Конкурс - Имена. Лев Ошанин

Маллар Ме
 Дорогие наши постоянные участники и гости! Рады приветствовать всех!

                Продолжаем проект "Имена".

  Предыдущий конкурс был посвящён известному поэту, Андрею Вознесенскому, на творчество которого повлиял Борис Пастернак. Ему был дан совет не поступать в Литинститут, чтобы не потерять свою творческую индивидуальность. Это было перед началом 60-х. Но в начале войны Пастернак дал совет другому поэту, который тоже помог ему получить известность и успех. Какой? Давайте узнаем...
____________

      Итак, друзья, встречайте, у нас в гостях известный поэт:

                Лев Ошанин

    Лев Иванович Ошанин (17 мая 1912, Рыбинск, Ярославская губерния — 30 декабря 1996, Москва) — советский поэт-песенник. Автор более 70 поэтических сборников, стихотворных повестей и пьес, лауреат Сталинской премии первой степени (1950), а также лауреат Всемирных фестивалей молодёжи и студентов.

    Лев Ошанин родился 17 (30) мая 1912 год в Рыбинске (ныне Ярославской области) в дворянской семье.

   Отец, Иван Александрович (1865—1915), — статский советник, образование получил в СПб кадетском корпусе и в Александровском военном училище, по окончании служил в 35-й артиллерийской бригаде. Выйдя в отставку, занял должность земского начальника. Много вложил средств и труда в создание начальных школ, народных библиотек и пожарных дружин. Был награждён орденами Станислава 1 ст., Анны 3 ст., медалью в память царствования Александра III. Работал частным поверенным городского суда.

   Мать, Мария Николаевна, урожденная Дружинина (1869—1950) — музыкальный педагог. Окончила Ярославскую гимназию с золотой медалью. Основала в селе Мышкино (ныне — город Мышкин) воскресную школу, которой и заведовала. Состояла членом ряда просветительных и благотворительных учреждений.

   В семье было шесть детей — пять братьев и сестра. Жили в собственном двухэтажном доме на Крестовой улице, а после его продажи снимали квартиру в доме № 4 на Мологской улице (ныне — ул. Чкалова).

    Льву Ошанину было четыре года, когда отец скончался. Мать, чтобы заработать на жизнь, была вынуждена устраивать благотворительные концерты. После 1917 года семья переехала в город Ростов той же губернии, мать возглавляла там первый детский сад.

     С 1922 года Ошанины жили в Москве. После окончания восьми классов Ошанин работал токарем на чугунолитейном заводе, а затем экскурсоводом на выставке, впоследствии ставшей ВДНХ. Посещал рабочий литературный кружок «Закал», при поддержке которого издал свою первую книгу — повесть «Этажи» о школьных годах. Был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП). Стал публиковать стихи в «Комсомольской правде», «Огоньке», «Молодой гвардии». В 1920-е годы Ошанин был знаком с Владимиром Маяковским, по собственному признанию, жадно впитывал впечатления от его поэзии, вместе проводили досуг, играли в волейбол, однажды в ходе игры Лев сильной подачей разбил мячом часы пролетарского поэта, о чём сам со смехом вспоминал в преклонном возрасте.

   После появления слухов о том, что под биографию Ошанина из-за его непролетарского происхождения «копают», друзья посоветовали ему уехать из Москвы. В 1932—1935 годах находился в тундре на строительстве города Хибиногорска: работал на Хибиногорской апатитовой фабрике, затем директором клуба горняков, а после разъездным корреспондентом газеты «Кировский рабочий». Однако после доноса Ошанин был изгнан из комсомола и уволен из газеты.

  Ошанин вернулся в Москву, где в 1936 году поступил в Литературный институт имени А. М. Горького. Женился на литераторе Елене Успенской — внучке писателя Глеба Успенского, родились дочь Татьяна и сын Сергей. Учёбу пришлось бросить.

   Из-за плохого зрения Ошанин не был призван в армию, и даже после начала Великой Отечественной войны не смог стать военным корреспондентом. Вместе с семьёй Ошанин оказался в эвакуации в Казани, его супруга работала в эвакуированной туда же газете «Пионерская правда», но сам поэт устроиться по литературной специальности не смог. Затем семья оказалась в Елабуге. Там поэт Борис Пастернак посоветовал ему вступить в Союз советских писателей, с членским билетом которого можно было попасть на фронт даже с плохим здоровьем. Ошанин, заручившись рекомендацией Пастернака, так и сделал. Он стал ездить в командировки на передовую от Политуправления Красной Армии, сотрудничать в военных газетах, выступать перед бойцами. В 1944 году вступил в ВКП(б). В день начала войны, 22 июня 1941 года, из репродукторов на сборных пунктах звучала песня на написанное Ошаниным ранее стихотворение «В бой за Родину», а после Победы И. О. Дунаевским на музыку были положены и стали песней его стихи последнего периода войны «Ехал я из Берлина». Осенью 1945 года на стихи Ошанина была написана Анатолием Новиковым знаменитая песня «Дороги», после чего поэт получил прочное официальное признание.

   Член правлений СП РСФСР в 1958—1990 годах и СП СССР с 1976 года.

   До последнего года жизни вёл в Литературном институте им. А. М. Горького семинар для молодых поэтов. Наиболее известными поэтами из его студентов стали Анатолий Приставкин, Вадим Степанцов, Сергей Соколкин.

   После войны Лев Ошанин жил в писательском посёлке Переделкино и в квартире на Площади Победы близ Кутузовского проспекта и Поклонной горы. Активно боролся за сохранение первоначального облика Поклонной горы, на которую выходило окно его кабинета.

   Умер 30 декабря 1996 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
________

   Его песни пела вся страна – Советский Союз. «Пусть всегда будет солнце!», «Издалека долго течет река Волга...» и многие другие стали всенародными. И, конечно, «А у нас во дворе есть девчонка одна...». (Кстати, в апреле этого года исполнилось 60 лет со дня первого ее исполнения, в 1962 году.) Успех был фантастический. За пластинками стояли километровые очереди. Из каждого окна неслось: «Среди шумных подруг неприметна она... А я все гляжу, глаз не отвожу».

    Сразу же последовало продолжение – «И опять во дворе нам пластинка поет, и проститься с тобой все никак не дает...»

   Потому что надо было прощаться. Ведь тогда, в ранней юности, все куда-то устремлялись, уезжали из своих дворов. Кто в институт, кто в экспедиции, кто на ударные стройки Сибири, куда призывали партия и комсомол. Романтика дальних дорог, дальних странствий. А девушки оставались ждать.

   На следующий год, в апреле 1963-го, композитор Аркадий Островский и поэт Лев Ошанин завершили лирическую трилогию песней «Ты глядел на меня…». Она звучала на всю страну в исполнении незабываемой Майи Кристалинской: «Ты глядел на меня, ты искал меня всюду... Я тебя подожду, только ты приходи навсегда». (Роберт Рождественский говорил о Кристалинской: «Ты эхом нашей юности была».)

   Лирический код, лирический пароль шестидесятых годов. Ее пели все – и школьная малышня, и седые старики. Той малышне сейчас под семьдесят и за семьдесят лет. Эту лирическую трилогию юности и о юности Ошанин написал в 53 года.

   Высокий, седой, вальяжный, Лев Иванович был олицетворением успеха, благополучия: за популярные, часто исполняемые песни шли большие авторские отчисления. Но мало кто догадывался, что даже у такого человека не было на душе полного покоя, удовлетворения.

       Он дважды был женат. Впервые талантливый поэт влюбился в журналистку Елену Успенскую, которая была внучкой знаменитого на всю страну писателя Глеба Успенского, а в 1936 г. они официально поженились. Жена Льва Ошанина — писатель и драматург, была добрым другом и соратником Льва Ивановича. Любовью и теплом была наполнена личная жизнь поэта, поэтому он посвящал «своей прекрасной даме» баллады, нежные и трогательные романсы. В этот период Л. И. Ошанин писал стихи о любви, которые вошли во многие его сборники. Елена Борисовна была его музой и литератором, работала в газете «Пионерская правда». У них родились сын Сергей и дочь Татьяна, которая стала известной писательницей и сейчас живёт в Америке. Драматург Е. Б. Успенская вместе со своим мужем Л. И. Ошаниным создали такие пьесы как «Твоё личное дело» (1953), «Я тебя найду» (1957), а также «Енисейские раздумья» (1961).
   Однако, несмотря на свой талант поэта и драматурга, Елена Успенская не была так популярна в нашей стране, как её муж — поэт Лев Ошанин. Это был союз двух творческих, интеллигентных и увлеченных поэзией людей, который распался весьма неожиданно. Летом 1966 г. Успенскую Елену Борисовну нашли мёртвой на асфальте возле дома. После того как она узнала, что Лев Ошанин ушёл от неё к другой женщине, между ними разразился бурный скандал. Утром он вместе со своей молодой женой заглянул домой, чтобы забрать свои вещи. После того, как Лев ушёл, Елена стала отчаянно метаться по комнате и взялась за спиртное… Никто даже и предположить не мог, что всё так трагически закончится.

   Второй женой Льва Ошанина была умная молодая красавица Галина. Ей он посвятил несколько своих стихотворений. Лев Иванович был очень внимателен и предупредителен с молодой женщиной, однако личная жизнь со второй женой у поэта не сложилась…

  Человеком он был мягкосердечным, в каких-то ситуациях даже безвольным, и порой чувствовал себя виноватым перед своими родными, а также перед коллегами по цеху за свою счастливую творческую судьбу, за большое количество выпущенных с его стихами книг, за любовь зрителей и особенно молодых любительниц поэзии.

   Ко всем проявлениям женского внимания со стороны своих почитательниц Лев Иванович относился с глубоким вздохом, иногда очень тяжёлым, однако всегда с пониманием, особенно после случившейся трагедии со своей первой женой Еленой. Римма Казакова говорила, что в основе любви людей к песням и стихам Льва Ошанина лежит огромная сердечная и умная любовь самого поэта к людям.

     Ошанину принадлежит богатая лирика, особенно любовная, а также разнообразные по сюжету баллады. Поэзия этого жанра представляет собой небольшие, ёмкие по содержанию, легко запоминающиеся стихотворения. Критиками отмечалось, что вчитываясь в каждую из баллад, можно совершить путешествие во времени, оказаться на месте героев, пережить их судьбу, вжиться в их состояние и ход мыслей, попытаться принять верное решение. Ошанин много раз говорил, что очень любит писать баллады, при этом отмечал, что в зрелом возрасте старался избегать призывов в песнях и балладах, нередко отождествляя себя с лирическим героем и стараясь апеллировать к читателям личным примером («Меня моё сердце в тревожную даль зовёт»). Среди известных баллад Ошанина — «Баллада о двух гордецах», «Баллада о чайках», «Волжская баллада» и другие.

    Ошанин автор поэмы об Александре Македонском «Вода бессмертья» (1976). Поэма представляет собой серию баллад (авторский подзаголовок — «Роман в балладах». Ошанин, много путешествовавший и прошедший всеми дорогами Македонского, использовал несколько ярких эпизодов из жизни Александра, известных по сочинениям античных авторов, но также и апокрифические восточные легенды (например, о поисках «воды бессмертья»; мотив, важный для общего замысла поэмы, как показывает само её название). Значительное место отводит Ошанин пребыванию Александра в Согдиане, то есть на территории, входившей до 1991 г. в состав СССР. «Не все сгоревшее сгорело, не все ушедшее мертво…» — писал Ошанин в одном из авторских отступлений.

   По мнению слависта Вольфганга Казака, критическое замечание Ошанина «о том, что вместо песен создавалось „много дидактических, наскоро зарифмованных лозунгов из передовой статьи районной газеты“, касается, по сути дела, его самого». При жизни Сталина Ошанин много воспевал в поэзии его образ, однако, как он сам пояснил в интервью 1992 года, личность Сталина поэт воспринимал по большей части не как человека, а как символ огромной страны, Победы в Великой Отечественной войне, атрибут государственного патриотизма. По признанию Ошанина, переосмысление сталинизма произошло у него после ХХ съезда КПСС.

    Поэт Феликс Чуев вспоминал, как Ошанин во время просмотра хоккейного матча на первенство мира спросил, как можно такую ерунду смотреть? И это автор знаменитой песни «Эй, вратарь, готовься к бою…»

     Несмотря на давние дружеские отношения, Ошанин осудил и принял участие в травле писателя Бориса Пастернака, в связи с изданием в Милане в 1957 году романа «Доктор Живаго» и присуждением ему Нобелевской премии по литературе.

 В 1994 году Ошанин написал слова к песне из программы «Поле чудес», звучавшей в финальных титрах. 
_______________________

 Итак, на столе ведущей 1 ТОМ из Избранных произведений в двух томах Льва Ошанина "Лев Ошанин. Том первый. Стихи, баллады, повести в стихах, песни". Издательство "Художественная литература", Москва, 1971 год.

В 1 томе следующие разделы:

Стихи, баллады ...........................    15 - 218 страницы

Мой друг Борис /три повести в стихах/ .......  221 - 304 страницы
     1. Мой друг Борис ......................  221 - 240 страницы
     2. Ежик - брат Марины .................   241 - 259 страницы
     3. Маринин городок ....................   260 - 304 страницы

Песни   ....................................   307 - 362 страницы
                ____________________________


На странице до 44 строк!!! Текст каждого произведения идёт с начала страницы!

Для участия в конкурсе необходимо:

1) написать рецензию с заявкой, где указать страницу (будьте внимательны, страницы указаны в списке!), номер строки по счёту снизу или сверху (например, "с 7 снизу" или "с 5 сверху") можно заказать ДО 4 строк (из полученных можно использовать любое количество, даже одну), но идущих подряд.

  Две цитаты с одной страницы разным авторам не выдаются. Смотрите внимательно - страниц в сборнике достаточно, а участников - не более 20! Каждому участнику полагается цитата с отдельной страницы!
 
 Ведущая приводит вам заказанные строки в замечании к вашей рецензии. Замена строк возможна и неограниченное количество раз! Но, внимание!!! ПО УСЛОВИЯМ КОНКУРСА:

 ПРИ КАЖДОЙ ЗАМЕНЕ ЦИТАТЫ, если она не понравилась и не вдохновляет, ПРИ ГОЛОСОВАНИИ БУДЕТ ВЫЧИТАТЬСЯ ИЗ СУММАРНОЙ ОЦЕНКИ ПО 2 БАЛЛА!
ЦИТАТЫ НА ВКУС ВЕДУЩЕЙ ВЫДАВАТЬСЯ НЕ БУДУТ! ВСЕ УЧАСТВУЮТ В РАВНЫХ УСЛОВИЯХ!

2) Из указанных строк любое количество (1-4) процитировать в любом порядке в своём произведении. Произведение принимается объёмом от 6-32(+2 строки)! Можно также использовать цитату в качестве эпиграфа. Желательно соблюдать предложенный стихотворный размер, но не обязательно. Строки из цитаты могут быть включены в текст стихотворения в произвольном порядке.

3) написанное на конкурс произведение опубликовать на своей авторской странице и заявку оформить в виде строки в замечании под своей рецензией с заявкой на строки строго по образцу:

Имя автора "название" ссылка на публикацию.

4) принимается одна заявка от одного автора. Всего на конкурс принимается не более 20 произведений! От 20 участников 20 заявок. Замену цитат  можно запрашивать неограниченное количество раз.

После 20 заявок от 20 участников приём будет закрыт, но останется время для написания стихов.         Будьте внимательны!

1 участник - 1 стихотворение!  Каждую из цитат можно заменить с потерей итоговых баллов (минус 2 балла)!

*
   Если на странице в поэтическом сборнике окажется меньше строк, чем номера заявленных, будут взяты последние 1-4 строки, как закажет участник.

 Приём заявок и новых произведений до 7 СЕНТЯБРЯ 2022, включительно!!!

  Затем будет объявлено голосование. А после подведены итоги по выявлению лучшего стихотворения по строкам поэта.

А это вам для настроения, дорогие поэты, из поэзии Льва Ошанина:

      Баллада о надежде.

В саду на закате осеннего дня,
Где тенится вишенный цвет.
Он тянет к ней руки – "Ты любишь меня?" –
Она улыбается – "Нет".
Два года он ходит за ней по пятам,
Не зная покоя и сна.
Уедет, уйдет, пропадёт, но и там
Мерещится всюду она.
И вот он опять стучит к ней в окно,
На дикую птицу похож.
 - Что прячешь ты в сердце и есть ли оно?
   Кому ты его бережёшь?
   Твой взгляд и походку, и след на снегу,
   И злость твою даже любя.
   Я ждать не могу и отстать не могу,
   И жить не могу без тебя.-
Она золотистые брови свела.
  - Тебе меня лучше забыть.
    Что сделал ты в жизни, какие дела,
    За что тебя можно любить
-  Так вот ты какая? – кричит он в ответ,
Надеждой и гневом объят. -
Прощай же и знай - невозможного нет.
Другим возвращусь я назад.-
А что впереди у мальчишки? Война –
Осколков слепые дожди...
И, руку ему протянув из окна,
Вздохнула она – Приходи.

Пять лет на солдатские плечи легли,
Пять дымных и яростных лет.
На тысячах вёрст обожжённой земли
Его отпечатался след.
И, весь от наград и от звёзд золотой,
Он снова в окно к ней стучит.
И, вновь ослеплённый её красотой,
В заветные очи глядит.
В саду на закате весеннего дня,
Где пенится вишенный цвет,
Он тянет к ней руки: – "Ты любишь меня?"-
Она улыбается – Нет.
 - Когда–то хотела ты славы мужской,
   Взяла меня слава в друзья.-
Но грустно качает она головой:
 - Приказывать сердцу нельзя.
 - Зачем же в ту ночь ты надежду зажгла
   В мальчишеском сердце моём?
 - Надежда в ту ночь тебе силы дала,
   Хранила тебя под огнем.
                1948-1961

     Верблюд

Не по-африкански, не по-русски...
Нынче август по-октябрьски лют.
На меня поглядывает грустно
Шерстяной египетский верблюд.
Я ему сказал в Александрии,
Там, где тени желтые резки:
- Дочка у меня. Наговори ей
Все, что знаешь, про свои пески.-
Мы с ним плыли через Фамагусту,
Заходя в Бейрут, в Пирей, в Стамбул,
Впитывая белизну искусства,
Черный средиземноморский гул.
...Я не знал тогда, что дома пусто -
Только стол, тахта, рабочий стул.
Свечи обгоревшие погасли.
Дочку увезли, отдали в ясли.
И верблюд мой скучен и сутул.
За окном ни солнца, ни лазури.
Где небес египетская синь?
...А давай, верблюд, камин раскурим,
Распахнем окно навстречу бурям,
Впустим ветер трех твоих пустынь...
Мир мой для тебя еще неведом,
Мой заморский шерстяной верблюд.
Пусть песок засыплет наши беды,
Пусть их белые снега зальют.
                1973 г.
----------------------------

Всем удачи и вдохновения на пути открытия творчества имён известных, и не очень, поэтов, достойных внимания, наших современников и творящих поэтическое слово в далёкие и не очень времена!

ВАКАНСИЙ НА ЗАЯВКУ: 0.

Ведущая и автор проекта "Имена" Татьяна Игнатова.