Шуфутинский Ночной гость - разбор стихов

Справедливый 7


В этой статье я проанализирую качество стихов популярной песни «Ночной гость» (Соседка) в исполнении Михаила Шуфутинского, автор стихов Олег Митяев. Сразу скажу, песня отличная и мне очень нравится. Ну начнем.

Снова гость к моей соседке,
Дочка спит, торшер горит,
Радость на лице.
По стеклу скребутся ветки,
В рюмочке коньяк налит,
Со свиданьицем.

Обратите внимание на сложность рифмы. Это вам не банальное четверостишие. Первая строка рифмуется с четвертой, вторая с пятой, третья с шестой. И при этом мы наблюдаем смену ритма стиха. Это легко отследить по количеству слогов (количеству гласных букв) в строках — 1, 2, 4 и 5 строки — один ритм, а в 3 и 6 — совсем другой, как бы угасает повествование (меньше слогов, гласных).

У Пушкина в Евгении Онегине рифма еще сложнее если помните, и именно поэтому она и выглядит более красивой и гениальной. Хотя для среднего поэта с отличной техникой не представляется сложным зарифмовать любой текст в любой последовательности и ритме. Поэтому главное — отточить технику!

СосЕДКЕ — вЕТКИ — отличная рифма! Как я писал в предыдущих статьях — две одинаковые последние буквы в рифме это хорошо, а три и более — еще лучше. Если конечно это не глагольные рифмы, там чем больше чем лучше (лучше больше 4-5 букв). Да и вообще считается круто избегать глагольных рифм. При этом следует отметить, что типовой прием всех поэтов, это когда в рифме приравниваются Д — Т, Б — П, З — С, а также, как в данном примере Е — И в окончаниях. Повторяю — это типовой прием, и его обязательно надо использовать в творчестве. Олег Митяев сразу показывает нам чуть ли не полную палитру поэтических приемов на первой же рифме.
ГорИТ — налИТ — не лучший вариант для глагольной рифмы, но приемлемо.
лИЦЕ — свиданьИЦЕм — качественная нечистая рифма с почти неслышным М на конце одного из слов. Ниже будут более подробные примеры на эту тему.


Вроде бы откуда
Новая посуда,
Но соседка этим гостем дорожит.
То поправит скатерть,
То вздохнёт не кстати,
То смутится, что не острые ножи.

Здесь наоборот 3 и 6 строки длиннее прочих, ритм опять меняется. В оригинале (на странице интернета откуда я скопировал текст песни) вообще 3 и 6 строки были разбиты на две строки каждая, но я думаю это неверно. Оставим мой вариант. Да и строки уже рифмуются в другой последовательности. Обратите внимание, первая строка рифмуется со второй, 3-я с 6-ой, а 4-я с 5-ой.

ОткУДА — посУДА — отличная рифма!
ДорОЖИт — нОЖИ — по сути нечистая рифма, не должно быть Т, но Т почти неслышная, глухая. Поэтому вполне отличная рифма! Обратите, пожалуйста, внимание. Оставлять в конце одного из слов рифмы глухие буквы типа Т, из стандартных сочетаний Д — Т, Г — К, З — С — это типовой прием.
СкатерТЬ — кстаТИ — ну не идеальный вариант, но тут Т смягченная, и вполне звучит. Тем более это находится как бы в середине стиха из шести строк. Для песни это очнь даже приемлемый вариант. В песне все проще чем в классических стихах. Многое из брака или некондиции просто не услышится, пролетит мимо мгновенно.


Он мужчина разведённый
И она разведена,
Что тут говорить.
Правит нами век казённый
И не их это вина,
Некого винить.

РазведЕННЫЙ — казЕННЫЙ — отличная рифма!
РазведЕНА — вИНА — типовой пример, Е сочетается с И, звучит вполне приемлемо. Тут можно вспомнить и неграмотных людей, зачастую они так и говорят — разведИна. Да и вообще в разговорной речи по сути так и слышится. Так что очень неплохая рифма. Я бы даже сказал отличная!
ГоворИТЬ — винИТЬ — не очень конечно для глагольной рифмы. Но опять же для песни вполне применим. Плюс не так уж это и заметно, как бы теряется эта не особо крутая рифма в этом стихе. Начало рифмы вообще не упомнишь где было.


Тот был, первый, гордый,
Правильный был, твёрдый,
Ну да Бог ему судья, да был бы жив.
Сквер листву меняет,
Дочка подрастает
И пустяк, что не наточены ножи.

гОРДЫЙ -твЁРДЫЙ — отличная рифма! И опять типой прием, О легко сочетается с Ё (ЙО), обратите внимание.
ЖИв — ноЖИ — опять же почти неслышная В. Но в целом рифма хорошая. Две одинаковые буквы в конце каждого слова рифмы — это всегда нормально. Не отлично, но качественно.
МенЯЕТ — подрастАЕТ — тоже неплохая рифма, типовой прием замены А на Я (ЙА). Для глагольной рифмы маловато три буквы одинаковые. Но вполне допустимо.
Этот стих пожалуй самый слабенький пока что. Обратите внимание на то что если рифмы заканчиваются на существительные — это очень круто. Для этого надо начинать строку с глаголов (первое или второе слово). А данном стихе в основном рифмы состоят из прилагательных и глаголов. Это послабже конечно. Но вполне допустимо.


Пахнет наволочка снегом,
Где-то капает вода,
Плащ в углу висит.
На проспект спустилось небо
И зелёная звезда
Позднего такси.

сНЕгОм — НЕбО — нечистая рифма. Обратите внимание, как бы внутри рифмы мы видим глухие буквы, они разные, но не особо резкие, их почти и неслышно. Вполне качественная нечистая рифма.
ВоДА — звезДА — хорошая рифма, очень часто применимая. Вообще рифмы заканчивающиеся на ДА наиболее просто найти (вспомнить), и звучит всегда отлично, можно включать в стихи в любом количестве.
ВиСИт — такСИ — хорошая рифма, с типовым приемом о котором я упоминал выше. Олег Митяев определенно (как всегда) показывает высокий класс!


Далеко до сходни,
Не уйти сегодня,
Он бы мог совсем остаться, да и жить.
Всё не так досадно,
Может, жили б складно.
Ах, дались мне эти чёртовы ножи.

СхОДНи -сегОДНя — отличная рифма. И вполне сочетается здесь с Я, но и без этого по три одинаковых буквы в рифме есть. Больше похоже на нечистую рифму, но отличную рифму!
ЖИть — ноЖИ — хорошая рифма, примерно об этом же я писал чуть выше.
ДосАДНО — склАДНО — отличная рифма!


Ах, как спится утром зимним,
На ветру фонарь скрипит,
Жёлтая дыра.
Фонарю приснились ливни,
Вот теперь он и не спит,
Всё скрипит - пора, пора.

зИмНИм — лИвНИ — качественная нечистая рифма. М и В в середине слов — глухие, почти не слышны.
СкриПИТ — сПИТ — хорошая глагольная и допустима рифма.
ДыРА — поРА — хорошая рифма.
Единственная претензия к этому стиху, что он как бы ни о чем. И фонарь упоминается два раза. Что это за фонарь и вообще зачем о нем писать? Обычно так поэты переходят к следующей части текста, в данном случае к заключению. Видимо не нашел о чем написать Олег Митяев и вставил этот как бы с намеком или загадкой отрывок (типа догадайтесь, додумайте сами). Земфира кстати часто грешит подобным. Ну и конечно фраза «жёлтая дыра» - ну не звучит и опять непонятно о чем и зачем.


Свет сольётся в щёлку,
Дверь тихонько щёлкнет,
Лифт послушно отсчитает этажи.
Снег под утро ляжет
И не плохо даже
То, что в доме не наточены ножи.

ЩЁЛКу — ЩЁЛКнет — типовая нечистая рифма, или даже неправильная рифма (вся рифма в начале слов). Слишком много незарифмованных букв в конце второго слова, но опять же они почти не слышны. Прием типовой, красивый, берем на вооружение.
ЭтаЖИ — ноЖИ — хорошая рифма. Здесь следует обратить внимание на типовой прием, когда в разных местах стиха как бы повторяется отдна и та же рифма, но одно из слов всегда одинаковое (ножи), а второе всегда меняется. И вообще вот это некое жужжание — ЖИ — в разных местах текста как бы придает некую пикантность. Некоторым не нравится жужжание. Но как по мне — очень даже неплохо и интересно. У меня кстати есть очень даже жужжащий, но очень сильный стих. Я его и писал именно с этим акцентом.
лЯЖЕт — дАЖЕ — отличная рифма!


Снег под утро ляжет
И не плохо даже
То, что в доме
Не наточены ножи.

Ну это повтор слов типичный для песни.

Итого из 24 возможных рифм мы имеем примерно 19-20 отличных, хороших и качественных рифм! Очень даже великолепный результат! Респект Олегу Митяеву!