог» (1784)

Здесь усечённые формы крайня  и начальна от прилагательных  крайняя  и начальная являются устаревшими.  Вместе с тем,  в современном русском языке сохранились наречия первоначально и изначально, выражения «крайне важно» и крайне необходимо».

     Их в ЗИМНИ вечера не будет веселить…
          Жуковский. «Сельское кладбище» (1802)

     Вперил он СТРАШНЫ очи...
          Его же. «Певец в стане русских воинов» (1812)

     ЛАЗУРНЫ очи опустя…
          Его же. «Вадим» (1814-1817)
                [262]
     И ВОСКРЕЩЕННЫ древеса…
          Там же.

     ПОСЛЕДНИ облака, блиставшие зарёй
          С небес, потухнув, улетали.
               Его же. «Славянка» (1815)

     Уже потухли звезды
     В сиянии дневном,
     И пташки ТЁПЛЫ гнезды,
     Что свиты под окном,
     Щебеча покидают...
          Батюшков. «Мои пенаты» (1811-1812)

     ПРЕЛЕСТНЫ гимны пой!
     Пока ВЕСЁЛЫ дни...
     и СОЧНЫ апельсины...
     За ДРЕВНИ прегрешенья?..
     С ночи до БЕЛА дня...
          Его же. «К Жуковскому» (1812)

Почти все выделенные здесь у Батюшкова краткие прилагательные до сих пор применимы в литературном языке, например, в предложениях: «Вы так прелестны, когда веселы (но, заметим, не весёлы) ; «Как сочны эти апельсины!»; «Как древни эти книги!»

Прилагательное бела в выражении «до бела дня» - «старая форма родительного падежа краткого (именного) прилагательного бел», которая продолжает использоваться в современном русском языке, например,  в выражении «средь бела дня».

В песне Алексея Мерзлякова (1778-1830) (249)  «Вылетела бедна пташка на долину…»   (1810) выделим  выражения «чёрны волосы» и «бела грудь»:
                [263]
     ЧЕРНЫ волосы бедняжка вырывает,
     БЕЛУ грудь свою лебедушка терзает.

Подобные словосочетания с краткими прилагательными характерны для стилизаций языка старой народной поэзии.

Например, как  в стихотворении Катенина «Наташа» (1814):

     Где уста, как мед душистый,
     БЕЛА грудь, как снег пушистый,
     РДЯНЫ щёки, маков цвет?

Краткое прилагательное «рдяны» от рдяный  (38), означающего красный, алый цвет и образованного от глагола рдеть, т.е.выделяться соответствующим цветом (23,24,38).

Примеры кратких прилагательных  немало и у Пушкина:

     В уме возникли МРАЧНЫ думы...
          «Руслан и Людмила». Песнь пятая.

     СТОЛЕТНИ сосны не шумят...
          Там же. Песнь шестая.

     Волшебный край! там в СТАРЫ годы...
          «Евгений Онегин». Глава первая, XVIII строфа.

     То в них рисует СЕЛЬСКИ виды...
                Там же. Глава четвёртая, XXVII строфа.
                [264]
     Как их писали в МОЩНЫ годы...
                Там же.  XXXIII строфа.

     Усы, КРОВАВЫ языки...
                Там же. Глава пятая, XIX строфа.

     СЕРДЕЧНЫ тайны, тайны дев...
                Там же. Глава седьмая, XLVI строфа.

     К луне подъемлет ТОМНЫ очи...
           Там же, Глава восьмая, XXVIII строфа.

     Не вспыхнет мысли в ЦЕЛЫ сутки...
           Там же,  XLVIII строфа.

     Что было также в ПРЕЖНИ леты...
           Там же,  L строфа.

В поэме Никитина  «Кулак» (1854-1857) читаем:

     Была тоска последних дней,
     ТЯЖЕЛЕ ряд ночей бессонных…

В стихотворении Анненского «Бронзовый поэт», опубликованном в 1910 г., читаем:

     И стали - и скамья и человек на ней
     В недвижном сумраке ТЯЖЕЛЕ и страшней.

Усечённая сравнительная  степень прилагательного тяжеле отклоняется от орфографической нормы тяжелее (60).
                [265]
У Есенина в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917-1928) находим отмеченную Томашевским (203) архаичную усечённую грамматическую форму прилагательного синий - сини:

     Нивы сжаты, рощи голы,
     От воды туман и сырость
     Колесом за СИНИ горы
     Солнце тихое скатилось.

В то же время усечённые формы сжаты и голы в первом стихе этого катрена соответствуют современному употреблению.
В поэме»Русь» (1914) Есенин использовал усечённую форму прилагательного чёрная в синклесе «чёрна смородина»:

     Загорятся, как ЧЁРНА смородина,
     Угли-очи в подковах бровей.

В его поэме «Песнь о великом походе» (1924) читаем:

     Выходил тут царь
     С высокА крыльца…

У Ивана Мятлева (1796-1844) (250) в стихотворении и популярном городском романсе «Розы» (1834), а также у Северянина, использовавшего указанные стихи Мятлива в стихотворении «Классические розы» (1925), находим усечение свежи от полнозвучной формы - свежие:

     Как хороши, как свЕжи были розы…

Такое усечение соответствовало литературной норме.
                [266]
Вознесенский тоже использовал усечение свеже, но с нарушением рекомендуемой литературной нормы. Так, в его в стихотворении «Из якутского дневника» (2005) читаем:

     Здесь время СВЕЖЕ, как из лЕдника.
     И в логове оленевода
     Данилов мне читает Хлебникова,
     понятного без перевода.

Известно, что правильными литературными формами в ед.ч. являются следующие:  свеж,  свежА, свежО, но не свЕже; во мн.ч. допускаются вариации ударений: свежИ и свЕжи (2,7,8).
Вознесенский допустил отклонение от указанных норм: нужно было написать не свеЕже, а свежО.

3. Усечения местоименных прилагательных

Усечения так называемых местоименных прилагательных или прилагательных-местоимений находим в поэзии XVIII в. стихах Тредиаковского:

     Сей , что ты видишь так важна ,
     Назван от всех Почтение ;
     Мать его есть Любовь КАЖНА;
     Отец — само Любление .
          Из романа «Езда в остров любви» (1730)

В словаре Ушакова  слово кажный помечалось как областной диалектизм, означающий то же, что и каждый  или всякий (23).

     Потому-то вы, что я слышать буду,
     Говорите правду, а не ложь КАКУ.
          Из комедии «Евнух» (1752)
                [267]
Усеченное слово каку соответствует полнозвучному прилагательному местоимению какую.

4. Усечения наречий

Усечение наречий относится к распространённым отклонениям от литературных норм в русской поэзии.

Томашевский отмечал:

«Это была поэтическая вольность для удобства поэтов. В XIX в. эта поэтическая вольность постепенно исчезает» (203)

     Нет уж дней тех светлых БОЛЕ.
          Крылов. «Стрекоза и Муравей» (1808)

     «Дал бы Бог! но если БОЛЕ
     Нам не видеться в живых…»
          Катенин. «Наташа» (1814).

     Я к вам пишу – чего же боле БОЛЕ?
          Пушкин. «Евгений Онегин» (1823-1831). Глава третья. Письмо Татьяны к Онегину.

     Ах ты, время моё, золотая пора,
          Не видать уж тебя, верно, БОЛЕ!
               Никитин. «Ссора» (1854)

     К войне ЗАРАНЕ приучаясь...
          Пушкин. «Кавказский пленник» (1820-1821). Часть первая.

     Девчонки прыгают ЗАРАНЕ...
          «Евгений Онегин». Глава пятая, XXVIII строфа.
                [268]
     Теперь, ЗАРАНЕ торжествуя...
            Там же, XXXI строфа.

     А он не едет; он ЗАРАНЕ
     Писать ко прадедам готов...
           Там же, Глава восьмая. XXXII строфа.

     Остаться ДОЛЕ не хотел...       
         Там же. Глава шестая, IX строфа.

     «Так ты женат! не знал я РАНЕ!..
         Там же. Глава восьмая. XVIII строфа.

     «Не хвались ещё ЗАРАНЕ! —
     Молвил старый Шат. —
     Вот на севере в тумане
     Что-то видно, брат!»
          Лермонтов. «Спор»(1841)

Подобные усечения наречий отметим и в поэзии XX в.:

     ДАЛЕ БОЛЕ, ДАЛЕ БОЛЕ…
          Накололи, намололи,
     …………………………..
     Мало ль пили, БОЛЕ лили…
     …………………………..
     Мало лили, БОЛЕ пили…
          Анненский. «Колокольчик» (1906)

     Нелепа смерть. Она глупа, тем БОЛЕ
     Когда он, руки разбросав свои,
     Сказал: "Ребята, напишите Поле.
     У нас сегодня пели соловьи".
          Дудин «Соловьи» (1942)
                [269]
Есенин в стихотворении «Молотьба» (1915-1916) вместо заране писал зараня, что являлось просторечием от усечения заране:

     Вышел ЗАРАНЯ дед 
     На гумно молотить…


Примечание: Этот раздел является частью эссе «О Литературных нормах в русской поэзии« с продолжением нумерации страниц и ссылок на источники. 


ПРОДОЛЖЕНИЕ ССЫЛОК НА ИСТОЧНИКИ К ДАННОМУ РАЗДЕЛУ


249. См. «Мерзляков, Алексей Фёдорович» в Википедии.
250. См.  «Мятлев, Иван Петрович» в Википедии.


Предыдыщие источники указаны в предыдущих разделах. Полный список источников будет представлен в конце работы.