Гость Св. Игнатий

Адриан Роум
                ПОВЕСТИ ИЗ ЖИТИЯ СТАРЦЕВ
                Св.Игнатий (Брянчанинов)

Некоторому старцу пустыннику доставлял потребности житель селения. Однажды
случилось, что поселянин замедлил несколько дней, и у старца оказался недостаток в
необходимом: он не имел ни нужного для рукоделия, ни съестных припасов. Это
опечалило его. Не имея ни работы, ни средств к пропитанию, он сказал ученику
своему: сходишь ли в селение позвать поселянина, обыкновенно доставляющего нам всё
нужное? Ученик отвечал: сделаю, отец, как повелишь. После этого разговора они
долго ждали и терпели недостаток, а служитель не приходил. Почему старец опять
сказал ученику: сходишь ли в селение, и приведешь ли поселянина? Ученик отвечал:
сделаю то, что велишь. Так отвечал брат, потому что боялся идти в селение по
причине соблазна мирского; вместе с тем он обещался идти, чтоб оказать послушание
духовному отцу. Знал это и старец, но, стесняемый нуждою, сказал ученику: уповаю
на Бога отцов наших, что Он покроет тебя от всякого искушения. По совершении
молитвы, он отпустил его.

Брат пришел в селение, отыскал дом, в котором жил служивший им поселянин,
постучался в двери. Случилось, что тогда никого не было в доме, кроме дочери
поселянина. Она отворила дверь, и брат начал расспрашивать ее об отце, почему он
запоздал столько дней приходом. Она пригласила монаха войти в дом, но он не хотел,
тогда она схватила его за руку и повлекла насильно. Он противился; но она
пересилила его и ввела за собою в дом. Монах, увидя, что его влекут ко греху, и
что помышления его склоняются к тому же, восстенал из глубины сердца и возопил к
Богу: Господи! ради молитв отца моего, пославшего меня, спаси меня в этот час
искушения! Лишь сказал он это, - оказался внезапно стоящим у реки близ монастыря
своего, и возвратился к отцу своему неоскверненным*.

                ***

Некто пришел в Скит, чтоб быть монахом. При нем также был сын-младенец, лишь
отнятый от груди. Когда сын достиг юношеского возраста, демоны начали нападать на
него и беспокоить его похотью. Он сказал отцу: пойду в мир, потому что не могу
выдерживать плотского вожделения. Отец утешал его. По прошествии некоторого
времени опять говорит юноша отцу: я не в силах выдерживать вожделения: отпусти
меня; пойду в мир. Отец отвечал: еще однажды послушай меня. Возьми с собою сорок
хлебов и пальмовых ветвей на сорок дней (для плетения веревок), и пойди во
внутреннюю пустыню**: там пробудь сорок дней, и воля Божия да будет.

Послушавшись отца, юноша встал и ушел в пустыню; он остался там и проводил время в
подвиге и работе, плетя веревки из сухих пальмовых ветвей и питаясь сухим хлебом.
Когда он пробыл там двадцать дней, - увидел внезапно, что некоторое привидение
диавольское приближается к нему: оно остановилось близ его в подобии женщины
черной эфиопки, неприятнейшей наружности и смердящей; не будучи в состоянии
переносить смрада ее, он отталкивал ее от себя. Она сказала ему: я - та, которая
представляюсь сладкою в сердцах мужеских; но по причине послушания твоего и
подвига твоего Бог не дозволил мне обольстить тебя, явил тебе зловоние мое. Он
встал, воссылая благодарение Богу, возвратился к отцу и сказал ему: уже не хочу
идти в мир, я узнал действие диавола и зловоние его. Открыто было и отцу о всем
этом; он отвечал сыну: если бы ты пробыл все сорок дней во внутренней пустыне и
вполне сохранил заповеданное мною: то увидел бы еще больше (мерзости).

__________________________
* Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники;...они непорочны пред престолом Божиим.
(Откр Иоанна 14:4)

* Пустыня безлюдное место, где подвизаются монахи-отшельники.