Дружба народов в СССР

Добренькая Тётя
Меня учили дружить с людьми разных народов, и даже разных взглядов, и разных религий, -- к этому я привыкла, да, в советское время!

К этому меня приучили мои мама и папа.

Мама меня ещё научила алгебре и тригонометрии, когда я всё это прохлопала и пропустила в школе. За неделю, может две, быстро и чётко научила.

А от советской школы что осталось доброго вспомнить... это дружба с друзьями... девочками и мальчиками разных национальностей... Это плюс.

(В классном журнале, где-то на последних страницах, был список учащихся. С какими-то сведениями о каждом. Я помню, против каждой фамилии учащегося была и такая ячейка -- "национальность". Когда училка выходила, мы подглядывали, кто какой национальности.)

Но ещё осталась в памяти противная необходимость лицемерить: носить галстук, потом комсомольский значок и врать на уроках и в сочинениях "про партию, про родину, про ленина и т.д."

Особенно запомнилась проповедь училки на литературе, в старших классах, она нам пересказывала Горького, дополнительный такой факультатив: рассказ Горького такой: жили да были цыган и цыганка. Он её любил, и она его любила. Он её убил, она его тоже убила. Вместе друг друга убили. Как-то почти одновременно.

"Это рассказ о том, как люди жертвуют собой ради любви".
Последнюю фразу я помню почти дословно, даже интонацию.
Учительница была дамой в модном костюме, со вкусом одета.

 Я от скуки в школе любила учителей-модниц, весь урок можно разглядывать костюмчик. Одна нарядная училка была, вроде, партийная. Та, что в костюмчике, наверное, тоже. Она же по литературе была...

Чтобы поступить на гуманитарный, надо было достать справку о том, что ты занимался в школе комсомольской работой. Поэтому я пошла учиться на математика.

Какие-то познания в тригонометрии довели до того, что меня приняли в ВУЗ. Конкурс был почти нулевой, где-то 1,1 человека на место.

 А на гуманитарные факультеты, помнится, было 12 на место. И все со справками, что они правоверные комсомольцы. Ну насчёт того, что 12, я могу перепутать, конечно. Но, по сравнению с математикой, -- несравненно больше был конкурс в универ на гуманитарные отделения: иняз, исторический, литературный... И все, (почти все!), кто туда пошёл, -- шли туда с упомянутыми справками о "преданности делу...".