1968... вспоминает дочка... немного о Маме...

Ионина Татьяна
В 1968-м году мне было шесть лет. Моей мамочке было тогда... 31 годик, много уже... Она была молодая, энергичная. И работала в НИИ. Писала программы для ЭВМ. Иногда можно было работать дома. Тогда мама радостно брала меня с собой, например, на пляж. Мы составляли программы вместе. На пляже, на подстилке, когда сохли после купания.

Но так получалось не всегда. Часто приходилось меня тащить с утра в детский сад, а самой маме приходить в Институт на рабочее место. И писать там программы для ЭВМ.

В детском саду меня заставляли есть, и спать, и рассказывали "про доброго дедушку ленина".

А мама в это время сидела в большом помещении, с другими тётями, чьими-то мамами, и они часто пили чай и обсуждали, что в жизни происходит. Так было и в 1968-м году.

Тетя Зина, мама маленького Женечки, не могла остановиться. Она даже глотнуть чаю не могла! "Как это так можно? Пойти в другую страну! Братскую страну Чехословакию!!! К нашим братьям, к нашим сестрам. Поехать на танках к мирным людям!" Тётя Люба улыбнулась и произнесла: "Осторожней будь, Зиночка, потише, а то Первый отдел может услышать".

И Первый отдел тут как тут. Приходит какой-то подтянутый, при галстуке: "Иванова! Вас вызывают в Первый отдел". Ну что тут спрашивать?.. Тётя Зина покорно поднялась и пошла, оставивши нетронутую чашку чаю.
Женщины притихли. И погрузились в свои программы по модернизации народного хозяйства.

Долго ли, коротко ли. Появляется Зинаида. "Ой, девочки! Какой умный человек! Он мне всё, всё объяснил. Я теперь понимаю. Ведь они там, на танках, чтобы войны не было!!. Да я бы расцеловала каждого парня, который на танке!"

Моей маме тоже довелось побывать в Первом отделе. Немного позже. После того, как уволили одну девушку из лаборатории. И спросил мою маму сотрудник отдела номер 1: "О чем говорят в лаборатории?" Мама ответила: "О работе. Ещё о детях. О кастрюлях...". Тогда сотрудник номер 1 подошёл с другой стороны: "А что Вы можете сказать о N.?" (то есть о недавно уволенной девушке). -- "Ничего не знаю. Мы с ней были почти не знакомы ". -- "А Вы знаете: ведь она еврейка!" -- "Ну и что?"
Тогда сотрудник номер 1 подъехал с другой стороны: "Сколько Вы получаете?" Мама назвала свою зарплату. "Это мало. Хотите получать больше?" -- "Нет, не хочу. Мне вполне хватает моей зарплаты, и я ей довольна". Сотрудник номер 1 отпустил мою маму из кабинета, махнувши рукой на неподходящую и несознательную гражданку.

Несколько лет спустя, мама сама уволилась. По собственному желанию. И стала работать в школе. Рассказывать детям "про иксы, игреки да синусы". Мама очень понятно объясняла, даже про тангенсы, и даже мне потом сумела всё про них объяснить.

Один из маминых учеников поделился с ней своими планами и мечтами: мальчик хотел постутить в Секретное Военное Училище, окончить его и служить в КГБ, и спасать Родину от шпионов.

Моя мама, услышавши о таком, не смогла этого перенесть. Мама осталась с пареньком после уроков. Она рассказала ему... не скажу точно, что, но... Моя мама рассказала мальчику правду.
Моя мама махнула рукой на Теорию вероятности, по которой могло быть и так: мальчик решил бы спасать страну от таких, как моя мама, и пошёл бы в "кабинет спасения".

Но такого не произошло. Может быть, оттого, что мама очень понятно и увлекательно рассказывала про синусы и косинусы, и помогала решать задачи, даже по геометрии.