Воспоминания об Отце Димитрии - 2

Елена Баранник-Аккорд
Часть 2. Наставник

        Отец Димитрий был не только мудрым духовником, но и опытным педагогом. Знал всегда, кому что дать и когда каждому это будет во благо. Любовь его не была слепой, поэтому непременно перемежалась с мягким, но чувствительным «наказанием», которым мог быть и тон голоса, и некоторая прохлада… Но этого было уже достаточно, чтобы пересмотреть какие-то неверные свои поступки, направление мыслей. А после «прохладного душа» выглядывало такое яркое солнце, что не оставалось даже следа от недавнего вразумления. Однажды, 4 ноября 2007 года, несколько утрируя своё впечатление от этой «прохлады», я написала стихотворение в шуточной форме: «Кнут и пряники», вот оно…

Кнут и пряники

Опять слова стрелой вонзились в сердце,
Опять душа и ум кричат: «Беда!»
Отец Духовный снова всыпал перца,
Всё кнут, да кнут, а пряники когда?!

Давно забыла, как это – «по шёрстке»?
Увы, мечта останется мечтой…
И горечь, что даётся мне в напёрстке,
Становится безбрежною рекой!

Комар в слона незримо вырастает,
Собою заСЛОНяя всё вокруг!
Рассудок, помутившись, отдыхает,
А чувства с норовом помчались вдруг.

И что же? Вновь разбита колесница,
Слоны, напёрстки – всё смешалось вновь,
И по ночам опять некрепко спится,
Обидой вновь замарана любовь…

Разбитое Господь подклеил сердце
Не без всеобщего опять труда.
Но, Отче, может, хватит сыпать перца?
Всё кнут, да кнут, а пряники когда???

        И отдала его Батюшке на очередной исповеди. Через какое-то время, когда я уже и забыла об этом, раздаётся звонок и неизвестный мне голос, поздоровавшись, спрашивает: «Пряники заказывали?» Не понимая о чём идёт речь, и предположив, что ошиблись номером, спрашиваю: «Какие пряники?» В ответ слышу: «Ну как какие? Вот у меня заявка на пряники! Сколько надо? Три тонны хватит?» Ну, думаю, точно ошиблись… Какие-то оптовые поставки… Пока я размышляла об этом, на том конце провода раздался тихий смех… И вдруг, неожиданно для себя, в один момент я всё поняла, кто это звонит и о каких пряниках идёт речь. Совершенно не ожидала такого поворота! Посмеялись с Батюшкой, немного поговорили, и Батюшка спросил, не буду ли я возражать, если это стихотворение опубликуют в приходском журнале? Конечно, я была счастлива от этого неожиданного звонка и от внимания Батюшки! И это была действительно гора «пряников», которые я ещё долгое время вкушала и переваривала с большим удовольствием! Позже я это стихотворение положила на музыку, и на одном из моих выступлений Батюшка слышал эту песню. Так Отец Димитрий мог удивлять, нестандартно и неожиданно одаривать человека теплом своей души, раскрывая в нём всё лучшее, сподвигая на доброе и закрепляя в нём это стремление.
        Вообще Батюшка был удивительно непредсказуем в разных случаях, творчески непредсказуем. Проявляя внимание к каждому человеку, он не афишировал это, не выставлял на вид, делая это достаточно незаметно, с таким невозмутимым видом, что, казалось, он случайно здесь оказался… И только потом понимаешь, что таким образом Отец оказывал поддержку, свою вроде бы незаметную, но весьма ощутимую моральную и духовную поддержку. Неоднократно получалось, что Батюшка приходил на мои концерты, которые я проводила на приходах (и при Храме Святителя Николая в Заяицком, и при Храме Митрофания Воронежского), особенно когда эти концерты проходили с какими-то организационными трудностями и внезапными помехами. Для меня, конечно, неожиданное появление Батюшки было испытанием, потому что всякий раз, видя входящего Батюшку, я просто расплывалась от счастья в улыбке даже во время исполнения песен, и многие начинали оглядываться, интересуясь, что я там увидела, что так засветилась?! И, увидев причину моего счастья всё понимали и сами начинали улыбаться. Так удивительно одинаково влиял на всех своим появлением Отец Димитрий. Я же, при таком переключении на Батюшку, начинала несколько теряться, сбиваться, не умея хладнокровно оставаться  в рамках концертного материала, и Батюшка это понимал. Поэтому, послушав несколько песен, и оказав этим посещением огромную поддержку, уходил, чтобы не смущать. И когда он, широко улыбаясь, напоследок махал рукой, как бы прощаясь, казалось, что солнечные лучи расходятся по всему залу. И удивительно всегда было, как Отец Димитрий при всей своей занятости находил время и возможности поддержать каждого в его сфере деятельности?!