Детство. Начальная школа

Валентина Ивановна Богданова
Наша маленькая начальная школа разместилась в двух зданиях. В одном длинном кирпичном доме было три классных комнаты.
Здесь учились ребята с первого по третий класс. В торце длинного коридора у нас был небольшой уютный буфет. Все с нетерпением ждали большую перемену, чтобы наперегонки побежать за ароматными булочками и сладким абрикосовым киселём.
Запах свежеиспечённых пампушек сводил с ума. В буфете работала добрая, маленькая тётя Зина Селезнёва. Она никогда на нас не кричала, молча, приветливо улыбаясь, выдавала каждому порцию. А ещё она была у нас библиотекарем. Часто после уроков мы  забегали к ней за книжками или рассаживались прямо на полу и смотрели диафильмы, которые крутила тётя Зина.
    В другом небольшом деревянном домике с высоким крылечком размещался четвёртый класс. Там преподавала моя мама, Кузнецова Евдокия Сергеевна.
Если у меня занятия заканчивались раньше, я бежала к ней. Обычно мама дополнительно занималась с ребятами или репетировала какой-нибудь сценарий. Тогда я садилась за заднюю парту и сидела тихо, как мышка, что-нибудь рисуя или наблюдая за классом. У меня были свои любимчики. Леночка Черкашина. Умничка, красавица! Она напоминала мне Снегурочку. Голубоглазая, с двумя длинными русыми косами. Волосы на прямой пробор. Оля Сметанина. Миловидная, добрая девочка. Её мама работала медсестрой в нашей больнице, ставила мне горчичники и уколы, когда мне пришлось там лежать. Невежина Галя восхищала меня живыми, всегда весёлыми черными, как угольки, глазами и вьющимися, как колечки, волосами. Валя Прохорова - пушистый белый одуванчик!
     Помню один неприятный фрагмент. Я без стука распахиваю дверь... и встречаюсь взглядом со строгими глазами директора. А вместо учеников вижу за партами учителей. Совсем забыла! Ведь мама предупреждала, что будет педсовет. Я должна была идти домой, а по привычке побежала к ней.
     Помню свой класс и первых школьных друзей. Это Гофман Катя. Мы дружили с ней все годы учёбы. Были неразлучны. До седьмого класса играли в куклы. Обычно играли у меня. Папа откуда-то привёз будку от машины: то ли хлеб в ней раньше возили, то ли другие какие продукты. Но она пришла в негодность , и её списали. Папа хотел там устроить гараж для мотоцикла, который купил братьям- близнецам. Но они уже в то время жили в городе, и гараж пустовал. Вот там-то я устроила комнату для своих кукол. Туда мы поставили две старые кровати, небольшой столик. Иногда мы с сестрой там ночевали летом, когда она приезжала на каникулы. Училась она в Машиностроительном техникуме. Но чаще мы там играли с Катей в куклы, придумывая сюжеты по мотивам Индийских сериалов, наряжая кукол в сари.
     Дружила я с учительскими детьми, так как наши мамы дружили. У Оли Барановой мама преподавала математику, а мама Саши Погоняева, Евдокия Ивановна, была нашей учительницей. Она обучала нас со второго по четвёртый класс. Милая, добрая моя учительница! Я спешила в школу, чтобы показать ей каждый свой рисунок, прочитать ей свои первые стихи. Она всегда находила для меня такие слова, от которых появлялось желание фантазировать. А в первом классе у нас была молодая, очень яркая, симпатичная учительница, Белоножкина Тамара Романовна. Но запомнила я только то, как хорошо она играла на магдалине.
      Запомнился один приятный сюрприз! Наши мамы заказали нам одинаковые шерстяные костюмы, все удивительно яркого бирюзового цвета. Как мы радовались! До этого у нас были толстые и широкие костюмы с начёсом, а эти нежно облегали тело, были мягкие и красивые!
      Часто мы оставались после уроков и играли в школу. Ребята, которые учились слабо, просили нас позаниматься или что-то объяснить. И мы на доске решали примеры, задачки. Саша с Олей были двоюродные брат с сестрой. Они жили рядом, а я -  подальше от них. Они приходили ко мне в гости часто, а меня мама не отпускала далеко. А один раз согласилась быстро. Я даже удивилась. Позже выяснилось, что мама не поняла, к какой Оле я пошла. Она отпустила меня к маленькой соседской девочке, с которой я нянчилась.Она жила совсем рядом.
       Когда я окончила четвертый класс, у нас в селе построили новую двухэтажную школу. Она находилась рядом с моим домом. Никто из учеников не жил так близко со школой. Если я что-то забывала, то могла сбегать домой даже на маленькой перемене.
        В новой школе нас ждали новые учителя. А наша любимая Евдокия Ивановна ещё в мае сводила нас в поход, на берег реки Алей. Стоял солнечный денёк. Мы играли на зелёной полянке в "Выбивала", в "Третий лишний", вспоминали смешные эпизоды из школьной жизни, любовались рекой издали. Она этой весной была полноводной. К берегу подойти мы не могли. Ноги утопали в песке. Евдокия Ивановна попрощалась с нами и сказала, что переезжает в Рубцовск. Но на первосентябрьскую линейку она пришла. Мы не ожидали увидеть её в этот день. Все были озадачены тем , что принесли по одному букету. Хотелось подарить цветы своей новой классной, Клыковой Надежде Григорьевне. И Евдокию Ивановну мы не могли не поздравить цветами. Как хорошо, что я жила рядом! Мы с девочками быстро сбегали ко мне в палисадник и нарвали букет своей любимой учительнице, с которой расставались навсегда.