Как шейхуль-Ислам Аш-Ширази сказал

Мухаммад Окар
Как шейхуль-Ислам Аш-Ширази сказал,
Так веровать в Бога я вам приказал.
За сунной Пророка кто хочет идти -
Пусть твёрдо стоит на танзиха пути.
(Мухаммад Окар)

КОММЕНТАРИИ

— Шейхуль-Ислам Аш-Ширази — это учёный Ислама из Персии по имени Абу Исхак Ибрахим ибн Юсуф Аш-Ширази, рождённый в 393 году хиджры [это более 10 веком назад].
— Аз-Захаби в своей книге «Сияр» сказал о нём, что он муджтахид и шейхуль-Ислам.
— Отрывок из того, что говорил шейхуль-Ислам Аш-Ширази о Боге (из его книги «Аль-Ишарат Иля Мазхаб Ахлиль-Хакк»):
«Недопустимо применять по отношению к Нему [к Господу] изменение, перемещение и движение».
— Танзих — термин, который обозначает отрицание применимости к Богу качеств тела, таких как: образ, размер, место, изменения и т. д. Танзих — это отвергание того, что Творец подобен Своим творениям. Антонимом [противоположностью] термина «танзих» является термин «ташбих». Ташбих — это уподобление Создателя созданным.


ПОДРОБНЕЕ ИЗ КНИГИ АШ-ШИРАЗИ

Нижеприведённый текст взят из страниц 151-153 книги Аш-Ширази «Аль-Ишарат Иля Мазхаб Ахлиль-Хакк».

Сказал шейхуль-Ислам Аш-Ширази:
«ЕСЛИ ЛЮДИ СКАЖУТ: "Вы говорите, что Господь не на Троне, не на Небесах и не в одном из направлений [то есть, не наверху, не внизу, не справа, не слева, не спереди, не сзади]. Тогда где Он?".
ГОВОРИТСЯ ТАКИМ ЛЮДЯМ: "Вы показываете своё невежество уже тем, что используете по отношению к Нему слово ”где”, что указывает на место, а Господь, Всемогущ Он и Велик, пречист от места".

ЗАТЕМ ГОВОРИТСЯ ИМ: "Вы же подтверждаете, что и Трон, и Небеса, и направления были созданы, или нет?".

ЕСЛИ ОНИ СКАЖУТ: "Нет, они не были созданы", то поистине, они сказали, что Вселенная вечная без начала. Тогда разговор с ними нужно перевести в область сотворённости Вселенной [то есть, нужно говорить с ними о том, что атрибут "Безначальный" присущ только Создателю, только Он вечен без начала, а всё, что существует, кроме Него, имеет начало].

А ЕСЛИ ОНИ СОГЛАСИЛИСЬ с приверженцами истины в том, что они были созданы [то есть, если они согласились с тем, что Трон, Небеса и все направления были сотворены],
ТОГДА ГОВОРИТСЯ ИМ: "Существовал ли Господь до их появления? Он Тот, Кто создал их или нет?".

ЕСЛИ ОНИ СКАЖУТ: "Нет, Он не существовал до них и не создал их", то они утверждают, что Господь, Всемогущ Он и Велик, является созданным [имеет начало существования], а это куфр сарих [явное неверие].

А ЕСЛИ ОНИ СОГЛАСИЛИСЬ с приверженцами истины в том, что Он [Создатель] существовал до творений верхней части Вселенной и нижней [то есть, до существования всего, что наверху и внизу],
ТОГДА ГОВОРИТСЯ ИМ: "Скажите нам, а каким Он [Создатель] был до существования созданий [то есть, каков был Создатель до того, как Он создал Свои создания? До того, как появились места, направления, Трон, Небеса и всё остальное]?".

Всё, что они скажут о том, каков Он был до существования созданий — это довод в нашу пользу о том, каков Он после появления созданий. Ведь поистине, Господь, Всемогущ Он и Велик, существует после появления всех созданий так же, как и существовал до их появления [то есть, как до создания всех мест и направлений Он был без них, так и после создания всех мест и направлений Он существует без места и без направления].

Не присуще Господу изменение из одного состояния в другое состояние.

А также Ему не присуще перемещение из одного места на другое место [то есть, Создатель не находится в Своём творении, в каком-то месте, и Ему не присуще перемещаться из одного места на другое место. К примеру: сверху вниз или снизу вверх].

Сказал Бог, Всемогущ Он и Велик, в истории об Ибрахиме [Аврааме], мир ему [означающее]:
<И когда настала ночь, он [Пророк Ибрахим] увидел звезду и сказал: ”Ну разве это мой Господь?”>.

<А когда звезда закатилась,> - то есть, когда звезда переместилась из одной стороны в другую сторону и изменилась из одного состояния в другое состояние, тогда <он [Ибрахим] сказал: ”Я не люблю [не считаю Богом] то, что закатывается">.

Его [Ибрахима] слова значат: "Я не люблю [не считаю Богом] то, что перемещается и изменяется". И кто приписал Безначальному [Создателю] то, что отверг от Него сам Ибрахим [перемещение и изменение], тот не из числа мусульман [то есть, тот неверующий]».