Dia de los muertos, цикл

Оскар Хуторянский
DIA DE LOS MUERTOS - ДЕНЬ МЁРТВЫХ

Смерти можно бояться или не бояться — придёт она неизбежно.
               —  Иоганн Вольфганг Гёте

Потомки майя и ацтеков
Чтут свято этот важный день -
В тот день все души предков
Их посещают словно тень. 

Для них алтарь есть в каждом доме,
С едой любимой и питьём,
Там череп в красках, смеха море...
С весельем этот праздник ждём.

Там карнавалы в честь умерших,
Конфеты в виде черепов,
Скелеты украшений вместо
Дороги в лепестках цветов. 

На каждом кладбище там праздник,
Там скорби нет, как нет и слёз.
Им столько быть в загробном царстве
Живые помнят их ещё.

Там для детей полно игрушек,
Текила взрослым, что ушли.
Там привидение - это лучше,
Чем Дед Мороз другой земли.

С забвением они исчезнут,
Поэтому тот праздник чтут.
Коль нет забвения - нет и смерти
И все в их памяти живут. 


День мёртвых (исп. Dia de los Muertos) — праздник, посвящённый памяти умерших, проходящий ежегодно 1 и 2 ноября в Мексике, Гватемале, Никарагуа, Гондурасе, Сальвадоре. По поверью, в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам


МЫ УМИРАЕМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Ошибка в том, что видим смерть,
Как то, что в будущем нам будет,
А смерть идёт за нами вслед -
И каждый день взять не забудет.
                Сенека Младший

Мы умираем каждый день,
Хотя мы этого не знаем,
Но каждый день мы угасаем,
Как в вечер угасает тень.

Мы расстаёмся с каждым днём
Легко. Трудней расстаться с годом.
А будний день иль в непогоду
Не жаль отдать. И отдаём.

Потом конечно удивление -
«Куда ушли златые дни?»
- Мы отдаём сейчас, смотри...
То у Сенеки было мнение.

Согласен я с Сенекой Младшим,
Как, может быть, согласны вы.
Уходят дни. Увы, увы
Уже сегодня - день вчерашний.




ЕСТЬ ВЕЩИ ХУДШИЕ, ЧЕМ СМЕРТЬ

Возможно, и на пороге смерти прибита подкова счастья.
       - Ежи Лец

Есть вещи худшие, чем смерть
И нам неплохо помнить это. 
И "быть - не быть” решить посметь
То уравнение жизни сметой.

В каменоломнях быть рабом,
В цепях галер веслом ворочать,
Быть битым барским батогом,
Сибирский лес валить пол-ночи.

Быть по приказу палачом,
Вести невинных к смерти верной,
Считаться “тёртым калачом”
У воровской шпаны примерной.

Слыть негодяем у друзей,
Отвергнутый и осуждённый...
И знать, что поделом тебе
Расплатой за поступок чёрный…

Но это мой и только взгляд.
Я знал других, сменивших маску,
Стряхнувших всех грехов наряд,
Себя простивших "под завязку".

Не мучит советь их, мораль
От людоедов не отлична…
Я верю, что их встретит сталь
И что котёл им будет личный.



СМЕРТЬ НА МИРУ НЕ ТАК СТРАШНА

"Смерть на миру совсем не страшна" -
Народная молва гласит.
Возможно казнь была не важна,
Раз никого не устрашит?

Сожжения ведьм были публичны,
И казнь стрельцов, и Пугачёва.
Распятия, костры Мадрида
И гильотины вид знакомый.

Центральным было Лобно Место,
Конкорда Площадь возле Лувра,
Мадрида центр костром освечен
Казнили там в жару и в стужу...

Но все умнеют понемногу
И казни тайнами покрыли -
Судили декабристов строго
И в стенах крепости убили.

Могилы их нам неизвестны,
Как тех, застреленных в подвалах...
Хоть смерть народу интересна,
Но убивают в рвах, канавах.

И нет толпы, чтоб поклониться
Сказать - "Прости" иль "Не виновен",
Теперь уходят в неизвестность
Без публики, что страшно более.


СМЕРТЬ СО СВИСТОМ

Стрела монгола пробивала
Доспехи рыцаря насквозь,
С дистанции, какой не знала
До них стратегия былых войн.

Монгол был с детства тренирован
И после первых же шагов
К седлу привязан кушаком был,
А первый лук в пять лет готов.

В колчане тридцать стрел хранилось
И тридцать раз он попадал. 
Такая точность и не снилась
Тому, кто перед ним стоял. 

Стрелял обычно он в погоне
И в направлении любом
Стреляли залпом. Те, кто в поле
Стекали кровью под дождём.

Произведением искусства
Монгольский лук и в правду был:
Берёза, рог и клей погуще,
Упор руки, двойной изгиб.

Один из "Трёх богатырей"
Вооружён монгольским луком.
Лук тот был лошади ценней -
Его потеря была жуткой. 

Его короткая стрела -
К прямому луку не годилась,
А для монгола хороша
Та, что на поле находилась.

Лук был у каждого монгола
И в диспозиции любой:
Разведка, бой иль оборона -
Лук первым открывал "огонь".

Двенадцать стрел в одну минуту
Монгольский воин выпускал,
Стрелял в момент, когда копыта
Конь от земли все отрывал.

Бесшумный, точный и летальный
На страх и ужас всех врагов
Оружие было эпохальным
Войны основой из основ. 



ТАЛИСМАН СМЕРТИ, АЛМАЗ “ШАХ”


Желтый, как глаз тигра, камень станет погибелью для каждого, кто его коснется.
               - Индийское поверье об алмазе “Шах”.


В Алмазном фонде камень есть -
Алмаз почти что в сто карат,
Его владение несло смерть!
И крови тот алмаз был рад.

Он удлинённый октаэдр,
Но не гранён, а полирован.
Он уникален, он - шедевр!
Напомню вам историю снова:

Индусам страшен жёлтый цвет,
Сдан мусульманам за бесценок.
А тем, любой алмаз в цене,
“Аллаха перст” по форме редок.

На нём есть гравировок вязь,
Увековечит трёх владельцев.
С Моголами имеет связь -
На троне их был вровень с сердцем.

Его владельцы не живут,
А умирают странной смертью:
То на охоте их убьют,
А то, задушит сын, поверьте.

Потом из Индии он “сплыл”
И объявился в Тегеране.
Владелец шах - зарезан был,
И все потомки умирали,

Иран с Россией воевал,
Но был разбит и много должен.
Пост Грибоедов занимал
Посла в Иране - он заложен.

Толпой фанатиков убит!
Она и тело растерзала.
Алмаз, как выкуп предстоит
За кровь посла. И всё сначала…

Вдруг умирает Николай (I),
Предположение - от яда.
И Александра (II) путь был в рай,
“Народной волей” и Желябов.

А сын его был богатырь, (Александр III)
Вдруг умер он для всех внезапно.
Семья Романовых, вся - в пыль  (Николай II)
Алмаза происки, понятно.

Судьба России, СССР
С тех пор повязана алмазом.
Как тигра глаз. Лишь тот, кто смел
В тот глаз смотрел. Последним разом.



Алмаз «Шах» был найден в Южной Индии в XVI в. Он не является камнем чистой воды, так как имеет желтоватый оттенок. По форме это удлиненный октаэдр. Камень опоясывает борозда для нити, предназначенная для ношения на шее. На трех первичных гранях вырезаны имена трех правителей, последовательно владевших камнем. Первоначально камень весил 95 карат, а в настоящее время его масса равна 88,7 карата. Алмаз был захвачен персидскими завоевателями в Индии и передан сыном шаха русскому правительству в качестве компенсации за убийство русского писателя и дипломата А. С. Грибоедова в 1829 г.


ВЫБОР

Оптимизм и пессимизм расходятся только в дате конца света.
                —  Станислав Ежи Лец

Когда поставлен перед смертью,
И выживания инстинкт
Твердит тебе - "убей, убей ты!"
Непросто быть тебе святым.

Захваченный на поле боя
Свободный был, а стал рабом.
Клеймен, избит. Теперь в неволе
И всё же выбор есть и в том:

Он может жертвой стать на ринге
В утеху черни и вельмож,
Или убийцей в прямом смысле
Тех, кто слабей или не гож. 

Так это было в Колизее,
Да и в ГУЛАГе, и в тюрьме,
Где жизнь и смерть за пайку хлеба
Решала жить им или нет.

Я слушал тех, назад пришедших,
Кто был в аду, кто был там смел:
Из тех, чужое взять не смевших,
Почти никто не уцелел.

У них рука не поднималась
Обмотку снять, украсть паек,
Братва блатная обжиралась,
А кто был слаб иль свят - не смог... 

Другая жизнь, другие мерки,
Но также драться со зверьем
Не в Колизее, а в застенках...
Бросали лучших там живьем.



О БЕРСЕРКАХ

Бессмертен тот, кто смерти не боится,
Ему чужая сила не страшна,
Последний бой ему, давно не снится,
Его последний день есть каждый день с утра.

Его нельзя в дебатах успокоить,
Его нельзя купить всем золотом земли.
Лишь смерть его возможно остановит,
Лишь смерть одна,  а люди не смогли. 

Его судьба предрешена богами -
На выбор золото, иль славу, или смерть.
И с топором и шлемом что с рогами
Один он может армию стереть. 

Ранения, кровь, ушибы и невзгоды
Не остановят, не замедлят ход...
Не будет для него плохой погоды,
В любой сезон готовый он в поход.

Таких фанатиков земля ещё не знала!
Их О’дин бог и нет других божеств.
В любом бою пролитой крови мало
И только в этом смысл их жизни есть.


Берсерки были воинами, посвятившими себя О‘дину – верховному богу скандинавов, к которому отправляются души героев, павших в бою


СВЯТЫХ НАЗНАЧАТ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Есть святые, житие которых начинается с канонизации.
    - Ежи Лец


Мы смертны все. Сомнений нет.
И даже те, кто всех нас лечит
И кто к здоровью даст совет
И тот мы знаем - он не вечен. 

Мы грешны все.  И даже те,
Кто все грехи нам отпускает.
Грешны все люди на Земле.
Святых посмертно назначают.

И кардинал, архимандрит,
И даже папа Римской церкви
Всяк знает про свои грехи
И знает лучше всех, поверьте. 

Нельзя завидовать и тем,
Кто в свете рампы, звуков медных
Купается в цветах. Успех!
Тщеславие тоже грех из смертных

Их жизнь сплошной водоворот
Случайных встреч, случайных судеб.
Быть иль не быть? - У их ворот
Вопрос стоит.  И будь, что будет.

Не все раскаялись в конце,
Не все потом поклоны множат.
Наслышан о ханжах в венце,
Насильниках...   Мороз по коже.

Святой Владимир был таким,
Детей насиловал и женщин,
Беременных... ему простим
Крестил он Русь! Святой он в смерти.

Святым назначат после смерти
И поклонятся тем мощам,
Примером взрослым будет,  детям,
Послужит церкви и властям.



КНИГА МЁРТВЫХ ЕГИПТА

Путеводитель в лучший свет,
Набор инструкций и советов,
Что можно делать, а что нет
И гимнов славные куплеты.

Были законы и запреты,
Что можно ими что нельзя.
И пред Осирисом ответы
Держать. Он грозный судия.

Папирус в свитках, много глав
Лежал в гробнице в изголовье,
Усопших там святой устав
Для новой жизни там пособие.

Там привороты и проклятия
Хорошим духам и плохим.
Жрецов магическим заклятием
Печатью ритуал храним.

Цивилизацией древнейшей
Египет был и неспроста -
Впервые там у всех умерших
Была бессмертная душа.

История жизни фараона
Или вельможи, кто почил.
Морали следовал ли строго
Всё в книге, как он жизнь прожил.

Считалось этот документ
К суду Осириса предъявят
И бог решит тогда в момент
Куда усопшего отправят.

Отчёт умершего - основа:
Как жил, что делал, где грешил.
Ругал отца иль фараона,
Иль воровал, иль много пил.

Прелюбодействовал быть может,
А может трусил или лгал.
Никто судье солгать не может
Как жил, что думал, кем ты стал. 

Затем идёт научный опыт:
Кладётся сердце на весы
А мерой веса нет другого,
Там страуса перо лежит.

И если сердце перевесит
Под тяжестью грехов своих,
Там «пожиратель» есть на месте
И сердце слопает он в миг. 

На бегемота он похожий,
Так начинается путь в ад...
На сердце вашем тяжесть тоже?
Осирис будет очень рад.

Судил он душу.  Ел он тело;
Чтоб им не встретиться уже.
И мумии не сделать дело -
Скитаться навсегда душе.

Вот Книга Смерти - Знаменатель
При жизни сделанных всех дел,
Диплом, а также указатель
На справедливости удел.


Книга мёртвых в Древнем Египте — сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещавшийся в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии; 

Относятся ко времени расцвета культуры при XVIII династии -  (1550—1292 годы до н. э.) — одна из наиболее известных династий Древнего Египта. Иногда XVIII династия именуется династией Тутмосидов, так как в неё входят все четыре фараона по имени Тутмос.




РЕИНКАРНАЦИЯ СОЗНАНИЯ, КНИГА МЁРТВЫХ ТИБЕТА


Свет в конце тоннеля уже не тот.
                Геннадий Малкин

Уже ей больше тысячи лет
Той книге мудрости тибетской.
А в ней, похоже, есть ответ
Вопросу, что совсем не детский.  (1)

Когда уходим в мир другой,
Куда сознание уходит?
Берём ли в землю мы с собой
Или с душой на небе бродит.

С последним воздуха глотком,
Что отражается в сознании?
Мы понимаем, что умрём?
Что есть последнее желание?

Психолог Юнг её читал    (2)
И комментарии оставил -
О “просветлении” узнал
В "час смерти”, как одно из правил.

Как "свет в тоннеле" видят те,
Кто смерть клиническую знал,
Тем, утверждением в правоте,
Тибетской мудрости финал.

Наука это объясняет -
Так просто умирает мозг,
Галлюцинации влияют...
Тибет другой даёт итог.

Там есть этапы умирания
И воскрешения для души,
Реинкарнации влияние
И воплощения в тиши.

Карл Юнг потом признался многим,
Что он “прозрел”, когда прочёл...
Что после смерти есть дороги!
Неплохо б знать нам всем о том.



(1) «Тибетская книга мёртвых» — Содержит подробное описание состояний-этапов (бардо), через которые, согласно тибетской буддийской традиции, проходит сознание человека начиная с процесса физического умирания и до момента следующего воплощения (реинкарнации) в новой форме.

(2) Карл Густав Юнг - швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии.



ТАРТАР

Где и медяный помост, и ворота железные. Тартар,
Столько далекий от ада, как светлое небо от дола!
                Гомер “Илиада”, VIII, 13

Под царством Аида есть бездна, что глубже не будет,
Она далека от земли, как звезда, что над нами.
Там греческий Ад тех, кто не больше не судит,
Там Хронос теперь и титаны, что были богами. (1)

Их всех туда Зевс заточил после длительной битвы,
Хоть кровь в них родная, но власть над Землею дороже.
Их стража - сторукие есть исполины
Сквозь них проскочить ни титан и ни муха на сможет. (2)

Три слоя из мрака подарены богом Эребом
И стены из меди был дар самого Посейдона.
Попавшим туда не видать уже звёздного неба,
А всё наказание за место,что было у трона. (3)

За много грехов там найдёте Сизифа
Он камень с трудом поднимает на гору.
Его заточили туда по преданиям мифа
С бесплодным трудом и мучением впору. (4)

Под царством Аида есть бездна, что глубже не будет,
Она далека от земли, как звезда, что над нами.
Там греческий ад тех, кто не больше не судит,
Кронос там и титаны, что были богами.



(1) Тартар - в древнегреческой мифологии — глубочайшая бездна, находящаяся под царством Аида, куда Зевс низвергнул Кроноса и титанов после  войны, которую вели Зевс и его братья и сёстры, олимпийские боги, за свержение своего отца Кроноса и его божественного поколения титанов.

(2) Их стерегли сторукие исполины, дети Урана.

(3) Тартар был окружён тройным слоем мрака бога тьмы Эреба и медными стенами с медными воротами морского бога Посейдона.

(4) Сизиф - хитрый, порочный и корыстолюбивый человек. Первый воспользовавшийся хитростью и обманом (среди эллинов).
Он строитель и царь Коринфа, после смерти приговорённый богами вкатывать на гору, расположенную в Тартаре, тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, раз за разом скатывался вниз.


ПОГОВОРИМ ТЕПЕРЬ ОБ АДЕ

То был суровый, опаленный лик.
Не мертвый лик, но просветленно-страстный.
Без возраста - не мальчик, не старик.
            - В. Я. Брюсов, Данте и Венеция


Поговорим теперь об Аде -
Конец для грешников пути.
Уходит вниз он по спирали
Похоже в самый центр Земли.

Он антиподом служит Раю,
Где муки грешникам даны,
Там души вечные страдают
За их грехи обречены.

Берём авторитет в основу -
Источник - Данте, не другой.
Его “Комедию…”  богословы
Читали с Библией взапой.

Предупрежу - у иудеев
Понятия ада в общем нет,
Там и святые и злодеи
В ШЕОЛЕ,  где не виден свет*

У христиан же интересней -
Там Ад поделен на круги
Круг по греху. И все там вместе,
Кто совершили те грехи.

Круг первый - Лимб, живут там души
Философов минувших дней,
Которые Христу не служат,
Но в жизни не было мудрей.

Круг два - он Сладострастие,
Кто за Любовь пошёл на грех
Чужие муж, жена в разврате…
Их души буре для утех.

Круг третий - он Чревоугодие
Обжоры там заключены,
Там в грязной жиже вязнут ноги
И дожь со льдом увы, увы.

В четвёртом круге только Жадность,
Там, кто копил и расточал.
Кто к злату относился алчно -
Толкает груз не по плечам.

Круг пятый - в нём и Гнев и Лень
По горло души там в болоте.
И вечной дракой вечный день
Без отдыха в одной заботе.

Круг шесть - Еретики
И Лжеучительные души.
Там есть горящий город Дит
 В его печах их души тушат.

Круг семь - Насильников, Убийц,
Тиранов, прочих негодяев.
Горят в огне, не видно лиц
Собаки души раздирают.

Вот круг восьмой для Лицемеров,
Льстецов, Гадалок и Воров...
Горят в смоле, в жаре без меры,
Там свист бичей, удар багров.

Девятый круг - он круг последний
Он для предателей всех рас,
Там души их заледенели
Дыхание льдинкой станет враз.

Вот все круги.  Что вам напомнят -
Страдания, муки на земле?
Видали мы и худший холод
И Грозный царь варил в котле.
 
•Библейские тексты Ветхого Завета рассматривают ШЕОЛ как место обитания всех умерших независимо от их образа жизни на земле;



ЕСЛИ ВЫ ИДЁТЕ СКВОЗЬ АД

Если вы идёте сквозь ад – идите не останавливаясь.
                Сэр Уинстон Черчилль

       I

Идём по жизни не спеша,
Глазеем, смотрим на витрины...
То здесь, то там видны картины -
Так хочет зрелища душа.

Надеемся, что ждёт нас пряник
На остановке за углом.
Мы не спеша туда идём…
Ах да, ведёт туда охранник.

Живя в аду, мы видим рай;
В раю чего-то не хватает,
Чего? одна лишь Ева знает -
Запретный плод ей подавай.

Идём, куда теперь спешить,
Но как гласит эпиграф выше -
Те, кто с ушами, пусть услышат,
Ускорьте шаг. Спешите жить.


      II

Когда идёте через ад
Не замедляйте шаг, не надо.
И не бросайте быстрый взгляд
По сторонам, где стон со смрадом. 

Когда идёте через ад,
А путь далёк, он бесконечен,
Не говорите невпопад
С тем кто попался вам навстречу.

Когда идёте на повал
Вы, окружённые конвоем,
Не нужно, чтобы взгляд упал
На тех, кто пали пред тобою.

Закройте уши и глаза,
Ведь боль души страшнее, чем тела
И не помогут образа,
Ведь вы в аду.  И в этом дело.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АД - ОБЛАКО ООРТА

Кто свернул с дороги ведущей в ад, того не испугает предупреждение: «Это дорога в никуда!»
                —  Станислав Ежи Лец


Одно для Ада лучших мест -
На крае Солнечной Системы -
Там орды демонов-комет
Метеоритов смена-смене.

"Оорта Облаком" зовут
Ту преисподнюю во Вселенной.   (1)
Оттуда беды все идут
Циклично и беспеременно.

Во всей истории Земли
Случались жизни вымирания.
От взмаха космоса руки
Сметалась жизнь до основания.

Всех циклов тех - не сосчитать
Похожих на Тунгусский призрак,
А вот всемирных было пять;
Жизнь после них лишь тлела искрой.

Да, было пять, что знаем мы -
С последним пали динозавры.
Не самым было и большим,
Но пре-достаточным, для справки.

Назад миллионов шестьдесят
Земля с кометой повстречалась
Так путь расчищен был для нас,
Жизнь Homo Sapiens  началась.

Но по шкале несчастий всех
Великим было Вымирание
За четверть миллиарда лет
До динозавров процветания.  (2)

В той катастрофе был конец
Моллюскам всех и насекомых,
И позвоночных. Тяжкий крест,
Там смерть была всему живому. 

Осталось два процента видов
Их всех живущих на Земле.
Так силы неба, брови сдвинув,
Нам показали - Ад извне.

Причиной всех несчастий этих
Комет неистребимый сонм,
А где комет гнездо на свете?
Оорта облако - их дом.

Там астероиды, кометы -
Системы солнечной бичи
Решают участи планеты...
Кого убрать иль обойти.

Похоже Ад не в преисподней,
Не прав был Данте в этот раз.
Надежда - Облако Оорта
Что обойдёт нас в этот раз!



(1) Облако Оорта — гипотетическая сферическая область Солнечной системы, служащая источником долгопериодических комет. Инструментально существование облака Оорта не подтверждено, однако многие косвенные факты указывают на его существование.

(2) Массовое пермское вымирание — одно из пяти массовых вымираний.
Является одной из крупнейших катастроф биосферы в истории Земли, которая привела к вымиранию 96 %всех морских видов и 73 % наземных видов позвоночных. Катастрофа стала единственным известным массовым вымиранием насекомых, в результате которого вымерло около 57 % родов и 83 % видов всего класса насекомых.
Подозревается столкновение с крупным астероидом или кометой из Облака Оорта.