Война

Борис Голутвин
Когда-то давно, читая "Дневник писателя" Ф. М. Достоевского, я в недоумении остановился, если не сказать споткнулся, на мысли Русского Гения о необходимости войны. Читал и не мог поверить в то, что читаю. Разве может война быть необходимой? Разве те страдания, горе и боль, слёзы и кровь, разрушения и смерть, которые несёт война, могут быть не только ужасны, но и спасительны? И разум, и, тем более, сердце отказывались принимать, что Русский Гений Ф. М. Достоевского, в лице своего ЛГ, Дмитрия Карамазова, отвергающего гармонию рая, хотя-бы ради одной слезинки замученного ребёнка, не считает войны чем-то неестественным, но неизбежно необходимым. "Разумеется, это грустно, но что же делать, если это так. Уж лучше раз извлечь меч, чем страдать без срока. И чем лучше теперешний мир между цивилизованными нациями — войны? Напротив, скорее мир, долгий мир зверит и ожесточает человека, а не война. Долгий мир всегда родит жестокость, трусость и грубый, ожирелый эгоизм, а главное — умственный застой. В долгий мир жиреют лишь одни палачи и эксплуататоры народов"(1). При этом Ф. М. Достоевский особенно подчёркивал, что не всегда и не все войны бывают спасительными, однако, впечатление от принятия им войны во мне было настолько сильным, что затушевало важную оговорку Великого Русского писателя. Безусловно, войны бывают разными - хотя в последнее время делаются попытки уравнять войны оборонительные/освободительные и наступательные, стирая различие, к примеру, между нападением нацистской Германии на СССР и Великой Отечественной войной, как войной оборонительной - и сегодня, по прошествии времени, я могу принять неизбежность, но не необходимость войны. Война - всегда кризис - как кризис голод и эпидемии - единственно, война оборонительная/освободительная Священна, духоподъёмна, она объединяет и мобилизует и человека, и нацию в целом: "... полезною оказывается лишь та война, которая предпринята для идеи, для высшего и великодушного принципа, а не для материального интереса, не для жадного захвата, не из гордого насилия", пишет Ф. М. Достоевский. Да, в кризис проявляются не одни только лучшие человеческие качества, но и то, что им полностью противоположно, как это можно было наблюдать во время недавней п-мии, когда отдельные граждане предстали во всей своей подлинной сути, до того изредка проглядывавшей сквозь как-бы патриотическую личину.