В Одессе с Гоголем

Лия Константиновна Телегина
                Стихотворение в прозе

                1.
         Одесса. Знакомлюсь с её достопримечательностями. И вдруг передо мной несётся птица-тройка. «… куда же несёшься ты? дай ответ,» - промелькнуло в голове, и я, замедлив шаги, остановилась перед памятником Николаю Васильевичу Гоголю. Скульптор – Олег Черноиванов. Кстати, знаете, что, когда цезарь въезжал в Рим и толпа скандировала «Аве, Цезарь, Аве!», то специально назначенный воин шел возле цезаря и повторял ему: «Помни, что ты человек». Чтоб не зазнавался. Я же стояла рядом с памятником, но мне казалось, что, обращаюсь к живому Гоголю, шептала:
         - Среди писателей своего времени ты предстаёшь, как уникальный феномен, который, очень быстро избавившись от влияния других, увлёк своих почитателей в мир фантасмагорий, в котором сосуществуют смешное и ужасное. Ты Гений!
         Рано тропка Гоголя превратилась в дорогу, поднимаясь всё выше и выше в гору к солнцу, к высокой надежде.
         Отчего же дорога обрывается за пьедесталом гранитным? Но мчится он вперёд, не заметив при этом, что через короткую жизнь оказался в бессмертии.
 
                2
         К вечеру я была в другом районе Одессы от памятника Гоголя. Возвращалась с пляжа «Аркадия». Мне нравилась пёстрая толпа гуляющих. Рассматривая всех встречных, снова вспомнила о Гоголе. Вот бы явился он здесь с Пушкиным и Жуковским! Однако тут же оборвала фантастическую мысль: не те времена.
           Проходя мимо фонтана, приостановилась, заметив, что в его мерцании горят   светляки, играют русалки и в воду бросают венки. Танцуют, смеются, ныряют одна за другой и снова, как ласточки, летят стайкой над водой.
         Как же влекут их улыбки и белизна распахнутых рук! А над ними синеют и переливаются огнями фонтана натянутые струи, которые непонятно где-то вверху обрываются и падают брызгами вниз.
         Поют русалки тихо, им нередко вторит вода. И песня летит под небо и цветёт, как папоротник.
         Но что это я вижу? Откуда эти призраки явились. И только для меня. Никто на них внимания не обращает. Вот какова сила слова Николая Васильевича!
          Идут щегольски молодые люди с красивыми девушками. Останавливаются, о чём-то беседуют, смеются.
         Смотрю и думаю:
         - А есть ли в этом городе другая жизнь, такая, о какой мне в действительности рассказывали старожилы, у которых я была в гостях, жизнь которых можно было прочитать по их лицам с затаённой болью и тревогой, с грустным беспокойством. И вновь вспомнились слова писателя: «Скучно на этом свете, господа!»
         Однако разве не было и нет на Украине других людей – смелых, сильных, разве украинский народ, который умеет петь удивительные песни, у которого много чудесных сказаний о воле, о счастье, о любви, никогда не боролся за другую жизнь – светлую, прекрасную? И моё воображение рисует образы смелых, гордых людей и уводит далеко в глубину истории.

   Памятник Н. В. Гоголю в Одессе
       ул. Ланжероновская, 2.