Джордж Сондерс Купание в пруду под дождём

Юлия Ви Комарова
7 эссе о русской малой прозе
 
Это не книга. Это просто праздник какой-то!(с) Пиршество. Самое изысканное пиршество для любителя малой прозы, ценителя рассказов, гурмана русской классики. В ЭКСМО вышла потрясающая новинка Джорджа Сондерса "Купание в пруду под дождём".

Кроме того, что это чрезвычайно дотошное, буквально по абзацам, чтение текстов наших классиков, это ещё и отличное учебное пособие для начинающего писателя. Прочитав эту книгу, вы сможете не просто анализировать художественный текст, вы поймёте, что нас цепляет в рассказах Чехова и Тургенева, какие приёмы используют Толстой и Гоголь, чтобы удержать внимание читателя.


Конечно, вы можете и не стать столь же гениальными новеллистами (хотя гарантировать не могу)), но навык вдумчивого чтения получите точно!

От всей души радуюсь тем, кто пойдёт той же дорогой и прочитает все 7 эссе сборника (или прослушает). Книга написана на основе курса по русской малой прозе, который автор много лет ведёт в университете американских Сиракуз.

Но вот что ещё важно отметить. Кроме тонкого и скрупулёзного анализа рассказов, Сондерс ещё и наталкивает нас на собственные размышления. Например, разбор знаменитых Тургеневских "Певцов" навёл меня на мысль, что те самые скучные по американским меркам описания всех присутствующих на состязании лиц не просто тормозят ненужный здесь экшн, они ещё и подогревают читательский интерес, и отвечают нашему специфически русскому естественному желанию узнать "а судьи кто".

Мы ведь сильно отличаемся от американцев по своему национальному характеру, а поэтому воспринимаем всё несколько под разным углом. И как бы всеобщи и универсальны ни были проблемы, которые поднимают в своих гуманистических рассказах наши классики, во всех нюансах они не могут быть понятны даже маститому американскому литературоведу.

Это видно и на основании всем известного рассказа Чехова "Душечка", который Сондерс интерпретирует как обличающий "неправильную" любовь Оленьки, а мы читаем с сочувствием к её любвеобильному сердцу и пластичной душе, принимающей "форму того, с кем ты", как пел БГ. Как видим, у нас, у русских, это обычное явление.

А уж понять русскую душу в рассказе Толстого "Хозяин и работник" сможем только мы! Шучу, конечно. Мы прекрасно знаем, что рассказ этот ярко иллюстрирует взгляды позднего Толстого, когда он много писал на этико-религиозные темы, и особенно на тему преображения души перед смертью. И проследить за всеми извивами сюжета вместе с Сондерсом вам будет не только полезно, но и по-настоящему увлекательно.

Интересно, что вывод по каждому рассказу автор даёт совершенно неожиданный, не совсем такой, какой вы слышали от своей учительницы по русской литературе в средней школе или от преподавателя в университете. И это самое интересное! Это как раз и ценно в сборнике – мы получаем непредсказуемый финал, как в детективе, поэтому читаем с неослабевающим вниманием.

К тому же, в книге много параллелей с современным кино или историями из жизни самого автора. Поэтому яркое чувство сопричастности будет вам обеспечено. Мы станем участниками действа, а не сторонними наблюдателями.